Где родился георгий победоносец. С кем сражался святой Георгий Победоносец? Каноническая икона с изображением данного святого

«Чудо святого Георгия о змие» как объективная реальность, или антидарвинистский анализ боя самого известного древнеримского офицера-христианина.

фото — Сергей Евдокимов

Написать данную статью автора побудила сложившаяся ситуация на Ближнем Востоке, где в очередной раз христианское оружие противостоит силам мирового зла, и происходит это на территории, где когда-то святой великомученик Георгий поразил некоего дракона, хотя об этом моменте сейчас мало кто помнит. Волею судеб Россия с недавних пор является активным участником противостояния в этом регионе, но многие российские военнослужащие, направляющиеся туда, если и знают святого Георгия, то в самых общих чертах, а некоторые вообще не считают его исторической личностью и, к сожалению, воспринимают его победу над драконом как легенду. Однако мы попробуем развеять их сомнения.

Великомученик Георгий, именуемый Победоносцем, является одним из наиболее известных и почитаемых православными христианами святым. К нему обращаются в различных молитвенных нуждах, но в первую очередь о его заступничестве перед Богом молят люди, несущие военную службу. Также этот святой является одним из особых покровителей христианского оружия и многие победы христианских войск на поле брани приписываются, в том числе и его заступничеству.

Образы святого великомученика Георгия Победоносца, разделённые 15 веками.

Современный православный образ «Чудо святого Георгия о змии».

Во-первых, необходимо сказать, что сохранившиеся источники вполне единодушны в том, что святой Георгий был реальной исторической личностью; это был высокопоставленный древнеримский офицер, проходивший службу в период правления императора Диоклетиана. По одной из вероятно наиболее исторически точных версий великомученик Георгий родился в семье греко-римских аристократов в небольшом палестинском городке Лидда (ныне израильский Лод) в конце 3 века. Он принял смерть в 304 г. хр.э. за свою веру во Христа, будучи ещё в достаточно молодом возрасте, на территории древней Каппадокии (Малая Азия) в городе Никомидии (ныне турецкий Исмид).

Здесь нам бы не хотелось повторять рассказ о страданиях святого перед смертью, обычно занимающий значительную часть его жития, – хотя бы на том основании, что несколько странным представляется заставлять, например, кого-то снова и снова повторять описание чудовищных мучений и смерти какого-то горячо любимого им человека. Об этих событиях каждый желающий может найти легкодоступную информацию; нас же особенно интересует, возможно, самый яркий и запомнившийся современникам эпизод, который случился при земной жизни святого – бой, в котором он победил некое чудовищное существо, называемое драконом или большим змеем.
Почему то в наше время многие даже верующие христиане (не говоря о представителях иных религиозных конфессий или атеистов) считают, что на самом деле никакого боя небыло, а это некий легендарный символ победы христианского вероучения над язычеством. Однако высокая степень реалистичности и детализированности описываемых событий не даёт повода так думать.

Некоторые, находясь в плену современного научного мировоззрения, построенного на недоказанных идеях дарвинизма и базируясь на эволюционной картине мира, предполагают, что сам бой был, но святой Георгий поразил какую-то крупную ящерицу, типа комодского варана, или даже крокодила. Однако скептики почему-то забывают, что огромных варанов на территории Ближнего Востока никогда небыло, а Индонезия с островом Комодо (где обитают гигантские вараны) находится очень далеко, и до XIX века в Средиземноморье о них ничего не знали. На крокодилов же люди в том регионе давно и успешно охотились, и вряд ли убийство одного, даже особо крупного, крокодила могло таким образом повлиять на современников, что тысячи из них после этого стали убеждёнными христианами. Ниже мы попробуем разобраться в этом и всё же ответить на вопрос – так с кем в реальности сражался святой Георгий Победоносец?

Итак, великомученик Георгий, будучи офицером римской армии и при этом глубоко верующим христианином, однажды находился по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии и приехал в один большой город. Тут источники расходятся: по одной из версий это был город Бейрут (Берита), по некоторым другим данным возможно речь идёт про Алеппо (Халеб) или указывается иной населённый пункт в том регионе. Там он узнал, что на некотором расстоянии от этого города находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным, на берегах которого поселилось некое рептилеобразное чудовище. И хорошо бы, если оно просто так там жило, – так эта тварь поначалу охотилась на овец и коров, которых держали жители окрестных селений, а потом, когда домашняя скотина закончилась, перешла на питание людьми.

По-видимому, попытки местных язычников убить дракона или прогнать чудовище с помощью магии не дали результата. Ситуация дошла до степени, говоря простым русским языком, просто маразма, так как местные жрецы (видимо, действуя в русле древневавилонской традиции) постановили, что это животное является священным, что поселилось оно тут по воле богов, и само является воплощением какого то древнего божества, а значит пытаться убить его — грех. Но главное — они убедили весь народ в том, что ради услаждения языческих божеств, «для того чтобы они переменили свой гнев на милость», этому страшному существу надо приносить человеческие жертвы.

По прошествии некоторого времени эта мерзостная практика превратилась «в благочестивую традицию». Даже сам римский консул, управлявший этой провинцией (иногда именуемый в некоторых житиях «царём»), согласился с ней, когда на его родственницу или даже дочь выпал жертвенный жребий. Узнав об этом, находившийся в той местности святой Георгий, обладая рыцарственным характером, решил показать, что Бог христиан намного сильнее всяких языческих чудовищ. Кроме того, святой увидел, что, по Божьему Промыслу, именно ему, «здесь и теперь» предоставляется возможность засвидетельствовать силу Господню, и решил исправить создавшееся положение.

Охваченные паникой язычники не слышали уговоров немногих местных христиан о необходимости прекращения жертвоприношений, и будущий великомученик не стал вступать с ними в сражение, проливая кровь пусть и творящих неправду, но своих сограждан. Он решил действовать по-иному. И когда процессия с очередной связанной жертвой (вероятно как раз это была дочь имперского администратора) вышла к месту обитания дракона, он отправился вместе с ними, правда, облачившись в доспехи, вооружившись и сев на боевого коня. И как можно понять, вовсе не для того, что безучастно лицезреть ужасную картину злодеяния.

Когда люди привезли обречённую к логовищу чудовища, и то вылезло, надеясь сытно пообедать в очередной раз, святой Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с драконом на берегу озера , и убил «змию люту », спася жизнь девушке, обречённой по жребию на страшную жертву, благодаря чему десятки тысяч жителей Ливана и Западной Сирии массово крестились. Вот как этот бой описан в одном тексте: «…осенив себя крёстным знамением и призвав имя Господне, святой Георгий быстро и храбро устремился на коне своём на змея, крепко сжав копьё и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого яростно попирал змея ногами… ». Можно констатировать, что дело решила неожиданная и быстрая, отлично исполненная атака (недаром великомученик Георгий был профессиональным воином).

Больше того, как свидетельствует текст некоторых жизнеописаний святого, поразив, но не добив чудовище, Победоносец слез с коня, накинул верёвку на поверженного противника, и со словами «И это ваш бог? Ну смотрите же, как я с ним управлюсь! » повёл дракона к городу. И только там, у стен его, а не на берегу озера, при стечении множества народа доблестный святой отрубил чудовищу голову, прославляя имя Господа Иисуса Христа, и славя Его как Истинного и Единственного Бога, дарующего победу твёрдо уповающим на Него.

