Я чувствую такую радость что. Сложноподчинённые предложения с придаточными сте­пени и образа действия. Что будем делать с полученным материалом

Упражнение 1.

Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.

1) Ветер дул с такой силой, что... .
2) Туча настолько надвинулась на солнце, что....
3) Я чувствую в душе такую радость, что... .
4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... .
5) Мы ехали так быстро, будто....

Упражнение 2.

Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.

Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.

Упражнение 3.

Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).

Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.

Упражнение 4.

Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.

1) Мы должны учиться, чтобы... .
2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .
3) Надо так выполнить работу, чтобы....
4) Нужно так относиться к людям, чтобы... .
5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво.
6) Надо научиться так распределять время, чтобы....


Упражнение 5.

Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели.

С какой целью рыхлят почву вокруг растений?
Зачем выпалывают сорную траву?
Для какой цели проращивают семена?
Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ?
Зачем озеленяют города?
Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем?

Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.


Упражнение 6.

Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие - только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)

Упражнение 7.

Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)

Упражнение 8.

Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.

Упражнение 9.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.

1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский)

Карточка с упражнениями по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Упражнение 1.
Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настолько надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Упражнение 2.
Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.
Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
Упражнение 3.
Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).
Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.Упражнение 4.
Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.1) Мы должны учиться, чтобы... . 2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... . 3) Надо так выполнить работу, чтобы.... 4) Нужно так относиться к людям, чтобы... .5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво.6) Надо научиться так распределять время, чтобы....
Упражнение 5.
Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели.
С какой целью рыхлят почву вокруг растений?Зачем выпалывают сорную траву?Для какой цели проращивают семена?Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ?Зачем озеленяют города?Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем?
Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.
Упражнение 6.
Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие - только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)
Упражнение 7.
Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)
Упражнение 8.
Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
Упражнение 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.
1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский)
Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях.
Упражнение 10.
Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке.
1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)
Упражнение 11.
Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
1) При каком условии два однородных члена предложения не разделяются запятой?2) При каком условии в предложениях с однородными членами ставится двоеточие?3) При каком условии не пишется раздельно с отрицательными местоимениями?4) При каком условии обособляется распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом?
Упражнение 12.
В соответствии с данной схемой преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными цели в сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании.
(Чтобы...), [ ... ]. - (Если...), [ ... ].1) Чтобы жареная рыба приобрела приятный вкус, следует перед жареньем подержать её в молоке, а затем обвалять в муке. 2) Чтобы мясо приобрело приятный вкус, за несколько часов до жаренья или тушения его нужно смазать горчицей. 3) Для того чтобы лук при жаренье приобрёл золотисто-жёлтый цвет, предва¬рительно обваляйте его в муке. 4) Посолите рыбу за 10-15 минут до жарки, чтобы она не развалилась.
Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
Упражнение 13.
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием.Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.
Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп.
1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин)
Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаические); в) союзы разговорные (включая разговорно-просторечные).
Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
Упражнение 14.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных, ставя вопросы. Какое из придаточных является обстоятельственным и почему?
1. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает. (Долматовский) 3. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился молодой. (М. Светлов)
Упражнение 15.
Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите сложноподчинённые предложения с придаточным места. Обозначьте грамматические основы, составьте горизонтальные схемы. Проведите орфографический и пунктуационный анализ предложений. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения.
1) Где светлый ключ(?) спускаясь (в)низ по серым камням точит слёзы ползут на ч..рный к..парис гроздями пурпурные розы. (А. К. Толстой) 2) Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож(?) густая. (А. Майков) 3) (Н..)(в)каком покр..вительстве сосна (н..)нуждае(тся, ться) р..стёт там где (н..)кто (н..)может р..сти. (М. Пришвин) 4) И куда (н..)взглянеш(?) осв..жё(н, нн)ым взором (ото)всюду веет тиш..ю да пр..стором. (А. Апухтин) 5) Повсемес..но где только лес был (по)реже лежали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев)

