История тендеров. Некоторые исторические аспекты торгов в россии. В каких отраслях допустимо проведение тендеров

Термин «тендер» вошел в обиход россиян в 90-х годах, но первые упоминания о конкурсных публичных торгах можно отнести еще к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович издал указ о подборе исполнителей для доставки в Смоленск сухарей и муки.

Петр Первый активизировал процессы проведения конкурсов, которые регламентировали отношения государства и производителей, готовых предложить свои услуги на определенных условиях в деле осуществления тех или иных работ.

В последующем законодательство в вопросах проведения торгов и конкурсов систематизировалось: объявления о поиске подрядчиков размещались в печатных изданиях, купцов принимали по отдельности, а уже во времена Екатерина Великой был выпущен целый свод правил проведения подрядных работ и осуществления поставок. Александр Великий продолжил легализировать контрактную систему и разрешил присылать коммерческие предложения через почту, подписав при этом порядка ста различных постановлений. «Ведомости» Москвы и Санкт-Петербурга, в свою очередь, публиковали информацию о результатах торгов.

Наиболее полный закон о подрядах и поставках был принят в начале 20 века и включал упоминания о практически всех аспектах технологии проведения тендеров - аукционах, залоговых исполнениях обязательств, финансовых претензиях, проектах договоров, технических заданиях и уголовных производствах. Поэтому, можно сказать, что правовые основы проведения тендеров в России были заложены давно, и современным теоретикам от экономики необходимо было только увязать нормативно-правовые положения и придать терминологии соответствующий времени вид.

В 1997 году был подписан указ Президента России, регламентирующий деятельность государственных органов управления и хозяйствующих субъектов при организации закупки продукции. Важной вехой в развитии тендерной системы в нашей стране стал принятый в 2005 году федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров с целью выполнения работ для нужд государства.


Большинство статейных пунктов этого документа соответствуют международным стандартам и, порой, даже дублируют положения законов ООН, направленных на развитие конкурсов и аукционов, под которыми следует понимать именно тендеры. При этом, в заявках государственных учреждений и корпораций термин «тендер» в настоящее время практически не употребляется.

Объективно, преимуществ у тендеров очень много: это и возможность выбрать толкового исполнителя по минимальной цене, и снизить риск проявления коррупционных составляющих, и развитие конкуренции между предприятиями и организациями, позволяющей получить выгодный государственный контракт. Современная система тендеров активно распространилась на все регионы России, и Тверскую область, в частности. Тендеры области http://tendergrupp.ru/ представляют мощный, отлично организованный инструмент для обеспечения эффективности согласования интересов подрядчиков и заказчиков. Проведение тендеров в Твери и Тверской области – отличная возможность для компаний расширить свою клиентскую базу, заключить договор с серьезной организацией и гарантировать себе занятость на длительное время. При этом, необходимым условием является наличие электронно-цифровойподписи (ЭЦП) http://tendergrupp.ru/etsp.html , подтверждающей подлинность заявок и сопутствующей документации.

.

Темндер (англ. tender -- предложение) -- конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера -- участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. торг тендер заявка котировка

Те процедуры, которые мы в настоящее время называем тендерами, известны миру достаточно давно. В России же появление подобия современного тендера (или конкурса) относят к XVII веку, к петровским временам. Во время революционных перестроек тендеры, в общем-то, перестали существовать, ведь основная часть больших предприятий была национализирована.

Прошло более семидесяти лет, и постепенно обычай проводить торги сошёл на нет. Тем не менее, уже в 80-х годах строительная отрасль стала пользоваться подрядными торгами. В то же время строительные компании принимали участие даже в международных тендерах, хотя нормальной конкурсной системы размещения заказов даже для нужд государства в России ещё не было. Только в начале 90-х годов началось активное формирование этой системы.

Сама структура тендера была создана в США (после Второй Мировой Войны) для того, чтобы бороться с коррупцией. Известно, что в 1946-м году на восстановление немецких городов было выделено немалое количество денег, большая часть которых была роздана американских чиновникам в качестве взяток.

Чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, американцы постарались создать процесс выбора поставщика как можно объективнее, расписав в деталях пошаговые действия этой процедуры. Именно таким образом и возникла процедура проведения тендера.

К такому же решению пришли в пятидесятых годах в ООН. Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) издала стандартный закон о закупках товаров, услуг и работ, который был хорошо проработан. В законе детально были описаны процедуры проведения тендеров. Несмотря на то, что закон носит скорее рекомендательный характер, большинство стран приняли его, внеся небольшие поправки или полностью в том виде, в котором он был написан.