Таким образом, наш Господь, через святого Георгия, проявил своё милосердие к людям, не только поразив обожествлённое чудовище, но прервав отвратительную традицию человеческих жертвоприношений. Больше того, именно через проявленную доблесть святого Георгия множество местных жителей приняло Православное Христианство (различные источники называют разные цифры – от многих тысяч до 24.000 и даже до 240.000; речь идёт о действительно огромном числе жителей округи, хотя понятно, что никто не вёл точного учёта). И так, благодаря совершённому подвигу, значительная доля местного населения поняло ошибочность веры в могущество языческих божеств, и отринув ближневосточные культы, приняла веру в Того Бога, который доказал, что Он сильнее всех тёмных сил и их биологических креатур.

Однако, несмотря на то, что римские власти впоследствии, вероятно, одобрили сам акт сражения и убийства «змия люта», расценив его вероятно «как защиту жизней подданных императора», но распространение Христианства в Поздней Римской империи конца 3 века считалось не просто «неполиткорректным», а было прямо запрещено законом. И именно обращение через его подвиг десятков тысяч римских граждан ко Христу, по-видимому, вменилось святому Георгию в вину позднее, став одним из пунктов официального обвинения.

Позднесредневековое немецкое изображение (15 в.) св.Георгия, убивающего дракона.

Итальянская фреска 14 в. (худ.Ботичелли), изображающая св.Георгия, поражающего змея.

Современная палеонтологическая реконструкция (худ.З.Бурриан) – нотозавр на берегу озера.

Видя средневековые изображения битвы св.Георгия со змеем, и сравнив их с современной реконструкцией обнаруженного палеонтологами нотозавра, остаётся только поражаться явной идентичности хищных рептилий. Больше того, примерно совпадает даже размер нотозара с изображением дракона, поражённого св.Георгием, – это был совсем не гигантский динозавр, правда достаточно проворный и явно агрессивно-хищный, взрослые особи которого достигали в длину 3-4, иногда 5 метров.

Несмотря на то, что дракон или змей, с которым сражался святой, различается у разных художников, но создаётся впечатление, что некоторые наиболее древние изображения явно восходят к единой традиции, согласно которой эта рептилия имела огромную голову с большой пастью, тонкую и относительно длинную шею, короткое толстое тело на четырёх лапах и довольно длинный хвост. Ни о каких-либо нескольких головах, крыльях для полёта, огненном дыхании или иных сказочных атрибутах чудовища ни в древнейших изображениях, ни в житиях о св.Георгия речи не идёт. Складывается полное ощущение, что перед нами некое вполне реальное животное, но крайне редко встречавшееся даже в Античность и к настоящему времени полностью вымершее.

Долгое время многочисленные скептики и даже некоторые верующие христиане считали, что в повествовании о бое святого Георгия со змеем нет ничего реального. Однако уже достаточно давно палеонтологами при раскопках был найден вид динозавров, который получил наименование нотозавров . Это были достаточно крупные хищные существа, жившие в древности по берегам озёр, морей или рек , возможно ведшие даже полуводный образ жизни, и таким образом мы можем констатировать, что условия обитания — что дракона, поражённого святым Георгием, что нотозавра — сходны. Видимо значительную часть их пищевого рациона составляла рыба, но, в первую очередь, нотозавры были активными хищниками, и нападали на любую добычу, появлявшуюся в непосредственной близости к месту их обитания (обнаружены даже кости молодых нотозавров со следами зубов более крупных особей).

Поскольку было найдено довольно много скелетов этих древних хищных рептилий, то учёные смогли достаточно точно восстановить их внешний облик. Однако долгое время, почему-то никто не сопоставлял изображения змея на образах святого Георгия и палеонтологические реконструкции нотозавра, которые (по нашему мнению) совпадают идеально, вплоть до деталей (по крайней мере, автору информации об этом не встречалось).
Несколько удивляет то, что некоторые креационисты (т.е. сторонники концепции Сотворения мира Богом и противники материалистического дарвинизма) в настоящее время считают, что святой Георгий сражался с динозавром бариониксом (впервые найденном, и то только фрагментарно, лишь в 1983 году, хотя к нашему времени известно несколько достаточно полных скелетов особей этого вида). Однако это вряд ли было возможно, т.к. барионикс хотя также жил по берегам водоёмов, как и нотозавр, но имел несколько иной облик, передвигался преимущественно на двух лапах, а не на четырёх, и был намного крупнее нотозавра, — а значит, и поразить его простым копьём было сложнее, и потом связать и полуживого «дракона» притащить на верёвке в город святой Георгий вряд ли бы смог (если речь не идёт например, о молодой особи барионикса). Тогда как нотозавр не только своим внешним видом, но даже размерами идеально соответствует хищной рептилии, описанной в житии рыцаря-великомученика и сохранившимся средневековым изображениям самого известного боя этого христианского святого.

Реконструкция облика крупнейшего из найденных динозавров вида Baryonyx walkeri сравнительно с размерами человека (рост 1,8 м.). Однако выяснилось, что это была ещё молодая особь, а значит размеры пиковых экземпляров этого вида были намного больше.

Группа бариониксов в своей традиционной среде обитания – на берегу водоёма. Хорошо показана универсальность в питании этого хищника.

Как можно увидеть, взрослый барионикс был во первых намного крупнее нотозавра, а во вторых, ходил в основном на двух лапах, а не на четырёх, а значит, вряд ли представителей именно этого вида изображают на иконах со св.Георгием (т.к. один лишь череп у него был длинной до 2 метров, а значит св.Победоносец вряд ли мог притащить полудохлого динозавра этого вида к жителям города на верёвке, тогда как нотозавр соответствует по всем параметрам идеально).

И, как это не покажется удивительным для скептиков, но не только размеры «дракона», судя по изображениям битвы святого Георгия, сходятся с размерами найденных скелетов нотозавров (обычно достигавшими в длину 2-4 метров, иногда 5-6 метров, как Nothosaurus giganteus ), но даже ареал обитания у них идентичный (в отличии от бариониксов, достигавших длинны 9 метров, и чьи кости были найдены только на территории Англии и Испании). Палеонтологи, на основании находок костных останков нотозаров, считают, что в ареал обитания этого вида ящеров входили территории от Северной Африки и Южной Европы через Ближний Восток и Южную Россию вплоть до Центральной Азии. Таким образом, можно утверждать, что наличие нотозавра на территории современного Ливана или Западной Сирии, где его и сразил древнеримский кавалерийский офицер-христианин, не противоречит имеющимся научным данным по ареалу обитания данного вида.

Однако для эволюционистов, отрицающих Сотворение и библейскую картину развития нашей планеты, тут есть одна проблема – с их точки зрения время жизни святого великомученика Георгия Никомидийского и — что нотозавра, что барионикса – разделяют десятки миллионов лет, так как по их мнению, динозавр и человек никак не могли жить в одну историческую эпоху. Но это так, только если опираться на концепцию развития мира, построенную на ошибочной теории макроэволюции Ч.Дарвина и разделять гипотетическую хронологию эволюционистов в миллиарды лет. Если же опираться в концепции развития мира на Книгу Бытия, разделять библейскую хронологию и признавать Сотворённость Богом нашего мира (при отсутствии макроэволюции как достоверно зафиксированного явления), то в том, что святой Георгий мог поразить в бою одного из последних нотозавров, нет ничего невозможного.