Ветер дул с такой силой, что казалось, что вот-вот он повалит нас с ног. Мы с женой стояли на перроне небольшого южного городка у Черного моря, и ждали прибытия поезда на Москву. Уезжала она, я лишь, только провожал ее, оставаясь вместе с дочерью еще на неделю.
Поднявшийся недавно ветер все усиливался, и с перрона хорошо было различимо, как на море разгуливается шторм, как срываемая ветром белая пена с волн брызгами уносится далеко в сторону. До подхода поезда оставалось еще пару минут, и я обратился к супруге, - какие будут указания, мамочка? Я прошу тебя, не ходи сегодня на берег и не залезай сегодня в воду! – попросила она, дотрагиваясь до моей руки и чуть повернувшись, словно показывая, как бушует море. Да будет тебе – не волнуйся, дорогая! – попробовал, было, отмахнуться я. Нет, я прошу тебя, не ради себя, а ради ребенка – не ходи! – упрямо повторила она.
Показался фирменный поезд и, беспокоясь из-за сильного ветра, я придержал жену за локоть. Больше на разговоры времени не оставалось, стоянка была всего две минуты, и вскоре поезд медленно тронулся в путь. Не ходи сегодня на море! – еще раз крикнула жена из отходящего поезда.
Почему я далеко не всегда прислушиваюсь к советам своей жены? Ведь, не раз уже убеждался, что я оказываюсь не прав, если ослушиваюсь ее, а права бывает она, мудрая женщина. Так нет – всякий раз приходится убеждаться в этом заново!
Ребенок остался играть во дворе, а я, что бы скоротать время, невзирая на полученный запрет, отправился, по обыкновению, на море. По дороге к берегу, я вспоминал недавние слова жены – не ходи! Меня немного удивило ее волнение, ведь она, знала, что я хороший пловец, и все-таки выразила явное беспокойство! Ничего, успею быстро разок окунуться, пока море окончательно не разыгралось! – успокоил я себя, прислушиваясь к ветру – надо только поторопиться! Ветер же и не думал стихать, а напротив, все усиливался. Как позже станет известно, это были отголоски урагана, обрушивавшегося в тот день на Новороссийск.
Выйдя на набережную, я увидел бушующее море вблизи, и хотя сразу начал испытывать большие сомнения – стоит ли сегодня лезть в воду, все же направился на привычный пляж. Солнце, между тем, спряталось за набежавшими тучами, плотно закрывшими небо, и все вокруг сразу стало казаться пасмурным и серым. Завывания ветра также не добавляли радости.
На знакомом пляже, расположенном между двумя причалами, я увидел, что люди, опасаясь волн, отошли от берега наверх, к самому краю пляжа, под тенты, примыкающие к набережной, и оттуда наблюдали за штормом. Но вода доходила уже и туда, оставаясь в углублениях, среди камней, и покрывая ноги по щиколотку. Сесть было негде, и люди, завороженные зрелищем, неподвижно стояли вдоль берега. Бушующее море притягивало к себе взоры и не отпускало, заставляя любоваться своей мощью. При каждом ударе волны о причал вверх поднимался фонтан воды, как от разрыва тяжелого артиллерийского снаряда. Желающих выйти на причал и полюбоваться оттуда штормом не находилось, смельчака наверняка сразу бы смыло водой.
Почему я решил тогда, несмотря на строжайший запрет жены, зайти в бушующее море – сейчас затрудняюсь сказать. Чрезмерная уверенность в своих силах? Наверное, почувствовал необходимость испытать себя, свои силы, свой обескровленный бойцовский дух. А что заставляет человека лезть в горы, нырять без акваланга на стометровые глубины, мчаться по гоночной трассе на предельной скорости, пересекать на утлых лодках и плотах океаны? Далеко не всегда желание заработать. И однозначный ответ на это дать сложно. Может быть, захотелось почувствовать себя эдаким вольным ветром, легко играющим с волнами.
Казалось, что большой опасности для меня нет – я уже неоднократно заходил ранее в бушующее море. До этого дня, по наивности, я не сомневался, что уверенно чувствую себя в воде, и может быть, даже слишком уверенно. Без особых усилий заплывал далеко от берега, на километр, и далее, даже при небольшой волне, иногда встречал там дельфинов, и нырнуть на глубину до десяти метров тоже казалось мне под силу.
Да, заходить-то в бушующее море, я заходил, да отличие этого дня от предыдущих разов я понял, к сожалению, слишком поздно, когда уже очутился в воде. Дело в том, что раньше волны казались, как бы это сказать, правильной формы, и они ровными рядами шли к берегу, и мои действия были выверены и предсказуемы. Сейчас же картина оказалась совершенно другая. Сильный боковой ветер творил невообразимое! Гребни волны поднимались то тут, то там, сдуваемая ветром пена брызгами уносилась в сторону, и вся эта масса воды с огромной силой периодически обрушивалась на берег.
Приняв непростое решение ослушаться жену, я быстро скинул с себя легкую одежду, и аккуратно сложил ее на большом камне, затем сделал глубокий вдох и посмотрел, как очередная волна с ревом обрушивается на берег. Вроде, она поменьше стала! – подбодрил я себя. Дождавшись, когда эта волна схлынет, я побежал по мокрым камням вслед отступающей воде, и она, подхватив, потащила меня за собой, в море. Не оглядываясь на берег, я сделал несколько осторожных гребков на глубину и замер, пытаясь понять свои ощущения. Они были не из приятных, вода бурлила вокруг, меня обдавало брызгами и несло по воле волн.
Да, я считаю себя опытным пловцом, причем, за долгие годы выработал свой, особый стиль плавания, на мой взгляд, как раз, для моря, там, где гуляет большая волна. С виду это обычный брасс, но особенность заключается в том, что, сделав руками, гребки назад, я тут же, под водой, возвращаю их вперед, и повторяю волнообразные движения в горизонтальной плоскости, что дает возможность подняться над водой чуть выше, и задержаться над ней на доли секунды дольше, чем обычно. А это позволяет сделать глубокий вдох, не опасаясь глотнуть воды. Затем, под собственной тяжестью опускаюсь в воду, и работа ног остается такой же, как и при обычном плавании. Повторюсь, что в воде я чувствовал себя уверенно и волн не боялся. До определенного момента, конечно, когда они не очень большие.
