Государственные займы. Внешний государственный займ Внешние займы

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

8.4. Государственный долг. Внутренние и внешние займы

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

  • 6.Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
  • 7. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход. Особенности расчета ввп. Номинальный и реальный ввп.
  • Соотношение показателей в Системе национальных счетов
  • 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
  • Кейнсианская макроэкономическая модель Дж.М. Кейнс начал с опровержения основных положений классической модели и показал следующее.
  • 10.Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины, последствия. Антиинфляционная политика государства.
  • 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
  • 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
  • 14. Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
  • 15. Содержание и принципы финансовой политики государства.
  • 16. Финансовая система государства.
  • 17. Государственный бюджет рф и его функции.
  • 10 Принципов:
  • 18. Состав и структура доходов федерального бюджета
  • Налоговые доходы бюджета, и их характеристика.
  • 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
  • 20. Федеральные налоги.
  • 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
  • 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
  • 25. Классификация бюджетных расходов рф.
  • 27. Бюджетный процесс в рф.
  • Казначейская система исполнения бюджета.
  • 28. Внебюджетные социальные фонды государства
  • 29. Финансовый контроль
  • 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка от ее реализации.
  • 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления ее использования.
  • 37. Методологический инструментарий (ми) оценки стоимости денег во времени
  • 39. Анализ ликвидности и кредитоспособности.
  • Коэффициент текущей ликвидности (Кт.Л.)
  • Коэффициент критической ликвидности (Ккр.Л.).
  • Коэффициент абсолютной ликвидности.
  • 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
  • 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
  • 43. Эффект фин.Левериджа (эфр)
  • 45. Эффект операционного рычага и деловой риск предприятия
  • 46. Управление денежными оборотными средствами.
  • 3. Движение денежных средств в связи с фи­нансовой деятельностью.
  • 47. Управление товарно-материальными запасами
  • 6. Реальное отражение в финансовом учете стоимос­ти запасов тмц в условиях инфляции.
  • 4. Форм-е с-мы кред.-х усл-й. В со­став входят элементы:
  • 49. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
  • 54. Диагн-ка банкр-ва.
  • 55. Дивид-я плтк компании: выкуп и дробление акций
  • 56. Анализ эффект-ти ип
  • 57. Виды и особ-ти прямых иностранных инвестиций (ии) в России
  • 58. Портфельные иностранные инвестиции в России
  • Портфельные ин. Инвестиции в России
  • 59. Риск и доходность: теория портфеля и модели оценки активов.
  • Риск и компромиссное соотношение между риском и доходом
  • 60. Методы управления фин. Риском:
  • 61. Хеджирование фин.Риска. Инструменты хеджирования
  • 63. Место и роль рцб в фин. Системе государства.
  • 64.Облигации как инструмент заемного финансирования.
  • 65. Функционирование фондовых бирж. Профессиональные участники
  • 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
  • 67. Производные ц/б (деривативы)
  • 69. Рынок корпоративных ц/б в России.
  • 70. Понятие денежной массы и денежной базы, «денежный оборот», его содержание и структура.
  • 71. Сущность кредита, его функции.
  • 72. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе. Конвертируемая валюта, ее виды.
  • Европейская валютная система
  • 73. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
  • 74. Задачи и функции цб. Денежно-кредитная политика цб.
  • 75. Понятие ссудного и банковского процента
  • 76. Активные операции кб
  • 77. Пассивные операции
  • 78. Информационная безопасность в финансовых органах
  • 79.Автоматизированные информационные системы
  • 80.Автоматизированные информационные системы
  • 81.Инфомацинные технологии в биржевом деле.
  • 82. Автоматизированные информационные системы на предприятиях и организациях различных организационных форм.
  • 84. Аис в казначействе.
  • 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ какзаймы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникаютдолговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

    Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

    Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

    Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

    Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    1. Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Этот долг обеспечен всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

    В состав государственного долга Российской Федерации входят долгов обязательства в следующих формах:

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федераций на основании принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

    Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

    Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа том числе сроков выплаты, размера процентных платежей и срока обращения, не допускается.

    2. Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства субъекта РФ существуют в следующих формах: см. выше, только от имени субъекта.

    Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъектов РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

    3.Муниципальный дол г состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах:

      кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

      займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

      договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

      долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основании правовых актов органов местного самоуправления.

    Управление долгом . Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом, государственным долгом Российской Федерации управляет Правительство. Государственным долгом субъекта РФ управляет орган исполнительной субъекта РФ. Муниципальным долгом управляет уполномоченный местного самоуправления. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ, а также по долговым обязательствам друг друга, если эти обязательства не были гарантированы ими. При финансовом кризисе появляется необходимостьреструктуризации, т.е. погашения долговых обязательств с одновременным осуществлении заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

    В целях регулирования размера государственного долга устанавливаются его предельные объемы. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа мест­ного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

    Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг проводится на основании федерального закона, закона субъекта РФ или решения органа местного самоуправления об утверждении следующих показателей:

    1) предельного размера соответствующего государственного или муници­пального долга;

    2) предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федера­цией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финан­совом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня; этот показатель не должен превышать: для субъекта РФ - 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных и текущем финансовом году заемных средств; для муниципального образо­вания - 15% объема доходов местного бюджета без учета финансовой по мощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств. При расчете предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем году на погашение или реструктуризацию долга;

    3) расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году. Предельный объем этих расходов не должен превышать 15% расходов соответствующего бюджета.

    Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъек­тов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

    Порядок обслуживания государственного и муниципального долга. Затраты по размещению и погашению долговых обязательств Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета. Государственный внут­ренний долг Российской Федерации обслуживается, как правило, Банком России и его учреждениями посредством операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашения и выплаты доходов в ви­де процентов по ним или в другой форме.

    Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате до­ходов в виде процентов по ним осуществляется на основании специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг. Государственный внутренний долг субъекта РФ, муниципальный долг об­служиваются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

    Размер государственного долга РФ:

    Государственный внешний долг России, включая обязательства бывшего СССР, на 1 января 2005 года сократился до $110,5 млрд. по сравнению с $119,7 млрд. на 1 января 2004 года, говорится в сообщении Минфина РФ.

    При этом при пересчете в евро объем внешнего долга РФ за 2004 год также уменьшился - до 81,1 млрд. евро на 1 января 2005 года с 95,7 млрд. евро на 1 января 2004 года.

    В том числе задолженность РФ перед странами - участницами Парижского клуба кредиторов снизилась на 1 января 2005 года до $43,1 млрд. (31,7 млрд. евро) по сравнению с $47,7 млрд. (38,2 млрд. евро) на 1 января 2004 года. Между тем долг перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, сократился на 1 января 2005 года до $6,6 млрд. (4,9 млрд. евро) по сравнению с $7 млрд. (5,6 млрд. евро) на начало 2004 года.

    8.4. государственный долг. внутренние и внешние займы

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

    Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

    Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

    3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

    4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

    Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

    Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

    Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

    Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

    С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28\% всех расходов федерального бюджета против 16\% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

    В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

    В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

    Внешний долг

    Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

    В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

    • международным банкам;
    • правительствам других стран мира;
    • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

    Внешний долг различают двух типов:

    1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
    2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

    Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

    Показатели внешнего долга

    Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

    1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
      • зависимость от экспортных товаров;
      • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
      • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
    2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
      • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
      • достаточности международных резервов;
      • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
    3. Показателями по госсектору, а именно:
      • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
      • изменения курса иностранной валюты к домашней.

    Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

    В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

    Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

    • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
    • степень открытости внешнего рынка капитала;
    • режим реального валютного курса;
    • вероятность возникновения экономического кризиса.

    Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

    Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

    Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

    • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
    • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
    • восстанавливается общий бюджет государства.

    Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

    Рейтинг стран мира по внешнему долгу

    Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

    Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
    США 16 893 000 101
    Великобритания 9 836 000 396
    Германия 5 624 000 159
    Франция 5 633 000 188
    Нидерланды 3 733 000 309
    Япония 2 719 000 46
    Испания 2 570 000 165
    Италия 2 684 000 101
    Ирландия 2 357 000 1060
    Люксембург 2 146 000 3411

    В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

    Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.