Звуки и буквы ч-щ. Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему Задания по дифференциации звуков ч щ ц

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните положение речевого аппарата для верного произнесения этих звуков. Тренируйте звуки Ч и Щ отдельно. Сле­дите, чтобы Ч и Щ не произносились твердо.

Ч - Ч - Ч Щ - Щ - Щ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Ч и Щ в слогах:

ЧИ -ЩИ ЧА -ЩА

ЧЕ -ЩЕ ЧУ -ЩУ

ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ

ТЕ – ЧЕ ЕТЬ – ЕЧЬ ЧЕЩЕ ЩЕЧЕ ЧЕЩЬ – ЩЕЧЬ

ТЯ – ЧА ЯТЬ – ЯЧЬ ЧЯЩЯ ЩЯЧЯ ЧЯЩЬ – ЩЯЧЬ

ТЁ – ЧЁ ЁТЬ – ЁЧЬ ЧЁЩЁ ЩЁЧЁ ЧЁЩЬ – ЩЁЧЬ

ТЮ – ЧЮ ЮТЬ – ЮЧЬ ЧЮЩЮ ЩЮЧЮ ЧЮЩЬ – ЩЮЧЬ

ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте Ч и Щ в словах и фразах:

ЧЕСТЬ ЩИТ

ЧТЕЦ ЩЕКА

КАЧЕЛИ ЩЕБЕТ

КЛИЧ ЛЕЩ

ПОЧЕТ ПОЩАДА

ЧАЙКА ЩЕЛЧОК

ЧАЩА КОЩУНСТВО

ЧЕРЕМУХА ПЛЮЩ

МЕЧТА ПЛАЩ

РАЗВЕДЧИК ЩУКА

МИЧМАН МЕЩАНСТВО

ОЧЕРК ЩИПЦЫ

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Ласточка день кончает, а соловей начинает.

Сухие листочки на сучках-сучочках.

Река течет, печка печет.

Золотое решето черных домиков полно,

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Цветет невеличка - будет земляничка.

Волки рыщут - пищу ищут.

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий

И сыплет щедрою рукой

Червонцы челяди ямской.

Н. Некрасов

На добром щекастом лице Симакова быстро бегали вечно смущенные глаза.

В. Тендряков.

Ноги чувствовали сквозь подошву раскаленный щебень шоссе.

М. Гаршин

Щегольство словами, значение которых не совсем ясно ще­голяющим, заметно у многих, и это очень плохо.

М. Горький

  1. Тексты для контрольной проверки

ДИКЦИОННОЙ ЧЕТКОСТИ ВСЕХ ЗВУКОВ.

(Пословицы, загадки, стихи, скороговорки,

сказки и присказки)

Разберитесь в содержании, определите паузы и логические ударения. Разберитесь в дикционных и орфоэпических особен­ностях предлагаемых текстов.

Пословицы

При работе над пословицами тренируйте широкое звучание гласных.

Пословицы о Родине.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

На родной стороне и камешек знаком.

Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Всякому мила своя сторона.

При солнце тепло, при Родине добро.

Пословицы о слове.

Слово - олово.

Не шути словом - слово пуще стрелы ранит.

Бритва скребет, а слово режет.

От одного слова да навек ссора.

Слово - не обух, а от него люди гибнут. Не болтай наугад – клади слова в лад.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Птицу кормом, а человека словом обманывают.

Сладкий язык и змею из норы вытащит.

Доброе слово дороже богатства. На добром слове кому не спасибо.

Ласковое слово, что вешний день.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово и кость ломит. Иная похвала хуже брани.

То же слово, да не так бы молвить.

На льстивые речи не мечись, на грубу правду не сердись.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не дав слова, крепись, а дав, держись.

Живое слово дороже мертвой буквы.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч] – [Щ].
[Ч] – [Щ]

ща – ча що – чо щу – чу щи – чи

ча – ща чо – що чу – щу чи – щи

ащ – ач ощ – оч ущ – уч ищ – ич

ящ – яч ищ – ич ещ – еч ач – ащ

оч – ощ уч – ущ ыч – ыщ яч – ящ

ич – ищ еч – ещ юч – ющ ющ – юч


[Ч] – [Щ]

Гуща – куча, пуще – туча, пищать – печать, трещать – встречать, освещать – свеча, помещать – помечать, тащу – точу, угощу – молчу, щука – чурка, щётка – чётка, мощёный – мочёный, лощёный – точёный, сгущённый – копчёный, щит – чиж, клещи – плечи, гонщик – гончий, ящик – мячик, тащить – точить, трещит – рычит.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.