Мы не будем здесь разбирать множество других известных случаев, когда наличие живых динозавров (так или иначе приносивших вред и поэтому обычно убиваемых человеком) фиксируется в древнееврейских, древневавилонских, древнегреческих, древнеримских или средневековых европейских и арабских документах, а просто подчеркнём, что случай с боем Георгия Победоносца против динозавра вовсе не единичное свидетельство. И соответственно не только житие св.Георгия, некоторых других христианских святых-змееборцев, но сохранившиеся в древних источниках многочисленные описания глазами очевидцев динозавров как существ, живущих бок-о-бок с людьми, а также их древние изображения, дают весомые основания считать, что некоторые из этих ящеров пережили некий Глобальный Катаклизм, именуемый Всемирным Потопом, и были истреблены человеком уже во времена Поздней Античности и Раннего Средневековья.

Современная икона св.Георгия

Таким образом, имеющиеся свидетельства говорят о том, что предлагаемая эволюционистами и выдаваемая ими за единственно-верную картина развития жизни на нашей планете концептуально ошибочна, тогда как библейская картина мира достаточно хорошо объясняет имеющиеся, казалось бы, парадоксальные факты.
И мы надеемся, что та же Сила Господня, которая в давние времена помогла великомученику Георгию сокрушить живое воплощение зла, поможет и в наше время православным христианским воинам (если они будут твёрдо верить в Иисуса Христа и уповать на заступничество святого Георгия), сокрушить всех своих противников.

Имя: Георгий Победоносец (Святой Георгий)

Дата рождения: 275 г.

Возраст: 28 лет

Деятельность: христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец: биография

Один из наиболее известных и чтимых христианских богомучеников носит имя Георгий Победоносец. Бытует множество версий жизни святого. По каноническому житию пострадал во время Великого гонения. Знаменитая история о Георгии Победоносце называется «Чудо о змие».

Детство и юность

Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.


Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.

Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.


Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.


Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от . После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.


В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм . Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.


23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.


Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Христианское служение

Реальная биография священномученика стоит под знаком вопроса, как и описания житий других древнехристианских святых. В истории Евсевия Кесарийского упоминается молодой человек, давший отпор узурпатору. Считают, что этим героем был Георгий. Имеет место версия, что на самом деле жили два Георгия. Но один попал под гонение в Лидде, а второй – в Каппадокии.


Чудеса, совершенные мучеником, произошли после кончины Георгия. Самая популярная история - о поражении богомучеником страшного змия. Чудище бесчинствовало во владениях царя в Берите, проповедовавшего язычество. Написано, что когда выпал жребий отдать змию дочь повелителя, явился Георгий на коне и убил чудище копьем. Возникновение святого так поразило горожан, что они уверовали в Бога и обратились в христианство.

Происшествие со змием иногда трактуется иначе: царевна означает церковь, коварный змий – язычество. В таком воплощении – на коне с копьем, разящим змия – святой великомученик изображается в иконописи.


Еще один вариант развития событий: Георгий с помощью молитвы усмиряет дракона, а спасенную принцессу приводит в город, жители которого сразу принимают христианство. Затем юноша убивает змия мечом. На месте, где возвели храм Георгия Победоносца, из земли пробился живой источник. Это то место, где по сказанию юноша убил змия.

Описывается еще одно чудо, случившееся после смерти мученика. Оно произошло тогда, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя за молитвой Георгию Победоносцу. Проявив пренебрежение к иконе и богослужению, араб достал лук и выстрелил в образ.


Но вышло так, что стрела вонзилась в руку стрелявшего, а образу не нанесла никакого вреда. Тогда боец обратился к священнику, и тот рассказал захватчику легенду про Святого Георгия. Араб настолько был впечатлен рассказом, что принял христианскую веру.

Память

Святого Георгия чтят со времен раннего христианства. Первые храмы преподобномученику воздвигли в Римской империи в IV веке. Культ Святого Георгия возник взамен культа . На местах святилищ бога язычества воздвигли соборы великомученику православия.

Святой Георгий стал примером храбрости и мужества. В особенности мученика почитают в Грузии. Первый храм, воздвигнутый в память страстотерпца, датируется 335 годом. Со временем число церквей и молельней стало расти. В Грузии насчитывается 365 святых зданий, столько же, сколько дней в году. В стране не найдется ни одного собора, в котором бы не стояла икона Святого Георгия.


В Грузии популярно давать мальчикам имя Георгий. Считается, что носителя такого имени сопровождают удача и победа. С древнерусских времен Георгий известен как Юрий и Егорий. Великий в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде Георгиевские монастыри и указал отмечать день мученика 26 ноября.

Центральным христианским храмом в Северной Осетии является Свято-Георгиевский. А из 56 работающих часовен 10 значатся Георгиевскими.


В 1769 году императрицей утвержден Орден Георгия Победоносца. Награда вручалась за заслуги в бою и выслугу в воинских званиях. В 1917 году новая советская власть упразднила Орден. В нулевых Орден восстановили как военную награду Российской Федерации. К Георгиевскому Ордену прикладывается двухцветная Георгиевская лента. А Георгиевская ленточка служит символом празднования Дня Победы.

С правления Святой Георгий считается покровителем Москвы. В геральдике изображение всадника, пронзающего крылатого змия копьем, появилось с XIV-XV веков. Эта фигура расположена в гербе Российской Федерации, но прямого указания, что рыцарь – это Святой Георгий, нет. На гербе показан именно змий, а не дракон, потому что в геральдическом соглашении змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. Отличаются они друг от друга количеством лап: у дракона две конечности, у змия – четыре.


В XIII веке человек с копьем на скакуне изображался на монетах. В 1997 году на российской копейке расположили рисунок всадника, копирующий лик иконы Святого Георгия XV века.

Образ Святого Георгия используется в современном искусстве. Художники любят воплощать на холсте всадника с копьем в руке, убивающего змия. Несмотря на похожесть рисунков, каждая картина указывает на особенное видение творцом.

Памятные даты

  • 23 апреля - День памяти великомученику Георгия Победоносца в Католической церкви
  • 6 мая – День памяти великомученику Георгия Победоносца в Православной церкви
  • 16 ноября - обновление (освящение) храма Святого Георгия в Лидде (IV век)
  • 23 ноября - колесование великомученика Георгия;
  • 9 декабря - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской православной церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)

Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик. Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен. Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год: 6 мая (23 апреля ст. ст.) - гибель святого; 16 ноября (3 ноября ст. ст.) - освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23 ноября (10 ноября ст. ст.) - страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября ст. ст.) - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день).

Великомученик Георгий Победоносец. Иконы

Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.

С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Редко встречающийся иконографический извод - Георгий-воин, восседающий на троне, - возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия - «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, - небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

На Руси с середины XII века широко известен сюжет Чудо Георгия о змие .

До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.

Великомученик Георгий Победоносец. Картины

К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет - великомученик Георгий, который поражает копьем змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, В.В. Кандинский и другие.