Вот и сейчас, по обыкновению, поднявшись над водой и задержавшись на мгновение, я осмотрелся вокруг. Резкие порывы ветра, все так же кидали в лицо брызги, а при погружении в воду, даже здесь, на глубине, слышался шум сдвигаеиых волнами камней. Сразу стало понятно, что на этот раз сильно переоценил свои возможности. Разом нахлынула тоска. На мгновение меня охватил страх и, я бы даже сказал – паника, но мне быстро удалось взять себя в руки. Спокойно – ты же опытный пловец, и плыть среди волн тебе не впервой! – просто напомнил я себе. Несколькими резкими гребками попробовал, было, подплыть ближе к берегу, но берег, несмотря на мои усилия, ничуть не приблизился. Сделав несколько таких попыток, я убедился, что не справляюсь с волнами. Теперь по настоящему стало страшно.
Повернувшись, я с надеждой посмотрел на большой красный шар – буй, который как раз поднимала большая волна. Мелькнула пораженческая мысль – а что, если вцепиться в него покрепче, да и повиснуть на нем, пока шторм не утихнет? Но, эдак и до утра можно просидеть в воде, да только сил моих на это не хватит, да и замерзну скоро, - здраво рассудил я и снова повернулся к берегу. Фигуры людей теперь были плохо различимы и за гребнями волн казались какими-то далекими. Очередная волна то поднимала, то опускала и тащила меня, помимо воли, в сторону и, как я с тоской ощутил, немного назад, в море.
До этого дня, борясь или с сильным речным течением или с морскими волнами, я всегда, пусть и ценой больших усилий, но продвигался в том направлении, которое выбирал. Но сейчас, бороться со всей массой воды, бурлящей вокруг, мне оказалось не под силу.
Нет, самому мне не выйти сегодня из воды! – со щемящей тоской, после нескольких бесплодных попыток приблизиться к берегу, ясно я осознал свое незавидное положение. И зачем только залез в бушующее море! – тут же пришло запоздалое сожаление. Неужели это мой последний день на Земле? А ведь, я еще так молод! Дальше захотелось перейти к рассуждениям о том, что я ответственен за жену, за дочку, что мне предстоит еще так много сделать, но ни жалеть, ни ругать себя, было некогда. Стало понятно, что мне предстоит бороться со стихией со всей серьезностью, и результат этой борьбы теперь непредсказуем. В тот момент отчетливо почувствовалось, что моя жизнь находится в руках каких-то высших сил, и что выпустить меня на сушу, или нет, теперь решает море. Вроде как, больших прегрешений за последнее время за мной не числится, - мелькнула обнадеживающая мысль, и уже со всей силой, на которую был способен, я погреб к берегу. Но, к суше почти не приблизился, а вот бетонные камни причала стали заметно ближе.
Опасаясь уходить под воду, где меня наверняка закружит, завертит вихревыми потоками воды, да к тому же может ударить камень, поднятый со дна волнением, я тратил последние силы на то, что бы удержаться на самом гребне волны. Чувствовалось, что силы уходят.
Может быть, пора начать кричать, махать рукой стоящим на берегу людям – помогите, мол, спасите! Мысль о том, что я тренированный, и вроде как, закаленный невзгодами мужчина, подобно Карлсону, в самом расцвете сил, и должен буду обратиться за помощью, останавливала меня. Вместе с тем чувствовалось, что меня уже надолго не хватит, что порывами ветра и волной меня неминуемо сносит к причалу, и я уже отчетливо различал шершавые бетонные блоки, к которым, помимо своей воли, приближался каждую минуту. Спадая, волна оголяла их подводную часть, обглоданную предыдущими штормами, словно показывая, какой силе, по наивности, я пытаюсь противостоять.
Поднявшись на гребень очередной волны, попробовал еще раз уйти от причала, плывя против ветра, вдоль берега, но все, что мне удалось – это оставаться на месте какое-то время. А силы все таяли, и чувствовалось, что руки немеют от напряжения, что воздух хватаю уже урывками, а не дышу полной грудью, как ранее.
Звать на помощь я не стал только потому, что за мгновение ясно осознал, что стоящие на берегу люди мне сейчас ничем не помогут. Даже если допустить вероятность того, что среди двух – трех десятков мужчин, смотрящих сейчас на шторм, найдется такой же опытный пловец, каким считал себя я сам, то стало понятно, что ничего он не сможет сделать, даже если и сумеет среди бушующих волн подплыть ко мне. Ему бы самому на воде удержаться!
Помочь бы мог только спасательный круг на веревке, брошенный с причала, да и то, если бы за веревку меня потом подтянули к берегу, а уж, я бы, конечно, вцепился в него мертвой хваткой! Но, пока спасатели подбегут, пока найдут круг да веревку, да еще добросить до меня, его надо! Поднимаясь и опускаясь на волнах, я быстро прокрутил этот унылый сценарий в голове, и благоразумно решил, что проще положиться на свои, пусть и последние силы.
Все сам – да сам! – успел, все-таки, пожалеть я себя, любимого. Да мне бы только коснуться ногами камней! Еще успел отметить, что довольно непривычно смотреть на знакомый пляж с пятиметровой высоты волны – отсюда он казался таким маленьким! Вон же, рядом, и мое любимое место на камнях, где я привык загорать! Кажется только, что рядом, но это там, на суше, а я-то по-прежнему в воде! Да, близок локоть, да не укусишь!
Поднявшись над водой в очередной раз и повернувшись, я увидел, как приближается огромная волна, изгибая свой гребень и собирая силы, что бы ударить о берег. Только сейчас! – мелькнула мысль. Следующая такая волна уже бросит меня на бетонные блоки причала, а о том, что бы удержаться на них – не может быть и речи!
