Гуттенберг изобрел печать. Иоганн гутенберг - первопечатник из германии. Последние годы жизни

, Священная Римская империя

Дата смерти 3 февраля Место смерти
  • Майнц , Майнцское курфюршество , Священная Римская империя
Подданство Майнцское курфюршество Род деятельности изобретатель , типограф , гравёр , инженер , кузнец , ювелир Отец Фриле Генсфлейш [d] Мать Эльза Вирих [d] Медиафайлы на Викискладе

Гутенберг в 1439 году был первым европейцем, который использовал подвижные литеры . В числе его многочисленных вкладов в печать: изобретение процесса массового производства при помощи подвижных литер; использование чернил на масляной основе для печати книг, регулируемой матрицы, механических подвижных литер и деревянной печатной машины, аналогичной сельскохозяйственным винтовым прессам того периода. Его поистине эпохальным изобретением было объединение этих элементов в практическую систему, которая позволяла массово выпускать печатные книги и была экономически выгодной как для типографов, так и для читателей. Метод изготовления литер Гутенберга традиционно включает гарт (сплав) и ручную литейную форму. Сплав представлял собой смесь свинца, олова и сурьмы, которая расплавлялась при относительно низкой температуре для более быстрого и экономичного литья, хорошо отливалась и создавала долговечные литеры.

В эпоху Возрождения в Европе с появлением механической подвижной печати началась эпоха массовой коммуникации, которая навсегда изменила структуру общества. Относительно неограниченный оборот информации, включая революционные идеи, вышел за границы, захватил массы в Реформации и поставил под угрозу власть политических и религиозных властей. Резкий рост грамотности разрушил монополию грамотной элиты на образование и обучение и поддержал формирующийся средний класс. По всей Европе растущее культурное самоосознание привело к росту протонационализма, ускоренное расцветом европейских местных языков в ущерб статусу латинского языка как лингва-франка . В 19 веке замена ручного печатного станка Гутенберга на паровые ротационные прессы позволила печатать в промышленных масштабах, в то время как печать в западном стиле была принята во всем мире, став практически единственным средством для современной массовой печати.

Использование подвижных литер было явным улучшением рукописи, которая была основным методом производства книг в Европе, а также ксилографии, и произвело революцию в европейском книжном производстве. Технология печати Гутенберга быстро распространилась по всей Европе, а затем и по всему миру.

Его главная работа, Библия Гутенберга (также известная как Библия из 42 строк), была первой печатной версией Библии и получила признание за ее высокое эстетическое и техническое качество

Биография

По причине весьма ограниченного количества документальных источников о жизни Гутенберга нет возможности восстановить его связную биографию. В годы его жизни, как правило, лишь биографии заметных политических фигур и церковных деятелей удостаивались чести быть занесёнными в достойные доверия источники. В этом плане Гутенберг был как многие другие, то есть не представлял собой особого интереса. Его изобретение тем не менее способствовало тому, что некоторые факты его жизни нашли отражение в книжных откликах современников.

1400-1448. Ранняя деятельность

Иоганн (Йоханн - Henne, Hengin, Hanssen) Гутенберг родился в семье майнцского патриция Фриле Генсфлейша и Эльзы Вирих. Патрициями в Средневековой Германии называли граждан, принадлежащих к высшим слоям городского бюргерства . Мать принадлежала к семье торговцев сукном, таким образом брачный союз родителей Иоганна, заключённый в 1386 году, был мезальянсом . Майнц являлся весьма важным городом, так как именно здесь избирался архиепископ германской церкви , курфюрст . Город являлся одним из многих городов, где происходили столкновения между патрициатом и цехами , что вынуждало семейство Иоганна временно покидать город в периоды поражений патрициата.

Авторство изобретения

Гутенберговедение

Исследованию жизни Гутенберга, его личности, фактов его биографии и его значения для истории книгопечатания и истории в целом посвящено весьма значительное количество научных и популярных трудов. К середине двадцатого века количество сочинений по гутенберговской теме уже превышало три тысячи единиц, а в дальнейшем лишь увеличивалось. Революционность изобретения Гутенберга сделала его, с одной стороны, популярным предметом исследований, что способствовало развитию знаний о нём и об историческом периоде, в который он жил. С другой стороны, необычайная важность момента начала книгопечатания сподвигала некоторых исследователей трактовать факты не самым корректным образом в попытке приписать изобретение другим лицам, оспорить место зарождение книгопечатания и прочих искажений, в надежде извлечь выгоду из столь важного события в мировой истории.

