Енох - «Энциклопедия. Почему каин начал строить город Варианты написания имени

Ено́х [евр. , греч. ᾿Ενώχ], имя 2 упомянутых в Библии лиц. 1. Cын Каина, отец Ирада. Именем Е. назван построенный Каином город (первый упом. в Библии - Быт 4. 17-18). 2. Ветхозаветный праотец, потомок Адама и Евы в 7-м поколении, сын Иареда и отец Мафусала, прадед Ноя (Быт 5. 18-24; 1 Пар 1. 3). С его именем связана обширная легендарная традиция, возникшая в иудаизме на рубеже эр и получившая распространение также в христианстве.

Имя Е. этимологически связано с западносемит. корнем - вводить, начинать (Reif. 1972). Исследователи предлагают и др. значения имени Е.: «основатель» - как указание на то, что с его именем связано основание 1-го города в Быт 4. 17 (Westermann. 1984. P. 327), или «посвященный» - как напоминание об апокрифической традиции посвящения Е. в таинства мира (VanderKam. 1984).

Ветхозаветный рассказ о Е. отличается краткостью и таинственностью. Его жизнь значительно короче (только 365 лет) жизни его предков и потомков по линии Сифа; он благочестив - «ходил... пред Богом» (Быт 5. 22); ничего не говорится о смерти Е., вместо этого сказано: «...и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5. 24). Благочестивая жизнь Е., по мнению исследователей, противопоставляется жизни 7-го поколения потомков Каина, повинных в кровопролитии (Быт 4. 23-24) (Sasson. 1978). В числе лет жизни Е. толкователи видят символическое указание на число дней солнечного года (365 дней).

Енохическая традиция

В качестве возможного сравнительного материала, поясняющего предысторию представлений о Е., ученые приводили данные шумер. и аккад. источников о древних царях и великих мудрецах (Grelot. 1958); легенды о Зиусудре, царе солнечного города, который спасся во время потопа и получил от богов дар провидения (Kvanvig. 1988. P. 179-180). Кроме того, с историей Е. сравнивают легенды о месопотамском царе Энмедуранки (шумер. Энмендуранна), наделенном сходными с Е. чертами: он предок всех провидцев, 7-й в списке древних царей, правивших до потопа (ср.: Иуд 14); к нему восходят знания об астрономии и искусство предсказания будущего (VanderKam. 1984. P. 33-52; Lambert. 1967).

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова

Е. открывает и завершает ряд героев и праведников ВЗ: «Енох угодил Господу и был взят на небо,- образ покаяния для всех родов» (Сир 44. 15). В Сир 49. 16 перечисляются праведники-праотцы: Е., Иосиф, Сим, Сиф, Адам, а о Е. сказано: «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху,- ибо он был восхищен от земли» (Сир 49. 14).

В Книге премудрости Соломона

датируемой мн. совр. исследователями эпохой эллинизма, говорится о Е., хотя он и не назван по имени (Winston D. The Wisdom of Solomon. Garden City (N. Y.), 1979. P. 139-140), весьма возвышенно: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем 4. 10-15). Е., т. о., особо выделяется из числа ветхозаветных праведников, о к-рых речь идет в 10-й гл., и становится ветхозаветным образцом святости. Прем 4. 20 - 5. 8 представляет собой переложение 1 Енох 62-63, а Прем 2. 1-4. 9 содержит множество совпадений с 1 Енох 102. 6-103. 15 и 108. 8-9, 13 (см. комментарий Дж. Никелсберга к соответствующим стихам 1-й Книги Еноха).

В межзаветных апокрифах

Е. предстает как образец праведника, книжник, мудрец и тайнозритель, познавший тайны творения и устройства мира, его прошлое и будущее. Более того, явно прослеживается тенденция к наделению Е. ангельскими атрибутами. Наконец, с именем Е. начинают связывать астрологические и астрономические открытия. Так, Псевдо-Евполем (вероятно, самаритянский автор нач. II в. до Р. Х.) упоминает Е. как одного из первооткрывателей астрологии, передавшего сыну Мафусалу некие знания, полученные им от ангелов (Euseb. Praep. evang. IX 17. 8-9).

В межзаветную эпоху появляется целый ряд текстов, надписанных именем Е., повествующих о нем или содержащих откровения, полученные им. Все эти тексты известны во фрагментах или в компиляциях и переработках более позднего времени: Еноха первая книга (или эфиоп. Книга Еноха), представляющая собой компиляцию ряда более древних текстов (Книги стражей, Астрономической книги Еноха, Книги снов Еноха, Послания Еноха, Книги притчей (Книги подобий) Еноха), по отдельности не сохранившихся (известны арам., греч., копт., эфиоп. версии), и Книга исполинов (гигантов) (или Манихейская книга Еноха), фрагменты к-рой обнаружены в Кумране (известны арам., греч., лат., персид. версии).

I. Книга Юбилеев. К енохической традиции примыкает неск. текстов, в к-рых упоминается Е. и даже цитируются его писания, хотя по ряду принципиальных богословских вопросов они расходятся с чисто енохическими сочинениями. В частности, Книга Юбилеев, составленная между 168 и 150 гг. до Р. Х., считается одним из первых свидетельств использования писаний Е. при интерпретации Пятикнижия (ср., однако, т. зр. Ж. ван Рюйтена, к-рый отвергает теорию ее лит. зависимости от 1-й Книги Еноха на основании анализа лексики и синтаксиса: Ruiten J. T. A. G. M., van. Primaeval History Interpreted: The Rewriting of Genesis 1-11 in the Book of Jubilees. Leiden; Boston, 2000). Речь идет о разделах Юб 4. 15-26; 5. 1-12; 7. 20-39; 8. 1-4; 10. 1-17, где Е. по сути сопоставляется с прор. Моисеем, выступая его предшественником. Согласно Книге Юбилеев, Е. «был первый из сынов человеческих, рожденных на земле, который научился письму, и знанию, и мудрости; и он описал знамения неба по порядку их месяцев в книге, чтобы сыны человеческие могли знать время годов в порядке их отдельных месяцев. Он прежде всех записал свидетельство, и дал сынам человеческим свидетельство о родах земли, и изъяснил им седмины юбилеев, и возвестил им дни годов, и распределил в порядке месяцы, и изъяснил субботние годы, как мы ему возвестили их. И что было, и что будет, он видел в своем сне, как произойдет это с сынами детей человеческих в их поколениях до дня суда. Все видел и узнал он, и записал во свидетельство, и положил сие, как свидетельство, на земле для всех сынов детей человеческих и для их родов» (Юб 4. 17-20). Сообщается также о его женитьбе в возрасте 60-64 лет на Адни, дочери Даниала, и о рождении у него сына Мафусала. Далее же говорится, что он был с ангелами Божиими 6 юбилеев (294 года) и «они показали ему все, что на земле и на небесах, господство солнца; и он записал все» (Юб 4. 21-22). Е. свидетельствовал против стражей, а потом в 65-летнем возрасте был взят в рай. Описание его деяний в раю не соотносится с известными ныне енохическими текстами. Здесь Е. усваиваются функции, обычно считавшиеся ангельскими: «...он записывает суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих» (Юб 4. 23-24; подобный образ Е. встречается во 2-й Книге Еноха и в «Завещании Авраама»).

