Какие суффиксы бывают в русском языке список. Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа. Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевлённые, а также все существительные среднего рода имеют в именительном па

краткое содержание других презентаций

«Словарные слова русского языка» - Подобрать синонимы, антонимы. Пословицы и поговорки, фразеологические обороты со словарными словами. Знакомство младших школьников с этимологией. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. Этап контроля и самоконтроля. Совместная деятельность учителя и ученика. Содержание. Теоретические положения при изучении словарных слов. Использование компьютера освобождает учителя от рутинной работы.

«Русский алфавит» - Фонетический разбор. Все гласные буквы расселены. Домики. Гласные буквы. Западное полушарие. Парные согласные. Мягкий знак. Буквы расселены. Карта русского алфавита состоит из 2 полушарий. Звуки и буквы русского языка. Непарные глухие согласные. Буквы. Звук согласный или гласный. Твердый знак. Гласные и согласные. Карта русского алфавита. Восточное полушарие. Непарные звонкие согласные.

«Написание изложения» - Проблемное задание. Мрамор. Прочитай текст. Выпал пушистый снег. Выберете из предложенных заголовков самый подходящий. Запишите отрывок по памяти. Блеск Изумрудного города. Работа над изложением. Группа предложений. Научиться писать изложение. Корректор. Текст-рассуждение. Чем текст отличается от предложения. Учимся писать изложения.

«Предложение в русском языке» - Окончание. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Двусоставные и односоставные предложения. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы. Простые и сложные предложения. Части слова. Нераспространенные и распространенные предложения. Строим слова и предложения. Второстепенные члены предложения. Приставка. Предложение – единица речи.

«Суффиксы в русском языке» - Таблица значений суффиксов. Улыбнитесь друг другу. Проверь себя. Тема урока: суффикс. Задачи урока. Лес, в лесу, лесной, лесник, леса, лесок, за лесом. (За)колдовала зима лес. Девиз урока. Суффикс и его роль в слове. Алгоритм нахождения суффикса. Суффикс. Самостоятельная работа по выбору.

«Слова-синонимы и антонимы» - Подберите к прилагательному синоним. Антонимы. Синонимы. Орфограммы в словах. Выпишите слова. Прилагательные-синонимы. Подберите к существительным синонимы. Ненастье. Подчеркнутое слово замени антонимом. Слова, близкие по смыслу выделенным.

Одним из способов словообразования в русском языке является суффиксальный способ. Тему «Что такое суффикс» школьники начинают изучать в начальной школе.

Суффиксом называют значимую часть слова, которая стоит после корня. Но существуют и такие, что стоят после окончания слова.

Обратите внимание! Суффикс и постфикс – не одно и то же. Постфиксом называют суффикс, следующий за окончанием.

Суффиксальный способ образования слов в русском языке считается самым распространенным.

Все суффиксы делятся на:

  1. Словообразующие. Например, вкус (сущ.) – вкус-н-ый (прил.), стремительный (прил.) – стремительн-о (нареч.), завтрак (сущ.) – завтрак-а-ть (глаг.). В результате добавления образовались новые части речи.
  2. Формообразующие. Их называют суффиксами объективной оценки. Благодаря им словоформы приобретают эмоционально-экспрессивную окраску. Например, мудр-ый (прил.) – мудр-ее (сравнит. степень им. прил.), мать – (нет кого?) мат-ер-и (Род. падеж).
  3. Образующие части речи.

Кроме того, по своему составу суффиксы русского языка делятся на простые и составные.

Корень слова содержит в себе основное лексическое значение. Функцией суффиксов является дополнять и уточнять его. Рассмотрим на примерах каждую группу.

Обратите внимание! В составе слова может быть несколько суффиксов: рабовлад-ель-ч-еск-ий, шантаж-ист-ск-ий.

Суффиксы имен существительных

Представляют собой самую большую группу.

