Ориентировка на плоскости в детском саду. Методика умения ориентироваться на плоскости. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник

Виктория Полюхович
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Ориентировка в пространстве является одним из важнейших разделов в воспитательно-образовательном процессе, так как от того на сколько ребенок ориентируется в собственном теле, пространстве и на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице книги)зависит дальнейшее успешное обучение в школе.

- ориентировка в собственном теле;

Ориентировка в пространстве;

Ориентировка на плоскости.

1 младшая группа

Накопление практического опыта освоения окружающего пространства (помещений группы, участка детского сада);

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Методические аспекты:

Игры построенные в ритме стиха, сопровождающиеся поговорками, движениями и пр. «Водичка-водичка», «Где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем…», «Маленькие ножки бежали по дорожке…» и т. д.

Беседы и мини-экскурсии по группе, участку детского сада при организации в режимных моментах. При организованной образовательной деятельности во время ознакомления с окружающим, физкультурные занятия и т. д.

2 младшая группа

Ориентировка в расположении частей собственного тела и различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различение правой и левой руки.

Методические аспекты

- ориентировка в собственном теле

В организованной образовательной деятельности в дидактических играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать» и т. п. Узко направленные поручения (помять кукле Кати лицо, помыть руки и т. п.).

- ориентировка в пространстве «от себя» (впереди – сзади, вверх – вниз, справа - слева). Поручения и указания: вверху – там, где голова; сзади – где спина; внизу – где ноги и т. д. Настольные игры и упражнения «Куда летит шарик» (вверх – вниз, «Куда едет машина?» (вперед – назад, «Что изменилось?», «Подними правую руку и т. п.». Игра «Что впереди, что справа? и т. п.». РАБОТАЯ С РЕБЕНКОМ ПОКАЗ В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТОБРАЖЕНИИ. Полезны игры на определение источника звука и места нахождения звука «Что и где слышно?», «Где бьет барабан?» и т. п.

Средняя группа

Определение пространственных направлений от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами (передо мной стол, справа от меня дверь и т. п.);

Знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Упражнения игрового характера «Узнай, где что спрятано?», «Что изменилось?» и т. п. Вначале определяют расположение 1-2х игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до 4. В начале игрушки располагают на небольшом расстоянии от ребенка, затем расстояние увеличивается. В качестве усложнения педагог предлагает повернуться и снова перечисли расположение предметов, обратив внимание, что они теперь расположении по отношению к ребенку по-другому.

Для формирования умения передвигаться в заданном направлении– дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию» и т. д. Также можно сочетать с понятиями далеко – близко.

Старшая группа

- совершенствование пространственных отношений : вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около; двигаться в заданном направлении меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения, а также определять местоположение между людей (Я стою между Сашей и Дианой);

- ориентировка на плоскости: листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине (в центре, в углу.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Совершенствуется ориентировка в пространстве ДОУ, ориентировка на улице в процессе видов деятельности и игровых упражнений «Кто поменялся местами?», «Где я стою» и т. д. Как прием можно использовать рассматривание иллюстрации к художественным произведениям «Репка», «Гуси-лебеди», «Федорино горе» и т. п. Настольные и словесные игры направленные на определения направления движения «Подбери нужное слово», «Назови, что изменилось?», «Парные картинки» и т. д.

- ориентировка на плоскости (ограниченной поверхности Упражнение на раскладывание определенного количества предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа (по краям, слева, справа и т. д. Разнообразные виды инструкций, которые сначала озвучиваются самим педагогом, а потом комментируются детьми посредством опроса детей.

Связать работу с развитием у детей умение создавать ритмические узоры, создавать повторяющиеся закономерности //-//-//-//-// или геометрические фигуры.

Используются игры в лабиринты, для определения направления движения с помощью стрелок-указателей или в соответствии с планом маршрута. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют собственные планы маршрутов.

Подготовительная группа

- ориентировка на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); знакомство с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Располагать и отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и т. д.)