[Ч] – [Щ]

Лещи – лечи, пищит – мычит, лущить – получить, вещица – волчица, ищите – учитель, щель – качель, щели – качели, щепка – чепчик, ущелье – ученье, щегол – чехол, щетина – четыре; чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий; чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочный овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] – [Щ]

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущенное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка щекочу ему бока. Над дымком, у самой тучки пудрит щёки щука щучке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
[Ч] – [Щ]

На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Щуку и леща в роще не сыщешь.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 7. Выучить загадку.

Рученька – ручище,

Что в земле ты ищешь?

Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Щётки.


Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]

Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Тьма всё гуще, гуще,

Дождь всё чаще, чаще,

Хищники ночные

Где-то бродят в чаще. (Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Добрый врач, бывалый врач,

Чуть услышит детский плач,

В ранний час и в полночь

Поспешит на помощь. (В. Титов)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

Лютик, лютик, что хохочешь?

Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки ты щекочешь,

Что не хочешь – захохочешь! (В. Токмакова)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Месяц заблудился у косматой чащи.

Рогом зацепился за сучок торчащий…

Понял, что попался…И над спящим лугом

До утра качался, бледный от испуга. (Т.Золотухина)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

№ 1 Звук Щ

  1. Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.
  2. Счет 1-10 - щеколда, щепка, ущелье, пещера, ящерица.
  3. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак - кулачище, сила - силище, рука - … , сапог - … , голос - … , ремень - … , топор - … , нога - … , глаза - … , нос - … , карман - … .
  4. Деление перечисленных слов на слоги.

№ 2 Звук Щ

  1. Слова: мощность, дощатый, превращаться, прощать, прощение, вращение, сварщик, защитник, факельщик, трещина, гонщик, щупальцы, прищепка, помещение, сгущенный, освещение, счастье, счетный, считать.
  2. Запомни и повтори: трещина, прощение, защитник.
  3. Словосочетания: хищная щука, поющий щегол, пищащий щенок, тощий лещ, мощеная площадь, сгущенное молоко, дощатые полы, сытная пища.
  4. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Они, Она): Возвращаться из экскурсии в пещеры.

Восхищаться праздничной площадью.

5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит - тащит он тяжелый щит.

№ 4 Звук Щ

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

Притащили мы в грозу щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой, прищемили хвост прищепкой.

Мыли щуке щеки щеткой, довели ее щекоткой.

Щука - щетку за щетину, отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей, пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»! мы помчались, трепеща,

Не щеколду дверь закрыли, щели щебнем завалили,

Удивились сообща: сколько слов на букву «Щ»!

№ 5 Звуки Щ-Ч

  1. Слова-паронимы: плач - плащ, челка - щелка, четки - щетки, помочь - помощь, печать - пищать, горячий - горящий, чадит - щадит, лечи - лещи, точу - тащу, чур - щур.
  2. Выделение звуков «Щ», «Ч» из слов и проговаривание их:

щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита.

3. Изменить слова:

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ.

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ.

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ.

Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ.

Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.

Молчать - МОЛЧАЩИЙ, бренчать - БРЕНЧАЩИЙ

№ 6 Звуки Щ-Ч

  1. Слова: чащоба, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, очищать, точильщик, часовщик.
  2. «Назови ласково»: щука - щучка, щека - … , вещь - … , ящик - … , щенок - … , плащ - … , чулок - … , доска - … , щель - … , щипцы - … , щетка - … , червяк - … . лещ - … .
  3. Измени по образцу: кулак - кулачок - кулачище, мужик - мужичок- мужичище, чердак - чердачок - чердачище, черпак - черпачок - черпачище, каблук - каблучок - каблучище, червяк - … - … , чеснок - … - … , кирпич - … - … , комок - … - … .
  4. Словосочетания: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.

№ 7 Звуки Щ-Ч

  1. Словосочетания: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи, хлопочущий чистильщик.
  2. Счет 1-10 - кричащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся.
  3. Запомни и повтори: Чудесное угощение - копченая щука - чистое помещение - почтовый ящик. Прочный щит - молочная пища - овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка - скучающий ученик - птичий щебет - сочные овощи.

