Преподобный давид. Преподобный давид солунский. Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Давид преподобный - первоначально подвизался в монастыре Пафнутия Боровского, а потом в уединении; в 1515 г. на реке Лопасне, в 23 в. от Серпухова, положил основание Вознесенской Давидовской пустыни. Умер в 1520 г., 18 октября. Мощи его под спудом в соборном храме.

  • - святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство...

    Православный энциклопедический словарь

  • - определенный, божественный, священный; праведный, подвизавшийся в пустынях и в монастырях...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - первоначально подвизался в монастыре Пафнутия Боровского, а потом в уединении; в 1515 г. на реке Лопасне, в 23 вер. от Серпухова, положил основание Вознесенской Давидовской пустыни. † в 1520 г. 18 октября...
  • - преподобный Серпуховский, жил в первой четверти ХVІ века. Начало своим монашеским подвигам блаженный Давид положил в Пафнутьевском Боровском монастыре при жизни основателя монастыря, св. Пафнутия,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - преподобный; был префектом константинопольским, около 390 г. удалился в одну из обителей синайских, умер около 450 г. Сочинения Н.: "Письма" к разным лицам, в числе 1061" , "Трактаты" , "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - наименование канонизированного угодника Божия из монашествующих, высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу...

    Русская энциклопедия

  • - первоначально подвизался в монастыре Пафнутия Боровского, а потом в уединении; в 1515 г. на р. Лопасне, в 23 в. от Серпухова, положил основание Вознесенской Давидовской пустыни...
  • - преподобный...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сначала подвизался в Фиваидской пустыне, затем в устроенной им обители, где † 390 г. Память 7...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в христианской церкви название святого из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавшего высшее нравственное достоинство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - весьма подобный, схожий, похожий на что; | твер., курск. о вещи, весьма хороший, бесподобный, превосходный, годный, угожий. Преподобный топор, долото. | О человеке, святой, праведный, угодник...

    Толковый словарь Даля

  • - ПРЕПОДО́БНЫЙ, -ая, -ое. Определение, прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми. П. Сергий Радонежский. П. Серафим Саровский...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПРЕПОДО́БНЫЙ, преподобная, преподобное. В православной церкви - эпитет т.н. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой...

    Толковый словарь Ушакова

  • - преподо́бный прил. Эпитет, прибавляемый к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - препод"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Давид (преподобный)" в книгах

ЮМ ДАВИД.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ЮМ ДАВИД. Великий английский психолог и философ Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии, городе Эдинбурге. Его отец был небогатым дворянином, занимался юридической практикой. И отец и мать Юма хотели, чтобы он пошел по родительским стопам и также стал юристом, но Давид

ДАВИД (X век до н.э.)

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

ДАВИД (X век до н.э.) Псалмы – выдающиеся произведения иудейской религиозной лирики. Они представляют собой песнопения и собраны в библейской книге «Псалтирь». Тематика псалмов разнообразна: это и хвала Богу, и мольба, и жалобы, и проклятия, и брачные песни, и исторические

ДАВИД

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ДАВИД (род. ок. 1043 г. – ум. в 973 г. до н. э.) Царь и создатель централизованной державы – Израильско-Иудейского государства, отец царя Соломона. Иногда трудно бывает воспринять библейские персонажи в качестве живых людей, а не просто героев литературного произведения. И,

Давид Юм

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Давид Юм

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Давид

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Давид Значение и происхождение имени: любимый (евр.).Энергетика и Карма имени: Давид - это имя уверенного в себе и довольно уравновешенного человека, ну а там, где равновесие, там очень многое начинает зависеть от воспитания. Так, скажем, если маленький Давид, которому,

ДАВИД

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

ДАВИД (ум. 1000 до н.э.) (По Библии: ум. 1020 до н.э.)Пастух, наемный воин, разбойник, лирический певец, ритуальный танцор, многоженец, победитель Голиафа, прелюбодей, завоеватель, строитель империи, отец, царь, Давид был определенно величайшим из трех дюжин с лишним мужчин и женщин,

Давид

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Давид Объединительную деятельность Саула, погибшего со своими тремя сыновьями в битве с филистимлянами, продолжал Давид (начало X в. до н. э.), который в исторических преданиях, сохранившихся в библии, подобно Саулу, обычно изображается в виде народного героя.

