Без руля и без ветрил значение. Италия без руля и ветрил. Владимир милешкевич без руля и без ветрил болтается корабль российской военной реформы

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Без руля и без ветрил

Без руля и без ветрил

Из поэмы «Демон» (1829-1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Слова Демона, обращенные к Тамаре (ч. 1, строфа 15):

На воздушном океане

Без руля и без ветрил

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил.

«Ветрило» в переводе с древнерусского языка «парус».

Выражение стало крылатым благодаря опере «Демон» (первая постановка 13 января 1875 г., Петербург) Антона Рубинштейна. Впоследствии эта песнь Демона стала очень популярной в исполнении Ф. И. Шаляпина, что также добавило известности этому выражению.

Иносказательно: без ясной цели, мысли, плана, четко сформулированного намерения, «как бог на душу положит» и т. д. (ирон., неодобр.).

Из книги Школа вождения для женщин автора Горбачев Михаил Георгиевич

Как рулят асы руля и педалей, или Что самое важное в управлении автомобилем? БАЛАНС. Очень важно понимать роль баланса и уметь балансировать весом автомобиля!ПОВОРОТ. Чтобы пройти поворот на пределе, нужно владеть искусством поддержания динамического баланса вашего

автора

Гидроусилитель руля исправен Международная автомобильная выставка, 2010 год. Стенд отечественных производителей. Менеджер произносит: - Мы выпустили новую модификацию автомобиля «Ока»: она имеет двигатель объемом 2 л, автоматическую коробку передач, АБС, бортовой

Из книги Как обманывают в автосервисе автора Гладкий Алексей Анатольевич

Неисправность гидроусилителя руля Звонок в милицию. Пьяный голос кричит: - Срочно пришлите наряд! У меня в машине украли руль и все приборы! - Хорошо, высылаем! Через минуту снова звонок, тот же самый голос: - Извините, наряд не нужен. Я просто сел на заднее

Из книги Право руля! – 3 автора Травин Виктор Николаевич

ПРАВО РУЛЯ! ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ НЕЗНАНИЕ - Да брешешь. За это всего стольник штрафа… - Ты бы пристегнулся, а то Ваську вчера - слышь, Петрович, - за непристегнутый ремень на полштуки штрафанули. - Да я тебе говорю! С меня самого на прошлой неделе за это две с половиной

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Поломка руля Все, что мешает вам направить автомобиль в нужную вам сторону, – это проблема. В наши дни рулевое колесо вряд ли может отвалиться и остаться у вас в руках; рулевая колонка также не отвалится, если, конечно, вы не уклонялись от процедуры техосмотра

Новость о том, что беспартийный адвокат Джузеппе Конте возглавит правительство Италии, продержалась четыре дня: 23 мая ему был предложен пост премьер-министра, а вчера он вернул мандат президенту республики. Причина одна: Серджо Маттарелла наотрез отказался утверждать министром экономики евроскептика Паоло Савону.

Ишь, какие горячие.

Джузеппе Конте.


С ерджо Маттарелла был на удивление откровенен : «Я одобрил всех, кроме того, кто выступает за выход из еврозоны». По его мнению, в этом случае итальянская экономика рискует обвалом, а государство не может ставить под удар сбережения граждан. В ближайшее время гарант конституции объявит о проведении досрочных выборов.

Вот и говорите после этого, что у президента Италии ограниченные полномочия.

Маттарелла находится под влиянием интересов иностранных государств и препятствует созданию нового правительства, - объяснили причину своей решимости политики. И зловеще добавили: - Это требует от парламента рассмотреть возможность обвинения президента в государственной измене.

Скажу так: ни один прогноз не сбылся. Если будут назначены новые выборы, то раскладка сил в итальянском парламенте может измениться. Причем, не в лучшую для нас сторону - электорат не любит, когда политики не в состоянии между собой договориться и ввергают страну в кризис.

Честно говоря, я изначально не очень верил в «правительство перемен», даже несмотря на то, что «контракт», подписанный между «Движением» и «Лигой», содержал призыв «немедленно отменить санкции против России». Возможно, именно поэтому.

Популисты слишком рьяно берут быка за рога. И если они не справятся с экономическими проблемами (что весьма вероятно), то их подчеркнутая пророссийскость может по касательной навредить и нам. В ЕС только и ждут, когда новые итальянские партии проколются, и обязательно воспользуются моментом, чтобы дискредитировать саму попытку ухода из дружной общеевропейской семьи в границы своих государств.