№ 8 Звуки Щ-Ч

1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Чистить щеткой щенка.

Чистить сочные овощи для угощения.

Чистить копченую щуку для угощения.

  1. Предложения: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.
  2. Вставить пропущенные слова в предложения: Внучка приготовила угощение для бабушки - чудесный торт с кремом из … молока. К столу подали … картофель и … щуку. На десерт были … яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из … шерсти. Телега громыхала по … мостовой. В комнате стоял стол с … ножками. СЛОВА: сгущенный, копченый, моченый, мощеный, крученый, точеный, печеный.

№ 12 Звуки Щ-СЬ

  1. Выделение звуков «Щ», «СЬ» из слов: щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.
  2. Слова-паронимы: лес- лещ, сели - щели, пласт - плащ, писать - пищать, роса - роща, плюс - плющ, весь - вещь, хвост - хвощ.
  3. Изменить по образцу: свистеть - свищу, рыскать - рыщу, пищать - пищу, плескать - плещу, таскать - … , грустить - … , блестеть - … , искать - … , пускать - … , чистить - … , полоскать - … .
  4. Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).

Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).

№ 13 Звуки Щ-СЬ

  1. Дифференциация «Щ» - «СЬ» «Четвертый лишний»:

Сирень, васильки, плющ, листья - плющ.

Щегол, гусь, снегирь, синица - щегол.

Стекло, овощ, слива, апельсин - овощ.

Ящерица, щука, щенок, гусенок - гусенок.

Щипцы, клещи, сеялка, ящик - сеялка.

  1. Слова: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.
  2. Изменить по образцу: коса - косища, сила - силища, слива - … , собака - … , сумка - … , сито - … , хвост - … , стакан - … , стул - … , усы - … , носы - … , волосы - … , голоса - … .

№ 14 Звуки Щ-СЬ

  1. Словосочетания: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился, Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.
  2. Закончи слово: ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., хво., укра.., ово., бою.., бор., мо.., купаю.. .
  3. Вставить недостающее слово:

Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).

№ 15 Звуки Щ-СЬ

  1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Посвящать песенку возвращающейся весне.

Посещать весеннюю рощу.

Любоваться весенней рощей.

Восхищаться веселым щебетаньем птиц.

  1. Пословицы:

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу - сама с возу стащит.

Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.

Друзья узнаются в несчастье.

№ 16 Звуки Щ-Ш

  1. Заучивание стихотворения «Щегол »:

Целый день поет щегол в клетке на окошке,

Третий год ему пошел, а он боится кошки.

А Маша не боится ни кошки, ни щегла,

Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

  1. Признаки и действия: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.
  2. Распространение предложений: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.

№ 17 Звуки Ш-Щ

  1. Слова-паронимы: чаща- чаша, щелк - шелк, пищу - пишу, прощу - прошу, пищи - пиши, погощу - погашу, по роще - пороша, помещать - помешать, укрощать - украшать, защита -зашито, вещать - вешать, навещать - навешать.
  2. Вставить звуки «Щ», «Ш»: .ар, .апка, .уба, ланды., кало.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово.и, ви.ня, ве.и.
  3. Запомни и повтори: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.
  4. Счет 1-10 - с этими же словами.
  5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.

Укрощать разбушевавшуюся стихию.

Слушать дефектную речь шепелявого ребенка.

Слушать шелестящие капли дождя.

Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч – Щ]

I. Четко произносить слоги парами.

ча – ча – ща

ча – ща – ча

ща – ча – ча

ащ – ащ – ач

ащ – ач – ащ

ач – ащ – ащ

II. Четко произносить слова.

Чаща, чище, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий, щёчки, паучище, сундучище, жучище, бычище, рычащий, мычащий, чудовище.

III. Четко произносить слова парами.

гуща – куча

пищать – печать

угощать – укачать

помещать – помечать

щётки – чётки

плащ – плач

помощь – помочь

щадит – чадит

тащу – точу

лущи – лучи

щур – чур

тащить – точить

щель – качель

ущелье – ученье

щегол – чехол

мощёный – мочёный

щёлка – чёлка

горящий – горячий

лещи – лечи

мощу – мочу

щека – чека

трещать – встречать

IV. Четко произносить словосочетания.

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, молочная пища, прочный щит, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение, поющий чиж, летающие бабочки, щепотка чая, щебечущий щегол, чищеные овощи, меченые вещи, пучок щавеля, куча щебёнки, колючая щепка, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, чистильщик обуви, учёный щенок, чугунный щит, овощная начинка.