Собрав всю волю в кулак и, дождавшись ее подхода, я поднялся с ней на пенный гребень и, расходуя последние силы, сделал несколько резких гребков вперед, стараясь удержаться на высоте, что бы меня вынесло как можно ближе к берегу. С высоты опять успел рассмотреть и крупные камни на дне, и близкие блоки причала, и сам берег, казавшийся, по-прежнему где-то внизу. Вода плавно опустила меня на берег и, сделав еще несколько судорожных движений вперед, я наконец-то ощутил камни под ногами.
Но это было еще не все – я по-прежнему находился в воде, и следовало еще выбраться на сушу – туда, где все так же неподвижно стояли люди. Мне хорошо было видно, как они, замерев, с напряжением смотрели на меня. Хоть бы кто помог! – подумал я, но так, для порядка, теперь помощь была не нужна.
Вынесшая меня волна, схлынула, но следом подходила другая, несущая в себе огромную ударную силу и уже, с шумом, ворочавшая большие камни, от которой мне надо было успеть уйти. Не дай бог, попасть под ее удар, как она тут же закружит, ударит о камни, унесет обратно в море! А на вторую попытку выхода из моря сил у меня уже может и не хватить. Сознавая это, я на деревянных ногах, работая руками, как бегун на стометровке, находясь, по пояс, в море, рванулся, рывками вперед, преодолевая сопротивление воды.
У самого причала, под ногами, оказался нанос крупных камней, и потому бежать приходилось вперед и вверх, что оказалось крайне тяжело. Но сознание того, что вторую попытку мне не осилить, придавало силы, и я честно вовсю работал руками, помогая себе.
Через десяток шагов почувствовалось, что выхожу из воды, но следующая волна, конечно, догнала меня. Со страшным ревом она обрушилась где-то сзади, вода тут же сбила с ног, закружила, потащила обратно в море, но она уже потеряла свою убойную силу и, цепляясь за крупные камни, с большим трудом, я удержался на берегу.
Вновь поднявшись на ноги и, теперь уже не чувствуя их под собой, а только давая себе команду – вперед! – в последнем рывке я наконец-то достиг сухого места. Из толпы послышался короткий смех, который сразу стих. Не обращая ни на кого внимания, я зашел за спины людей и сразу же опустился на большой валун. Сердце так бешено колотилось, что казалось, мне видно, как пульсирует грудь. Понадобилось время, что бы восстановить дыхание. Поначалу оно было резким, частым и неглубоким – я хватал воздух, словно рыба, выброшенная на берег, и только через пару минут начал дышать полной грудью. Как же я так переутомился? – еще удивился я тогда.
Поднявшись с камня, из-за спин стоящих впереди людей я посмотрел на море. В ногах по-прежнему чувствовалась слабость, руки дрожали, но я взял над собой контроль, и для верности, даже немного повел плечами, проверяя себя – да, теперь все в порядке! Две девушки, перешептываясь, оглядывались на меня, но мне было все равно, да, все равно.
Снова опустившись на камень, я углубился в свои мысли, равнодушно наблюдая, как двое крепких мужчин зашли в море и играют с волной, но только, по колено зашли, опасаясь заходить дальше. А что, Петровна – не искупаться ли нам? – раздался рядом голос, и я с удивлением посмотрел на только что подошедших людей. Поодаль остановилась пожилая пара, и с ними молодая спутница. Мужчина, как мне показалось, был немного навеселе. Нет, купаться они, конечно же, не собирались, и даже не снимали одежду, а просто разговаривали.
Да, мы с Петровной, когда-то давно, купались в такой шторм, так выйти потом из воды долго не могли, так и качались на волнах – и ни туда, ни сюда! – весело объяснил мужчина молодой спутнице. Но, Степан, тогда волна была поменьше! – решительно вмешалась в разговор Петровна. Да, пожалуй, поменьше! – миролюбиво согласился мужчина. Я не сдержал легкой улыбки, слушая эти речи.
К вечеру нагулявшийся ветер стих также внезапно, как и налетел, но разбушевавшееся море и не думало так быстро успокаиваться, по-прежнему обрушивая волны на берег, но они стали заметно меньше, и были теперь правильной формы, и накатывались с равными интервалами. Да, ветер стих, но подходить к воде ближе, чем на пятнадцать метров, в тот вечер мне почему-то не хотелось.
Наутро море полностью успокоилось, и о вчерашнем волнении напоминала только мутная вода. Доплыв до спокойно качающегося на воде буйка, на котором вчера собирался повиснуть, я перевернулся на спину и посмотрел на бездонное голубое небо. Яркое солнце спокойно светило сверху, и теперь вода казалась тихой и ласковой.
Вдалеке послышался шум мотора, и небольшой самолет прошел над берегом и надо мной на малой высоте. Мне вспомнились такие самолеты – после больших штормов они всегда облетали прибрежную полосу.
Сейчас я старался не думать о цели их полета – а, скорее всего, они высматривали тела на воде, поднятые волнами. На мгновение представил себе, что и мое тело могло бы так же безжизненно плавать, поднятое со дна очередным штормом. На мгновение, только представил, а затем, снова взглянул на яркое солнце, на спокойную воду вокруг и провел ладонью по поверхности воды. Обманчиво твое спокойствие, но – спасибо за вчерашний урок! – поблагодарил я море.
Немного времени минуло с тех пор, но теперь, время от времени, особенно, когда завывает вольный ветер, перед моими глазами встает бушующее море, летящие брызги вокруг, и такой близкий и желанный берег, на который так хочется ступить и так трудно бывает его достичь.
Если случается, что дорогая жена в это время находится рядом, то я обязательно обращаюсь к ней. Какие будут указания, мамочка? – спрашиваю ее, и почти не сомневаюсь, что уж на этот-то раз и не подумаю ослушаться, и все ее ценные указания выполню точно, в срок и неукоснительно.