Великомученик Георгий Победоносец. Скульптуры

Скульптурные изображения святого Георгия находятся в Москве, в пос. Большеречье Омской области, в г. Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму, в с. Частоозерье Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия),

Храмы во имя Георгия Победоносца

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии - около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах. В честь великомученика Георгия приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в с. Карашамб была построена церковь в честь Георгия Победоносца. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия.

Георгиевская церковь - один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.

Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря.

В 1119 году было начато строительство главного монастырского собора - Георгиевского. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство Георгиевского собора длилось более 10 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.

Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде . Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) - улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 1750-1754 годах церковь была вновь восстановлена.

Во имя Георгия Победоносца освящена церковь в с. Старая Ладога Ленинградской области (построена между 1180 и 1200 годами). Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. В 1683-1684 годах была проведена реставрация церкви.

Во имя великомученика Георгия Победоносца освящен собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область, построен в 1230-1234 годы).

В Юрьеве-Польском существовала Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря. Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах. Эта церковь - единственная сохранившаяся постройка древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году.

Во имя великомученика Георгия освящен храм в Ендове (г. Москва). Храм известен с 1612 года. Современная церковь построена прихожанами в 1653 году.

В честь святого Георгия освящена церковь в Коломенском (г. Москва). Церковь была построена в XVI веке как колокольня в виде круглой двухъярусной башни. В XVII веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В то же время колокольня была перестроена в церковь святого Георгия. В середине XIX веке к церкви была пристроена большая кирпичная трапезная.

Известна церковь Георгия на Красной горке в Москве. По разным версиям, Георгиевская церковь основана матерью царя Михаила Романова - Марфой. Но название церкви было записано еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, а в 1462 году обозначалась каменной. Вероятно, из-за пожара храм сгорел, а на его месте инокиня Марфа построила новую, деревянную церковь. В конце двадцатых годов XVII века церковь сгорела. В 1652-1657 гг. храм был возобновлен на возвышенности, где проходили народные гулянья на Красную Горку.

Во имя святого Георгия освящена церковь в г. Ивантеевке (Московская область). Первые исторические сведения о храме относятся к 1573 году. Вероятно, деревянная церковь была построена в 1520-1530 годы. К концу 1590-х годов церковь была построена заново и служила прихожанам до 1664 года, когда братья Бирдюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и на строительство новой деревянной церкви.

Уникальная деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца находится в деревне Родионово в Подпорожском районе Ленинградской области. Первое упоминание о церкви датируется 1493 или 1543 гг.

(Румыния). Храмы РДЦ освящены в честь великомученика Георгия (Московская область, Раменский район), в (Брянская область, Стародубский район), в (Румыния, уезд Тулча).


Великомученик Георгий Победоносец. Народные традиции

В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егорий Храбрый - защитник скота, «волчий пастырь». В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия - змееборца и христолюбивого воина, другой - к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспевались подвиги святого воина Егория, который устоял перед пытками и обещаниями «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразил «люту змию, люту огненну».

Великомученик Георгий Победоносец всегда почитался среди русского народа. В честь него возводили храмы и даже целые монастыри. В великокняжеских семьях имя Георгий было широко распространено, день нового чествования в народной жизни, при крепостной неволе, получил экономическое и политическое значение. Особенно знаменательно оно было на лесном севере России, где имя святого, по требованию законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргия, Юргия, Юрья - в письменных актах, и в Егорья - в живом языке, на устах всего простонародья. Для крестьянства, сидящего на земле и от нее во всем зависящего, новый осенний Юрьев день до конца XVI века был тем заветным днем, когда для рабочих кончались сроки наймов и любой крестьянин становился свободным, с правом перехода к любому землевладельцу. Это право перехода, вероятно, было заслугой князя Георгия Владимировича, который погиб на р. Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому заселению севера и обеспечить его крепкою защитою в виде городов (Владимира, Нижнего, двух Юрьевых и других). Народная память окружила имя этого князя исключительным почетом. Для увековечения памяти князя были нужны легенды, сам он олицетворял богатыря, подвиги его приравнены к чудесам, его имя соотносили с именем Георгия Победоносца.

Русский народ приписал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Георгий ездил всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзал им змея, то тем же копьем, по русским легендам, он поразил и волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон, возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня». Легенда эта укрепила в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им как жертва Егорием - ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями людским языком. На Руси был известен рассказ о том, как Егорий приказал змее ужалить больно пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Однажды некий крестьянин, по имени Гликерий, пахал поле. Старый вол надорвался и пал. Хозяин сел на меже и горько заплакал. Но вдруг к нему подошел юноша и спросил: «О чем, мужичок, плачешь?» - «Был у меня, - ответил Гликерий, - один вол-кормилец, да Господь наказал меня за грехи мои, а другого вола, при бедности своей, я купить не в силах». «Не плачь, - успокоил его юноша, - Господь услышал твои молитвы. Захвати с собою «оброт», бери того вола, который первый попадется на глаза, и впрягай его пахать - этот вол твой». - «А ты чей?» - спросил его мужик. - «Я Егорий Страстотерпец», - сказал юноша и скрылся. На этом повсеместном предании основывались трогательные обряды, которые можно было наблюдать во всех без исключения русских деревнях в день весенний день памяти святого Георгия. Иногда, в более теплых местах, этот день совпадал с «выгоном» скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только «обход скота. Во всех случаях обряд «обхода» совершался одинаково и заключался в том, что хозяева обходили с образом святого Георгия Победоносца всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо, собранное у часовен, где служился водосвятный молебен, после которого все стадо окроплялось святой водой.

В старой Новгородчине, где, бывало, скот пасли без пастухов, «обходили» сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для своей скотины утром готовил пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкал спереди за него вербу, а сзади топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходил скот посолонь три раза, а хозяйка подкуривала из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывала, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывался на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску, а верба либо бросалась на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкалась под стреху. Считалось, что верба спасает во время грозы от молнии.

В глухой черноземной полосе (Орловская губерния) верили в Юрьеву росу, старались в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока. В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к образу Георгия, спасают от волков, а кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы». Чествуя Егорьев праздник, домохозяева не упускали случая превратить его в «пивной». Еще задолго до этого дня, рассчитывая, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта), крестьяне думали, как бы не было «нетечи» (когда сусло не бежит из чана) и толковали о мерах против такой неудачи. Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, которая осела на дне чана. Женщины пекли, мыли избы. Девицы подготавливали свои наряды. Когда пиво было готово, каждого родственника в деревне приглашали «гостить о празднике». Праздник Егорья начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называлось «кануном». Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. Егорьев день в черноземной России (например, в Чембарском уезде Пензенской губернии) сохранил еще следы почитания Егорья, как покровителя полей и плодов земных. Народ верил, что Георгию были даны ключи от неба и он отпирал его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. А в подкрепление смысла древнего верования соблюдался особый обряд: выбирали наиболее смазливого юношу, украшали его разной зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в целом хороводе молодежи вели в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Георгия старинную священную молитву-песню («окликают»):

Юрий, вставай рано - отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
Ни буйное жито -
На ядренистое, на колосистое.


Имя: Георгий Победоносец (Saint George)

Дата рождения: между 275 и 281 г.

