Как звучит кетский язык. Что значит "кетский язык". Численность носителей языка

КЁТСКИЙ ЯЗЫК

(устар.— енисейско-остяцкий язык) — один из енисейских языков. Распространен по течению Енисея и его притоков от Курейкн до Под-каменной Тунгуски в неск. изолированных р-нах. Число говорящих 684 чел. (1979, перепись). В К. я. обычно выделяют 2 диалекта — нмбатский (в сев. части) и сымскнй (в юж. части ареала), различия между к-рымн значительны. Однако диалектно обособлены и нек-рые др. группы (напр., курейские кеты). Предлагается также иное диал. членение: юж.-кетский, ср.-кетский, сев.-кет-ский (Г. К. Вернер). Важнейшие фонетич. и фонологнч. черты: богатый вокализм (10—11 фонем), в консонантизме наличие гортанной смычки, увулярных и имплозивных согласных, ограннч. развитие оппозиции звонкость — глухость, формирование противопоставления по твердости — мягкости, простота дистрибуции согласных, наличие системы тонов. Падежная парадигма регулярна и двуступеичата: часть падежей — инструментальный, каритив (т. наз. лишит, падеж), просекутив (продольный) — образуется от основы им.-внн. падежа, др. часть (дательный, локатив, аблатив) — от основы род. падежа. Есть особое посессивное склонение (нек-рые падежные формы образуются при помощи падежных форм прнтяжат. местоимений). Сохраняются многочисл. следы именных классов. Глагольная система отличается исключит, сложностью. Субьектно-объектиые отношения, как н нек-рые др. категории, выражаются особыми аффиксами, к-рые могут находиться в начале, в середине и в конце слова. Элементы внутр. флексии сочетаются с агглютинативными аффиксами. Язык номинативной типологии с остаточными признаками активного строя н эргатив-ного строя. В лексике заимствования из самодийских (гл. обр. селькупского), тюркских и рус. языков. Разрабатывается письменность на осн. рус. графики, в К.рейноиич Е. Л., Именные классы и грамматич. средства их выражения в кет-ском языке, ВЯ. 1961, № 2; е г о ж е, Кет-ский язык, в кн.: Языки нзродов СССР, т. 5, Л., 1968; его же, Глагол кетского языка, Л., 1968; Д у л ь з о н Л. П., Очер- ки по грамматике кетского языка, 1, Томск, 1964; его же, Кетский язык, Томск, 1968; Кетский сборник. Лингвистика, М, 1968; Castren M. A., Versuch einer jenissei-ostjakischen und kottischen Sprachlehre..., Sankt-Petersburg, 1858; Donner K., Ketica, остаётся предметом дискуссии. Глагольная словоформа строится на базе морфемных порядков (от 9 до 17, в зависимости от подхода), в основном префиксальных. Инкорпорация существительных ограничена несколькими продуктивными основами. Развита инкорпорация других частей речи (глагольного имени, прилагательного, наречия и др.). Вопрос о строе кетского языка долгое время остаётся предметом дискуссии. Одни учёные относят его к активному типу, другие - к номинативному (смотри Номинативный строй) с чертами активного строя и эргативного строя. В современной лингвистике превалирует точка зрения, что на синхронном этапе кетский язык нельзя отнести ни к одному из названных типов из-за отсутствия общего грамматического правила при выборе личных показателей в глаголе.

Лексика преимущественно енисейского происхождения. Ранние заимствования в основном из тюркских языков и самодийских языков, более поздние - из русского языка.

Первая письменность для кетского языка была разработана в 1934 году на базе латиницы российским исследователем енисейских языков Н. К. Каргером. Письменность на основе кириллицы, созданная российским енисеистом Г. К. Вернером, была официально принята в 1985 году.

Лит.: Дульзон А. П. Кетские сказки. Томск, 1966; он же. Кетский язык. Томск, 1968; Крейнович Ю. А. Глагол кельтского языка. Л., 1968; Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты. М., 1969; Кетский сборник. Лингвистика. М., 1995; Werner Н. Die ketische Sprache. Wiesbaden, 1997; Vajda Е. Ket. Мünch., 2004; Georg S. А descriptive grammar of Ket (Yenisei-Ostyak). Introduction, phonology and morphology. Folkestone, 2007.

Словари: Вернер Г. К. Кетско-русский/русско-кетский словарь. СПб., 1993; Максунова З. В. Краткий кетско-русский словарь. Среднекетский диалект / Под редакцией Г. К. Вернера. Красноярск, 2001.