Попытки «отнять» авторство изобретения у Гутенберга начались едва ли не при его жизни. С самого начала повёлся спор, какой же город считать колыбелью книгопечатания: Майнц или Страсбург? Кто же на самом деле совершил столь важный сдвиг в мировой истории: Йоханн Фуст и Петер Шеффер , Йоханн Ментелин ? Или же первооткрывателем печатной книги был кто-то в Китае?

В Германии долгое время Гутенберг считался лишь подручным якобы истинных изобретателей - Фуста и Шеффера. Эта точка зрения поддерживалась многими (в частности, Иоганном Готтшедом). Несмотря на то, что первенство Гутенберга было подтверждено ещё в восемнадцатом веке (Д. Келер, Д. Шепфлин), и Ментелин и Фуст и поныне упоминаются в этом плане, хотя уже в основном в ненаучной среде.

Основной проблемой в гутенберговедении является отсутствие книг, выпущенных Гутенбергом, в которых присутствовал бы его колофон (отметка на старинных книгах об авторе, времени и месте издания). То, что книга была выпущена Гутенбергом, подтверждается лишь с помощью второстепенных признаков, из которых ключевым является используемый при печати шрифт. К этой главнейшей проблеме добавляются и побочные: малое количество документальных свидетельств (имеется лишь 34 актовых свидетельств о Гутенберге), отсутствие личной переписки, записей, отсутствие достоверного портрета.

Опознавание древних печатных книг по шрифту - известная практика в области исторического книговедения. При зарождении печати почти каждый издатель находил свой шрифт, благодаря чему имеется возможность даже по безымянным фрагментам узнавать, руке какого типографа принадлежит та или иная страница. В гутенберговедении шрифтологический метод сыграл важнейшую роль. Именно с его помощью было установлено наследие Гутенберга.

Ещё одним весомым фактором в попытках изучить историю знаменитого немца стало стремление создать из него некую «легенду», построить его образ таким манером, чтобы он соответствовал отведённой ему роли в истории. В девятнадцатом веке такая легенда была благополучно создана. Гутенберг представлялся как образованный представитель элиты, увлечённый идеей просвещения, который, блюдя свои финансовые интересы, отдал силы развитию книгопечатания. Однако, скомпилированный под эту легенду, образ не выдержал проверки временем, что привело к расколу в гутенберговедении в начале двадцатого века. Излишняя концентрация внимания на различных аспектах жизни изобретателя приводила к перекосам: иногда во главу угла исследований ставился вопрос меркантильного характера, учитывались только денежные аспекты деятельности, иногда всё внимание сосредотачивалось на вопросах происхождения, подтверждения принадлежности Гутенберга элитным сословиям. Некоторые исследователи целиком сосредотачивалось на анализе шрифтов, что приносило свои плоды, но, опять же, вело к слишком узкому взгляду на проблему в целом.

Группа исследователей (Отто Хупп , Пауль Швенке ) видела в Гутенберге лишь талантливейшего практика, создателя первых искусных шрифтов, который являлся лишь типографом и не был сколько-нибудь озабочен целями просвещения. Иоганн Цедлер рассматривал Гутенберга ещё более ограниченно. В его представлении он был лишь технически образованным человеком, который создал одни из первых печатных книг, причём, в силу именно новизны технологий для своего времени, данные издания Цедлер считал весьма несовершенными, особенно по сравнению с дальнейшими разработками в этой области. Эта точка зрения вполне вписывалась в представления о Гутенберге как об инструменте, составной части в механизме исторического развития, появление которого было предопределено законами истории.

«…долгий и ожесточённый спор о действительном изобретателе книгопечатания никогда не будет разрешён… Гутенберг сделал в этом направлении последний решительный шаг с наибольшей смелостью и ясностью и благодаря этому с наибольшим успехом… Это лишь значит, что он лучше всех сумел подвести итоги накопленному опыту и всем неудачным или полуудачным попыткам своих предшественников. И это нисколько не умаляет его заслуги; его заслуга остаётся бессмертной… но не новое неведомое растение он посадил в земную почву, а лишь удачно сорвал медленно созревший плод».