Возраст: 23 года

Место рождения: Лод, Сирия Палестинская, Римская империя

Место смерти: Никомедия, Вифиния, Римская империя

Деятельность: Христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец - биография

Георгий Победоносец - любимый святой многих христианских церквей, включая русскую. При этом ничего достоверного о его жизни сказать нельзя, а главное чудо, единоборство со змеем, явно приписано ему позже. Почему же обычный римский воин из провинциального гарнизона удостоился такой славы?

Житие Георгия дошло до нас в нескольких вариантах, что не добавляет ясности биографии святого. Родился он то ли в Бейруте, то ли в палестинской Лидде (ныне Лод), то ли в Кесарии Каппадокийской в нынешней Турции. Есть и примиряющая версия: семья жила в Каппадокии, пока ее главу Геронтия не предали смерти за веру в Христа. Его вдова Полихрония с сыном бежала в Палестину, где ее родные владели обширным поместьем близ Вифлеема. Все близкие Георгия были христианами, а его двоюродная сестра Нина стала позже крестительницей Грузии.

К тому времени христианство завоевало в Римской империи прочные позиции, подрывая при этом ее идейную основу - веру в богоподобие императора. Новый правитель Диоклетиан, твердой рукой восстановивший единство державы, так же решительно взялся за религиозные дела. Сначала он изгнал христиан из сената и с офицерских должностей; удивительно, что именно в это время Георгий, не скрывавший своей веры, пошел служить в армию и сделал неимоверно быструю карьеру. Житие утверждает, что в 20 с небольшим лет он стал «тысяченачальником» (комитом) и начальником охраны императора.

Жил он при дворе Диоклетиана в Никомидии (ныне Измит), был богат, красив, храбр. Будущее казалось безоблачным. Но в 303 году Диоклетиан и трое его соратников, с которыми он разделил власть, начали открытые гонения на христиан. Их храмы закрывали, кресты и священные книги сжигали, священников отправляли в ссылку. Всех христиан, занимавших государственные должности, заставляли приносить жертвы языческим богам, отказавшихся ждали жестокие пытки и казни. Власти надеялись, что кроткие последователи Христа проявят покорность, но сильно ошиблись. Многие верующие стремились стать мучениками, чтобы поскорее попасть в рай.

Как только в Никомидии был вывешен эдикт против христиан, некий Евсевий сорвал его со стены, вовсю ругая императора, за что и был сожжен на костре. Вскоре его примеру последовал Георгий - на дворцовом празднике он обратился к самому Диоклетиану, убеждая его прекратить гонения и уверовать в Христа. Конечно, его тут же бросили в темницу и стали пытать. Сначала ему придавили грудь тяжелым камнем, но ангел небесный спас юношу.

Узнав на другой день, что Георгий выжил, император приказал привязать его к колесу, утыканному острыми гвоздями. Когда колесо стали вращать, истекающий кровью мученик молился, пока не потерял сознание. Решив, что он вот-вот умрет, Диоклетиан велел отвязать его и унести в камеру, но там ангел чудесным образом исцелил его. Увидев наутро невредимого узника, император пришел в ярость, а его жена Александра (на самом деле императрицу звали Приской) уверовала в Христа.

Тогда палачи бросили свою жертву в каменный колодец и засыпали негашеной известью. Но ангел был начеку. Когда Диоклетиан приказал принести ему из колодца кости мученика, к нему привели живого Георгия, который громко возносил хвалы Господу. На Георгия надели раскаленные докрасна железные сапоги, били кувалдами, истязали плетьми из воловьих жил - все бесполезно. Император решил, что Георгия спасает колдовская сила, и приказал своему чародею Афанасию напоить мученика водой, снимающей все чары.

Не помогло и это - более того, мученик на спор воскресил покойника, чего чародей-язычник сделать не смог, отчего с позором удалился. Не зная, что делать с Георгием, его посадили в тюрьму, где он продолжал проповедовать Христову веру и творить чудеса - например, оживил павшего вола какого-то крестьянина.

Когда лучшие люди города, включая императрицу Александру, пришли к императору просить освободить Георгия, Диоклетиан в ярости приказал «усечь мечом» не только мученика, но и свою жену. Перед казнью он в последний раз предложил бывшему любимцу отречься, и тот попросил отвести его в храм Аполлона. Император с радостью согласился, надеясь, что Георгий принесет-таки жертву солнечному богу. Но тот, встав перед статуей Аполлона, осенил ее крестным знамением, и из нее вылетел демон, громко вопивший от боли. Тут же все изваяния в храме упали наземь и разбились.

Потеряв терпение, Диоклетиан велел немедленно вести осужденных на казнь. По пути измученная Александра скончалась, а Георгий, улыбаясь, последний раз помолился Христу и сам лег на плаху. Когда палач отсек Георгию голову, вокруг распространилось дивное благоухание, и многие в собравшейся толпе тут же пали на колени и исповедовали истинную веру. Верный слуга казненного Пасикрат отвез его тело в Лидду и похоронил там в родовой гробнице. Тело Георгия осталось нетленным, а вскоре на его могиле стали совершаться исцеления.

Эта история напоминает многие жития мучеников той эпохи. Создается впечатление, что Диоклетиан только и делал, что придумывал самые изощренные пытки для христиан. На самом деле император непрерывно воевал, строил, посещал разные провинции и в столице почти не бывал. К тому же он не был кровожадным: в гонениях гораздо больше усердствовал его зять и соправитель Галерий. Да и продолжались они всего несколько лет, после чего христианство опять вошло в силу и скоро стало государственной религией.

Диоклетиан еще застал эти времена - он отрекся от власти, жил в своем имении и разводил капусту. Некоторые легенды называют мучителем Георгия не его, а персидского царя Дациана, или Дамиана, добавляя, что после казни святого он был тут же испепелен молнией. Те же легенды проявляют большую изобретательность в описании пыток, которым подвергся мученик. Например, Яков Ворагинский в «Золотой легенде» пишет, что Георгия рвали железными крючьями, «пока не вылезли кишки», травили ядом, бросали в котел с расплавленным свинцом. В другом предании говорилось, что Георгия посадили на раскаленного железного быка, но тот по молитве святого не только мгновенно остыл, но и начал провозглашать хвалу Господу.

Культ Георгия, возникший уже в IV веке вокруг его гробницы в Лидде, породил множество новых легенд. Одна объявила его покровителем сельского труда - только потому, что его имя означает «земледелец» и было в древности эпитетом Зевса. Христиане постарались заменить им популярного бога плодородия Диониса, святилища которого повсеместно превращались в храмы святого Георгия.

Праздники Диониса - великие и малые Дионисии, отмечавшиеся в апреле и ноябре, - превратились в дни памяти Георгия (сегодня русская церковь отмечает их 6 мая и 9 декабря). Как и Диониса, святого считали хозяином диких зверей, «волчьим пастырем». Он стал также покровителем воинов, как и его коллеги Феодор Тирон и Феодор Стратилат, тоже пострадавшие во время гонений Диоклетиана.