КЕТСКИЙ ЯЗЫК (устар. назв. – енисейско-остяцкий). Относится к енисейским языкам (кетско-югская группа) и является их единств. сохранившимся представителем. Названия «кеты» (< кет. ке?т ‘человек’) и «кет. яз.» окончательно утвердились в отеч. науке лишь в 1920-х гг.

К. я. – агглютинативного типа, с использованием префиксации (преим. в системе глагола) и суффиксации (в осн. в системе существительного), иногда говорят о наличии инфиксации, имеются также элементы инкорпорации. Есть основания предполагать, что на ранних этапах развития К. я. ему был свойственен аналитизм. К. я. имеет нети-пичный для языков Сев. Евразии фонетич. и граммат. строй. Характеризуется отсутст-вием сингармонизма: наличием 4 слоговых тонов – слоговой акцентуации, однако ее функцион. нагрузка незначительна, т. к. в многосложных словах тональные оппозиции нейтрализуются. Существительное имеет категории граммат. класса (муж., жен., вещ-ный), числа, падежа. Имеется большое кол-во способов выражения категории числа. Отсутствует формальное противопоставление падежа подлежащего и прямого объекта, эти функции маркируются субъект.-объект. показателями глагола. Система спряжения сложна и включает неск. парадигматических рядов (серий) субъект.-объект. показате-лей, дистрибуция к-рых до сих пор не получила однозначного семантич., морфол. или синтаксич. обоснования. Посредством субъект.-объект. показателей глагол согласуется с актантами по категориям лица, числа и класса. При этом категории лица и числа субъекта выражаются раздельно: показатели лица занимают левую крайнюю позицию в словоформе, а числа – правую. Лично-субъект. показатели префигируются. К. я. с нек-рыми оговорками относят к языкам номинативного строя, а ряд исследователей отме-чает отд. реликт. черты эргативного и актив. строя. Порядок слов – преим. субъект, объект, предикат, а его изменение может быть вызвано потребностями коммуникатив-ного выделения. Связь частей сложного предложения осуществляется асиндетически (посредством интонации) или с помощью скреп, в функции к-рых используются слу-жеб. слова, восходящие к вопросит. местоимениям и наречиям либо формально совпа-дающие с падеж. показателями и послелогами. Собственно союзы практически отсут-ствуют.

Выдвигаются гипотезы, сближающие в типол. плане К. я. с сев.-кавказ., сино-тибет., бурушаски, баскским, индейскими и нек-рыми др. языками. Выявлены заимствования из селькупского яз., немного из тюркских и в большом кол-ве из рус. яз.

Считается, что кеты проникли в Сибирь с юга. Ко времени прихода русских на Енисей соседями кетов были предки селькупов и хантов (на западе), тундренных и лесных энцев (на севере), ненцев (на сев.-западе) и эвенков (на востоке). Осн. занятия – рыболовство и охота. Оленеводство имело сезон. хар-р – весной оленей отпускали на вольный выпас. Ареал расселения кетов характеризуется дисперсностью. Отд. их группы удалены друг от друга на значит. расстояния. Кеты проживают в осн. в бас. Енисея от Подкам. Тунгуски на юге до Курейки на севере в Туруханском, отчасти Байкитском р-нах (поселки Келлог, Сургутиха, Верещагино, Бакланиха, Горошиха, Мадуйка, Фарково, Бахта, Верхнеимбатск) и пос. Суломай Эвенкийского авт. окр. Красноярского кр. Большая часть кет. населения сосредоточена в Келлоге, Мадуйке и Суломае. По данным переписей в Красноярском кр. в 1989 кетов было 994, в 2002 – 1 189.

Почти все кеты, владеющие К. я., являются кет.-рус. билингвами. Рус. яз. стал осн. средством общения во всех сферах жизни. К. я. используется преим. на семейно-быт. уровне лицами старшего поколения. М.А. Кастрен, а вслед за ним Е.А. Крейнович и А.П. Дульзон выделяли в енис.-ост. яз. 2 диалекта: имбатский и сымский, по назв. рек Инбак и Сым, в бассейнах к-рых пре-им. проживали носители данных диалектов. Опред. различия между этими диалектами позволяют ряду исследователей считать язык сымских кетов самостоят., получившим назв. «югский».