ЖАК-ЛУИ ДАВИД

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ЖАК-ЛУИ ДАВИД (1748–1825)Русский критик девятнадцатого столетия А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования он всегда оставался человеком революции».Сам Давид говорил:

Давид

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Давид Давид – второй царь Израильско-Иудейского государства, преемник Саула. В Ветхом Завете рассказывается история жизни этого легендарного правителя. Донателло. «Давид»Давид был младшим сыном Иеффая из города Вифлеема. Однажды, когда юноша пас отцовских овец, в дом

Давид

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Давид (1054–1014 гг. до н. э.) - второй царь еврейского народа, выдающийся воин, политический деятель и поэт своего времени. Автор десятков псалмов - хвалебных гимнов в честь Бога. Из-за этого весь вошедший в ТАНАХ сборник псалмов, принадлежащих разным авторам, получил его

ДАВИД, преподобный

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ДАВИД, преподобный спасался в Боровском Пафнутиевом монастыре; отошед в уединение, на реку Лопасню, построил (1515 г.) на правом берегу реки, в 23 верстах от города Серпухова, церковь во имя Вознесения Господня, и тем положил начало монастырю, известному под именем Давидовой

Давид Серпуховской, преподобный

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Давид Серпуховской, преподобный Преподобный Давид - ученик преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Потом подвизался в безмолвном уединении, живя отшельником на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова. В 1515 году на правом берегу реки построил церковь во имя

Преподобный Давид Гареджийский (7/20 мая)

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Преподобный Давид Гареджийский (7/20 мая) Преподобный Давид Гареджийский – святой подвижник Христа ради Грузинской Православной Церкви жил в VI веке. Пришел в Грузию (в Картли) вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе, так называемых, тринадцати сирийских отцев.

Преподобный Давид Серпуховский (+ 1520)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Давид Серпуховский (+ 1520) Память его празднуется 18 оюп. в день преставленияПрп. Давид полагал начало монашескому житию под надзором прп. Пафнутия Боровского (память его 1 мая), в его обители. Потом подвизался в безмолвном уединении. В 1515 г. построил на реке

Существует много видов подвижничества, умерщвления своей плоти ради степенности и возвышения духа: затворничество, пустынножительство, постничество, ношение вериг, столпничество. Одно из малоизвестных – древесничество, когда подвижник совершает свой молитвенный подвиг находясь на дереве.

Древесничество, как и столпничество, является строгой формой подвижничества. Оно появилось в Месопотамии в V в. и было распространенно на Востоке Византии, не достигнув Рима и западных пределов Византии.
Один из святых, подвизавшихся на дереве, преподобный Давид Солунский, иначе называемый Давид Дендрит или Давид Древесник. Он является покровителем города Фессалоники (ранее именовался Солунью) и местным юродивым.

Житие Давида Древесника, жившего с 450 по 540 г., известно из двух источников: «Луга духовного» Иоанна Мосха (VII в.) и анонимного жития, написанного в VIII в.

Согласно этим трудам, между 465 и 470 гг. Давид прибыл из Месопотамии в Солунь и стал монахом в монастыре святых Феодора и Меркурия, который располагался в городской стене северной части города и именовался Кукулиатон (Κουκουλιατῶν), поскольку его монахи носили плащи с капюшоном (кукулий), что отображено на иконе. Давид – «муж весьма добродетельный, любвеобильный и строгой жизни. Он провел в затворничестве около семидесяти лет»(1). Добродетельная жизнь святого обратила в христианство и к благочестивому образу жизни многих людей.

Такие чудеса были результатом изучения Священного Писания и усиленной аскезы, поста и бдения Давида, чей авторитет возрос настолько, что его решили избрать на место умершего наместника монастыря. Однако Давид отказался. Желая снискать разум и смирение, а также вдохновившись прочитанным житием столпников Симеона и Даниила с целью найти мир с ними после смерти, он решил взобраться на миндальное дерево, росшее недалеко от монастырской церкви. Перенося все разнообразие погодных условий (при колебаниях из-за сильного ветра дерево не давало надежного убежища), Давид провел на дереве 3 года. «Это символическое число (три) соответствует, согласно житию, трехлетнему периоду, за который Пророк Давид получил доброту, образование и благоразумие после его молитв к Богу»(2). По истечении трех лет Давиду явился Ангел Господень. Он уверил, что его молитвы были услышаны и что срок его подвига как дендрита закончился. Ангел повелел исповеднику спуститься с дерева и продолжить аскетическую жизнь в тишине в келье, продолжая восхвалять и благословлять Бога, чтобы сделать «еще одно дело любви».

Слава о святом Давиде Древеснике усилилась настолько, что переселение в келью происходило при большом стечении народа, в присутствии мирян и духовенства во главе с архиепископом Солунским Дорофеем I (ум. после 520 г.). Келья, согласно «Лугу духовному», находилась приблизительно в 555 метрах от города.