К тому же, с некоторых пор я стал подозревать, что демонстративно благосклонное отношение к России новых итальянских политиков не вполне искренне. Возможно, это просто дань моде. «Если опросить сегодня всех итальянцев на предмет, кто самый популярный во всей Италии зарубежный лидер, то большинство голосов получит Путин», - с сожалением рассказал своему американскому коллеге и другу главный редактор газеты La Stampa Маурицио Молинари .

Ну, кто рискнет при таких настроениях идти против течения?

Возможно, к лидеру «Лиги» Маттео Сальвини мои подозрения не относятся - во всяком случае, пока. А вот «пятизвездочникам» не особо доверяю.

Когда в 2013 году они неожиданно набрали больше четверти голосов на выборах в парламент, основатель партии Беппе Грилло первым делом отправился в американское посольство. А его нынешний сменщик Луиджи Ди Майо в качестве кандидата на премьерское кресло полетел в конце прошлого года в США, а не в Россию. Что особо подчеркивалось. «Мы - западники, и наш величайший союзник на Западе - Соединенные Штаты, - заявил он в Вашингтоне. Впрочем, там же он высказался и о России: - «Движение пяти звезд» хочет только соблюсти коммерческие интересы Италии. Вот почему мы за снятие санкций с Москвы».

Не стоит питать иллюзий, чтобы потом не разочаровываться, - никогда мы не будем братьями. Даже евроскептикам.

Конечно, вы вправе возразить: нужна ли нам с итальянцами любовь до гроба? Вполне достаточно прагматичных, взаимовыгодных отношений. Но в том-то и дело, что «величайший союзник» никогда не удовлетворяется званием привилегированного партнера - ему нужно беспрекословное подчинение, даже если оно европейцам совсем невыгодно. Иначе - санкции.

По-моему, Луиджи Ди Майо готов подчиниться, а заодно подчинить трансатлантическим интересам и свою партию. Политики - большие циники, верить нельзя ни одному слову.

Вот почему я совсем не расстроюсь, если через пару дней Серджо Маттарелла назначит досрочные выборы. Или, наоборот, если ему объявят импичмент. В обоих случаях еще на несколько месяцев Италия окажется без руля и без ветрил.

Но при любом раскладе останется верным членом Евросоюза и преданным слугой США.

Сегодня в Камаловском театре сыграют первую премьеру 111-го сезона - спектакль «Без ветрил» по комедии Карима Тинчурина, которую он написал в 1926 году, посвятив «гибели старого мира». Режиссер Георгий Цхвирава изменил жанр произведения: поставил не комедию, а «воспоминания о будущем». Корреспондент «Вечерней Казани» побывала на пресс-показе нового спектакля.

Это уже вторая работа Георгия Цхвиравы, главного режиссера Омского театра драмы, с камаловской труппой. В 2004 году он поставил здесь музыкальную комедию Авксентия Цагарели «Ханума» - у нее был свой круг почитателей. Но не такой широкий и фанатичный, какой образовался в 2003 году среди зрителей его знаменитого тюзовского спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда : были люди, которые ходили на «Розенкранца...» пять и более раз. Не стану утверждать, что так же будут поступать зрители его новой постановки «Без ветрил». Но то, что спектакль заставит говорить о себе, - бесспорно.

«Я прочитал пьесу «Без ветрил» Карима Тинчурина, и темы, которые в ней поднимаются, показались мне очень актуальными, - говорил режиссер Цхвирава на пресс-конференции. - Сейчас в мире сложилась очень опасная ситуация. А когда социальная ненависть доведена до предела, надо заглянуть в прошлое. Я убежден: чтобы ответить на вопросы существующие и заглянуть в будущее, надо посмотреть в прошлое».

Прошлое в спектакле Цхвирава поделил на шесть частей: «1910 год», «1916-й», «1917-й», «1919-й», «1922-й» и «1925-й». Каждая начинается с черно-белых кадров кино хроники, которые под характерную для того или иного времени музыку проецируются на главную декорацию спектакля - разрушающуюся стену условного дома со множеством дверей.


На фоне ветхой стены (художник-постановщик Булат Ибрагимов) происходят все события в спектакле: от ссоры с мощными плевками друг в друга, которую еще в мирное, дореволюционное время устраивают склочные девушка-горбунья Рокия (Айгуль Абашева) и красавица Дильбар (Лейсан Файзуллина), до попытки тех, кому неуютно жить при советской власти, спрятаться от представителей ГПУ.