Печатание с досок распространилось в Европе в конце XIV в. В Германии, Италии, Фландрии этим способом печатали бумажные деньги, игральные карты и картинки религиозного толка. Сначала на них не было текста, он вписывался от руки, потом появились и картинки с печатным текстом. Напечатанные ксилографическим способом (то есть с доски) книги появились примерно в 1450 г. Техника печатания с досок напоминала во всех отношениях китайскую технику. Одна сторона листа при этом оставалась чистой.

Изобретатель европейского книгопечатания Иоганн Гутенберг сначала тоже занимался печатанием с досок. Но этот способ производства книг не был приспособлен к европейским алфавитам. И у Гуттенберга появилась идея: набирать текст из отдельных букв. Реализовать ее, однако, оказалось делом непростым, на это ушло десять лет упорного труда. Главная проблема состояла в том, что трудно было изготовлять буквы в больших количествах, не вырезая каждую по отдельности. Иными словами, нужно было придумать способ массового производства букв. Найденный в конце концов Гуттенбергом способ предполагал отказ от деревянных букв и отливку их из металла.

Делал он это следующим образом. Сначала готовил выпуклые изображения букв, вырезая их на железных брусочках. Потом это изображение приставлял к медному брусочку и бил по букве молотком. В результате на меди отпечатывалось вогнутое изображение буквы. Такое изображение в полиграфии называется матрицей. В нее Гуттенберг лил расплавленный свинец, и, когда металл застывал, он вынимал из матрицы брусочек с выпуклым изображением буквы. Оно было зеркальным. Свинцовые бруски с оттиснутой на них буквой называются литерами. Одну букву можно использовать для изготовления тысяч одинаковых литер - так же, как вырезанная на железе буква позволяла изготовить множество одинаковых матриц.

Массовое изготовление металлических литер, из которых составлялся набор - в этом заключается смысл изобретения книгопечатания Гуттенберга. Дальше надо было придумать способ ставить буквы в ряд так, чтобы получилась ровная строка, и при этом составить из строчек страницу. Для этого Иоганн изобрел простое приспособление - он использовал металлическую пластинку с тремя бортами, причем два из них были неподвижны, а третий мог перемещаться. Такое устройство назвали верстаткой. Наборщик, в соответствии с текстом набираемой книги укладывал в нужном порядке одну литеру за другой; борта же не давали им рассыпаться. Когда страница была набрана, борт закрепляли. Получалась страница в рамке; она называлась печатной формой. Форму покрывали специальной краской и прижимали к ней лист бумаги. В итоге получается оттиск набора - печатный текст.

Первый печатный станок

Помимо способа изготовления литер и набора текста, Иоганн Гуттенберг создал печатный станок. Он приспособил для печатания ручной пресс, применявшийся для выжимания виноградного сока. Печатный станок состоял из нижней доски, на которой в рамке укреплялся покрытый краской набор, и верхней доски, которая опускалась с помощью винта. Верхняя доска плотно прижимала лист бумаги к набору - и получался четкий оттиск. Таким образом, Гуттенберг разработал и создал весь процесс книгопечатания - от литья металлических литер до выпуска готовой книги.

Вся подготовительная работа - изготовление первых комплектов шрифтов и постройка станка - потребовала немалых денег. У Гуттенберга их не было, и ему пришлось вступить в сделку с богатым купцом Фустом. Условие было таким: прибыль от изобретения они делят пополам. Но у Фуста аппетит был, больше - ему хотелось прибрать к рукам всю типографию. И он выдвинул дополнительное условие: деньги, которые он дает на создание типографии, считаются долгом Гуттенберга. Если тот не возвращает его в срок, то типография переходит в собственность Фуста.

Дела у Гуттенберга сразу пошли удачно. Книги печатались и поначалу хорошо раскупались. Гуттенберг взял себе помощника и сделал из него отличного мастера. Всю свою долю прибыли изобретатель тратил на отливку новых шрифтов и постройку печатных станков; Фуст же свою долю клал в карман. А когда деньги у Гуттенберга кончились, Фуст стал требовать с него долг, подал в суд и выиграл свой иск.