II. Апокриф кн. Бытия, обнаруженный в Кумране, также содержит признаки знакомства с енохической традицией (рассказы о стражах и о рождении Ноя). Хотя повествование имеет ряд сходств с Книгой Юбилеев, вероятно, авторы этих апокрифов использовали енохическую традицию независимо друг от друга (Nickelsburg. 2001. P. 76).

III. Е. и Кумранские тексты. В 4-й кумран. пещере было найдено большое количество фрагментов разделов 1-й Книги Еноха и связанной с ней Книги исполинов, датируемых нач. II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х. Учитывая присутствие там же Книги Юбилеев и Апокрифа кн. Бытия, становится очевидным, что енохическая традиция была весьма значима для общины, к-рая хранила эти тексты. Однако идентификация этой общины, а также ее отношение к создателям енохической традиции в наст. время являются дискуссионной проблемой. Притом что ряд тем енохической традиции, а именно: дуалистическая космология, эсхатологические ожидания, критика священства и культа Иерусалимского храма - созвучен документам общины (Уставу, Дамасскому документу), есть и отличия, главные из к-рых - значительное внимание кумран. рукописей к закону Моисееву (о котором почти не говорится в енохических текстах) и связь их эсхатологии с пророчествами ветхозаветных пророков. Согласно теории Г. Боккаччини, кумран. община представляет собой течение, отделившееся из-за несогласия по определенным вопросам (прежде всего из-за учения о происхождении зла и греха) от енохической традиции, представлявшей собой отдельное религ. движение (Boccaccini G. Beyond the Essene Hypothesis. Grand Rapids (Mich.), 1998).

IV. «Завещания 12 патриархов», хотя и рассматриваются традиционно в ряду межзаветной лит-ры, в дошедшем до нас виде представляют собой христ. произведение. Возможно, в его основе лежат письменные иудейские тексты (поскольку в Кумране найдены фрагменты подобных завещаний ветхозаветных праотцов), однако первоначальный материал существенно переработан. Писания Е. и он сам упоминаются в «Завещаниях 12 патриархов» многократно, но источник приводимых цитат не установлен. Е. именуется «Праведным» (Test. XII Patr. III 10. 5; VII 5. 6; XII 9. 1). Напр., в «Завещании Симеона» приводится пророчество Е. о вражде между потомками Симеона и Левия (Ibid. II 5. 4). В «Завещании Левия» от имени Е. приводится пророчество об отступлении и о нечистоте иерусалимского священства (Ibid. III 14. 1; 16. 1). О злодеяниях потомков Иуды, Дана, Неффалима и Вениамина, возвещенных Е., также говорится в соответствующих разделах «Завещаний» (Ibid. IV 18. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1). В завершение Е. упоминается вместе с Ноем, Симом, Авраамом, Исааком и Иаковом в числе тех, кто «восстанут» (т. е. воскреснут) в веселье одесную Бога в конце времен (Ibid. XII 10. 6).

Е. и раввинистический иудаизм

Для раввинистической традиции, фиксация которой началась только с III в. по Р. Х., характерно критическое отношение к фигуре Е., который называется лицемером (Брешит Рабба 25. 1 на Быт 5. 24), что, видимо, связано с иудеохрист. полемикой. Его «взятие» на небо считается просто смертью (на основании Иез 24. 16-18).

В раннем христианстве

Влияние енохической традиции на христианство оценивается исследователями по-разному. С одной стороны, Е. праведник, угодивший Богу. И в книгах НЗ, и у христ. писателей цитируются его писания. С др. стороны, образ Е. занимает место в ряду ветхозаветных праотцов и пророков и воспринимается как один из прообразов Иисуса Христа. При этом в итоге енохическая лит-ра не признается канонической (за исключением Эфиопской Церкви).

В НЗ о Е. говорится в Послании к Евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр 11. 5). В Послании Иуды приводится цитата из 1 Енох 1. 9: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Иуд 14-15). Упоминание в Иуд 6 «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», вероятно, является отражением предания о восстании исполинов, описанного в енохической лит-ре.

Неск. мест в НЗ, связанных с именем ап. Петра, также содержат аллюзии на книги Е. (видение ап. Петра в Деян 10 напоминает 2-е сновидение Е.; в 2 Петр 2. 4-5 упом. та же история, что и в Иуд 6; в 1-м Послании ап. Петра есть ряд мест, созвучных Посланию Еноха). В раннехрист. толкованиях слов из Откровения Иоанна Богослова о не названных по имени 2 свидетелях Господа, к-рые будут пророчествовать в конце времен, общим стало мнение, что речь идет о прор. Илии и Е.: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города…» (Откр 11. 3, 6-8).

Среди новозаветных апокрифов книги Е. цитируются в «Апокалипсисе Петра» (в 4-й гл.- 1 Енох 61. 5; в 13-й гл.- 1 Енох 62. 15-16; 63. 1, 7-9). Более того, эти книги стоят рядом в копт. Ахмимской рукописи (Codex Panopolitanus, V-VI вв.). В переработанном виде енохическая традиция содержится в Псевдо-Климентинах.

Автор Варнавы апостола Послания цитирует 1-ю Книгу Еноха как Свящ. Писание (1 Енох 89. 56, 60, 66-67 в Barnaba. Ep. 16. 5; 1 Енох 91. 13 в Barnaba. Ep. 16. 6), а в Barnaba. Ep. 4. 3 приводит от имени Е. («как говорит Енох») цитату, источник к-рой не установлен.

О праведности Е. говорит и сщмч. Климент Римский: «Возьмем Еноха, который по своему послушанию был найден праведным, и преставился и не видели его смерти» (Clem. Rom. Ep. 1 ad Cor. 9. 3). Мч. Иустин не только пересказывает историю падших ангелов (Iust. Martyr. II Apol. 5. 2), но и обращается к образу Е. в связи с полемикой об обрезании: «Если бы плотское обрезание было необходимо... не угодил бы Ему [Богу] необрезанный Енох настолько, что он не был найден, потому что Бог взял его» (Idem. Dial. 19. 3). Этот же аспект в истории о Е. подчеркивает сщмч. Ириней Лионский: «И Енох, хотя был человек без обрезания, угодил Богу, исполнял посольство Божие к ангелам и был преложен и доныне сохраняется свидетелем праведного суда Божия; потому ангелы согрешившие ниспали на землю для осуждения, а человек богоугодный преложен во спасение» (Iren. Adv. haer. IV 16. 2; вероятно, в основе отрывка - 1 Енох 12. 4-5; 13. 4-7; 15). Он также указывает, что Е. явил прообраз воскресения праведных: «...угодивший Богу Енох преложен в теле, в котором угождал, предуказывая преложение праведных» (Iren. Adv. haer. V 5. 1).