В наст. время К. я. подразделяют на 3 диалекта (Г.К. Вернер): сев.-кет. (по р. Ку-рейке и на оз. Мундуйском) и юж.-кет. (от р. Подкам. Тунгуска до р. Елогуй), в к-ром можно выделить говоры кетов Подкам. Тунгуски и Елогуя. Последний – среднекет., или нижнеимбат. (от с. Сургутиха до Туруханска) – включает юж. (пос. Сургутиха) и сев. (от с. Верещагина до Туруханска) говоры. Ввиду постоянной миграции населения границы диалект. ареалов нечеткие.

1-й кет. алфавит на основе латиницы был разработан в нач. 1930-х гг., а 1-й букварь издан Н.К. Каргером в 1934, но они не нашли практич. применения. Создание кет. письменности собственно началось в 1980-х гг., когда был разработан алфавит на базе кириллицы, изданы школ. букварь, словарь и учебники для нач. классов. В ряде посел-ков ведется преподавание К. я. в нач. классах. Лит. яз. отсутствует.

Лит.: Castrén M.A. Versuch einer Jenissei-Ostjakischen und kottischen Sprachlehre nebst Wörterverzeichnissen aus den genannten Sprachen. St. Petersburg, 1858; Дульзон А.П. Кетский язык. Томск, 1968; Крейнович Е.А. Глагол кетского языка. Л., 1968; Языки народов СССР. М.; Л., 1968. Т. 5; Палеоазиатские языки. М., 1997; Werner H. Die ketische Sprache. Wiesbaden, 1997; Языки народов России: Красная книга: Энцикл. словарь-справочник. М., 2002; Кривоногов В.П. Кеты – десять лет спустя (1991–2001 гг.). Красноярск, 2003; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

кетский язык

КЕТСКИЙ ЯЗЫК (устаревший енисейско-остяцкий) язык кетов. Относится к енисейской группе палеоазиатских языков. Разрабатывается письменность на основе русского алфавита.

Кетский язык

енисейско-остяцкий язык, последний сохранившийся представитель енисейской семьи языков, ранее распространенной, по свидетельству гидронимики, вплоть до юга Западной Сибири. К. я. входит в кетско-пумпокольскую подгруппу, отличную от вымершей южной арино-ассано-коттской подгруппы, известной по записям 18≈19 вв. На К. я. говорят около 900 чел. (1970, перепись) в Туруханском и Байкитском районах Красноярского края РСФСР. Два основных диалекта ≈ имбатский (северный) и сымский, или югский (менее 10 чел.), настолько разошлись, что их можно считать разными языками. Фонологический состав К. я. характеризуется типологически редким сочетанием наличия противопоставления мягких и твёрдых согласных и тоновых различий (до 5 тонов в различных говорах). Имя существительное обладает формой основного падежа (субъекта и прямого объекта) и системой вторично развившихся падежей с пространственными значениями. В существительных выделяется класс вещей, противопоставленный одушевлённым классам (мужскому и женскому). Большинство грамматических значений в глаголе передаётся с помощью префиксов и инфиксов (реже суффиксов), широко развита инкорпорация . Письменность для К. я. была создана в 1934 советским учёным Н. К. Каргером.

Лит.: Дульзон А. П., Кетский язык, Томск, 1968; Креинович Е. А., Кетский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 5, Л., 1968: его же, Глагол кетского языка, Л., 1968; Топоров В. Н., Библиография по кетскому языку, в кн.: Кетский сборник, М., 1969; Castrén М. А., Versuch einer jenissei-ostjakischen und kottischen Sprachlehre nebst Wörterverzeichnissen aus den genannten Sprachen, St.-Petersburg, 1858.

В. В. Иванов:

Википедия

Кетский язык

Ке́тский язы́к - изолированный язык, единственный живой представитель енисейской семьи языков. На нём говорят кеты в районе бассейна реки Енисей. Российскими учёными предпринимались попытки установить взаимосвязи между кетским языком и языком бурушаски , а также с сино-тибетскими языками и языками североамериканских индейцев на-дене , чье самоназвание похоже на самоназвание кетов. Часто енисейские языки включают в гипотетическую сино-кавказскую макросемью. Язык находится под угрозой исчезновения - количество этнических кетов, для которых кетский язык является родным, сократилось с 1225 человек в 1926 году до 537 человек в 1989 году, 365 чел. в 2002 году и 213 чел. в 2010 году. По результатам полевых исследований число носителей кетского языка оценивается в 150 чел. (1999-2005 гг.). Другой енисейский язык - югский , видимо, окончательно вымер совсем недавно.

