Работы бэнкси с описанием. Все фото картин, уличных работ и инсталляций Banksy на одной странице - (инфа обновляется). Главным акционером его печатной компании является создатель группы Gorillaz

К новостям, начинающимся со слов «Британские ученые...», принято относиться с долей скепсиса, но на этот раз им, кажется, действительно удалось сделать открытие. Специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета вычислили Бэнкси — самого популярного уличного художника в мире. В этом им помог метод географического профилирования — системный анализ мест, где граффитист создавал свои работы.

Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами: метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси — это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором СМИ писали еще шесть лет назад. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

опыт может в дальнейшем быть применен для анализа «незначительных преступлений, связанных с терроризмом», каковыми, по их мнению, являются граффити.

Предполагается, что географическое профилирование может способствовать предотвращению и более серьезных преступлений, в том числе и террористической направленности.

Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х годов и довольно долгое время действовал как обычный райтер (уличный художник), но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было дано начало неповторимому стилю Бэнкси — монохромным рисункам (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) на остросоциальную тематику. Своеобразной визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что

этого зверя художник выбрал неслучайно — слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»).

Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт «дошел» до него спустя годы, после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

Начав свою творческую деятельность в английском городе Бристоль, Бэнкси в последние годы значительно расширил географию и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира.

Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах

(в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Граффити «Рабский труд» Бэнкси, вырезанное из стены и проданное на частном аукционе

В последнее время Бэнкси не ограничивается граффити и также занимается перформансами и масштабными инсталляциями — в прошлом году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», этакий анти-Диснейленд). Кроме того, в 2011 году Бэнкси получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий не столько о Бэнкси, сколько о восхождении художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). К слову, после выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили слухи, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под псевдонимом Бэнкси работает целая группа художников.

О Бэнкси известно только то, что он родился в Бристоле примерно в 1974 году, что, возможно, зовут его Роберт Бэнкс, а может быть и нет. Что то, чем он занимается, незаконно и по меньшей мере подпадает под статьи "вандализм" и "хулиганство", потому он скрывает свое лицо и не торопится купаться в лучах славы, а с кураторами выставок и журналистами общается исключительно через агента. При этом его работы продаются по баснословным для "хулигана" ценам. Накануне очередного аукциона, на котором будет продаваться его граффити "Девочка с цветком" (эстимейт, кстати, 150 тысяч долларов), редакция проекта Weekend составила гид по наиболее значимым работам Бэнкси, которые могут объяснить, почему взрослый мужчина бегает ночами по крышам с трафаретом и баллончиком краски.

"Криминальное чтиво"/Pulp Fiction (2002)

© Фото: ART SERIES HOTEL GROUP Работа "Pulp Fiction" художника Бэнкси (Banksy)

Это изображение, появившееся в 2002-м рядом со станцией метро Old Street в Лондоне, повторяло кадр из фильма Квентина Тарантино с кинематографичной точностью, кроме одной детали: в руках героев Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволты вместо пистолетов были бананы.

В апреле 2007-го Транспортная служба Лондона закрасила граффити по причине "чрезмерной жестокости изображаемой сцены и разлагающего влияния на общество". На тот момент оценочная стоимость произведения достигла 300 тысяч фунтов. Пресс-служба компании объяснила действия сотрудников лаконично: "В нашем штате — профессиональные уборщики, а не профессиональные арт-критики".

Трафарет по-прежнему остается популярным: в конце 2011 года австралийская сеть отелей объявила акцию : в рамках игры "Укради Бэнкси" в одном из отелей сети появлялась работа Бэнкси, а любой постоялец мог унести ее, и, если "кража" не была замечена охраной, то "преступник" мог оставить иллюстрацию себе. В акции участвовали две работы: No Ball Games и Pulp Fiction. В итоге, вынести жильцам удалось только первую работу стоимостью 15 тысяч долларов, вторую же владельцы сети отправили организации по борьбе с преступностью Crime Stoppers Australia, а та выставила ее на аукцион. В гостиницах же еще долго после этого висело объявление о том, что акция закончена и "воровать" больше ничего не стоит.