Тертуллиан был одним из тех, кто защищал аутентичность и богодухновенность «писания Еноха». В соч. «О женском убранстве» после рассказа о падении ангелов (Tertull. De cultu fem. 1. 2) он пишет: «Знаю, что книгу Еноха, в которой предсказано такое будущее ангелов, некоторые отвергают на том основании, что она не входит в еврейский канон. Надеюсь, они не считают, что она была написана до потопа, а после всемирной катастрофы смогла уцелеть. А если они с этим согласны, то пусть припомнят, что правнуком Еноха был переживший катастрофу Ной, который благодаря семейному преданию слушал о богоугодности своего прадеда и обо всех его пророчествах, так как Енох своему сыну Мафусалу поручил передать их своим потомкам» (Ibid. 1. 3). А чуть далее он говорит, что в той же книге Е. пророчествовал о Господе (т. е. об Иисусе Христе), а потому «нам не следует отвергать ничего из того, что имеет к нам отношение» (Ibidem). В трактате «Об идолопоклонстве» Тертуллиан пишет: «Первым возвестил Енох, что все стихии и вообще все, что населяет мир, то есть живет на небе, на земле и в море, будет демонами и духами отступившихся ангелов направляться к идолопоклонству. Эти силы будут стараться сделать так, чтобы вместо Бога и наперекор Богу служением и почетом окружили их самих. Вот потому-то человеческое заблуждение и почитает все что угодно, только не Творца всего. Эти изображения суть идолы, а почитание идолов священными - идолопоклонство. Кто совершает идолопоклонство, тот несомненно должен быть причислен к творцам этого самого идола. Поэтому тот же Енох в равной степени грозит и поклоняющимся идолам и тем, кто их изготовляют. Так говорит он: Клянусь вам, грешники, что вам уготована печаль в день погибели. Предупреждаю вас, служащих камням, и изготовляющих изображения золотые и серебряные, а также деревянные, каменные и глиняные, служащих привидениям, демонам и духам преисподней и следующих заблуждению, а не учению, что не найдете вы в них помощи себе» (Idem. De idololatr. 4; цитируется 1 Енох 99. 6-7). А чуть далее он говорит так: «С самого начала это предвидел Святой Дух и через своего древнейшего пророка Еноха возвестил о том, что и дверные проемы окажутся предметом суеверия» (Tertull. De idololatr. 15). В трактате «О воскресении плоти» Тертуллиан рассуждает о «взятии» Е.: «Енох и Илия (они еще не воскресли, ибо не отданы смерти, но восхищены от нее с земли и потому уже взыскуют вечности) познают неподвластность своей плоти всякому пороку, всякому ущербу, всякой несправедливости и поношению» (Idem. De resurr. 58). В трактате «О душе» Тертуллиан пишет, что Е. еще предстоит умереть вместе с прор. Илией, чтобы «своей кровию обессилить антихриста» (Idem. De anima. 50. 5).

По мнению сщмч. Ипполита Римского, Е. и прор. Илия будут теми 2 свидетелями-пророками, о к-рых говорится в Откр 11. 3 (Hipp. De Christ et antichrist. 43; ср.: Idem. In Dan. 4. 35; Idem. De consum. mundi. 21, 29). Cщмч. Киприан Карфагенский также говорит, что Е. заслужил переселение из мира скверны, потому что угодил Богу, и был взят, чтобы нечестие не переменило его разума (Cypr. Carth. De mort. 23). Свт. Амвросий Медиоланский отмечал, что Е. был вознесен на небо Св. Духом (Ambros. Mediol. De Isaac. 8. 77).

Со вниманием к писаниям, связанным с именем Е., относились александрийские авторы. Климент Александрийский цитирует 1-ю Книгу Еноха (1 Енох 19. 3 в Clem. Alex. Eclog. proph. 2. 1; 1 Енох 8 в Clem. Alex. Eclog. proph. 53. 4), в «Строматах» упоминает историю падших ангелов и полученные от них откровения (Idem. Strom. III 59. 2; V 10. 2), а также говорит: «Вскоре после прощения Каина не явил ли затем Бог на земле Еноха, сына покаяния, и не показал ли он тем самым, что раскаяние порождает прощение» (Ibid. II 70. 3).

Ориген упоминает и цитирует писания Е. (Orig. De princip. I 3. 3; IV 4. 8; цитаты - 1 Енох 21. 1 и 19. 3), к-рые он считал подлинными и богодухновенными (Orig. Comm. in Ioan. VI 42. 217 (цитирует 1 Енох 6. 5); Idem. In Num. 28. 2). Однако в полемике с Цельсом он писал, что не все Церкви признают богодухновенный характер книг Е. (Idem. Contr. Cels. 5. 52-55), причем сомнения вызваны прежде всего тем, что они не включены в евр. канон Библии. Но, напр., современник Оригена Юлий Африкан цитировал 1 Енох 6. 1 как Свящ. Писание в «Хронографии», а сщмч. Анатолий Лаодикийский опирался на авторитет Е. в 5-м каноне о Пасхе (Euseb. Hist. eccl. VII 32. 19).

Сщмч. Мефодий Патарский называет Е. «первым любителем правды» наряду с Сифом, Авелем, Еносом и Ноем; все они - первенцы, упомянутые в Евр 12. 23 (Method. Olymp. Conv. decem virg. 7. 5). Свт. Кирилл Иерусалимский подчеркивает, что Иоанн Креститель был выше Е. (Cyr. Hieros. Cathech. 3. 6), а Вознесение Господне превосходит «взятие» Е. на небеса (Ibid. 14. 25). Прп. Ефрем Сирин добавляет, что вознесение Е. произошло на глазах у Адама, чтобы тот не подумал, будто бы Е. убит, подобно Авелю (Ephraem Syr. In Gen. 5. 2). Для свт. Иоанна Златоуста вознесение Е. служило доказательством того, что плоть не может стать препятствием для достижения святости (Ioan. Chrysost. In Ioan. 75). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) Е. относится к числу тех, через кого Бог в каждом поколении призывает людей к покаянию (Const. Ap. II 55. 1). В молитвах он наряду с др. ветхозаветными праведниками называется прославленным Богом святым (Ibid. VII 39. 3) и избранным Им священником (Ibid. VIII 5. 4).

Енохическая традиция была в определенной мере известна Афинагору, Минуцию Феликсу, Коммодиану, Лактанцию, свт. Епифанию Кипрскому, блж. Иерониму, Руфину, хотя скорее всего по вторичным источникам. Вероятно, в раннехрист. эпоху появились прототипы Еноха второй книги (или слав. Книга Еноха), Еноха третьей книги (или евр. Книга Еноха, Хехалот), Истории Еноха и Илии (лат.), «Апокалипсиса Еноха» (сир.), фрагменты копт. апокрифа о Е. (основан на 1-й Книге Еноха; известны 2 саид. версии), «Видения Еноха праведного» (арм.).