Но самая популярная легенда сделала его змееборцем. В ней говорилось, что близ города Ласия где-то на Востоке в озере жил змей; чтобы он не губил людей и скот, горожане каждый год выдавали ему на съедение красивейшую из девиц. Однажды жребий пал на царскую дочь, которую «нарядили в пурпур и виссон», украсили золотом и отвели на берег озера. В это время мимо проезжал верхом святой Георгий, который, узнав от девы о ее страшной участи, пообещал спасти ее.

Когда чудовище появилось, святой «ударил змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». На большинстве икон и картин змей выглядит совсем не страшным, а Георгий поражает его не слишком активно; это объясняется тем, что по его молитве рептилия оцепенела и стала совершенно беспомощной. Змей изображается по-разному - обычно это крылатый и огнедышащий дракон, но иногда червеобразная тварь с пастью крокодила.

Как бы то ни было, святой обездвижил змея, велел царевне связать его своим пояском и отвел в город. Там он объявил, что победил чудовище именем Христа и обратил всех жителей -то ли 25 тысяч, то ли целых 240, - в новую веру. После чего убил змея, разрубил его на части и сжег их. Эта история ставит Георгия в один ряд с такими мифическими змееборцами, как Мардук, Индра, Сигурд, Зевс и особенно Персей, который точно так же спас отданную на съедение змею эфиопскую царевну Андромеду.

Напоминает он и Христа, который тоже победил «древнего змия», под которым понимается дьявол. Большинство комментаторов считают, что и змееборство Георгия - аллегорическое описание победы над дьяволом, которая достигается не оружием, а молитвой. Кстати, православная традиция считает, что свое «чудо о змие» святой совершил посмертно, что делает аллегорией не только змея, но и его победителя.

Все это не мешало христианам искренне верить в реальность Георгия и совершенных им чудес. По числу реликвий и мощей он опережает, пожалуй, всех других святых. Одних только голов Георгия известно не меньше десятка; самая известная находится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро вместе с мечом, которым был убит дракон. Хранители гробницы святого в Лоде уверяют, что подлинные мощи находятся у них, но их никто не видел уже несколько веков, с тех пор как церковь, где находится гробница, была разорена турками.

Правая рука Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон, еще одна рука (и тоже правая) - в венецианской базилике Сан-Джорджо-Маджоре. В одном из коптских монастырей Каира паломникам показывают вещи, будто бы принадлежавшие святому - сапоги и серебряную чашу.

Часть его мощей помещена в Париже, в часовне Сент-Шапель, куда их привез из крестовых походов король Людовик Святой. Именно эти походы, когда европейцы впервые оказались в родных местах Георгия, сделали его покровителем рыцарства и воинского искусства. Знаменитый крестоносец, король Ричард Львиное Сердце, поручил свою армию покровительству святого и поднял над ней белый стяг с красным Георгиевским крестом. С тех пор это знамя считается флагом Англии, а Георгий - ее покровителем. Покровительством святого пользуются также Португалия, Греция, Литва, Генуя, Милан, Барселона. И, конечно, Грузия - первый храм в его честь построен там еще в IV веке по завещанию его родственницы, святой Нины.

При царице Тамаре на знамени Грузии появился Георгиевский крест, а на гербе - «Белый Георгий» (Тетри Гиорги), напоминающий языческого лунного бога. В соседней Осетии его связь с язычеством оказалась еще сильнее: святой Георгий, или Уастырджи, считается здесь главным божеством, покровителем муж-чин-воинов. В Греции день Георгия, отмечаемый 23 апреля, превратился в веселый праздник плодородия. Почитание святого перешагнуло границы христианского мира: мусульмане знают его как Джирджиса (Гиргиса), или Эль-Худи, знаменитого мудреца и друга пророка Мухаммеда. Посланный в Мосул с проповедью ислама, он был трижды казнен злым правителем города, но каждый раз воскресал. Иногда его считают бессмертным и рисуют старцем с длинной белой бородой.

В славянских странах Георгий (Юрий, Иржи, Ежи) любим с давних пор. В XI веке его имя получил в крещении великий князь Ярослав Мудрый, воздвигнувший в Киеве и Новгороде монастыри в честь святого Георгия и назвавший его именем два города - это нынешние Тарту (Юрьев) и Белая Церковь (Юрьев Русский). «Осенний» и «весенний» Георгий в русской традиции мало похожи друг на друга. Первый, Егорий Храбрый, он же Победоносец, - герой-воин, устоявший перед пытками «царища Демьяни-ща» и поразивший «люту змию, люту огненну». Второй - защитник скота, даритель урожая, открывающий полевые работы. К нему в «юрьевых песнях» обращались русские крестьяне:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого


Если тут Георгий похож на языческого бога Велеса, хозяина скота, то в «военном» облике он больше напоминает другое божество - грозного Перуна, который тоже сражался со змеем. Болгары считали его хозяином вод, освободившим их от власти дракона, а македонцы - повелителем весеннего дождя и грома. На Его-рия Вешнего поле обрызгивали кровью ягненка, чтобы обеспечить богатый урожай. С той же целью крестьяне устраивали на своем участке трапезу и закапывали объедки в землю, а вечером катались голышом по засеянной земле и даже занимались там сексом.

Весенний Юрьев день (Эдерлези) - главный праздник балканских цыган, день чудес и гаданий. С Егорием Осенним связаны свои обычаи, но на Руси он был известен прежде всего как день, когда крепостной может уйти к другому хозяину. Отмена этого обычая при Борисе Годунове отразилась в горькой поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

О популярности святого Георгия напоминает русская геральдика: со времен Дмитрия Донского он помещается на гербе Москвы. Долгое время изображение «ездеца», всадника, с копьем, поражающего змея, присутствовало на русских медных монетах, отчего они и получили название «копейка». До сих пор Георгий изображен не только на московском гербе, но и на государственном - в щите на груди двуглавого орла. Правда, там он в отличие от старинных икон едет в левую сторону и не имеет нимба. Попытки лишить Георгия святости, представив его безымянным «всадником», предпринимают не только наши геральдисты.

Католическая церковь еще в 1969 году решила, что свидетельств реального сущес твования Георгия как-то маловато. Поэтому его перевели в разряд святых «второго сорта», верить в которых христианин не обязан. Однако в Англии национальный святой по-прежнему популярен.


В России орден Святого Георгия был одной из высших боевых наград, которую могли получать только офицеры. Для нижних чинов в 1807 году был учрежден Георгиевский крест, на котором изображался тот же «ездец» с копьем. Обладатель этой награды пользовался всеобщим уважением, не говоря уже о полном кавалере четырех Георгиев, - таким был, например, унтер-офицер Буденный, будущий красный маршал. Два Георгия успел заслужить на фронтах Первой мировой и другой советский маршал, Георгий Жуков, -символично, что именно он на белом коне возглавлял Парад Победы, почти совпадающий по дате с днем Егория Вешнего.

Вся многовековая история святого змееборца полна символов, насыщена древней мистикой и современной идеологией. Поэтому не так уж важно, жил ли на самом деле в Никомедии воин по имени Георгий и совершал ли он приписанные ему чудеса. Важно то, что его образ идеально соответствовал мечтам и чаяниям множества людей разных народов, что и сделало Георгия героем без границ.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Георгий Победоносец

Достоверных сведений о жизни Георгия Победоносца крайне мало. По легенде, родился он в Малой Азии в Каппадокии. Сын богатых и знатных родителей, служил в армии, принял христианство.