Целующиеся констебли/Kissing Policemen (2004)

Граффити в лондонском Брайтоне рядом с Трафальгар-стрит стало своего рода достопримечательностью: любой турист считал своим долгом включить в свой маршрут стену рядом с Prince Albert Pub. Но всего через год после создания изображение было перевезено в Нью-Йорк и продано с аукциона.

Работа Бэнкси вдохновила российскую арт-группу "Синие носы" на создание скандальной фотографии "Эра милосердия" (2004). Через три года министр культуры РФ Александр Соколов назвал выставку Третьяковской галереи в Париже (2007), на которой планировалось представить эту работу, а затем и вовсе обвинил дирекцию Третьяковки в сознательной провокации. Соколов обещал сделать все для того, чтобы снимок не попал на смотр. В экспозиции "Соц-арт. Политическое искусство в России" фотография не участвовала, зато попала на международную художественную ярмарку FIAC, проходившую в Париже в то же самое время.

£10 с принцессой Дианой (2004)

© Banksy Банкноты с принцессой Дианой Бэнкси (Banksy"s Princess Diana Banknotes)


В 2004 году Бэнкси изготовил партию 10-фунтовых купюр, где портрет королевы Елизаветы II был заменен портретом погибшей Леди Ди, а надпись "Bank of England" исправлена на "Banksy of England". Сложно сказать, удалась ли шутка: несколько банкнот раздали на фестивале Notting Hill Carnival, купюры стали расходиться, и разницы почти никто не замечал, пока сам художник не осознал, что невольно стал фальшивомонетчиком:

"Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: "Мне два пива", — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат и я не знаю, что с ними делать", — рассказывает он своему другу в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

В октябре 2007-го неразрезанный лист из десяти таких купюр ушел с молотка на аукционе Bonhams за 24 тысячи фунтов.

"Напалм"/Napalm (2004)

На граффити изображены символы американской культуры Рональд МакДоналд и Микки Маус, которые держат за руки плачущую обнаженную девочку. Ее изображение взято со снимка "Напалм" (Napalm), который был сделан 8 июня 1972 года фотографом агентства Associated Press, лауреатом Пулитцеровской премии Ником Утом во время войны во Вьетнаме. 9-летняя девочка со своим братом и другими детьми бежит из своего дома в районе Тран Бан после мощной бомбардировки. Дети бегут по дороге, ведущей из Сайгона в сторону границы с Камбоджей, где тоже в это время шла гражданская война и территории постоянно подвергались атакам ВВС США.

Комментировать эту работу Бэнкси нет необходимости. По стечению обстоятельств, именно этот принт — бичующий общество потребления — наиболее популярен в Америке, и тиражируется на футболках, кружках и другой сувенирной продукции.

Граффити в Палестине (2005)

© Banksy


Летом 2005-го года Бэнкси поехал в Палестину. Вопреки протестам ООН, на западном берегу реки Иордан был возведен многометровый бетонный барьер между Палестиной и Израилем. Художник использовал стену в качестве холста длиной в 425 миль для выражения своей реакции на события того времени. Каждое утро на своем сайте он публиковал очередной рисунок со стены с едкой подписью: "Праздничный снимок". Персонажами граффити чаще всего становились дети, как главные жертвы военного конфликта, а стена обязательно по сюжету иллюстрации подвергалась разрушению.

Позже Бэнкси объяснил послание на своем сайте :

"Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км — расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа".

Труп телефонной будки/Crumpled Phone Booth (2006)

Скульптура простояла в лондонском Сохо всего лишь одну ночь — и за эту ночь успела вызвать бурную дискуссию. Горожане разделились на два лагеря: первые видели в "убитой" ледорубом телефонной будке высокое современное искусство, вторые — издевательство над главным символом Лондона. Компания British Telecommunications расценила работу, как реакцию на сообщение о ребрендинге и намерении отказаться от классического образа телефонов-автоматов.

"Кого-то очень раздражают наши телефонные будки!" — комментирует проходящая мимо дама в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

Бытует версия, что это своеборазный траур художника по уходящей культуре живого общения в эпоху развития интернета и социальных сетей.

"Голый человек"/Naked Man Hanging from Window (2006)

Граффити было нанесено на стену венерологической клиники на Парк-стрит в центре Бристоля. Сюжет иллюстрации вечен: абсолютно голый любовник свисает с подоконника, а из окна выглядывает в другую сторону ревнивый муж, за его плечами жена в нижнем белье. И стоит мужчине в костюме повернуть голову в другую сторону, как пара будет поймана в неловкой ситуации.