Пугающим стуком в дверь («Это ГПУ!») заканчивается пьеса Карима Тинчурина, но не спектакль Георгия Цхвиравы. Под лязг дверных засовов и шаги невидимых людей на ветхую стену-экран проецируется портрет Карима Тинчурина и годы его жизни: 1887 - 1938. Этот эпизод - один из самых впечатляющих в спектакле, ведь в свое время встречи с представителями ГПУ не избежал и выдающийся драматург. Ему приписали «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте», а потом расстреляли без суда и следствия. В 1955 году Карима Тинчурина реабилитировали...

Лейтмотивом спектакля «Без ветрил» можно считать строчку из международного пролетарского гимна - «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем». Герой нового времени в постановке Цхвиравы - безграмотный нэпман Зайнетдин (Алмаз Сабирзянов) - отвратителен: чавкает и рыгает, с нежностью и любовью относится к доставшейся ему от господ белоснежной ванне на золотых ножках (с маниакальным усердием сдувает с нее пылинки) и совершенно сексистски - к своей жене Дильбар: она у него из «бывших» - дочь купца, прекрасно образованная, но чудовищно в свете революционных событий поглупевшая (именно такой ее играет Лейсан Файзуллина).


Героям минувших дней - разорившимся татарским купцам - в спектакле камаловцев невозможно не сочувствовать. Переход от блистательного благополучия к тотальной неустроенности и нищете (но не упадку духа, и это очень круто) играют Рамиль Вазиев (Нуретдин), Искандер Хайруллин (Мисбах Хаджи)...

Самый интересный персонаж в спектакле Цхвиравы - Батырхан в исполнении Эмиля Талипова - актера очень умного, думающего и тонко чувствующего. Батырхан - человек-хамелеон: в начале спектакля он полон решимости бороться с большевиками, потом вдруг становится «красным начальником» и меняет свое благородное имя на вариант попроще - Батыржан. Под конец спектакля снова заговаривает о том, что следует спасать мусульманский мир от марксистско-ленинской болезни... Понаблюдать за превращениями Батырхана-Талипова - одна из главных причин посмотреть в Камаловском театре спектакль «Без ветрил».

Определив жанр постановки как «воспоминания о будущем», Георгий Цхвирава вряд ли утверждает, что плохо образованные, наглые и глупые всегда обыгрывают умных и рефлексирующих. Он скорее демонстрирует, насколько ужасно, когда так происходит. Пугается этого сам, пугает зрителей. Этот страх объединяет: о нем хочется говорить. О нем нужно говорить.

Фразеологизм, проросший литературным источником, достойный рассмотрения в этом далеко не всеобъемлющем цикле о крылатых выражениях, на фоне многих выглядит совсем молодым. Первая публикация «Демона» приходится на 1842 год, так что ему нет и двухсот лет еще.

Относительно нечасто встречающееся в современном обороте выражение «без руля и без ветрил» принадлежит перу прекрасного романтика русской поэзии Михаила Лермонтова. Конечно же, всем, кто старался не прогуливать уроки литературы в школе, приходилось учить наизусть замечательные строчки из «Демона», однако выдерну из него лишь строфу…

Источник

Напомню подзабывшим, что поэма Лермонтова посвящена запретному чувству падшего ангела к обычной земной девушке. История трагическая, кто вдруг не читал, настоятельно рекомендуется к ознакомлению. Вот строфа обращения Демона к Тамаре, которую цитирует наше крылатое выражение.

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.

Место, где Демон предлагает Тамаре свои посещения в грезах, она смятена и взволнована необычными ощущениями. Мистика. Словом, прекрасное творение великого поэта. Советую почитать на досуге и извиняюсь за спойлер.

Популяризация

Фразеологизм «Без руля и без ветрил» едва ли прорвался бы в широкий оборот без появления великолепной оперы «Демон», впервые поставленной в 1875 году. Материал действительно очень чарующий. Затем эта песня Демона обрела индивидуальность усилиями Федора Шаляпина. А далее песенная популяризация. И вот мы имеем крылатое выражение «Без руля и без ветрил».

Значение

Как и любое, оно имеет вполне определенный смысл, ходить далеко за которым не нужно. Поскольку метафора вполне очевидна, и речь о корабле, руль и паруса, которые в старину назывались «ветрилами», вернее их отсутствие подразумевают бесшабашное, безотчетное движение навстречу судьбе. Поэтому значение фразеологизма «без руля и ветрил» - это деятельность в отсутствие четкой цели, плана, безответственный заплыв по течению. Все это очевидно накладывает неодобрительный оттенок.

Использование

И напоследок. Используем по случаю констатации безотчетного движения, бесцельного существования. Ироничный контекст приветствуется, поскольку живем мы в век определенности и детерминизма. Прекрасных всем текстов!