Таблица суффиксов:

Семантика Примеры
Действие или его результат -ени-: хождение, спасение

Ан-/-ян-: грубиян

Изн-: дороговизна

Ин-: героиня, вымоина

От-/-ет-: воркотание, мерзлота

Л-: зубрила, задирала, грузило

Субъект, наделенный признаком/характером; его состояние -ств-/-еств-: банкротство, жульничество

Ест-/-ост-: пригожесть, безутешность

Изм-: атлетизм, гуманизм

От-: прямота, мокрота

Ин-: адреналин, газолин

Л-: прибыль, быль

Совокупность лиц -ств-/-еств-: владычество, кулачество, верховенство

От-: глухота

Место жительства субъектов (делятся на мужские и женские) -ан(ин)-/-ян(ин)-: прихожанин, армянин

Ин-: англичанин

Анк-/-янк-: беглянка

Ец-: бразилец

К-: азиатка, ассистентка

Род деятельности субъектов -ль-щ-ик-: болельщик, красильщик

Ар-: аптекарь, овчар

Ак-: рыбак, вожак

Алей-: дуралей

Ан/-ян-: великан, мальчуган

Тель/-итель-: вершитель, возделыватель

Ист-: авантюрист, бандурист

Ач-: ловкач, ткач

Л-к-: гадалка, доилка

Чик-/-щик/-чиц-: сварщик, летчик, ракетчица

Ец-: боец, армеец

Ун-: колдун

Л-: зазывала

Ик-/-ник-: лесник

Обозначение женского пола -адь-: попадья

Их-: купчиха, олениха

Иц-: искусница, жрица

Ш-: кот – кошка

Название предметов обихода -ец-: двузубец

-(н)ик-: давильник, наперстник

Ин-: перекладина

Л-: запевала

Чик/-щик-: заправщик

Л-к-: грелка

Тель-/-итель-: загуститель

Ль-н-ик-: умывальник

Название помещений, емкостей, территорий -(н)ик-: ельник

Ль-н-: спальня, купальня

Л-к-: копилка, парилка

Н-иц-: больница, сахарница

Сорта рыб или виды мяса -ат-ин-: крольчатина
Названия животных -ан-/-ян-: орлан
Названия ягод и деревьев -н-: вишня, яблоня

Иц-: кислица

Н-ик-: клубника

Ин-: смородина

Обратите внимание! Правописание морфемы в большинстве случаев неизменно. Но есть и такие, написание которых определяется правилами.

Суффиксы имен прилагательных

Семантика Примеры
Влияние/результат действия -ал-/-ел-: опустелый

Л-: гнилой, умелый

Ист-: вьюжистый

Енн-/-онн-: клятвенный, дотационный

К-: броский

Ль-н-: вышивальный

Н-/-нш-: абсурдный, никудышный

Материал, свойство или качество -тель-н-: наблюдательный

Оват-/-еват-: беловатый

Лив-: трусливый

Ск-: дружеский

Ан-/-ян-: кожаный

Енск-/-инск-: деревенский

Чат-: узорчатый

Ит-/-овит-: ядовитый

Ов-/-ев-: грушевый, садовый

Ив-: игривый

Уч-/-юч-/-яч-: певучий, бродячий

Енн-/-онн-: традиционный

Части тела, внешность -аст-/-ат-: очкастый, косматый
Принадлежность кому-либо/чему-либо -ов-/-ев-: слесарев, дедов

Ин-: гусиный, папин

Географические названия -ск-: смоленский, кубанский

Глагольные

Глаголы обозначают действие. Несмотря на это, морфемы глаголов несут в себе некое семантическое значение этого действия.

Условно их можно поделить на следующие морфемы:

  • Общего действия:

А-/-я-: завтракать, козырять;

И-: батрачить, рыбачить;

Нича-: кокетничать;

Ова-/-ева-: торговать, воровать.

  • Звукоподражания:

Ну-: ахнуть, цокнуть;

-(к)-а-: икать, охать.

  • Перехода из одного состояния в другое:

Ова-/-ева-: горевать;

Е-: звереть, хорошеть;

А-: огорчать;

И-: бесить, злить;

Ну-: слепнуть.

  • Наделения качеством или признаком: -и- чернить, румянить.
  • Возвратный постфикс -сь-/-ся- обозначает самостоятельное выполнение действия: мыться, бриться, выспаться, радоваться, интересоваться, клеваться, жжется.

Обратите внимание! Один и тот же суффикс может образовывать разные части речи и иметь несколько значений. Например, слова с суффиксом -и- могут быть наречием или глаголом.