П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, ко­торая состоит из качественного прилагательного и указательного слова такой (такой сильный, такой громкий и т. п.) или из каче­ственного наречия или краткого прилагательного и указательного слова так (так сильно, так громко и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, напри­мер: 1) Лёд былтакой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?),что даже вблизи его трудно было заметить. (Пауст.) 2) Разве чёрные брови и очи моитак хороши (к а к х о р о ш и? д о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?),что уже рав­ных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за неютак громко (как громко? до какой степени громко?),что не под силу было отпереть. (Г.)

Вместо указательных слов такой и так в главной части мо­гут быть слова до такой степени, настолько, до того, например:

1) Блеск былдо такой степени (настолько, до того) яркий ,что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестелдо того (до та­кой степени, настолько)ярко, что ломило глаза.

Придаточные степени могут указывать на степень действия. В этом случае они прикрепляются союзом что к сочетаниям, со­стоящим из глаголов и указательных слов, отмеченных выше, например: Онкрикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м ­ к о?),что все вздрогнули. Онизменился так (д о т а к о й с т е п е н и, д о т о г о),что его трудно было узнать.

Придаточные с союзом что, относящиеся к сочетанию глаго­ла с указательным местоимением так, могут иметь значение не степени, а образа действия, например: Мальчика оде­ли так (как одели?),что все принимали его за девочку . Он взглянул на меня так (как взглянул?), что я невольно вздрогнул.

Если придаточное степени с союзом что относится к сочета­нию, состоящему из указательного слова такой и существи­тельного (такой крик, такой шум и т. п.), то оно имеет доба­вочное определительное значение, например: 1) Раздалсятакой крик, что все вздрогнули (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2)Блеск такой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й

б л е с к?).

П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в главных частях некоторых предложений может быть местоимение столько, например: Наро­дувысыпало по улицамстолько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицамтак много, что в глазах рябило.)

2. Значение степени имеют некоторые придаточные с союзом чтобы. например: Сильвио был слишкомумен и опытен, чтобы этого не заметить... (П.) (Ср.: Сильвио был такумён и опытен, что не мог этого не заметить.)

3. Есть небольшая группа сложноподчинённых предложений с прида­точными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к со­четанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:

Ученик всёсделал так, как велел мастер.

Упражнение 141. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что ка­зался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался (П.) 3) Снег уже местами настолько осел что можно по насту про­ехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех женщин руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар такой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось темно что ничего нельзя было уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким малень­ким что не мог выговорить даже его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь скоро что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что походили на юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я слишком был счастлив чтобы хра­нить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул поры­вами и с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать своё мнение не стесня­ясь без утайки под конец даже так громко и с таким увлечени­ем что явно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что труд­но перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. (Т.) 18) Левко остолбенел уви­девши что перед ним стоял отец его. (Г.) 19) Скажи Катерине чтобы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не мог сказать. (Г.)

§ 107. Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

П р и д а т о ч н ы е м е с т а относятся к сочетаниям ска­зуемого главной части предложения с указательными словами там, туда, оттуда и прикрепляются к этим сочетаниям союзны­ми словами где, куда, откуда; придаточные места указывают место или направление действия и отвечают на вопросы г д е? к у д а? о т к у д а?

П р и м е р ы. 1) Ябыл там (г д е был?),где никто из вас не был. (Б. Г.) 2) Алексейпополз туда (куда пополз?),куда ушёл самолёт. (Б. П.) 3) Семёнвозвратился оттуда (о т к у д а?),откуда не хочется уезжать.