Однако к кон. IV в. цитирование енохической лит-ры начинает восприниматься как признак уклонения от Православия (енохические тексты действительно использовались манихеями: напр., в Кёльнском манихейском кодексе (Colon. 4780) цитируется 1 Енох 58. 7 - 60. 12 (ср.: 2 Енох 1. 3-10)). Так, блж. Иероним пишет, что многими отвергается Послание Иуды лишь на том основании, что в нем цитируются писания Е. (Hieron. De vir. illustr. 4). Блж. Августин, анализируя историю исполинов, говорит об апокрифическом характере книг Е.: «Поэтому-то распространяемое под именем Еноха и содержащее басни о гигантах такого рода, будто отцами их были не люди, по справедливому мнению людей разумных, не должно быть приписываемо ему; ибо подобным образом и под именем других пророков, а в позднейшее время под именами и апостолов распространялось еретиками много такого, что при тщательном исследовании было исключено из числа канонических книг под именем апокрифов» (Aug. De civ. Dei. 15. 23). Однако его позиция двойственна: он считает, что, поскольку писания Е. цитируются в Послании Иуды, они богодухновенны («Нельзя, впрочем, отрицать, что Енох, седьмой от Адама, написал нечто божественное» - Ibidem), но не были приняты в канон: «Если писания их не получили авторитета ни у иудеев, ни у нас, причиной тому служит крайняя древность, вследствие которой считали нужным относиться к ним с недоверием, чтобы не принять ложного за истинное» (Ibid. 18. 38).

В визант. и сир. традициях последними, кто цитировали писания Е., были Георгий Синкелл в нач. IX в. и Михаил Сириец и Георгий Кедрин в XII в.

Однако иное отношение к Е. сложилось в Эфиопской Церкви, где 1-я Книга Еноха была включена в канон ВЗ и было составлено неск. новых произведений о Е. («Иная проповедь о рождении Еноха» вошла в «Книгу тайн неба и земли», а также неизд. «Видения Еноха»). Е. сохранял авторитет и в календарных вопросах. В XV в. имп. Зара Якоб утверждал, что никто «не может вычислить время поста, Пасхи и праздников без Еноха» (CSCO. Vol. 235. Aethiop. T. 43. P. 99. 10-14; CSCO. Vol. 236. Aethiop. T. 44. P. 87. 17-21).

Память взятия Е. на небеса празднуется Эфиопской и Коптской Церквами 23 янв. (27 тэрра или тобе соответственно) и 18 июля (24 хамле или эпепа). В нек-рых сир. месяцесловах Е. вспоминается во вторник Светлой седмицы или 7 июля. В визант. традиции память Е. в Неделю праотец (в некоторых месяцесловах встречается память допотопных патриархов 1 марта).

С XIX в. образ и писания Е. стали особо почитаться мормонами (Церковью Иисуса Христа святых последних дней).

В старообрядческой традиции

Е. вместе с Илией выступает как пророк близкого прихода антихриста. Представление о том, каким образом осуществится пришествие пророков - чувственным или духовным, вызвало полемику среди старообрядцев, разделившихся на 2 группы. Первые, к к-рым относятся последователи РПЦС, РДЦ и частично ДПЦ, а с ХХ в. значительная часть часовенных, считают, что появление пророков только ожидается и придут они во плоти; др.- беспоповцы разных согласий (в наст. время меньшинство) - утверждают, что духовный приход уже состоялся и антихрист давно царствует в мире.

Начиная с первых учителей староверов, утверждалась мысль об исполнении всех предсказаний, но в отношении пророков единства не было. Протопоп Аввакум , призывая: «Зри умом зверя летописного» (Бубнов, Демкова. 1981. С. 150), тем не менее считал, что антихрист еще не пришел в мир, и осуждал тех, к-рые «мудровали, что пришествие пророков Илии и Эноха на обличение антихриста будет духом, а не плотью» (Смирнов. 1898. С. LIV). С ним соглашались диак. Федор, поп Лазарь и инок Авраамий, также утверждавшие, что пророки придут во плоти. Но Яков Лепёхин в Сибири, Игнатий Соловецкий в Поморье и Кузьма Косой на Дону проповедовали, утверждая, что состоится мысленное пришествие пророков и явится духовный антихрист, отвечающий насущным вопросам меняющейся жизни и в дальнейшем станет доминировать. Григорий Яковлев, живший на Выге и хорошо знавший поморские воззрения, писал в сер. ХVIII в.: «Илию же и Еноха (с ними и Иоанна Богослова) никак не ожидати, но разумети их духовно, а не чувственно» (Яковлев. 1888. С. 656). Федосеевские духовные учители пытались путем критического рассуждения показать неразумность буквального понимания, что наиболее наглядно проявилось в сочинении кон. ХVIII в. «Всепокорнейшее прошение Алексея Андреевича Каретника», в к-ром он показывает, что Илья и Е. физически не смогут провести проповедь по всей земле за 3,5 года, к-рые им отводятся по Писанию, поэтому их приход надо понимать иносказательно. Основатель страннического согласия Евфимий в сочинениях «О проповеди пророков», «Цветник» и «Титин» писал, что проповедь пророков следует понимать в духовном, а не в букв. смысле.

Полемика продолжалась в ХIХ - нач. ХХ в. Еп. Белокриницкой иерархии Арсений (Швецов) в «Книге об антихристе» утверждал «чувственное во плоти пришествие Еноха и Илии пророков, во обличение антихристу, во обращение же и утверждение человеком». Полемист Спасовского согласия А. А. Коновалов доказывал, что «пришествие пророков Еноха и Илии и с ними Иоанна Богослова в буквальном смысле понимать нет никакой возможности, а следует понимать духовно» и что «духовно убиваются пророки там, где развращаются неправильным пониманием их пророчеств» (Коновалов. 1906. С. 33-34). 9 мая 1909 г. в Политехническом музее под председательством М. И. Бриллиантова состоялось 3-е собеседование «О пророках и антихристе» из цикла бесед между поморским настоятелем Л. Ф. Пичугиным и представителем Белокриницкой иерархии и Товарищем председателя Союза старообрядческих начетчиков Ф. Е. Мельниковым , в ходе к-рого вновь подтвердились духовные и чувственные воззрения собеседников.

ХХ век ознаменовался резким обострением полемики между этими направлениями, гл. обр. на востоке России, что привело к сближению непримиримых позиций и появлению ряда старообрядческих трудов, допускающих как букв., так и духовное понимание антихриста и пророков его пришествия Е. и Илии.

В мусульманской традиции

Е. известен под именем Идрис. В Коране о нем говорится, что «он был праведнейшим человеком и пророком», к-рый был вознесен Богом «на высокое место» (Сура 19. Аят 56-57). Он называется «терпеливым» (Сура 21. Аят 85). В «Историях о пророках» сообщается, что Идрис жил на протяжении 308 лет жизни Адама и, согласно Ибн Исхаку, 1-м начал писать тростью (каламом). Там же приводится хадис, в к-ром говорится, что Мухаммад видел Идриса на 4-м небе во время ночного путешествия и вознесения.

Апокрифы, связанные с именем Е.

Помимо 3 «главных апокрифов» -1-й Книги Еноха, 2-й Книги Еноха и 3-й Книги Еноха - с именем этого ветхозаветного праотца связано еще неск. произведений, к-рые были составлены в средние века.