О его жизни известно два знаменательных факта.
Первый - это сражение с драконом (змеем).
Второй - это мученическая смерть от рук римлян.

Родился Георгий 12 мая 270 года в 12 часов ночи в Каппадокии в Малой Азии. Родители Георгия были знатного и богатого рода, по национальности ликийцы.
Все мужчины по отцовой линии служили в армии, поэтому будущее его было определено еще задолго до того, как Георгий повзрослел. В семье он стал четвертым ребенком, имея старшего брата и двух сестер. Дети росли в любви, хотя им и не позволяли вольностей. Слово родителей было для них законом. Георгий рос очень ласковым, нежным и заботливым ребенком. Когда ему исполнилось семь лет, у него умерла мать. Мальчик очень тяжело перенес эту потерю.

Ребенок замкнулся в себе, мог сидеть часами на одном месте, его не интересовали ни игры, ни еда. Если его не звали кушать, он мог неделю не подходить к столу. Не помогали ни уговоры, ни строгость. Его воспитанием стала заниматься мать отца, женщина от природы угрюмая и жестокая. А Георгию так не хватало тепла и ласки!

Тяга к знаниям стала для него единственной отдушиной. В семье этому не перечили, и поэтому недостатка в учителях он не ощущал. Помимо школы Георгий занимался и дома. Очень много читал, особенно его интересовала религиозная литература, учил языки.

К шестнадцати годам юноша вырос почти до 180 см ростом. Широкие плечи, карие глаза, темно-каштановые волосы. И приятная улыбка во все лицо. Георгий одаривал своей улыбкой всех и каждого, не скупясь на добрые эмоции. Служить в армии Георгию совсем не хотелось, у него была совсем другая мечта - стать учителем. Но отец в своем решении отдать его на службу в армию был непреклонен. В шестнадцать с половиной лет Георгия зачислили в отряд, созданный при императоре для борьбы с инакомыслящими, то есть с христианами. Возглавлял этот отряд сослуживец отца Георгия. Чем больше Георгий служил в армии, тем больше он разочаровывался в своей службе и римской вере. Все чаще в его душе просыпался не долг воина, а желание помочь тем, кого он вынужден был преследовать.

Однажды Георгий помог избежать смерти молодому человеку из христианской общины, и тот стал верным его оруженосцем. Через своего оруженосца Георгий когда мог предупреждал христиан об опасности. Он искал и не мог найти выхода для себя, отказ от службы приравнивался к измене родине, а за это было одно наказание - смертная казнь.

В двадцать пять лет молодой человек принимает для себя два жизненно важных решения: первое - стать христианином и второе - как только представится случай, уйти из армии.

17 декабря 295 года Георгий тайно принимает крещение. А через два месяца он вместе с оруженосцем ночью покидает свой отряд, который находился в это время в Египте.
Юноши отправляются в граничащую с Египтом область- Ливию. Знание языков, которым в детстве был обучен Георгий, помогало ему спокойно общаться с местными жителями.

Георгий решил посмотреть мир и жизнь других людей, но для этого ему нужно было переждать какое-то время, потому что он знал, что его будут искать как дезертира, самовольно оставившего воинскую часть. Они направляются в селение Селена, которое насчитывало в те времена около двух тысяч жителей. В его окрестностях водилась огромная змея (этот вид пресмыкающихся полностью вымер, не дожив до наших дней). Размеры этого страшилища просто поражали воображение - около десяти метров в длину и метр в диаметре.


Георгий убивающий змия.
Святой великомученик Георгий часто изображается на иконах в образе всадника, сидящего на белом коне и поражающего копьем страшного змея. Изображение св. Георгия на коне - знак победы.

Когда это чудовище собиралось напасть на добычу, оно, издавая клокочущие звуки, распускало по бокам головы две огромные раскладывающиеся ушные раковины. В этот момент со стороны казалось, что у змеи не одна, а целых три головы. Когда-то эта змея питалась лишь мелкими животными, но с годами гоняться за добычей ей становилось все труднее и труднее.

Однажды мимо змеи проходил охотник, получивший ранение после схватки с тигром. Запах свежей крови привлек чудовище, которое набросилось на несчастного - он так и не вернулся с охоты домой. Змея попробовала человечины, и этот день стал трагическим днем для жителей деревни. Потому что вошедшая во вкус гадина стала охотиться исключительно на людей.

Люди в деревне стали пропадать через каждые семь - десять дней. Местный шаман объявил селению, что злые духи стали гневаться на них и, чтобы сдержать их гнев, нужно принести в жертву юную девушку. На общем собрании всех жителей деревни было принято решение бросить жребий - кто именно станет этой жертвой?
Выбор пал на дочь старейшины племени.
Уже вовсю шла подготовка к ритуалу жертвоприношения, когда Георгий и его спутник верхом на лошадях появились в окрестностях селения. Они проезжали по лесной дороге, которая петляла среди возвышенностей, то поднимаясь, то опускаясь вниз. Вдали уже виднелся дым, поднимающийся над селом. Когда до деревни оставалось менее трехсот метров, путники услышали со стороны леса приближающийся к ним зловещий звук. Шипение перемешивалось с клокотанием и треском, до этого ни один из них не слышал ничего подобного.

Оба воина еще не успели прийти в себя, как прямо перед ними появилась и заняла боевую стойку змея во всей своей красе. Путников спасло лишь то, что они были на лошадях, да быстрая реакция Георгия, выработанная им за годы службы, позволила ему первым атаковать неприятеля.

Он выхватил копье и проткнул им змею. Пока его спутник от перенесенного страха приходил в себя, Георгий уже успел мечом порубить на куски это мерзкое существо.

Покончив со змеей, они отправились в селение, чтобы позвать кого-нибудь на помощь. Они знали, что мясо змей во все времена считалось у африканцев деликатесом.

Вот только тогда жители селения увидели, кто истинный виновник таинственных исчезновений людей. Благодаря Георгию люди поняли, что не стоит слепо доверять своему шаману.

Все селение вышло чествовать воина-победителя. Георгию был предложен дар, от которого нельзя было отказаться, без того чтобы не нанести обиды всему племени. Ему предложили в жены спасенную девушку. Юноша был молод и красив, обет безбрачия еще не был придуман, по известным причинам ему пока некуда было спешить, и Георгий принимает предложение остаться в селении.

Здесь он начинает вести проповеди и говорить о вере, об Иисусе Христе. Спустя полгода на совете племени было решено принять христианство всем селением. Это были первые христиане в Ливии, и Георгий Победоносец был первым, кто принес Христову веру в эту страну!

Около семи лет прожил в Селене Георгий. Его красавица жена родила ему двух сыновей и дочь. Но желание увидеть другие страны, побывать на родине Иисуса, еще раз пообщаться с теми, кто несет его веру по Земле, росло в нем с каждым днем сильнее и сильнее.

Бог наградил Георгия женой не только красивой, но и мудрой. Видя душевные страдания своего мужа, женщина настаивает на путешествии Георгия. Разве могла она знать, что больше никогда не увидит своего любимого.

Из Ливии Георгий направился в Египет, а затем - на корабле - в Галлию. За год он побывал в Греции, Персии, Палестине, Сирии, и 27 апреля 303 года Георгий Победоносец прибыл в Никомидию в Малой Азии.