- знакомство с планом, схемой, маршрутной картой – смоделированные пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы, возможность детей самостоятельно передвигаться ориентируясь на условные обозначения.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Совершенствовать ориентировку с помощью условных обозначений (стрелок-указателей движения, планов, маршрутов и схем. Разнообразные виды маршрутных игры «Найди клад», «Найди по подсказкам», «Лабиринт», «Запутанная паутина» и т. п.

- ориентировка на плоскости

Занимает особое место в работе педагога (на листе бумаги, странице книги, тетради и т. п.). Методика в других возрастных группах, основана на выделении противоположных направлениях: слева – справа, вверху – внизу. В данном возрасте отрабатываем умение находить на разлинованном листе бумаги: точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, правый и левый, верхний и нижний края листа, углы (левый – правый, верхний - нижний, соблюдая интервалы на строке, располагать элементы в определенном направлении (слева направо, затем в качестве усложнения справа налево).

Активно использовать слуховые графические диктанты. В начале используем геометрические фигуры, затем цифры. При использовании геометрических фигур в качестве отработки выполнять ритмические узоры и орнаменты.

Игровые упражнения по типу «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и т. п.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости , т.е. в двухмерном пространстве.

В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении : сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий . На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ дети к моменту поступления в школу должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости . Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий : "налево - направо", "вперед - назад" и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией . Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания : передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.



Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.

Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания . Прежде всего необходимо закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают.

В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.

Дети любят упражнения на внимание , в которых они производят движения в указанном направлении, например: "Повернитесь направо", "Правой рукой дотроньтесь до левого уха" и т. п.

Большое внимание в работе с детьми б-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении , менять направление движения во время ходьбы и бега . С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр .

Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх "Зайцы и волк" и "Караси и щука" дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения : "Как пройти в магазин (в булочную и пр.)", "Дорога на почту (в аптеку)", "Дорога в школу". Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять "картину пути". Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.

Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры , устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету ("Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка"), а также свое положение среди окружающих предметов ("Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи"). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение , которое занимает тот или иной предмет . С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).

Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука , определять стороны туловища куклы, мишки и т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: "Где что находится?", "Поручение", "Прятки" и "Что изменилось?". ("Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены".) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.

Важно , чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов , устанавливали причинные, следственные и другие связи , которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. "Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх".

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами , обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры "Наоборот", "Дополни предложение". Например, воспитатель начинает предложение: "Сережа подбросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу)". Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Полезно использовать задачи на смекалку , например: "Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?" Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верх ний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: "Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол". Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты . Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры "Кто запомнит?", "Городки", "У кого что получится?", "Парные карточки"

Юлия Горбикова
Конспект НОД «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовочка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;

Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);

Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.

Воспитательные:

Воспитывать умение выполнять коллективные действия;

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.

Развивающие:

Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;

Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

ХОД

Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадываете ее и рисуете фигуру,

правильно располагая ее на листе. Будьте внимательны.

Загадка№1

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины,

Вам представится я рад,

А зовут меня. (квадрат)

Положите эту фигуру в правый верхний угол листа.

Слушайте следующую загадку

Загадка №2

Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо,

на колесо (круг).

Положите эту фигуру в левый нижний угол.

Загадка № 3

Моя загадка коротка Три стороны и три угла Скажите, кто же я (треугольник)

Положите эту фигуру в правый нижний угол.

Загадка №4

У меня есть пять углов, У меня есть пять сторон, Назови

меня. (пятиугольник).

Положите эту фигуру в центр листа.

Загадка №5

Растяни круг по бокам И получишь ты.. (овал).

Какой угол остался свободным? (левый верхний) -Положите туда овал.

Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.

Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовочки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, нужно выполнить задание. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопросы. Хорошо?

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево узнал ученик.

Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)

Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)

Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)

Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовочка нам написал.

«Здравствуйте, ребята. Подготовительной группы детского сада № 22 д. Извара. Я Вовочка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, ребята, мне ни как не обойтись».

Ну что, ребята, надо выручать Вовочку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.

ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)

Левой рукой возьмитесь за правое ухо. Правую руку положите на левое плечо. Левую ногу выставьте немного вперед. Левой рукой закройте левый глаз. Правой рукой достаньте до правого колена. Выпрямились, опустили руки.

Молодцы, с первым заданием вы справились.

ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)

Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.

Правильно, вы очень внимательные.

Физкультмину тка

Встаем около своих стульчиков, мы с вами сейчас поиграем.

Топнем правой ногой,

Правой рукой дотронься до носа,

Подними левую руку,

Попрыгай на левой ноге.

А теперь подняли вверх обе руки, сделали глубокий вдох - выдох и тихо

садимся на свои места

ЗАДАНИЕ 3. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)

Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки (ваза, галстук, сердечко из бумаги, кленовый листочек.)

Возьмите галстук и положите перед собой. Слева от галстука расположите лист, а справа вазу.

На сердечко положите вазу. Под вазу положите галстук.

Над вазой расположите лист. Под вазой сердечко.

Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.

ЗАДАНИЕ 4 . «Все наоборот»

Я называю вам пространственные ориентиры, а вы - ориентир,

противоположный по значению

Верх - низ

Лево - право

Ниже - выше

Угол - центр

ЗАДАНИЕ 6. «Обведи животное». (работа на листе бумаги)

ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.

Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовочке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу.

Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед левую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений по теме "Ориентировка в пространстве". Цели: Учить находить предмет в пространстве,определяя.

Тема: «Ориентировка в пространстве» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное.

Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 Герасимова Оксана Владимировна. Цель: упражнять.

Конспект занятия: «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах: Помочь освоить умение считать посредством.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве» Тема: Ориентировка в пространстве. Задачи: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать.

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.

Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?

Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

План – конспект

Совместной деятельности

С детьми 4 класс программа 8 вида

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Беликова Александра Александровна

ИНТЕГРИРОВАННАЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА «ОРИЕНТИРОВКА

В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ»

Приоритетная образовательная область – «Познание».

Интегрируемые образовательные области – «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

    Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.

    Уточнять и закреплять пространственные представления обучающихся («на», «над», «под»).

    Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».

    Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей.

    Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).

ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

    Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.

    Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

    Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.

ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»

    Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.

    Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Материалы:

ЭТАПЫ

НОД

ДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Определение темы занятия.

Просит выполнить задания и сформулировать тему занятия.

Слушать педагога, выполнять задания, отвечать на вопросы.

Включение в игровую ситуацию.

Читают письмо.

Задание 1 «Укрась ковер»

Предлагает задание с магнитами и доской по ориентировки на плоскости.

Выполняют действия заданные педагогом.

Задание 2 «Лабиринты»

Предлагает выполнить задание по прохождению лабиринта.

Проходят лабиринты.

Задание 3 «Домик»

Дает задания на карточках.

Выполняют задания, написанные на карточка.

Задание 4 «Динамическая пауза»

Предлагает видео на котором панда показывает задания.

Выполняют физминутку.

Задание 5 «Покажи предмет»

На компьютере предлагает задание.

Читают задание, обводят правильный ответ.

Задание 6 «Путь домой»

Из счетных палочек предлагает выложить путь.

Выкладывают из счетных палочек путь..

Рефлексия

Спрашивает у учеников, какую главную задачу решили на занятии. Узнает где можно применить полученные знания в повседневной жизни.

Отвечают на вопросы.

Оценка работы учащихся

Оценивает работу каждого ученика.

Оценивают свою работу.

Тема: Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Цель: Развитие ориентировки в пространстве и на плоскости у обучающихся с НОДА. Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять и закреплять представления о пространстве относительно себя и других предметов;

Упражнять детей в умении употреблять слова: «слева», «справа», «между», «под».

Упражнять детей в умении называть соседние числа;

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Коррекционные:

Тренировать память;

Развивать умение зрительного поиска предмета на листе и в пространстве;

Активировать словарь по теме;

Развивать слуховое внимание;

Развивать умение развернуто отвечать на вопросы (полными предложениями).