«История Еноха и Илии» сохранилась на лат. языке в стихотворном переложении Готфрида из Витербо (Ɨ 1191) под названием «Пантеон» (Esposito M. Un apocrifo «Libro d"Enoch ed Elia» // Città di Vita: Riv. di studi religiosi. Firenze, 1947. Vol. 2. P. 228-236). В этом апокрифе говорилось об острове, на к-ром Е. и Илия ожидают прихода антихриста. Помимо проч. чудес этот остров изобилует золотом. Кельт. монахам удалось доплыть до него и побеседовать с Е. и Илией, к-рые предстали перед ними в образе старцев. М. Эспозито выдвинул гипотезу о том, что этот апокриф лег в основу «Плавания св. Брендана», составленного в IX в. (Idem. An Apocryphal «Book of Enoch and Elias» as a Possible Source of the Navigatio Sancti Brendani // Celtica. Dublin, 1960. Vol. 5. P. 192-206). Однако она была отвергнута ввиду множества расхождений в деталях повествований (Dumville D. Biblical Apocrypha and the early Irish: A prelim. Investigation // Proc. of Royal Irish Academy. Sect. C: Archaeology, Celtic Stud., History, Linguistics and Literature. Dublin, 1973. Vol. 73. P. 299-338).

Сир. «Апокалипсис Еноха» цитируется в Хронике Михаила Сирийца (кн. 11, гл. 22). Авторами текста называются монофизитские епископы Кириак Сиджистанский и Бар Сальта Решайнский. В тексте говорится о приходе к власти омейядского халифа Абу Абд аль-Малика Марвана II ибн Мухаммада (744-749) и его сына. Вероятно, апокриф был составлен для того, чтобы снискать благоволение халифа (однако его сын не стал наследником).

3 фрагмента копт. апокрифа о Е., основанного на 1-й Книге Еноха, сохранились на саидском диалекте на пергамене, найденном в Асуане (Cair. Mus. 48085). Е. называется праведным писцом, к-рый отвечает за Книгу жизни (ср.: Юб 4. 23).

Другая саидская версия известна в 9 фрагментах папируса VII в. из Луксора (NY Morgan. Coptic Theol. Texts. 3. 1-9). В этом апокрифе, христ. или гностического происхождения, речь идет о пророчестве Сивиллы, которая называется сестрой Е. Она предсказывает Е. его буд. роль небесного судии.

«Видение Еноха праведного» сохранилось только на арм. языке (Maten. 1500, 1271-1285 гг.) и представляет собой средневек. сочинение, не связанное с 1, 2 и 3-й Книгами Еноха. Апокриф составлен в кон. VIII в. (отражены события завоевания арабами Сирии и т. п.) и наиболее близок к нему араб. «Апокалипсис Даниила».

«Иная проповедь о рождении Еноха» является не самостоятельным произведением, а выдержкой из эфиоп. «Книги тайн неба и земли», к-рая представляет собой собрание толкований на Свящ. Писание, составленное Бахайла Микаэлем (аввой Зосимой) в кон. XIV - нач. XV в. (Paris. Aeth. 117, XVI или XVII в.). От лица Е. в этом тексте повествуется об истории мира. Появление образа Е. не случайно и связано с возникшими еще в межзаветную эпоху представлениями о Е. как об изобретателе астрологии.

В эфиоп. традиции известен и др. текст - «Видения Еноха», к-рый содержится в рукописях, принадлежавших фалашам (Paris. Abbadie. 107, XIX в. Fol. 56v - 59) и христианам (Paris. Aeth. Griaule. 324).

В гностическом соч. «Пистис София» утверждается, что Е., будучи в раю, написал 2 книги Йеу под диктовку Иисуса Христа (Pistis Sophia. 99. 246; 134. 354). Однако в известных под таким названием апокрифах имя Е. или цитаты из его сочинений не встречаются.

История о гигантах впосл. перестала ассоциироваться с книгами Е., хотя некоторые следы именно енохической традиции усматривают в англосакс. «Беовульфе» (Kaske R. E. Beowulf and the Book of Enoch // Speculum. 1971. Vol. 46. N 3. P. 421-431).

Педро Альфонси († 1140), обратившийся в христианство испан. иудей, составил на лат. языке сборник коротких поучительных рассказов, 2-я и 3-я главы к-рого были связаны с именем Е. Впосл. они были переведены на евр. язык под названием «Книга Еноха о дружбе», а с еврейского - на мн. европ. языки.

Лит.: Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины // Братское слово.1888. № 8. С. 656; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVIII в. СПб., 1898; Коновалов А. А. О пришествии пророков Еноха и Илии, об Антихристе и об уничтожении им таинства св. Причащения. Ковров, 1906; Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия и Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина, представителя поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. М., 1909. С. 156-235; Grelot P. La légende d"Henoch dans les apocryphes et dans la bible // RechSR. 1958. Vol. 46. P. 5-26; Cassuto U. A Commentary on the Book of Genesis / Transl. I. Abrahams. Jerusalem, 1961. Pt. 1: From Adam to Noah; Reiner E. The Etiological Myth of the «Seven Sages» // Orientalia. N. S. 1961. Vol. 30. P. 1-11; Lambert W. G. Enmeduranki and Related Matters // J. of Cuneiform Stud. 1967. Vol. 21. P. 126-138; Reif S. C. Dedicated to // VT. 1972. Vol. 22. P. 495-501; Borger R. Die Beschwörungsserie und die Himmelfahrt Henochs // JNES. 1974. Vol. 33. N 2. P. 183-196; The Books of Enoch: Aramaic Fragments of Qumrân Cave 4 / Ed. J. T. Milik. Oxf., 1976; Sasson J. M. A Genealogical «Convention» in Biblical Chronography? // ZAW. 1978. Bd. 90. S. 171-185; Бубнов Н. Ю., Демкова Н. С. Вновь найденное послание из Москвы в Пустозерск «Возвещение от сына духовного ко отцу духовному» и ответ протопопа Аввакума (1676 г.) // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 127-150; VanderKam J. C. Enoch and the Growth of an Apocalyptic Tradition. Wash., 1984; idem. Enoch: A Man for All Generations. Columbia (S. Carolina), 1995; Westermann C. Genesis 1-11: A Comment. L.; Minneapolis, 1984; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической лит-ре периода позднего феодализма. Новосиб., 1988; Berger K. Henoch // RAC. 1988. Bd. 14. S. 473-545; Kvanvig H. S. Roots of apocalyptic: the Mesopotamian background of the Enoch figure and of the Son of Man. Neukirchen-Vluyn, 1988; Мальцев А. И. Староверы-странники в ХVIII - 1-й пол. ХIХ в. Новосиб., 1996; The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity. Assen; Minneapolis, 1996; Alexander Ph. S. From Son of Adam to Second God: Transformations of the Biblical Enoch // Biblical Figures Outside the Bible / Ed. M. E. Stone, Th. A. Bergren. Harrisburg (Pennsylv.), 1998. P. 87-122; Nickelsburg G. W. E. 1 Enoch: A Comment. Minneapolis, 2001; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на Востоке России в ХVIII - ХХ вв. М., 2002. С. 236-237, 257; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем бытии хотящих. М., 2005. С. 77-86, 112-117.