Внешний облик кетов резко отличается от облика других сибирских народов. Соседи кетов - якуты, эвенки, селькупы, ханты - это типичные представители монголоидной расы. Палеоазиаты, эскимосы и чукчи образуют особую арктическую ветвь монголоидной расы.

А кеты сочетают в своем облике черты европеоидов (довольно часто голубые глаза, иногда светлые волосы) и индейцев Америки (орлиный нос, «индейские скулы», особый разрез глаз). Язык же кетов и близкие к нему другие енисейские языки не имеют ничего общего с языками соседних народов, и не удалось пока заметить надежных признаков его родства с какими-либо другими языками мира. Кетский язык очень своеобразен. Например, в нем существует необычайно сложная система спряжения глаголов. И многие десятки из них спрягаются по-своему, не так, как остальные. В 1971 году профессор Томского университета А.

П. Дульзон получил Государственную премию за монографию, посвященную кетской грамматике. Значительная часть этой грамматики посвящена глаголу.

«Летнее передвижение по реке на лодках обозначается у кетов совсем иным глаголом, чем зимнее движение по льду,- пишет другой советский исследователь, Е. А. Крейнович.- Зимние и летние передвижения кетов вниз по реке также обозначаются различными глаголами. И глагол, обозначающий передвижение вниз по реке на лодке в летнее время, образуется по-разному, в зависимости оттого, обозначается ли движение вниз по Енисею и его крупным притокам, например Подкаменной Тунгуске, или же по мелким речкам, впадающим в Енисей или его притоки!» Кеты появились на нижнем Енисее сравнительно недавно. Еще в XVII-XVIII веках их предки жили гораздо южней, в районе теперешних Енисейска, Красноярска, Ачинска.

Собственно говоря, кетский язык, который является родным для девятисот кетов (остальные кеты перешли на русский) - это лишь один из языков, когда-то распространенных по течению Енисея, вплоть до его истоков, а также в верховьях рек Кеть и Чулым, притоков Оби. Путешественники и ученые XVIII века смогли составить небольшие словари ныне исчезнувших аринского, ассанского, пумпокольского, коттского языков, родственных кетскому. Они образуют особую семью - енисейскую. Кроме кетского, сохранился и еще один енисейский язык - югский. Им владеет...

8 человек, живущих в русских селах Ворогово и Ярцево, расположенных на сотню километров южнее кетских селений. Большинство енисейских языков исчезло не потому, что носители их вымерли. Просто после того, как верховья Енисея заняли тюркские народы, часть енисейцев, предки нынешних кетов, ушла по течению великой сибирской реки на север.

А те, кто остался, постепенно смешались с пришельцами и стали говорить по-тюркски. Видимо, потомки тюркизованных енисейцев есть среди современных хакасов (наряду с тюркизованными потомками самодийцев).

Возможно, такое же происхождение имеют и шорцы, живущие на территории, граничащей с Хакасской и Горно-Алтайской автономными областями. В Туве многие названия рек могут быть объяснены лишь с помощью енисейских языков. Значит, и здесь до прихода тюрков жили когда-то племена, родственные кетам. Они, вероятно, участвовали в образовании тувинского народа.

Значит, родина енисейских языков - Саянские горы? Есть много фактов, говорящих о том, что и сюда, как позднее в низовья Енисея, предки кетов пришли откуда-то с юга. Не так давно профессор Пуллиблэнк, один из лучших в мире знатоков китайско-тибетских языков, выступил с сенсационной гипотезой.

Сравнив дошедшие до нас в китайских текстах слова языка хунну, которые считались предками тюрков, с енисейскими словами, он пришел к выводу, что хунну говорили на енисейском языке! Хуннские и енисейские слова со значением «сын», «камень», «молоко», «лошадь» звучат очень похоже. Но большинство историков считают все-таки, что нельзя ставить знак равенства между древними хунну и енисейцами. Скорее всего, предки кетов входили в состав огромной державы хунну, наряду с предками тюрков, монголов, а возможно, и других народов.

Ряд и зарубежных ученых склонны видеть в енисейцах, в последних их представителях - кетах-один из «островков» древнейших палеоевразийцев наряду с кавказцами, буришами и басками. Между прочим, в этих неборейских языках есть кое-что общее и в грамматике и в словаре. Например, корень со значением «вода».