Многие люди стекаются к аскету, прося молитв и выздоровления. Два чуда исцеления – бесноватого юноши и слепой женщины – подробно описаны в житии. О первом сказано: «Молодой человек был одержим бесом и пошел к Давиду с криком: ‟Освободи меня, Давид, ибо огонь, который исходит от твоей кельи, сжигает меняˮ. Услышав это, Давид протянул руку через небольшое окно своей кельи и, коснувшись юноши, сказал: ‟Господь наш Иисус Христос, Сын Бога живого, повелевает тебе, нечистому духу, выйти из Его творения!ˮ Перекрестив юношу, демон был изгнан немедленно, и все, удивляясь, прославили Бога, который милует тех, кто молится Ему и благодарит Его». Об одном из чудес – принятии монашества аввой Палладием из монастыря Лифазомен в Египте – читаем в «Луге духовном»: «Однажды ночью военная стража охраняла стены города от варваров. Воины стояли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. Вот и видят воины в одну ночь, что огонь исходит изо всех окон кельи. Вообразив, что варвары подожгли келью старца, лишь только рассвело, они бросились к келье и, увидев, что старец невредим и келья цела, остановились в изумлении. В следующую ночь воины снова видят огонь в келье старца – и это повторялось потом не раз. Необычайное явление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до самой кончины старца. Я сам видел это чудо не раз и не дважды, а много раз. И сказал я сам себе: если и в этом еще мире Бог прославляет рабов Своих столь великой славой, что же будет в грядущем веке, когда лицо их просияет, как солнце?! Вот, чада мои, это и было поводом к тому, что я принял иноческий образ»(3). В келье Давид жил около 20 лет (с 500 по 520 г.)

В империи происходят важные исторические события, перенос столицы Иллирии из Солуни в Юстиниану Первую. И в этом важную роль играет Давид Древесник.

После смерти архиепископа Солунского Дорофея его преемник Аристид Солунский приходит к Давиду с просьбой от себя и всех солунян в знак любви поехать в Константинополь, чтобы просить императора Юстиниана I (527–565 гг.) не переносить столицу Иллирии в Юстиниану Первую, потому что это приведет к снижению престижа Салоников. Сам Аристид не может поехать в столицу, потому что не хочет оставить город без пастыря перед лицом варварской угрозы. Давид берет благословение архиепископа и вместе с двумя своими учениками, Феодором и Димитрием, отправляется в Константинополь. В столице, где слава о нем была велика, Давида встретили с уважением и почетом. Седовласый до пояса и с бородой до земли старец был похож на ветхозаветного Авраама. Поскольку император Юстиниан отсутствовал, солунское посольство с особым почетом приняла императрица Феодора, выслав навстречу сановников, оказав радушный прием и поселив во дворце. Свою просьбу перед императором в сенате Давид начал с того, что взял уголек и засвидетельствовал уважение, покадив императора и присутствующих, не обжигая при этом рук. Просьба была удовлетворена

Через несколько дней император отпустил Давида. По пути домой на корабле, когда монастырь оказался в поле зрения, святой помолился, простился с учениками Феодором и Димитрием и предал душу Богу.

Архиепископ Аристид велел перенести останки Давида в монастырь и положить их в гроб. Через 150 лет игумен монастыря Димитрий решил откопать мощи преподобного, чтобы взять часть себе, однако могильная плита раскололась на множество осколков, испугав рабочих. Игумен Димитрий воспринял это как нежелание святого, чтобы его останки были разделены. Преемник игумена Димитрия, ученик Сергий, повторил попытку своего учителя и после продолжительных молитв, раскопав могилу, он нашел нетленные мощи Давида Древесника, взял как реликвию несколько волос с бороды и головы.

Мощи преподобного Давида Древесника находятся в монастыре преподобной Феодоры Солунской в Фессалониках.

На иконах святой часто изображается в виде седовласого старца с волосами до пояса и с бородой до земли, в плаще с капюшоном, сидящем на ветвях дерева.
На одной из картин в церкви Хора в Константинополе преподобный Давид изображен в похоронной часовне и равноудален от Закхея на смоковнице с одной стороны и от Моисея, который видел Неопалимую Купину, с другой.

Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия,
преподаватель КДА

Примечания:

1. Иоанн Мосх. Луг духовный. 69. Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj
2. Hermits in the Trees: The Dendrites // Эл. ресурс: https://citydesert.wordpress.com/2014/01/04/hermits-in-the-trees-the-dendrites/
3. Иоанн Мосх. Луг духовный. 69. Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида. // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj

С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес-ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле-довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо-настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре-рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по-стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя-щенным Писанием и житиями святых.