А. А. Ткаченко, Е. А. Агеева

Иконография

Вероятно, одно из древнейших изображений Е. представлено в Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 65, кон. IХ в.). Е. изображен «пожилым, с небольшими волосами на голове, с полной белокурой бородой, стоит задумчиво, благословляя» (Редин. С. 356). На нем зеленый хитон с широким синим клавом и розовый гиматий. Рядом - фигура человека, сидящего на саркофаге и отворачивающего лицо от Е.,- олицетворение смерти. Образ Е. есть и в копиях ватиканского списка Христианской топографии: Лауренцианском (Laurent. Plut. IX. 28. Fol. 118) и Синайском (Sinait. gr. 1186. Fol. 97).

В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Е. описан старцем с остроконечной бородой (Ч. 2. § 128. № 8). В рус. сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, описание праведника столь же краткое: «Енох, в свитке пишет. Уповах призывати имя Господа моего ко мне».

Е., пророчествовавший о Всемирном потопе и воскресении из мертвых, изображался среди пророков во фресковых циклах новгородских церквей XIV в.: в барабане ц. Преображения в Вел. Новгороде (1378) - фигура в полный рост, короткие волосы обрамляют лик и закрывают лоб, левая рука опущена, правая перед грудью ладонью наружу; в медальоне на склоне вост. подпружной арки в ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380) - почти голый череп, длинная борода с вьющимися концами, крупный нос, поднятая к груди правая рука скрыта под концом перекинутого со спины на грудь гиматия, левая - перед грудью ладонью наружу; одежды красного цвета.

Образ Е. часто встречается в составе праотеческого ряда высоких иконостасов. Возможно, самое раннее изображение - врезок с живописью 50-60-х гг. XVI в. в доску XVIII в. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля: Е. представлен по пояс, средовеком с короткими волосами и небольшой аккуратной бородой, в синем хитоне и красном гиматии, со свернутым свитком в левой руке, правая рука поднята к груди. Нач. XVI в. датируют маленькую иконку из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Ярославле (ЯИАМЗ; 13×5 см), образ на ней - старец с остроконечной бородой, в рост - определяется по надписи на бумажной наклейке на обороте. Необычны для одежд праведника широкое оплечье и полоса на подоле. Сохранились иконы XVII в. с оплечным образом Е.: икона 1652 г. в иконостасе Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля - у Е. длинная борода овальной формы, красный хитон и коричневый гиматий; икона 1678 г. в иконостасе ц. Воскресения словущего Московского Кремля - у Е. длинные волнистые волосы, длинная борода, зеленый хитон и коричнево-бордовый гиматий (обе - в ГММК). Ростовое изображение Е. включено в праотеческий ряд иконостасов XVII в.: в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря в Москве (кон. XVI в.), в Рождественском соборе Антониева монастыря в Вел. Новгороде (кон. XVII в., НГОМЗ), в Троицком соборе Ипатиевского монастыря в Костроме (1652, КГОИАМЗ).

На рус. иконах «Воскресение - Сошествие во ад» в XVII в. часто помещалось изображение Е. вместе с прор. Илией как 2 свидетелей Божиих, о к-рых сказано в Откр 11. 3 (иконы: 2-й пол. XVI в., ГВСМЗ; из ц. свт. Николая Чудотворца (Мокрого) в Ярославле, кон. XVI в., ЯИАМЗ; 40-х гг. XVII в., ЯИАМЗ; круга Гурия Никитина из ц. Воскресения на Дебре, посл. четв. XVII в.; из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле, кон. 80-х гг. XVII в., ЯИАМЗ). Этот вариант иконографии встречается вплоть до XIX в., нередко в составе обширных композиций (напр., икона «Страшный Суд», 1-я четв. XIX в., РИАМЗ; «Четырехчастная» икона, 1813, ГМИР).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 76; Подлинник иконописный / Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. М., 1903. С. 10; Редин Е. К. Христ. топография Козьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1. С. 356-357; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. Ил. 121; Ярославский художественный музей. Ярославль, 2002. Т. 1. Кат. 16. С. 70-71; Костромская икона XIII-XIX вв. / Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 511; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 250-251.

И. А. Журавлёва

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха ). Митрополит Филарет обращает внимание на противоречие между отчаянием Каина и его заботой о продолжении рода. Филарет иллюстрирует этим положение грешника, который, «стоя на краю бездны, всё ещё думает о своих удовольствиях» . Иоанн Златоуст считает матерью Еноха дочь Адама и Евы . В отличие от Филарета, Иоанн считает для Каина вполне естественным стремиться к размножению . Феодорит Кирский отмечает, что Бог позволил Каину жениться на сестре, чтобы его потомство, будучи близкими родственниками друг другу, жило между собой в согласии . А. П. Лопухин предполагает, что Каин женился ещё до убийства Авеля , так как ему вряд ли удалось бы заключить брак, будучи братоубийцей. Имя Еноха Лопухин толкует как «освятитель, начинатель, обновитель» и связывает как с первенством в роду, так и с основанием города - началом нового периода в жизни общества .

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами . Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» . Ефрем Сирин считает, что земля Нуд называлась так из-за сотрясений, которым она подвергалась при пребывании на ней Каина, и сменой названия Каин хотел стереть память об этом . Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало, имя его жены в Библии отсутствует. Его сына в греческих и славянских списках называют Гаидад, но Лопухин предлагает чтение «Ирад», которое он толкует как «город» .

В искусстве

  • Енох упоминается в стихотворении Виктора Гюго «Совесть» (La Conscience , 1859):

Енох сказал: «Он должен быть забором для башни,
Таким страшным, что никто не может приблизиться к ней.
Давайте строить город с крепостью,
Давайте строить город, и мы будем укрыты».

Оригинальный текст (фр.)

Henoch dit:--Il faut faire une enceinte de tours
Si terrible, que rien ne puisse approcher d"elle.
Batissons une ville avec sa citadelle.
Batissons une ville, et nous la fermerons.--

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Енох (сын Каина)" в других словарях:

    Енох в Пятикнижии сын Каина, продолживший его род. В честь него Каин назвал и первый построенный им город (Быт., 4, 17) в земле Нод, к востоку от Месопотамии. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря… … Википедия

    - (ивр. חנוך‎ Ханох) имя двух библейских личностей: Енох, сын Каина Енох, сын Иареда (потомок Сифа) См. также: Книга Еноха … Википедия

    Энох (евр. hãnôk, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч.Ένώχ), в религиозно мифологических представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4, 17 18, по генеалогии, считающей … Энциклопедия мифологии

    Энох (евр. hanok, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч.), в религиозных представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4:17 18, по генеалогии, считающей Каина старшим… … Энциклопедия культурологии