Наречные

Представлены в таблице:

Обратите внимание! Обобщающие и неопределенные постфиксы -то, -нибудь, -либо образуют не только наречия, но и неопределенные местоимения.

Причастные и деепричастные

Суффиксы причастий и деепричастий несут в себе грамматические признаки этих частей речи.

Суффиксы причастий:

  • -ом-/-ем-: читаемый, влекомый;
  • -ащ-/-ящ-: любящий, дышащий;
  • -ущ-/-ющ-: жующий, читающий;
  • -вш-/-ш-: знавший, погасший;
  • -им-: хранимый, переводимый;
  • -енн-/-ен-: укороченный, побежден;
  • -нн-/-н-: связанный, написан;
  • -т-: спетый, согретый.

Суффиксы деепричастий:

  • -в-: сказав, сделав;
  • -вши-: поднявшись;
  • -ши-: принесши;
  • -учи-/-ючи-: будучи, играючи;
  • -а-/-я-: слыша, гладя;
  • -ва-: признавая.

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской

Уменьшительно-ласкательные суффиксы выражают отношение к предмету, его качеству и признаку. Они придают положительный или негативный окрас лексическому значению слов, преувеличивают или преуменьшают значение предмета.

К ним относятся:

  • -еньк-/-оньк-: ноченька, легонький;
  • -енк-/-онк-: лавчонка, лесенка;
  • -ц-: золотце;
  • -ашк-: мурашки;
  • -ин-: бычина;
  • -ищ-: волчище;
  • -ец-/-иц-: братец, водица;
  • -ик-: нолик;
  • -чик-: магазинчик;
  • -ок-: волосок, башмачок;
  • -к-: дочка;
  • -инк-: росинка;
  • -очк-: курочка;
  • -ушк-/-юшк-: хозяюшка, деревушка;
  • -ышк-/-ишк-: бревнышко, золотишко;
  • -очек-: цветочек;
  • -ечек-: человечек;
  • -ушек-: хлебушек, камушек;
  • -ышек-: пупырышек;
  • -ехоньк-/-охоньк-: малехонький;
  • -ешенек-/ошенек-: одинешенек;
  • -онько-/-енько-: смирнехонько;
  • -енечко-/-онечко: легонечко.

Обратите внимание! На многие суффиксы распространяется правило чередования гласных и согласных букв (горчица – горчичник, потчевать – потчую).

Полезное видео

Подведем итоги

Перечисленные в статье морфемы являются наиболее распространенными. Запомнить, какие бывают суффиксы в русском языке – задача не из легких. Во избежание типичных ошибок на письме рекомендуется прибегать к помощи словаря.

Вконтакте

THESE NAUGHTY SUFFIXES: DIFFICULT QUESTIONS OF MORPHEMIC ANALYSIS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department


Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом-н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а-нн -ая . Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше . Например: добр-ее (добр-ей ), тонь-ше , выш-е , добр-ейш -ий, тонч- айш-ий, глубоч-айше , покорн-ейше .

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я . Например: бег-ущ -ий, гон-им -ый, уста-вш -ий, обиж-енн -ый, обиде-в , разбира-я .

3. Суффикс прошедшего времени -л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л , нес (нулевой).

4.Суффикс повелительного наклонения -и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и , нес-и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j - , -ят-, -ов j - . Например: чуд-ес -а, мат-ер -и, плем-ен -а, брать- j -я, кот-ят -а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: -ин -. Например: граждан-ин .

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий .

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость , слад-ость , пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян -ой → водян-ист -ый → водянист-ость . В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся , окончание -ая - и формообразовательный суффикс причастия -вш -, а затем выделим глагольный суффикс -ыва -.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л -а, несли ; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и . После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить , синь- Æ ¬ синий , заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича- . Например: учи-тель , зл-ость , сопер-нича -ть . С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к - и -ок -: памят-к -а – памят-ок ,

-ец - и -ц -: сыр-ец – сыр-ц ,

-н - и -ен - в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н ,

-ова - и -у j - в формах глагола: пир-ова -л, пир-у j ,

- j (а) и -ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч -ик, сын-ок – сын-оч -ек, собачь- j -я, собач-ий .