Гуттенберг, голодая, стал вновь печатать книги, залезая при этом в долги. Кредиторы грозились подать в суд, и все могло кончиться печально, если бы не обстоятельство, столь типичное уже для нашего времени: печатное слово впервые показало свою силу в политической борьбе .

В городе Майнце, где жил Гуттенберг, враждовали между собой два архиепископа - два высших духовных лица. А надо сказать, что они обладали и огромной гражданской властью - делали, что хотели, каждый имел собственное войско. Гутенберг выступил на стороне одного из них - стал печатать листы в его поддержку, стремясь привлечь на его сторону население города. А Фуст сражался за другого священника. В результате победил первый архиепископ. Вклад Гуттенберга в эту победу был «высоко» оценен: каждый год он мог получать бесплатно новое платье, двести мер зерна и два воза вина, а также разрешение получать обед со стола архиепископа.

Первая книга Гутенберга

Первой полнообъемной книгой, напечатанной Гутенбергом, стала так называемая 42-строчная Библия, состоявшая из двух томов в 1286 страниц. Эта книга, признанная шедевром ранней печати, имитировала готические средневековые рукописные книги. Цветные инициалы (заглавные буквы) и орнамент выполнялись художниками от руки.

К 1500 г. книгопечатание проникло в 12 европейских стран. За 60 лет, прошедших с начала применения нового способа, было напечатано более 30 тыс. наименований книг, средний тираж одной книги был равен 300 экземплярам. Эти книги получили название «инкунабулы».

Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Особенно больших успехов здесь достиг белорусский печатник Франциск Скорина, в 1517-1519 гг. печатавший книги в Праге, а в 1525 г. - в Вильно.

В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI в. Основателем его был Иван Федоров. Первая книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (это была первая московская типография), датируется 1564 г.

Иоганн Гутенберг Иоганн Гутенберг Гутенберг Иоганн (. 1399 1468) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине XV в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Гутенберг, Иоганн - Иоганн Гутенберг ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (около 1399 1468), немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в Майнце 42 строчную Библию (признана шедевром ранней печати). Выпустил так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (около 1399 1468 гг.) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (она признана шедевром ранней печати). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь, учебники,… … Исторический словарь

Гутенберг Иоганн - (Gutenberg, Johann) (ок. 1398 1468), нем. мастер первопечатник, изобретатель европ. способа книгопечатания. В 1438 г. заключил соглашение с тремя партнерами в целях развития методов книгопечатания. В 1450 г. получил деньги от купца из Майнца… … Всемирная история

- (Gutenberg, Johann) ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (между 1397 и 1400 1468), немецкий ремесленник, которого принято считать изобретателем книгопечатания с помощью набора из подвижных отлитых из металлического сплава литер, а также печатного пресса и… … Энциклопедия Кольера

- [между 1394 1399 (или в 1406) 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. * * * ГУТЕНБЕРГ… … Энциклопедический словарь

Гутенберг (Gutenberg) Иоганн [р. между 1394≈99 (или в 1406) ≈ умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. ═ Способ Г. (печатный набор) позволил получать произвольное число идентичных … Большая советская энциклопедия

Запрос «Гуттенберг» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Гутенберг Johannes Gutenberg Дата рождения: между 1397 и 1400 … Википедия

- [между 1394—99 (или в 1406) — 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию — первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати … Большой Энциклопедический словарь

- (наст. фам. Генсфлейш; р.1394/99 или 1406 – ум. 1468) – нем. изобретатель книгопечатания в Европе. Выбрал фам. матери, т. к. фам. отца, Генсфлейш, была неблагозвучной и означала – гусиное мясо. В сер. ХV в. в Майнце напечатал так наз. 42 строчную … Энциклопедический словарь псевдонимов

Книги

  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории (подарочное издание) , Альберт Капр. Стильное подарочное издание. Книга украшена золотым тиснением и ляссе. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о…
  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории , Капр Альберт. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о знаменитом деятеле немецкой культуры Иоганне Гутенберге. Автор книги,…