Коррекционно-воспитательные:

Закреплять умение слушать вопросы дефектолога, отвечать не перебивая его;

Закреплять умение правильно сидеть за столом.

Оборудование: компьютер, планшет, магнитная доска, картинка кота Матроскина, лабиринт, сенсорное панно, дидактическая игра на ориентировку в пространстве, счетные палочки.

Методы и приемы : ИКТ, художественное слово, рассказ, вопросы к детям, поощрение, игровая мотивация.

Ход занятия

    Организационный момент

Психоэтюд «Улыбнись»

Собрались все дети в классе,

Я-твой друг, и ты-мой друг! (дефектолог показывает рукой на себя, потом на детей)

Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)

Дефектолог: Ребята давайте подарим наши улыбки и нашим гостям, тогда наша встреча пройдет в дружеской теплой обстановке.

А теперь покажите с каким настроением вы пришли на занятие? (смайлики настроения)

И прежде чем начать наше занятие выполним с вами одно упражнение и затем вы мне скажите какая будет главная цель нашего занятия.

Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правой рукой закройте правый глаз.

Так как вы думаете чем будем сегодня заниматься?

II. Игровая мотивация. Письмо из Простоквашино.

Ребята, кто-то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо!

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, кот, письмо, как мышку

За окошко заманил?

Может это воробъишко, пролетая, обронил?

От кого же это письмо? А письмо пришло от Кота Матроскина. (Показ иллюстрации). Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино! Я со своими друзьями заблудился в лесу. И для того чтобы выбраться нужно выполнить сложные задания. Без вашей помощи нам ни как не обойтись. Кот Матроскин»

1.Проблемная ситуация.

Ребята, вы готовы помочь коту Матроскину и его друзьям?

По ходу выполнения заданий, вы будете получать ромашки, и в конце занятия мы с вами сделаем ромашковое поле, на котором будут отдыхать кот Матроскин и его друзья.

ЗАДАНИЕ 1 «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)

Вот любимы ковер Матроскина. Посмотрите он красивый? Наша с вами задача украсить ковер, так чтобы он стал красивый. Каждый из вас сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и расположи его в левом верхнем углу ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и расположи его в нижнем правом углу ковра.
- Правой рукой возьми круг и расположи в центре ковра.
- Левой рукой возьми овал и расположи в правом верхнем углу ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и расположи в нижнем левом углу ковра.

Левой рукой возьми треугольник и расположи его справа по середине.

Правой рукой возьми круг и расположи его слева по середине.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.

С первым заданием справились. Получаете ромашку.

ЗАДАНИЕ 2. «ЛАБИРИНТЫ» Друзья Матроскина попали в лабиринт. Вам нужно пройти по лабиринтам, назвать направления, куда ведут. И тем самым помочь выбраться из лабиринта.

ЗАДАНИЕ 3. «ДОМИК» На карточке задание, дети по очереди выполняют. Располагают животных как на карточке и говорят где они расположены (кот перед домом, собака под домом).

ЗАДАНИЕ 4. «ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА»

Руки в стороны, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вперёд, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

ЗАДАНИЕ 5 «ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ» (работа с планшетом)

На планшете игра, на ориентировку в пространстве. Дети читают задание и его выполняют.

ЗАДАНИЕ 6 «ПУТЬ ДОМОЙ» (слуховой диктант)

И последнее задание, нужно выложить из счетных палочек путь, по которому кот Матроскин со своими друзьями выберутся из леса.

2 палочки вверх

1 палочка вправо

2 палочки вниз

1 палочка вправо

1 палочка вверх

1 палочка вправо

1 палочка вниз

1 палочка вправо.

РЕФЛЕКСИЯ

Вот мы и выполнили все задания. Помогли коту Матроскину и его друзьям выбраться.

Где можем применить полученные на занятии знания? (на уроках математике, когда будем идти домой ). Какие задания понравились больше всего?

Какие игры вам понравились больше всего?

А настроение осталось таким же хорошим как в начале?

ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ

А теперь давайте возьмем свои ромашки, подойдем к доске и расположим их на ней. И получится у нас ромашковая поляна.

Занятие окончено.