Иногда указательные слова в главной части опускаются, на­пример: Он засмеялся и пошёл,куда захотелось ему. (М. Г.) Это свойственно главным образом разговорной речи.

Если при союзных словах есть усилительная частица ни, то придаточная часть предложения имеет обобщающее значение и сочетаниям где ни куда ни, откуда ни соответствуют в главной части предложения не указательные, а определительно-обобща-ющие или отрицательные местоименные наречия (везде, всюду, повсюду, нигде), например:Где ни искал его,нигде не мог найти.

Придаточные места могут иметь уточняющее значение: в этом случае они относятся к обстоятельствам места, при ко­торых могут быть указательные слова.

1)Впереди (где именно впереди?),где осталась роща, сто­яли берёзы. (Ч.) 2) Наталья смотрелавперёд, туда, где зара­нее была намечена линия первого гона. (Г. Ник.) 3) Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой,сизые предрассветные тучки. (Купр.)

Упражнение 142. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения, спишите, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя запятые.

1) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м...нило туда где оно казалось краем тёмной зелени лугов. (М. Г.)2) Куда н... обращаю взор кругом сине...т мрачный бор. (Ф.)3) Туда туда всем сердцем я стремлюся туда где сер...цу было так легко где из цветов плетёт венок Маруся о старине поёт слепой Грицко. (А. К. Т.) 4) Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари-орлы. (Л.) 5) Где быстрые шумные воды н...давно свободно текли се...одня про­шли пеш...ходы обозы с товаром прошли. (Н.) 6) Мне вздума­лось завернуть под навес где стояли наши лошади. (Л.) 7) Я стал np...пом...нать как и куда ходил в течение дня. (Т.)

143. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы придаточные части со следующими значениями: 1) места, 2) определительные, 3) изъяснительные.

144. Составьте следующие сложноподчинённые предложения: 1) в кото­рых были бы придаточные изъяснительные и придаточные степени с союзом что; 2) в которых были бы придаточные места, определительные и изъясни­тельные с союзным словом где; 3) в которых были бы придаточные опре­делительные и изъяснительные с союзным словом что; 4) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом куда.

145. Укажите придаточные определительные, изъяснительные и степени и их связь с главной частью предложения; затем спишите, расставляя знаки препинания. В двух последних предложениях выделите в глаголах корни и объясните их правописание.

По случаю праздника семья оставалась весь день дома. Старуха которую и муж и невестка и внуки все одинаково на­зывали бабкой старалась всё делать сама: сама топила печь и ставила самовар сама даже ходила на полдень и потом роп­тала что её замучили работой. И всё она беспокоилась как бы кто не съел лишнего куска как бы старик и невестки не сидели без работы. То слышалось ей что гуси трактирщика идут зада­ми на её огород и она выбегала из избы с длинной палкой и потом полчаса пронзительно кричала около своей капусты дряб­лой и тощей как она сама то ей казалось что ворона подбирает­ся к цыплятам и она с бранью бросалась на ворону. Сердилась и ворчала она от утра до вечера и часто поднимала такой крик что на улице останавливались прохожие.

(А. П. Ч е х о в.)

146. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.

ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ

«Это письмо передаст вам дорогой Николай Иванович мой большой друг Саша Орлов. Мы с ним сдружились ещё в авиацио...ом училище. Он вам и ра...каж...т обо всём как мы с ним жили и воевали. Сейчас я лежу в госпитал... пуля пробила мне лёгкое. Каже...ся мне уже не подня...ся. Вы нас научили чув­ствовать Родину. И я всегда думал о людях которые ум...ради за свой народ. Я часто вспоминал вас. Сколько раз вы нам го­ворили что русской землёй н...кто н...когда н... завладеет и при­водили примеры истории. Мне хоче...ся чтобы вы носили мои часы. Вы воспитали во мне мужество Николай Иванович я вам многим обязан. Сейчас надо кончать сестра отказывае…ся боль­ше писать. А помните: «У кого денег нет у того дитя возьмёт, у кого дитяти нет у того жену возьмёт, у кого жены нет того головою возьмёт...» Это кажется про Батыя. Врага н...навижу и зав..щаю бить его до последнего и Саша Орлов поклялся мне что будет дра...ся пока хватит сил. Прощайте дорогой Николай Иванович. Ваш бывший ученик Вася Курганов».

(В. Г. Л и д и н.)

147. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите прида­точные степени, изъяснительные, образа действия, определительные и их связь с главной частью. Вставьте пропущенные буквы.

В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Прощайте и ещё раз спасибо голубчик! - сказал Иван Алексеевич.- Спасибо вам за ваше радушие за ваши ласки за вашу любовь... И вы хороший и дочка ваша хорошая и все у вас тут здесь добрые весёлые радушные... Такая великолепная пуб­лика что и сказать не умею.

Огнев ещё раз поцеловался со стариком и стал спуска...ся вниз.

Вы бы книги тут оставили! - крикнул ему вслед Кузне­цов. - Что вам за охота тащить такую тяжесть?