    Енох - Энох в религ. представлениях иудаизма и христианства: 1. Старший сын Каина, назвавш. его именем город. 2. Потомок Адама в седьмом поколении (по др. генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Имя двух библейских личностей: 1) сын Каина, продолжатель его грубо материальной культуры и нечестия. В честь его Каин назвал и первый построенный им город (Быт., IV, 17), в земле Нод, к востоку от Месопотамии. 2) Другой Е. потомок Сифа, сын… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (посвященный) имя двух лиц: а) (Быт.4:17) старший сын Каина, построивший город, названный по его имени. Теперь невозможно определить, где находился означенный город, хотя и считают несколько мест, тождественных с ним; б) (Быт.5:18 ,24) сын… …

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Енох - Ен’ох (посвященный, учитель) а) (Быт.4:17 ,18) сын Каина, именем которого он назвал также город; б) (Быт.5:18 ,19,21 24; 1Пар.1:3 ; Лук.3:37 ; Иуд.1:14 ; Евр.11:5) сын Иареда, седьмой от Адама, праведник, обличавший мир и пророчествовавший о… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Енох - – так называются в Библии: 1) сын Каина и преемник, в честь которого на востоке Месопотамии отец построил город по имени Нод (Быт. 4, 17), и 2) сын Иареда, потомок Сифа и отец Мафусаила, которого Библия считает седьмым после Адама патриархом … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Enoch

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха ).

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами .

Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» .

Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало; имя его жены в Библии отсутствует. Его сына в греческих и славянских списках называют Гаидад, но Лопухин предлагает чтение «Ирад», которое он толкует как «город» .

В искусстве

  • Енох упоминается в стихотворении Виктора Гюго «Совесть» (La Conscience , 1859):

Енох сказал: «Он должен быть забором для башни,
Таким страшным, что никто не может приблизиться к ней.
Давайте строить город с крепостью,
Давайте строить город, и мы будем укрыты».

Оригинальный текст (фр.)

Henoch dit:--Il faut faire une enceinte de tours
Si terrible, que rien ne puisse approcher d"elle.
Batissons une ville avec sa citadelle.
Batissons une ville, et nous la fermerons.--

Напишите отзыв о статье "Енох (сын Каина)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Енох (сын Каина)

Единственное, что я видела перед собой, был светящийся шар (как я теперь понимаю, это была Земля). А внутри него пылало зелёным огнём яркое «яйцо». Потом оно начало расти и меняться, становясь всё ярче и прозрачнее. От него во все стороны потянулись сотни зелёных «мостов», а на конце каждого из них была «другая» Земля… Я не знаю, как это можно по-другому объяснить, но это и в правду была наша Земля, только каждая из них выглядела совершенно по-разному, как будто находилась в другом времени или измерении…
Я не понимала, что это было, но совершенно точно знала, что должна это запомнить. И старалась, как только могла. Вдруг всё исчезло, и я снова оказалась внутри той же самой огромной пирамиды и увидела всех своих сияющих «друзей». Их было опять двенадцать и они так же, как в самый первый раз, стояли по кругу, а я – внутри. Только на этот раз, кроме исходящего от них тепла, я чувствовала ещё и странную глубокую грусть. И я поняла, что они пришли прощаться…
К своему великому удивлению, я восприняла это очень спокойно, как будто знала, что это не навсегда. Они подходили по одному и клали мне правую руку на грудь, отчего становилось необыкновенно тепло и спокойно. Прикосновение каждого оставляло на мне разный светящийся цвет, и под конец моё тело сияло двенадцатью изумительно яркими, меняющимися цветами. Я опять услышала странную музыку внутри себя, и всё исчезло… Больше я не помнила ничего.

С двояким чувством, одновременно потери и счастья, я тихо возвращалась домой. И вот тут-то меня ждал бо-ольшой сюрприз. Моя мама, в полуобморочном состоянии, ждала меня в моей комнате. Мир перевернулся, и я в тихом ужасе бухнулась со своих «сверкающих грёз» в безжалостную реальность… Я не могла лгать. Но я абсолютно не знала, что сказать. И ещё я чувствовала, что мама прекрасно знает, что это что-то опять же как-то связано с моими «странными талантами», разговора о которых ни она, ни я, к сожалению, не сможем избежать…

К моему огромному облегчению, в ту ночь она не сказала ничего. Возможно, даже и не знала, что сказать. Но на следующее утро окна в моей комнате надёжно заколотили. Мама не возвращалась к этому происшествию ещё недели две, как бы давая мне время осмыслить «содеянное». Но мне от этого, конечно же, ни чуточку легче не становилось. Папа в то время был в командировке и я от всего сердца надеялась, что может быть всё-таки как-то «пронесёт» и до его приезда всё забудется. Но, не тут-то было… В одно прекрасное утро, перед уходом на работу, мама сказала, что хочет со мной поговорить. Ну и естественно, для меня не было большого секрета – о чём…
Мама была, как всегда, ласковой и тёплой, но я всем своим нутром чувствовала что вся эта история её гнетёт и что она по-настоящему не знает с чего начать. Мы говорили очень долго. Я, как могла, пыталась ей объяснить, как много всё это для меня значит и, как страшно было бы для меня всё это потерять... Но, кажется, на этот раз я её по-настоящему напугала и мама заявила, что, если я не хочу чтобы она рассказала всё это отцу, когда он вернётся из командировки домой, я должна обещать, что такое больше не повторится никогда.
Она не понимала, что все эти мои странные диковатые «сюрпризы» отнюдь не происходят по моему желанию и что я почти никогда не знаю, когда одно или другое произойдёт….. Но, так как мнение отца для меня значило больше чем всё остальное, я дала маме обещание, что не буду делать ничего такого, насколько конечно это будет зависеть от меня. На этом и порешили.

Я честно, как все нормальные дети, ходила в школу, делала уроки, играла с моими «обычными» друзьями… и безмерно скучала о других, о моих необыкновенных, сверкающих «звёздных друзьях». Школа, к сожалению, тоже имела для меня свои сложности. Я начала ходить с шести лет, так как при проверке оказалось, что я могла бы пойти в 3-4 класс, что, естественно, никому не понравилось. Мои школьные друзья считали, что мне даётся всё слишком легко, а их мамы меня за это просто почему-то невзлюбили. И получилось, что в школе я почти всё время тоже проводила одна.
У меня была только одна настоящая школьная подруга, девочка, с которой мы просидели за одной партой все двенадцать школьных лет. А с остальными детьми отношения почему-то всё не налаживались. И не потому, что мне этого не хотелось или потому, что я не старалась – наоборот. Просто у меня всегда было очень странное ощущение, как будто мы все живём на разных полюсах... Домашние задания я почти никогда не делала или, вернее – делала, но это у меня занимало всего несколько минут. Родители, конечно же, всегда всё проверяли, но так как обычно ошибок не находилось, у меня оставалось очень много свободного времени. Я ходила в музыкальную школу (училась игре на фортепиано и пению), занималась рисованием, вышивала и очень много читала. Но всё равно, свободного времени у меня всегда оставалось предостаточно.

Енох
חנוך
Пол мужской
Имя на других языках греч. Ενωχ
лат. Enoch
В иных культурах ивр. ‏חנוך ‏‎ Ханох
Отец Каин
Мать Аван [d]
Дети Ирад (Гаидад)
Место погребения
  • Айбаль

Варианты написания имени

Приписываемые произведения

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха ).