Особое его восхищение вызывали святые столпники Си-меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин-дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по-зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж-ник терпеливо переносил лю-бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч-ной опоры, которую имели свя-тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет-ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз-носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий.

Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав-лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави-ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да-вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова-нии и благодарственных песнопениях.

Прп. Давид непрестанно молился, ни на что не отвлекаясь, и стяжал еще большую благодать и милость у Бога. Однажды ночью воины, которые несли службу на городских стенах, уви-дели, что из окна кельи святого вырывается пламя. Наутро они пришли к нему и с изумлением увидели, что келья не-вредима, а человек Божий жив и здоров. Это чудо повторя-лось часто, и весь город мог свидетельствовать о нем. Один из жителей, Палладий, многократно присутствовавший при удивительном явлении, говорил: «Если Господь дарует Сво-им служителям такую славу, то что же Он уготовал им в буду-щем веке, когда их лица будут сиять подобно солнцу?» И он ушел в Египет, чтобы стать монахом.

Божественная слава, которую преподобный Давид созерцал, да-ровала ему силу изгонять бесов. Он также возвращал зрение слепым и исцелял всякую болезнь, призывая имя Христово, так что весь город почитал его своим Ангелом-Хранителем.

В это время орды славян и аваров, уже заполонившие и разо-рившие почти всю Македонию, угрожали гор. Сирмию, ко-торый был резиденцией префекта Иллирика. Тогда префект написал митрополиту Солунскому Аристиду, прося его отпра-вить с посольством к императору Юстиниану какого-нибудь добродетельного человека, чтобы умолить последнего пере-нести резиденцию префекта в Фессалонику, окруженную не-приступными для варваров стенами. Епископ собрал знатных людей и духовенство, и все они в один голос воскликнули, что только святой отшельник Давид может быть их достойным представителем перед императором. Преподобный, ссылаясь на преклонный возраст, сначала отказался, но затем, вспом-нив о посещении Ангела, подчинился. Он предсказал, что умрет по возвращении, за несколько стадий до своей кельи.

Когда подвижник вышел из кельи, горожане, увидев его, простерлись на земле: волосы и борода покрывали его с голо-вы до пят, а лик, подобный лику праотца Авраама, излучал си-яние славы. Вместе с двумя учениками он отплыл в Констан-тинополь, но когда они прибыли, императора не оказалось во дворце, и святого приняла императрица Феодора. Она про-сила его молиться о спасении империи и города. Когда импе-ратор Юстиниан вернулся и узнал, что при дворе находится некий человек Божий, он собрал сенат, чтобы выслушать его просьбу. Тогда прп. Давид взял голыми руками раскаленные угли, возложил на них фимиам и кадил перед императором и всем сенатом около часа, причем руки его нисколько не бы-ли обожжены . Император был поражен и милостиво принял прошение митрополита, принесенное прп. Давидом. Он согла-сился перенести в Фессалонику резиденцию префекта Иллирика (535) и отправил святого на родину с большими почестями.

Когда корабль приближался к Солунскому маяку, отку-да уже был виден монастырь прп. Давида, святой возвестил ученикам, что настал его час. Обменявшись с ними поцелу-ем мира, он вознес последнюю молитву Господу и предал Ему свою блаженную душу (540). Хотя дул сильный ветер, корабль остановился. Повсюду распространилось благоуха-ние и послышались небесные голоса. Когда видение исчез-ло, корабль снова поплыл. Митрополит и все жители горо-да встретили святого на берегу и, согласно последней волей подвижника, похоронили в монастыре.

Через сто пятьдесят лет игумен обители, желая взять ча-стичку мощей святого, приказал открыть его могилу, но ле-жащий на ней камень разбился на тысячу кусочков. Через тридцать лет следующий игумен сумел поднять гроб и обрел святые мощи прп. Давида нетленными. В 1222 г., во времена латинского владычества, святыня была перенесена в италь-янский гор. Павию и возвращена в Фессалонику в 1978 г. На протяжении столетий от мощей прп. Давида происхо-дят многочисленные чудеса.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Преподобный Давид Серпуховской (+1520)

ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 18/31 ОКТЯБРЯ;
ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 19 СЕНТЯБРЯ / 2 ОКТЯБРЯ;
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ 24 МАЯ / 6 ИЮНЯ;
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ


Преподобный Давид, основатель и игумен Вознесенской пустыни, что на реке Лопасне, Серпуховской чудотворец, происходил из именитого и богатого рода. Время и место его рождения остались неизвестными, но народные сказания передают, что преподобный происходил из рода князей Вяземских и в миру носил имя Даниил. Однако по своему крайнему смирению он не открывал посторонним своего происхождения и проходил сокровенный путь иноческих подвигов.