Но Огнев уже н... слушал и быстро удалялся от дома... Он шёл и думал о том как часто приходи...ся в жизни встреча...ся с хорошими людьми и как жаль что от этих встреч не остаё...ся ничего больше кроме воспоминаний. Бывает так, что на горизон­те мелькнут журавли слабый ветер донесёт их жалобновос-торже...ый крик а через минуту с какой жадностью н... вглядывай­ся в синюю даль н... увидишь н... точки, н... услышишь н... звука.

В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелио­тропом которые н... успели ещё отцвести на клумбах... Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из чёрных силуэтов и бродивших белых теней.

(По А. П. Ч е х о в у.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Часть 2 Синтаксис

Педагогическое образование.. а м земский с е крючков м в светлаев..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под редакцией академика В. В. Виноградова
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений 13-е издание, стереотипное

Знаки препинания в конце законченных предложений
1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовы

Слова, стоящие в именной части составного сказуемого
1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Указанные разряды слов в современном русском языке употреб­ляются только в функции сказуем

Составное именное сказуемое с глаголами, обозначаю­щими состояние или движение
Сказуемое может быть выражено словосочетанием, состоящим из глагола, обозначающего состоя­ние или движение (сидеть, стоять, лежать, идти и пр.), и при­лагательного или причастия в именительн

Тире между подлежащим и сказуемым
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены существительными в именитель­ном падеже и предложение распадается на две части: Москв

Составное глагольное сказуемое
С о с т а в н ы м г л а ­г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глаго­ла в неопределенной форме, например: Виктор

Стилистические свойства форм сказуемого
В состав­ном именном сказуемом с выраженной связкой форма твори­тельного падежа существительного более свойственна современ­ному языку, чем форма именительного. Ср.: Он былсыном

Особенности согласования сказуемого с подлежащим
1. В составе подлежащего может быть количественное сущест­вительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом слу­чае сказуемое обычно согласуется

Основные группы односоставных предложений
Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Одно­составные предложения делятся на две основ

Предложения определённо-личные
О п р е д е л ё н н о – л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами по

Предложения неопределённо-личные и обобщённо-лич­ные
Эти два типа односоставных предложений близки друг к дру­гу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое дейс

Безличные предложения
Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе под­лежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в дол

Инфинитивные безличные предложения
С к а з у е м о е б е з л и ч ­н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой фор­мой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким ска­зуемым обычно употреб

Типы безличных предложений
Укажем несколько ти­пов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения. 1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое

Неполные предложения
Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, глав­ные или второстепенные. Возможность пропуска членов пред­ложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей

Синонимика простых предложений разных типов
Раз­ные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мо­роз (двусоставное полное предложение).-Сильный мороз (на­зывное

Общее понятие о второстепенных членах
В т о ­р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения могут распространять (по­яснять)

Дополнение
Д о п о л н е н и е обозначает предмет, яв­ляющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопро­сов косвенных падежей: к о г о? - ч е г

Дополнение к глаголу прямое и косвенное
П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаго­лом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с пря­мыми до

Действительный и страдательный обороты
Д е й с т в и ­ т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предло­жения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуе­мое - действие, которое «переходит» на другой предмет, ука­

Дополнение при именах существительных и прилага­тельных
I. Следующие разряды существительных могут пояс­няться дополнениями: 1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом

Определение
О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й? к о т о р ы й?: 1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглол

Несогласованное определение
Несогласованное опре­деление выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами. 1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозн

Обстоятельства
О б с т о я т е л ь с т в а обозначают ус­ловия, в которых протекает действие: время, место, способ совершае­мого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выде­ляется несколько тип

Понятие об актуальном членении предложения
Пред­ложение обычно содержит две части: то, о ч ё м сообщается, из чего исходит говорящий, и то, ч т о о б э т о м сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или т е м

Коммуникативно нерасчленённые предложения
Ком­муникативно нерасчленённые предложения не членятся на тему и рему. В них сообщается о существовании или возникновении предметов и явлений, выражается представление о каком-нибудь факте действит

Обычный порядок слов в словосочетаниях
Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения. I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я 1. При распространении имени сущ

Изменение обычного порядка слов при изменении акту­ального членения предложения
Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в

Понятие об однородных членах предложения
О д н о ­р о д н ы м и называются два или несколько членов предложе­ния, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочини­тельная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как ра

Союзы, связывающие однородные члены предложения
Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е

О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов
Некото­рые из союзов (и,да в значении и) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когд

Однородные определения
1. Определения считаются од­нородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логи­чески и по смыслу). Каждое из однородны

Согласование в числе в предложениях с однородными членами
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу веселокудрявились ра­киты, молодой

Обобщающие слова при однородных членах предложения
О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём одно­родных членов. В примере В корзинке была

Стилистические различия конструкций с однородными членами
Однородные члены, употреблённые без союзов или со­единённые союзами и илино, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям

Нарицательные имена существительные в роли личных об­ращений
Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве об­ращений до недавнего времени широко использовались слова това­рищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, о

Знаки препинания при обращении
Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения. 1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отде­ляется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы

Понятие о вводных словах
В в о д н ы е с л о в а встав­ляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являют