В борейском прапраязыке он звучал, как wete, в индоевропейском языке изменился в wodor (отсюда русское вода, хеттское ватар, немецкое Wasser, английское water). В уральском праязыке он дал звучание wete (отсюда эстонское веси, венгерское виз) и т. д. А вот в языке басков вода называется словом ур. В енисейских же языках это же слово звучит как ул или ур.

Так что в будущем, быть может, окажется, что два удивительных языка - баскский и кетский - родственны друг другу. Но пока что доказательств мало. Были попытки найти следы родства енисейских языков с наречиями Тибета, а также с австрическими языками. Впрочем, и здесь пока что убедительных результатов не получено: есть только отдельные совпадения.

Крайне интересно было бы поискать связи енисейской семьи с языками Нового Света. Индейцы, как считают антропологи, являются большой ветвью монголоидов. И все-таки многие признаки, например характерный орлиный нос, резко отличают коренных жителей Нового Света от типичных монголоидов (но не цвет кожи - лишь у немногих индейских племен она бронзово-красная, у большинства же индейцев кожа имеет смуглую окраску).

Ученые объясняют это тем, что заселение Америки произошло очень давно, еще в те времена, когда монголоидная раса полностью не сформировалась. И лишь некоторые народности Азии сохранили древнейший расовый тип: к ним относятся кеты и некоторые малые народности Тибета. С этой интересной гипотезой антропологов перекликаются и гипотезы лингвистов, которые пытаются найти черты сходства между языками индейцев Америки, кетскими и тибетскими наречиями. Выдающийся исследователь народов Сибири В. Г. Богораз полагал, что язык кетов - это крайнее западное звено цепи, соединяющее палеоазиатские языки (нивхский, айнский и т.

М. Холмер считает, что некогда существовал палеоевразийский языковый тип, следы которого обнаруживаются на пространстве от Пиренеев до Берингова пролива. Он предполагает связь баскских, кавказских, бурушаски, енисейских, палеоазиатских языков между собой и пытается проследить родственные связи их с индейскими языками Америки. Правда, мост к языкам Нового Света пытались перекинуть не только с помощью кетского и палеоазиатских (нивхского, ительменского) языков.

Около полувека назад американский лингвист Э. Сепир высказал предположение, что языки атапасков и некоторых других индейских племен, населяющих северо-западный угол Америки, родственны китайско-тибетским. Известный американист Поль Риве находил черты близости между австронезийскими языками (особенно теми, на которых говорят в Меланезии) и языками индейцев Калифорнии. Он же нашел ряд совпадений в словарях языков Австралии, индейцев Огненной Земли и Патагонии. Прославленный путешественник Тур Хейердал находит следы языков индейцев Южной Америки в географических названиях острова Пасхи и других островов Полинезии. Все эти гипотезы, хотя подчас и чересчур смелы, но все же опираются на какое-то историческое и лингвистическое обоснование. Кроме них, существует огромное количество совсем фантастических предположений.

Языки индейцев Америки сближают с шумерским, финикийским, древнегреческим, хеттским, санскритом, с языками гвинейского побережья Африки. Причем находят здесь ряд кажущихся поразительными совпадений. Например, по-гречески «теос» означает «бог», а в языке индейцев Центральной Америки «бог» передается словом «теотль».

Однако совпадения отдельных слов в языках Старого и Нового Света не покажутся поразительными, если учесть, что до того, как европейцы начали колонизацию Америки, здесь говорили на... 2 тысячах различных языков! Да и теперь, несмотря на то, что численность индейских племен резко сократилась, все-таки в Новом Свете существует не менее тысячи индейских наречий. И подыскать в них слова, совпадающие по звучанию и значению со словами языков Старого Света (а их тоже огромное число!) не так-то уж и трудно.

А если сопоставлять не просто отдельные языки Старого и Нового Света, а праязыки, древнейшие формы, и отыскивать в близких по смыслу словах не просто случайные созвучия, а регулярные звуковые соответствия? И не в одном-двух, а в сотнях корней?..

К сожалению, такая работа пока что неосуществима, ибо до сих пор нет реконструкции большинства праязыков индейцев Америки. Потому-то ученые и не знают, восходят ли все индейские наречия к одному единому праязыку или же разделяются на несколько самостоятельных семей. Причем разные лингвисты насчитывают и разное число этих семей - от пяти до нескольких сотен!