V. Четко произносить предложения.

Письмо опускают в почтовый ящик.

Для плохой погоды мама купила чёрный плащ.

Надо отдать чужую вещь.

Мы собрали на огороде сочные овощи.

Больному нужна молочная пища.

Очень вкусен копчёный лещ.

В лесу раздавался птичий щебет.

Туристы вошли в чудесное ущелье.

В дощатом ящичке – овощи.

У дочки румяные щёчки.

В лесу рыщет волчище.

По ручейку плывут щепочки.

В бочке – мочёные яблочки, а в ящичке – копчёные щучки.

Почисти юбочку щёточкой.

На щенка напали злющие пчёлы.

Точильщик точит ножи.

У мальчика пушистый щеночек.

Около нашего дома новый почтовый ящик.

Я чищу вещи щёточкой.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

В чаще грачи.

На двери прибита дощечка.

Свеча едва освещала избушку.

Все три щётки мне нужны.

(С. Маршак )

Лейся, дождик

Дождик, дождик,

Что ты ждешь,

Отчего едва идёшь?

Лейся пуще,

Лейся чаще,

Хочешь – в пуще,

Хочешь в чаще,

Хочешь в поле на ячмень,

Хоть всё утро,

Хоть весь день!

(Б. Асаналиев )

И я бы мог…

козлёнок подошёл.

– Ты кто?

– А я козёл.

Гляди, как я умею:

– И я могу, – сказал щенок.

– А я по травке побегу!

Щенок сказал:

– И я могу…

– А хочешь, я – о стенку лбом?

Гляди, как я умею:

– Не мудрено. И я бы мог,

Да не хочу, – сказал щенок.

(А. Шибаев )

Встреча

Я шёл по улице пешком

и повстречался со щенком.

И неизвестно почему,

я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной,

щенок всё время шёл за мной.

Дошли мы вместе до ворот,

и вдруг щенок пошёл вперёд.

Я закричал, позвал щенка,


он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

(А. Барто )

Месяц

Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий…

Понял, что попался…

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга.

(Т. Золотухина )

Щенок

Чёрный чистенький щенок

Перепачкал чем-то бок.

Мальчик в руки щётку взял,

Чистить бок щеночку стал.

Целый час терпел щенок,

Больше вытерпеть не мог.

Начал хвостиком вилять,

О пощаде умолять.

Для чего мне чистить бок?

Я не туфли, я – щенок!

Чижик

Ты мой чижик, ты мой чиж,

Никогда ты не молчишь.

Я ведь тоже не молчу –

Щебечу и щебечу.

И меня за это вот

Мама чижиком зовёт.

Щётки

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь,

А вот этой – не забуду –

По утрам я чищу зубы!

Гроза

Блещут молнии всё ярче,

Тучи гуще, гуще, гуще,

Капли чаще, чаще, чаще,

Небо чище, чище, чище,

Солнце ярче, ярче, ярче,

В чаще громче щебет птичий!

(И. Лопухина )

Сверчок

Братец работал,

Шуметь запрещал.

Вдруг у оконца

Сверчок затрещал.

Ищу под оконцем –

Не вижу сверчка.

А он, как нарочно,

Трещит с потолка.

VIII. Пересказывать.

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки… Летом Черныш бегает во дворе.

Ящерица

Витя и Вова – товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её девать? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Розка

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка отнесла щенка на место.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявкнул он – и наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Добрый лев

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

– Ты чего, заяц, плачешь?

– Хочу в цирк, – отвечает заяц. – Но у двери стоит лиса. Я её боюсь.

– Ладно, – говорит лев, – мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

– Зайца в цирк не пущу!

– Как это не пущу? – возмутился лев. – Разве нельзя взять с собой бутерброд?!

Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.

(Н. Майборода )

Заяц

Заяц прячется от лисы в чаще. Он затаился и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лиса за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Щенята

У Чапы – щенята. Щенята чёрные. А щёки и чёлка у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Чапа охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.