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти ) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти ) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть , вез-ти . Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти ) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л , строи-вш-ий .

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти ) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти ) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь .

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю ), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , - j - является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й ), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, - j - в суффиксах н и j - -ни j - (повторение, желание ). В этом случае не заметить - j - не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик -: стол-ик , дом-ик , столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а , бег-ущ-ий . Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух , мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь- j -я, почт-амт , стекл-ярус , патрон-таш , куст-арник , коз-ёл , пролетар-ий . При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о стекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух , жизнь , дар , пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть ). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар , языко-вед , цвето-вод , лесо-воз , вино-дел , земле-коп , теле-граф , паро-образ-н- ый . Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый ).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват -, в слове Минский – корень Минск - и суффикс -ск - и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский .

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь , формировавший-ся , съешь-ка , кому-то , какого-нибудь , пришел-таки . Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь ) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся , рассердить-ся , бросить-ся . В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть-ся , вчита -л-ся , разгуля -вш-ий-ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся .

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е , которые выделяются между частями сложных слов: земл-е -мер, пар-о -ход . Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий ) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й -ный, там → там-ош -ний, сегодня → сегодня-ш -ний, кино → кино-ш -ник, орел → орл-ов -ский, Сочи → соч-ин -ский . В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск -: Ростов → ростов-ск -ий, Тула → туль-ск -ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин -ский , и явление аппликации: Курск → курск-ий .

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

  • Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Слова в русском языке образуются при помощи значимых частей: приставок, суффиксов. Суффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Кроме того, они могут указывать для глаголов на их время, для существительных на род, число и падеж.

    Значение и виды суффиксов

    У каждой части речи есть свой суффикс, который обладает своим конкретным значением. Например, у имён существительных:

    • суффикс - ец может обозначать лицо и предмет мужского рода, принадлежность к какой-либо группе: владелец, итальянец,
    • суффикс - ик несёт уменьшительно-ласкательную функцию: столик, носик,
    • при помощи этой необходимой значимой части слова образуются слова, обозначающие лиц мужского рода по принадлежности к определённой деятельности. Лингвист, флорист - такие слова, в которых суффикс - ист играет важную роль в определении того рода занятий, которым занимаются названные лица,
    • слов, имеющих суффиксы, с помощью которых можно назвать кого-то или что-то нежно и ласково. К таким суффиксам относятся: -к - (шкурка), -ошк - (окошко), -ушк - (голубушка), -чик - (пальчик). А ещё: -ц -, -ышк -, -юшк -.

    Прилагательные имеют довольно разнообразный список значений суффиксов. Достаточно привести несколько примеров.

    • Суффиксы -ан- (-ян-) участвуют в образованииприлагательныхсозначением материала, из которого сделан предмет (деревянный, кожаный).
    • Значение принадлежности выражается в суффиксах прилагательных - ев (-ов ): братов, слесарев.
    • На географическую принадлежность указывают суффиксы -енск- (-инск-) . Например, кубинский и пензенский.

    Суффиксы глаголов не так многочисленны, но значимость их велика. Только одна буква в суффиксе -л- может образовать прошедшую форму интереснейшей и сложной части речи. Для примера, можно назвать только несколько глаголов: знал, выл, кидал. Некоторые из глагольных суффиксов указывают на действие, которое направлено самим человеком на себя. Это суффиксы -сь - и -b- (наслаждаюсь).

    Неопределённую форму глагола легко распознать по суффиксам -ти , -ть , -чь . Таких слов много. Во только некоторые из них: прийти, спеть, испечь.

    Суффиксы местоимений и наречий надо просто запомнить, чтобы, благодаря полученным знаниям, распознать эти части речи.

    Окраска и эмоции в суффиксах

    Особняком в ряду морфем, участвующих в образовании новых слов, стоят суффиксы, имеющие эмоциональную и экспрессивную окраску. Эта окраска может быть разнообразной, от уменьшительной до презрительной. Между ними возможна ласкательная и преувеличительная окраска, выражающая своё отношение к предмету, герою или явлению. Люди по-разному относятся к окружающему миру, поэтому окраска меняется. Она может быть резко отрицательной или, наоборот, положительной.