В городском совете решили сохранить рисунок и даже оплатили его восстановление после того, как вандалы расстреляли его из пейнтбольного ружья. С этих пор уже и власти начинаются относиться к граффити как к искусству (хоть и по-прежнему запрещенному), а вандализмом считается закрашивать работы уличных художников. Но даже несмотря на это, Бэнкси по-прежнему сохраняет инкогнито — слишком много раз он нарушал закон.

Узник Гуантанамо в американском Диснейленде (2006)

© Banksy


Накануне очередной годовщины 11 сентября, когда Бэнкси готовился к выставке в Лос-Анджелесе, ему пришла в голову идея сделать инсталляцию на тему подозреваемых в терроризме, сидящих в Гуантанамо. В Диснейленде он установил манекен , одетый в форму заключенного, рядом с аттракционом Big Thunder Mountain Railroad. Кукла простояла там полтора часа, пока ее не заметили. Дирекция остановила аттракцион, стала закрывать парк по частям, "вдруг оказалось, что это очень и очень серьезно". Целью художника было привлечь внимание к положению заключенных на американской базе Гуантанамо после того, как стали известны случаи пыток узников.

Естественно, действовать в одиночку Бэнкси чисто технически невозможно, есть, пусть и очень узкий круг людей, которые его знают и которым он безоговорочно может довериться. Тот день в Диснейленде добавил в этот список еще одного — француза Тьерри Гетта. Будущий Mr Brainwash, фиксировавший на камеру весь процесс, был задержан рядом с инсталляцией Бэнкси и подвергся четырехчасовому допросу.

"Когда Тьерри выстоял перед всей службой безопасности Микки Мауса, не дрогнул, не сдался, он спрятал кассету себе в носок — после этого я доверял ему во всем. Он был мой человек".

Фильм "Выход через сувенирную лавку"/Exit through the Gift Shop (2010)

Изначально картину снимал совсем не Бэнкси, а тот самый Тьерри Гетта. Он был одержим видеосъемкой и постоянно твердил, что снимает документальное кино о стрит-арте. Он же был первым (и, наверное, последним) человеком с камерой, которого Бэнкси впустил в рабочий процесс:

"Тьерри стал для меня чем-то вроде отдушины: я столько лет все скрывал, что настало время кому-то довериться".

Фильма толком так и не получилось, монтажом Бэнкси занялся самостоятельно, а вместо картины о партизанском художнике из Бристоля вышла история о том, как родился Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash). По сути, Мозгоправ — тоже своего рода детище Бэнкси, ведь именно Бэнкси сподвиг Тьерри Гетта заниматься искусством, показал, как работать с трафаретами, дал рекомендацию его первой выставке.

Вероятно, самый популярный и в то же время самый таинственный в мире уличный художник. Он прославился на весь мир благодаря своему уникальному «партизанскому» стилю трафаретных граффити, которые появлялись в самых разнообразных общественных местах – на стенах зданий в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на барьере Западного берега реки Иордан, разделяющем Израиль и Палестину. Но несмотря на свою мировую известность, Бэнкси всеже смог сохранить вокруг себя завесу тайны и анонимности. Вокруг его биографии и настоящего имени ведётся много споров. Согласно самым распространённым версиям его настоящее имя Роберт или Робин Бэнкс.

Несмотря на то, что эпатажное творчество Бэнкси скорей можно отнести к жанру «контракультура», его работы выставляются в самых модных и престижных галереях мира. Среди коллекционеров его работ много знаменитостей, включая Брэда Пита, Анджелину Джоли и Кристину Агилеру. Очень трудно найти хоть какую-то информацию об этом человеке, так что подписи к некоторым фото могут быть не совсем «от автора».