Дамиан. «Св. Георгий воскрешает павшего вола», Грузия

Через неделю его схватили солдаты римской армии.
Ему было предъявлено обвинение в дезертирстве и проповедовании запрещенной веры.

Два месяца Георгия продержали в местной тюрьме, пытая и требуя, чтобы тот отказался от Христовой веры. Ничего не добившись, мучители избрали для Георгия самое жестокое по тем временам наказание. Его приковали цепями в каменной камере, стоя, расправив руки в разные стороны. Руки и ноги Георгия после пыток были истерзаны в кровь. Запах свежей крови привлек тюремных крыс, и они стали грызть его живое тело, а он стоял и не мог в этот момент пошевелить ни рукой, ни ногой. Георгий Победоносец прожил еще двенадцать дней, то теряя сознание, то вновь при ходя в себя. Не дождались его мучители от него ни криков, ни мольбы о помощи.

Его не стало 11 июля 303 года, Георгию было тридцать три года. Его тело даже не было предано земле.


Микаэл ван Кокси. «Мученичество святого Георгия»


Усекновение главы святого Георгия (фреска Альтикьеро да Дзевио в капелле Сан-Джорджо, Падуя

Спустя пятьдесят лет землетрясением была разрушена тюрьма, похоронив под руинами камеру, ставшую могилой для святого мученика. Но, согласно христианскому преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм (en:Church of Saint George, Lod), который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро.



Гробница св. Георгия Победоносца в Лоде

Бессмертная душа Георгия Победоносца продолжает творить чудеса.

Он покровительствует военным, летчикам и тем, кто верит в него и просит защиты .

Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.

© «Откровения Ангелов Хранителей. Крест Иисуса» = Ренат Гарифзянов, Любовь Панова

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

По одной из версий, культ святого Георгия, как это часто случалось с христианскими святыми, был выдвинут в противовес языческому культу Диониса, строились храмы на месте прежних святилищ Диониса и отмечались в честь него праздники в дни дионисии.
Георгий считается покровителем воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч. γεωργός - земледелец) и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр.

На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).

В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях.


Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве


Храм Георгия Победоносца упоминается в летописях вместе с прочими церквами, построенными . По старинным записям, хранившихся в этой этой церкви до 1778 г., Георгиевская церковь была заложена на Великокняжеском дворе в 1129 г. князем Юрием Долгоруким в честь «своего ангела» св. великомученика Георгия. Вероятно, в начале она была построена по тому же архитектурному типу, как и прочие древние каменные церкви Владимиро-Суздальской земли XII и XIII вв., например Спасский собор в Переславле-Залесском…
Строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 г. его сыном, святым благоверным .

Дни памяти

В Православной церкви память Георгию Победоносцу совершается:
- 23 апреля/6 мая ;
- 3 ноября/16 ноября - обновление (освящение) храма великомученика Георгия в Лидде (IV век);
- 10 ноября/23 ноября - колесование великомученика Георгия (грузинское празднование);
- 26 ноября/9 декабря - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г. Празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день (26 ноября).

На Западе святой Георгий - покровитель рыцарства, участников крестовых походов; он - один из Четырнадцати святых помощников.

Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия.
Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии в 335 г. царём Мирианом на месте погребения святой Нины, с IX в. строительство церквей в честь Георгия стало массовым.
В 1891 г. на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
Житие святого было впервые переведено на грузинский язык в кон. X в. В XI в. Георгий Святогорец при переводе «Великого Синаксаря» выполнил краткий перевод жития Георгия.
Георгиевский крест присутствует на флаге грузинской церкви. Впервые он появился на грузинских знамёнах при царице Тамаре.

В осетинских традиционных верованиях важнейшее место занимает Уастырджи (Уасгерги), представляющийся крепким седобородым старцем в доспехах на трёх- или четырёхногом белом коне. Он покровительствует мужчинам. Женщинам запрещено произносить его имя, вместо которого они называют его Лæгты дзуар (покровитель мужчин). Празднования в его честь, как и в Грузии начинаются 23 ноября и продолжаются неделю. Вторник этой праздничной недели является особо почитаемым. Сам культ является синкретическим по своей природе: с началом распространения христианства в Алании (V век) и до его окончательного принятия (X век) некое божество из пантеона этнической осетинской религии, культ которого берёт начало со времён индо-иранской общности было подвергнуто Церковью трансформации. В итоге божество приняло имя Георгия, также название праздника в его честь (Джеоргуыба) было заимствовано в результате значительного влияния грузинского православия из грузинского языка. В остальном культ покровителя остался этническим по своей природе.

Третьего ноября Русская церковь воспоминает обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде.
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклетиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле.
В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, – во всяком случае, в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается как праздничный день.
Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй пол. XIX в. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и приукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872 г. З ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская Церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.

Блаженный и приснопамятный князь Российской земли Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, захотел создать храм в честь великомученика Георгия, т. е. во имя своего Ангела, так как Ярослав во святом крещении получил имя Георгия. Место для сего храма он выбрал неподалеку от Софийского собора, именно на запад от него, по направлению к золотым воротам.
Когда начали строить этот храм, то немного было делателей.
Увидев это, Ярослав призвал тиуна и спросил его:
– Почему мало трудящихся у храма Божия?
Тиун отвечал:
– Так как – дело властительское (т. е. сооружается храм на собственный счет князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы.
Тогда князь повелел возить под своды золотых врат возами свои сокровища и объявить на торгу людям, что каждый может получить от князя по ногате в день за работу. И явилось множество делателей, работа пошла успешней, и храм вскоре был окончен.
Освящение его совершено было 26 ноября 1051 г. митрополитом Иларионом. День освящения князь заповедал праздновать во всей России ежегодно в честь святого великомученика Георгия. Святой великомученик Георгий считается преимущественным охранителем пастухов и стад на том основании, что по преставлении своем он неоднократно оказывал помощь ближним, являясь на коне. Поэтому в Георгиев или, по просторечию, в Егорьев день благочестивые жители сел и деревень России выгоняют обыкновенно впервые после зимы свой скот на пастбище, причем совершают св. великомученику молебствие с окроплением св. водою пастухов и стад.

Молитвой Георгию Победоносцу христиане просят об укреплении веры.
Если вас несправедливо притесняют, попросите молитвой Георгия Победоносца о святом покровительстве и защите.
Сильна молитва Георгию Победоносцу во время бедствий.
Георгий Победоносец является небесным покровителем России, Грузии и Осетии. Он изображен на гербе Москвы. Во время бедствий, нашествия врагов, засилья иноверных православному народу всегда помогала молитва святому Победоносцу.

Молитвы святому великомученику Георгию Победоносцу
Молитва первая

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученику Георгию Победоносцу

Тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Ин тропарь, глас той же
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 4
Днесь блажат тя мира концы, Божественных чудес исполншеся, и земля радуется, напившися крове твоея. Христоименитии же людие града Киева освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася, страстотерпче Георгие, сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов. Егоже моли с верою и мольбою приходящим во святый твой храм дати очищение грехов, умирити мир и спасти души наша.

Copyright © 2015 Любовь безусловная