Следует отметить, что этот закон стал основой создания правил международных инвестиционных фондов (например, как Международного Банка Реконструкции и Развития как подразделения Мирового Банка, так и самого Мирового Банка).

В негосударственный сектор экономики тендеры перешли в шестидесятые годы. И даже Европейский Банк Реконструкции и Развития, который финансирует по большей части коммерческие структуры, работает практически по тем же правилам проведения тендеров, что и Мировой Банк.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

М. РЕЗНИЧЕНКО,

аспирант кафедры административного, финансового

В 1830 году приняты «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам», составленные лично Николаем I. Документ представлял собой единое и подробное руководство для государственного чиновника в области проведения государственных закупок, что послужило основной конструкцией для многочисленных правил торгов в различных областях императорского хозяйства.

С некоторыми изменениями «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам» действовали вплоть до 1914 года.

Война годов показала недостатки, существующие в организации государственных закупок на тот период времени.


Одной из причин низкого качества работ признавалось распределение заказов на изустных торгах (аналог современного аукциона) и смешанных конкурсов. Не имея достаточного времени на обдумывание, участники выкрикивали нереальные цены. Получив заказ, они были вынуждены выполнять его с отступлениями от требований. Торги по запечатанным объявлениям приводили к более успешным результатам.

Английская система государственных закупок была введена в России для совершенствования процесса конкурсного отбора. С этой целью каждое ведомство вело списки предприятий, признанных подходящими казне контрагентами по своей надежности и солидности.

Анализ объявлений начала двадцатого века о проведении торгов на поставку товаров и выполнение работ показывает, что в них присутствуют практически все положения торгов, используемые и сегодня.

Сложность решения многих вопросов заключалась в том, что эта тема не раскрывалась. О торгах не говорилось ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР, ни в республиканских гражданских кодексах .

В 1999 году принимается Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон регулировал отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.

В Письме Федеральной налоговой службы отмечено, что Закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» при подготовке и проведении конкурсов представлял заказчику широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника – победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции .

21 июля 2005 года подписан Федеральный закон № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который действует до сих пор. Сегодня законодательство в области размещения государственных заказов совершенствуется и меняется значительными темпами, поскольку развитие мировых информационных технологий позволило государственным заказчикам и участникам размещения заказов выйти на новый уровень проведения торгов в электронной форме, что неизбежно приводит и к изменениям в действующем законодательстве и к необходимости принятия новых нормативных актов , регулирующих данную область отношений.

Однако многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления , критикуют действующий Закон о размещении заказов за его несовершенство и как следствие - за низкую эффективность государственных закупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т. д.
В начале 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил разработать новые положения Закона о размещении заказов с учетом требования инновационного развития. Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития Российской Федерации вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона о размещении заказов. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о размещении заказов, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.

Отмечу, что Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.

«Историко-правовые аспекты развития института торгов в России» журнал «Юриспруденция» № 1, 2003г.

Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.

«История возникновения и развития государственного заказа в России» журнал «История государства и права», № 20.2010г.

Г. Веденеев, Г. Кобзев, Е. Гончаров «Откуда есть пошли торги». Журнал «Московские торги» №1 2001 г.

Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.

Тeндер - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Краткая история появления и развития тендеров

Отвечая на вопрос, что же такое тендер, нельзя не уделить немного внимания его истории. Сама процедура, называемая тендером, применяется в России очень давно и довольно успешно при заключении сделок. Впервые о тендерах (то есть аналогичном мероприятии) было упомянуто в России в XVII веке. Позднее тендеры достаточно широко использовались, так как отличались эффективностью. Однако во времена революционных перестроек понятие, что такое тендеры, было забыто, ведь практически все имеющие вес и статус предприятия была национализированы. Ее возрождение произошло совсем недавно, лишь в восьмидесятых годах прошлого века, и то эти изменения произошли лишь в строительной отрасли, которая начала использовать подрядные торги.

Определенной конкурсной системы размещения заказов в нашей стране не наблюдалось, однако строительные компании в те времена активно участвовали в зарубежных тендерах. Интенсивное формирование современной тендерной системы началось лишь в 90-х годах.

В чем суть проведения тендеров?

  1. Заказчик (покупатель) объявляет конкурс на выбор наиболее подходящего предложения по товару или по услуге, с заранее оговоренными характеристиками.
  2. Сравнивает полученные от разных компаний предложения.
  3. Подписывает договор с тем участником, предложение которого, по его мнению, стало лучшим.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене . В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы . В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Что такое тендер?