1. Грузовик Бэнкси. (Banksy)

2. "Пикник"

На выставке этого художника-граффитста, которая прошла в Лос-Анджелесе в 2006 году, Анджелина Джоли купила три работы художника за 400 тысяч долларов. В числе приобретений Джоли была изображенная на этом фото картина «Пикник», стоимостью 226 тыс. долларов. (Banksy)

3. "Смейся, но однажды мы будем главными" (Banksy)

4. "Плохие художники подражают, а великие художники – крадут" (Banksy)

5. "Побег" (Banksy)

6. "Горничная" (Banksy)

7. "Вертолеты с розовыми бантиками" (Banksy)

8. "Метатель цветов" (Banksy)

9. "Атака тележек" (Banksy)

10. "Увлажнение"

Надпись: «Я усвоила ценный урок от этой женщины: нужно увлажнять кожу каждый день». (Banksy)

11. "Человек, убирающий со стены граффити."

Этот рисунок появился в мае 2008 года на улице Лик Стрит в Лондоне. К августу 2008 это граффити было закрашено. Обратите внимание – изображения животных напоминают наскальные рисунки первобытных людей в пещере Ласко во Франции или в испанской Альтамире. (Banksy)

12. "Обнаженный"

Этот рисунок расположен на фасаде бристольской клиники на Парк-стрит, где пациенты проходят курс лечения от сексуальных расстройств. После многочисленных ходатайств от населения, Городской совет Бристоля решил не закрашивать это граффити. (Banksy)

13. "Смерть"

Стенсилс на ватерлинии развлекательного судна «Текла» в центре Бристоля. Образ смерти основанна известной гравюре 19-ого века, изображающей чуму в период «Великого зловония». (Banksy)

14. "One nation under CCTV" или "Большой Брат следит за тобой"

Граффити в самом центре Лондона. Группа людей долго заваливала Королевскую почту письмами, с просьбами о том, что одну из стен нужно отстроить. После неоднократных просьб, было решено установить леса, чтобы узнать, в чем там проблема. Шесть дней спустя, когда леса убрали, на фасаде красовалось это граффити. Видимое издалека, граффити привлекало взгляды множества людей, которые даже не догадывались, что это работа Бэнкси. В 2009 году в марте местные власти распорядились его замазать, вопреки отчаянным протестам общественности. CCTV – это камера слежения, а сама фраза «One nation under…» – отсылка к знаменитой фразе «One nation under God» – «Одна нация под Богом» – фрагмент клятвы верности американскому флагу.. (Banksy/ogglog)

Великой мистификацией называют биографию этого загадочного художника. Эта личность окутана тайной, слухами и домыслами. А творчество, представленное современным жанром стрит-арта, привлекает миллионы почитателей в мире. Бэнкси совершил прорыв, не только доказав, что творить можно на условиях полной анонимности. Его заслуга также в том, что об уличном жанре граффити впервые заговорили в контексте современного искусства.

Личность

Ни один искусствовед не знает с уверенностью, кто скрывается за творческим псевдонимом Бэнкси. Но на право называться наиболее достоверными претендуют три версии.

Согласно первой, реальное имя граффити-художника Роберт Бэнкс, и это, собственно, вся версия. А вот вторая теория построена на целом расследовании, которое провели ученые из Лондонского университета королевы Марии. Предполагается, что Бэнкси, он же Роберт или Робин Каннингем, родился в британском Бристоле в 1974 году.

Увлечение граффити и характер бунтаря привели к тому, что к концу 90-х рисунки райтера стали демонстрировать, помимо хорошей техники, и глубокий смысл тех или иных социальных явлений, их значения для общества и для отдельного человека. Властям это, конечно, не понравилось, поэтому уход от полицейской погони стал для уличного художника обычным делом.


В этой связи и были придуманы трафареты, являющиеся фирменным стилем творчества Бэнкси. Их использование помогало действовать молниеносно. И часто к моменту, когда полицейская сирена уже слышалась в опасной близости, художник успевал скрыться в ближайшей подворотне, пряча в карман баллончик с краской.

По мере ожесточения преследования творчество граффити-мастера становится более злободневным. Люди замечают иронично-философские зарисовки, снимают, фотографируют. Вскоре о Бэнкси заговорили уже в других европейских городах, а потом и по другую сторону океана.


Третья версия, авторство которой принадлежит британскому журналисту Крейгу Уильямсу, гласит: «Бэнкси – не кто иной, как Роберт Дель Ная, солист трип-хоп-группы ‎Massive Attack из Бристоля» (опять Бристоль!). В этой теории журналист укрепился, обнаружив появление работ Бэнкси в местах выступлений группы, в каком бы городе мира они не проходили.