Группы вводных слов по значению
По значению ввод­ные слова можно разбить на следующие основные группы: 1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему:

Стилистические особенности вводных слов
Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как прав­да, кажется, например, действительно, может быть

Знаки препинания при вводных словах
Вводные сло­ва выделяются, как правило, з а п я т ы м и. П р и м е р ы.Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас,пожалуй, в свою избу прове

Вводные предложения
Отношение говорящего к вы­сказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходя­щих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:

Понятие о междометных предложениях
М е ж д о м е т ­н ы м и называются предложения, состоящие из междометий, произн-есённых соответствующим восклицательным или побуди­тельным тоном. В междометных предложения

Знаки препинания при междометных предложениях
Междометные предложения отделяются в о п р о с и т е л ь н ы м з н а к о м, в о с к л и ц а т- е л ь н ы м з н а к о м, т о ч к о й, м н о г о т о ч и е м или з а п я т о й.

Общее понятие об обособлении
Второстепенные чле­ны предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, на­зываются о б о с о б л е н н ы м и. Сравните: 1) Раздался выстрел,который разбудил тиш

Обособление согласованных определений
С о г л а с о ­в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и при­лагательными, обособляются в следующих случаях: 1. Определения, выраженные причастиями и прилагательны­ми, об

Обособление несогласованных определений
1. Несогласованные определения, выраженные сравнитель­ной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят

Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные опреде­ления подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн
САД Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с пар­кетным по

Обособление приложений
1. Распространённое прило­жение обособляется всегда, если относится к имени нарицатель­ному или местоимению. Если же оно относится к имени соб­ственному, то обособляется тогда, когда стоит позади н

Обособление обстоятельств, выраженных деепричасти­ем
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые по­ясняют основное действие или состояние, выраженное сказуе­мым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием,

Обособление обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его пере

Обособление дополнений
Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие: а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда др

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ниене и ни
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивост

Обособление уточняющих членов предложения
У т о ч ­н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие чл

Обособление присоединительных слов
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые явля­ются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они не­сколько напоминают вводные слова, но отли

Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами
1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одно

Присоединительное значение сочинительных союзов
Некоторые сочи­нительные союзы(и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоедини­тельном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли

Пояснительные предложения
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, со­ставляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих

Знаки препинания в сложном предложении с сочинитель­ными союзами
Между частями предложения, связанными со­чинительными союзами, ставится з а п я т а я. П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о бе­рег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов

Главная и придаточная части предложения
Связь при­даточных частей с главными при помощи подчинительных со­юзов и союзных слов. В сложноподчинённом предложении вы­деляется г л а в н а я ч а с т ь и п р и-

Указательные слова в главной части сложноподчинён­ного предложения
В главной части бывают у к а з а т е л ь н ы е с л о в а, которые указывают, что при главной части имеются при­даточные, например: 1) Лишьтот достоин жизни и свободы, кто день з

Связь предложений двойными союзами
От сложных предложений с указательными словами и подчинительными со­юзами надо отличать сложные предложения с двойными союза­ми (условными, временными, причинными): если-то. если-так, коли - то,

Сложноподчинённые предложения со взаимно обуслов­ленными частями
Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложе­ние, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить

Место придаточной части в сложноподчинённом пред­ложении и знаки препинания в нём
1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и вну­три главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с

Переход придаточных частей сложноподчинённых предложений в члены предложения
В некоторых случаях при­даточная часть настолько теряет признаки предложения, что превращается в цельное сочетание наречного характера, кото­рое является членом предложения, не выделяется при произ

Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений
Обособленные определения, выраженные причастиями или при­лагательными с зависимыми от них словами, свойственны пре­имущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого

Хожи на сакли
3) Если относительное местоимение стоит в винительном па­деже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой фор­мы, обозначающей действ

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
С придаточными образа действия и придаточ­ными степени по значению несколько сближаются п р и д а т о ч ­н ы е с р а в н и т е л ь н ы е. По средствам связи и по значению они распадаются на две гру

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Придаточные части сложноподчинённого предложения мо­гут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю?

Сложноподчинённые предложения с придаточными при­соединительными
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, кото­рые прикрепляются к главной части относительными местоиме­ниями и наречиями что, всле

Назначение прямой речи
В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее ска­занные, 3) невысказанные мысли. П р и м е р ы. 1) «Эко солнышко! - промолвил Касьян впол­голоса.- Эк

Несобственно-прямая речь
Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно - прямая речь. Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пуш­киным и получил широчайшее развити

Знаки препинания при прямой речи
1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и. П р и м е р. «Что, слепой? - сказал женский голос,- буря сильна; Янко не будет». - «Янко не боится бури»,- отвечал тот.- «Туман

Замена прямой речи косвенной
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная - от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и прит

Знаки препинания в косвенной речи
Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь пред­ставляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предло­жениях с кос

Знаки препинания
В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь ­н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в

Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы и пристав­кинеини
Оленин был юноша, (н...)где (н...) кончивший курса, (н...) где (н...) служивший (только числившийся в каком(го) при­сутственном месте), промотавший половину своего состояния и до двадцати че