Будучи двадцатилетним юношей, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Боровскую обитель к преподобному Пафнутию. Его монастырь был плодоносным духовным рассадником иночества и христианского просвещения, связанный с воспитанниками преподобного Сергия Радонежского; из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы. Особенностью того направления монашества, которое возрождал и обильно насаждал преподобный авва Сергий, является учение о внутреннем духовном делании. Оно ярко раскрыто в творениях христианских подвижников, и последователи Сергиевы не только изучали его, но самое главное - руководствовались им в трудах и монашеских подвигах.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который, как великое светило, сиял святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря его было общежительным. Игумен во всем подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистей Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пищу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти презирати и сердечныя тайныя помыслы братии поведати, еще же и болезни изцеляти, и вся убо, елика прошаше от Господа Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше воистину далече от человек века сего всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба», - писал преподобный Иосиф Волоцкий, подвизавшийся в Боровской обители в одно время с преподобным Давидом. Преподобный Пафнутий внушал отвращение к праздной беседе, любовь к чтению священных книг, усердие к трудам. Слава о его подвигах, мудрость в управлении привлекали к нему множество учеников. Даниил сделался прилежным учеником преподобного Пафнутия и с великим усердием пользовался его руководством в прохождении жития иноческого. Чистая душа юного подвижника, как губка, впитывала в себя поучения духовного своего отца и назидалась примером его святой жизни. Видя ревность и усердие юного Даниила, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского.

После преставления преподобного Пафнутия Давид нашел духовное руководство в лице другого великого светильника русского монашества - преподобного Иосифа Волоцкого.

По переселении преподобного Иосифа в Волоколамскую землю для устроения там своего монастыря, духовная связь между ним и преподобным Давидом не прерывалась до самой кончины святого Волоцкой земли.

Преподобный Давид более сорока лет подвизался в Боровской обители, некоторое время пребывал в безмолвном уединении, где созрела у него мысль основать свой пустынный монастырь. В 1515 году он оставил эту святую обитель и пришел в пустынную местность, принадлежавшую князю Василию Семеновичу Стародубскому, на правом берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, которая располагалась в 23 верстах от Серпухова и 80 верстах от Москвы. Святой пришел сюда с иконою Знамения Богоматери, с двумя монахами и двумя послушниками. 31 мая 1515 года преподобный Давид положил начало существующей и доныне, носящей теперь его имя пустыни.

Поселившись здесь, он поставил келии, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Преподобный Иосиф Волоцкий незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.

Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве, принося усердные моления о мире всего мира, был духовным отцом и наставником всего окрестного населения, а также и его кормильцем. Много потрудился он при строительстве монастыря. Братия никогда не видела его праздным. Его собственными руками была посажена густая липовая роща возле обители.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного Давида.

Почитание преподобного Давида началось сразу же после его кончины. Господь творил обильные чудеса и помогал тем, за кого молился преподобный Давид, предстоя Престолу Божию. Уже в синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года еще и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными и болезненными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном явлении ей преподобного.

В конце 1850-х годов в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта, пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться. Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, - говорю, - с радостью бы пошел, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим.

Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и - чудо! - с помощью костылей встал уже и пошел, хотя и еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?». Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежавшую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и действительно вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Имя преподобного Давида было окружено большим почитанием. К его гробу во множестве стекались паломники. Вот и сейчас можно видеть великое чудо, совершаемое по молитвам преподобного Давида, это - возрождение обители в 1995 году, после лихолетья большевистской смуты, когда монастырь был варварски разграблен и почти уничтожен.

24 мая / 6 июня 1997 года в обители были торжественно обретены мощи преподобного Давида Серпуховского.


Преподобне отче наш Давиде, моли Бога о нас!


Тропарь, глас 4:

Вознеслся еси смирением своим над миром, отче преподобне, / добродетельми победив злокозненнаго врага, / чистотою жития просияв, яко солнце второе, / многия люди ко спасению приводя. / Темже моли Христа Бога, преподобне отче наш Давиде, / даровати нам мир и велию милость / / и спасение душам нашим.


Кондак, глас 3:

Днесь память преподобнаго Давида совершающе, вернии, / восхвалим подвиги его по достоянию, / предстательством своим исцеляет недужныя, / подавая телесем исцеление и душам спасение / и молит Всемилостиваго Спаса / / податися и нам грехов оставление.

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:

Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.