Иоганн Гутенберг Иоганн Гутенберг Гутенберг Иоганн (. 1399 1468) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине XV в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Гутенберг, Иоганн - Иоганн Гутенберг ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (около 1399 1468), немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в Майнце 42 строчную Библию (признана шедевром ранней печати). Выпустил так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гутенберг Иоганн - (около 1399 1468 гг.) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (она признана шедевром ранней печати). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь, учебники,… … Исторический словарь

Гутенберг Иоганн - (Gutenberg, Johann) (ок. 1398 1468), нем. мастер первопечатник, изобретатель европ. способа книгопечатания. В 1438 г. заключил соглашение с тремя партнерами в целях развития методов книгопечатания. В 1450 г. получил деньги от купца из Майнца… … Всемирная история

ГУТЕНБЕРГ Иоганн - (Gutenberg, Johann) ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (между 1397 и 1400 1468), немецкий ремесленник, которого принято считать изобретателем книгопечатания с помощью набора из подвижных отлитых из металлического сплава литер, а также печатного пресса и… … Энциклопедия Кольера

Гутенберг Иоганн - [между 1394 1399 (или в 1406) 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. * * * ГУТЕНБЕРГ… … Энциклопедический словарь

Гутенберг Иоганн - Гутенберг (Gutenberg) Иоганн [р. между 1394≈99 (или в 1406) ≈ умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. ═ Способ Г. (печатный набор) позволил получать произвольное число идентичных … Большая советская энциклопедия

Гутенберг Иоганн - Запрос «Гуттенберг» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Гутенберг Johannes Gutenberg Дата рождения: между 1397 и 1400 … Википедия

Гутенберг Иоганн - [между 1394—99 (или в 1406) — 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию — первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати … Большой Энциклопедический словарь

Гутенберг Иоганн - (наст. фам. Генсфлейш; р.1394/99 или 1406 – ум. 1468) – нем. изобретатель книгопечатания в Европе. Выбрал фам. матери, т. к. фам. отца, Генсфлейш, была неблагозвучной и означала – гусиное мясо. В сер. ХV в. в Майнце напечатал так наз. 42 строчную … Энциклопедический словарь псевдонимов

Книги

  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории (подарочное издание) , Альберт Капр. Стильное подарочное издание. Книга украшена золотым тиснением и ляссе. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о… Купить за 5554 руб
  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории , Капр Альберт. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о знаменитом деятеле немецкой культуры Иоганне Гутенберге. Автор книги,…

15 век. Изобретение Иоганна Гутенберга способствовало распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в свою очередь – всей системы образования и воспитания человека.

Точного ответа на вопрос «Кем и когда было изобретено книгопечатание» нет и не может быть, по крайней мере, пока не обнаружены соответствующие документы. Ни один источник, дошедший до нас, не дает прямого ответа на этот вопрос, вынуждая исследователей строить свои гипотезы только на основании косвенных доказательств. Большинство исследователей и обыватели присваивают изобретение книгопечатания именно Гутенбергу, однако, скептики утверждают, что это скорее традиция, чем непреложная истина – слишком много загадок таит Иоган Гутенберг. До сих пор не известна точная дата рождения
Иогана Гейнсфлейша (его настоящего имени, Гутенберг – лишь прозвище, прозвище производное от имения в одной версии отца, в другой – матери).
Историография проблемы полна противоречий, вызванных различными толкованиями источников. Основная масса материалов по Гутенбергу связана с описанием судебных процессов с его участием. Но в протоколах не всегда ясен предмет процесса, так как дела, которыми занимался Гутенберг, не подлежали огласке в связи с их секретностью и договорами с компаньонами о неразглашении.

Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались до него. Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев и корейцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем. Таким образом, заслуга Гутенберг сводится к обобщению и систематизации существующих до него изобретений, воплотив на практике идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий.
Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы.
Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать, чем, возможно, предугадал появление мануфактурных форм организации производства, которые с XVII века должны были победить ремесло.
Ученики Гутенберга распространили по Европе печатание подвижными литерами.
От всех чрезвычайно многочисленных типографий, возникших еще в XV веке в разных городах и странах, протягиваются незримые нити к единому центру-майнцкой печатне мастера Иогана,-он и только он - истинный родоначальник этого замечательного искусства.