Всего Уильямс заметил 10 таких совпадений за 12 лет. В поддержку гипотезы говорит и тот факт, что Дель Ная тоже увлекается граффити и создает их с 80-х годов. Сам музыкант заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения. Также Уильямс считает, что творчество Бэнкси может быть коллективным.

«Такой огромный объем работы позволяет это предположить», - сказал он.

Творчество

Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них - своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.


Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – и клоуном .

Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.


Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы изобразил лицо трагически погибшей . Банкноту украсила надпись «Banksy of England».

Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).


Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.

Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.


В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.


В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal - «гнетущий, мрачный»).

Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.

Бэнкси сегодня

Среди свежих политически-резонансных работ художника – написанная в 2017 году граффити-иллюстрация, на которой рабочий стирает одну звезду с флага Евросоюза. Так автор выразил отношение к выходу Великобритании из Евросоюза.

Полная противоречий личность художника и ореол таинственности вокруг его персоны только подогревают интерес к работам. Сегодня их можно увидеть в галерее Lilley Fine Art (Ирландия), музеях современного искусства и частных коллекциях во всем мире. Галерея работ представлена и на официальном сайте.

Кстати, в разделе обратной связи сообщается, что Бэнкси нет в «Твиттере» и «Фейсбуке», а вот в «Инстаграме» есть верифицированный аккаунт. Для прочих вопросов на сайте оставлен адрес электронной почты.


Попытки установить личность великого мистификатора не утихают. В 2017 году Интернет наводнила фейковая новость о том, что личность Бэнкси установлена, якобы им оказался 35-летний Пол Хорнер из Ливерпуля, арестованный на выставке в Палестине. Серьезные СМИ проигнорировали сообщение. Так что подлинное разоблачение Бэнкси еще впереди.

Работы

  • 2002 – «Девочка с красным шаром»
  • 2002 – «Криминальное чтиво»
  • 2004 – «Целующиеся констебли»
  • 2004 – «Напалм»
  • 2006 – «Труп телефонной будки»
  • 2006 – «Голый человек»
  • 2007 – «Борьба с вредителями»
  • 2007 – «Голубь в бронежилете»
  • 2011 – «Шопинг до упаду»
  • 2013 – «Рабский труд»
  • 2015 – «Стив Джобс»

2 июня в Центральном Доме художника откроется первая в России выставка Бэнкси (Banksy) - самого известного и самого неуловимого уличного художника в мире. До сих пор никто доподлинно не знает, кто скрывается за этим псевдонимом, хотя Бэнкси неоднократно ловили, сажали в тюрьму и "разоблачали". ТАСС изучил самые правдоподобные теории о личности художника.

Затворник из Бристоля

"Белый, 28 лет, одет неряшливо - джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets", - так Бэнкси описывал в 2003 году журналист The Guardian Саймон Хаттэнстоун, которому удалось пообщаться с художником с глазу на глаз. С тех пор Бэнкси не показывал своего лица журналистам. И тем самым только подогревал интерес прессы и конспирологов к своей персоне.

В 2016 году поисками уличного художника номер один занялись британские ученые. Специалисты из Лондонского университета королевы Марии заявили, что вычислили его с помощью метода географического профилирования - системного анализа мест, где Бэнкси создавал свои работы. Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами. Метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси - это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором британские таблоиды писали еще в 2008 году. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

"У нас было десять наиболее вероятных подозреваемых, но быстро стало очевидно, что серьезно стоит рассматривать только одну кандидатуру, и теперь все знают, кто это", - сообщил Би-би-си один из авторов исследования Стив Ле Комбер. Он также признался, что уже давно был поклонником Бэнкси и догадывался, что он и есть Робин Каннингем.

На момент публикации расследования многие опасались, что Каннингему будут предъявлены обвинения в "преступном вандализме", именно так в Великобритании расцениваются граффити. Известно, что адвокаты Бэнкси связывались с авторами доклада и пытались выяснить, как именно выводы ученых будут подаваться в СМИ. Ведь подобная слежка может быть расценена как нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Предположения о Бэнкси-Каннингеме возникли еще в 2008 году. Его узнали бывшие школьные товарищи по фотографии, которая была сделана несколько лет назад на Ямайке, когда художник работал над своим очередным произведением. Представители Бэнкси, разумеется, эту информацию опровергли.

Издание Mail on Sunday, потратившее целый год на расследование личности Бэнкси, писало, что семья Каннингема и его жены Джой Миллворд ведет жизнь настоящих затворников. Они мало общаются с соседями, а родственники Миллворд знают о ее супруге лишь то, что он зарабатывает на жизнь иллюстрированием поваренных книг и дизайном для различных мероприятий - этим якобы объяснялись его частые отлучки. Любопытно, что жена предполагаемого Бэнкси - одного из главных критиков британского истеблишмента - на тот момент работала в группе, которая лоббировала интересы благотворительных организаций в британском парламенте.

Атака на анонимность

Теория о том, что Бэнкси - это Каннингем, была оспорена в том же 2016 году. Журналист Daily Mail Крейг Уилльямс заявил , что под этим псевдонимом скрывается не дизайнер поваренных книг, а участник трип-хоп группы Massive Attack Роберт "3D" Дель Ная. Изучив маршруты туров Massive Attack за 12 лет, журналист выяснил, что работы Бэнкси появлялись именно в тех городах, где выступала группа. При этом Уилльямс допустил, что граффити Бэнкси - это коллективное творчество нескольких художников.

Однако совпадений оказалось еще больше. Дель Ная, как и Бэнкси, уроженец Бристоля, занимался граффити с 1980-х годов и входил в стрит-арт группу The Wild Bunch. Он известен как родоначальник бристольского трафаретного граффити, которое считается визитной карточкой Бэнкси. Дель Ная самостоятельно оформлял все обложки для альбомов Massive Attack, и при взгляде на пластинку Heligoland (2010) действительно кажется, что это работа его предполагаемого альтер-эго.

Если Дель Ная и Бэнкси - это не один человек, то, по крайней мере, тесно связанные друг с другом люди. Участник Massive Attack признавался, что художник - его "приятель", который приходил послушать "пару концертов". Дель Ная присутствовал в документальном фильме Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", а тот написал предисловие для книги музыканта "3D и искусство Massive Attack". Их связывают общие друзья, такие как музыкальный продюсер Джефф Бэрроу из Portishead, написавший саундтрек для "Выхода…". Музыка Massive Attack также сопровождала открытие отеля, который Бэнкси построил на границе Израиля и Палестинской автономии.

В 2017 году секрет Дель Ная окончательно раскрыл его друг, британский диджей Goldie. "Возьмите граффити-шрифт, напишите на футболке "Бэнкси" - и все, можно продавать. При всем уважении к Роберту, я думаю, он замечательный художник, он изменил мир искусства", - сказал музыкант в одном из интервью. Впоследствии он обратил все в шутку, но не стал опровергать своих слов. Наиболее пытливые же конспирологи заметили, что имя "Роберт" было произнесено им нечетко и прозвучало почти как "Роб". А это значит, что под маской Бэнкси может скрываться как Роберт Дель Ная, так и Робин Каннингем. Или же никто из них.

От крыс к "Оскару"

Бэнкси занялся граффити в 14 лет. В конце 1990-х он размалевывал стены родного Бристоля в составе группировки DryBreadZ Crew. Со временем его задумки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от стражей порядка, он решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так зародился неповторимый стиль Бэнкси, для которого характерны минималистичные монохромные рисунки (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета), и неизменно - на остросоциальную тематику.

Визитной карточкой художника стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя он выбрал неслучайно: слово "rat" (крыса) является анаграммой слова "art" ("искусство"). Правда, в своей книге Wall and Piece Бэнкси признался, что этот факт он осознал уже спустя годы после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

С годами Бэнкси значительно расширил географию своего творчества и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира. Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Бэнкси не ограничивается аэрографией - он также занимается перформансами и масштабными инсталляциями. В 2015 году художник открыл парк "Дисмаленд" (от английского dismal, что означает "угрюмый", этакий анти-Диснейленд). Четырьмя годами ранее он получил номинацию на премию "Оскар" за его документалку "Выход через сувенирную лавку", которая рассказывает не столько о Бэнкси, сколько о творческом пути художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). После выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино "пасхальные яйца", которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили теории, что "в миру" Бэнкси работает мясником, а также - что под этим псевдонимом орудует не художник, а художница.

Артур Громов