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами .

Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» .

Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало; имя его жены в масоретском тексте Библии отсутствует. Однако в эфиопском каноне (Библия эфиопского канона содержит ряд книг, которые считаются неканоническими в других направлениях христианства) его жена названа Эдна («нежная» - ивр.) . В частности, об этом упоминается в Книге Еноха ( , ст. 5) [ ] .

Его сына в греческих и славянских списках называют Гаидад, но Лопухин предлагает чтение «Ирад », которое он толкует как «город» .

Из всех древних письменных источников, пожалуй, наиболее авторитетна Библия. С каждым годом все больше сведений, изложенных в ней, подтверждается научными исследованиями. Поэтому нет ничего удивительного, что в поисках сведений о космических пришельцах исследователи в первую очередь обратились к ней.

В самом начале Библии, в Книге Бытия (Быт. 6:4)* есть строки: "В то время были на земле исполины... Это сильные, издревле славные люди". Даже в этом переводе строчки сразу заинтересовывают. Кто эти самые исполины? Откуда взялись? В какое "то время"?

Советский математик М.М. Агрест решил разобраться в этом вопросе. Он сравнил текст с переводом на иврит и даже нашел древнеарамейский вариант. Там эти строки звучат так: "Нефилим были на Земле в днях тех". "Нефилим" переводится как "упавшие". Так же трактовалось это слово и в каббалистической книге "Зогар". Получается "упавшие на Землю были в днех тех". А откуда можно упасть? Только с неба. Не правда ли, это похоже на свидетельство визита на Землю гостей из космоса?

В Книге Бытия имеется еще одно интересное место, в котором говорится о библейском патриархе Енохе: "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:24). Древние легенды утверждали, что Енох был взят живым на небо, а потом вернулся и написал книгу о том, что видел и слышал в небесных сферах. И действительно, Книга Еноха была, в конце концов, найдена. Есть даже ее древнеславянский перевод - "Книга Еноха Праведного". Или полное наименование - "От книг Еноха Праведного, преже потопа, и ныне жив есть".

В ней приведен подробный рассказ о вознесении живого человека на небесные сферы: "...Явились мне мужа два, весьма великие, каких никогда не видел я на земле: лица их как солнце блистающие, очи их как свечи горящие, из уст их исходил как бы огнь, одежда их как пена бегущая, светлее злата крыла их, белее снега руки их", - так описал Енох свой контакт с посланниками внеземного мира. Во время путешествия он посетил семь космических сфер, познакомился с внеземными мирами, их обитателями и механизмом управления Вселенной, узнал законы движения звезд и планет, воочию наблюдая вселенские чудеса. "Меня окружили облака и туманы; движущиеся светила и молнии гнали меня, ветры ускоряли течение мое; они вознесли меня на небо. Я достиг стены, построенной из кристалла; колеблющееся пламя окружало ее; я вошел в это пламя. Я приблизился к обширному жилищу, построенному из кристалла. Стены, как и фундамент этого жилища, были из кристалла, а свод его состоял из движущихся звезд и молний..."

Еще М.М. Агрест обратил внимание на 19 главу Книги Бытия, в которой говорится об уничтожении городов Содома и Гоморры. Ему, ученому, принимавшему участие в советском ядерном проекте, многие детали рассказа показались очень знакомыми. Он увидел в них описание катастрофы от атомного взрыва.

Ведь там содержится и предупреждение жителей о возможной гибели, и сообщение о защитном действии толстого слоя земли, указаны масштабы разрушения и отмечена непригодность всего района для проживания в течение длительного времени.

Лоту явились два Ангела, один из которых сказал ему: "... спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть". Лот просил более близкое укрытие: "... я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть". И далее: "...и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь... и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом". И потом, когда все стихло: "...и вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его: ибо он боялся жить в Сигоре**. И жил в пещере, и с ним две дочери его".

А вот отрывки из Книги пророка Иезекииля: "И было в тридцатый год, в пятый день четвертого месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, открылись небеса, и я видел Божии видения".

"В пятый день месяца того года, который был пятым от пленения царя Иоакима, действительно было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузиеву, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховар, и была там на нем рука Господня".

"И я видел, и вот, бурный ветер шел с севера с великим облаком и сверкающим огнем; вокруг его сияние, а из средины его блестел как бы металл, выходящий из огня". "Еще из среды его видно было подобие четырех живых существ, и таков был вид их: облик их был как у человека, но у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги у них... прямые, и ступня ног их была как ступня ноги у тельца, и сверкали как блестящая медь; и руки человеческие выходили из-под крыльев их на четырех сторонах их..."

"Вид этих живых существ был как вид углей, пылающих в огне, как бы пламя ходило между сими существами; и сияние было вокруг огня, и молния исходила от огня". "И рассматривая существа сии, вижу на земле по одному колесу у сих существ по направлению четырех лиц их". "И вид колес, и отделка их как вид топаза, и подобие их у всех четырех одно: по виду их и по устройству их казалось, как бы колесо находилось в колесах".

"Все четыре во время хождения своего шли на четыре стороны; не оборачивались, когда шли". "А ободья у них были высоки и страшны; у всех четырех ободья были полны глаз кругом". "И когда шли живые существа сии, то шли и колеса подле них; и когда поднимались от земли существа сии, то поднимались и колеса при них".

"Над головами живых существ было подобие свода, как блеск изумительного кристалла, простертого над головами их". "Когда шли те, шли и сии; когда те стояли, стояли и сии; а когда те поднимались от земли, тогда поднимались и колеса наравне с ними; ибо дух живых существ был и в колесах".

"Когда они шли, то я слышал шум от крыльев их, как шум множества вод..."

Не правда ли, странный текст? Уж не о встрече ли с инопланетными гостями идет речь в этих отрывках?

Швейцарец Эрих фон Дэникен в толковании Библии пошел гораздо дальше нашего ученого. По его версии, космические гости прилетали на Землю не один раз. Во время первого своего посещения они и создали человека "по образу и подобию своему", как говорится в Библии. Но почему "они"? Ведь, согласно Библии, создателем является Бог. Один. Да потому, что там написано "сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему", а не подобию моему, отвечает Дэникен. А понятие "Бог" выражено словом "Элохим", обозначающим множественное число.

Создав Адама, пришельцы взяли у него "клеточную культуру" для выращивания женского экземпляра. А затем первую пару людей, чтобы исключить ненужные контакты с окружающим миром, поместили в изолированное место - некую резервацию. Именно так следует понимать, по мнению Дэникена, создание Евы из ребра Адама и их жизнь до изгнания в библейском Эдеме.

Однако инопланетянам творение их рук не очень понравилось. И во второй свой прилет они устроили Всемирный потоп, погубив большинство людей. У оставшихся "избранных" была вызвана искусственная мутация. Именно с этого момента резко ускорился культурный прогресс. Появились искусство, письменность, математика... А своих создателей люди стали почитать как богов, сделав их главными персонажами религий.

Библия, кстати, не единственный документ, повествующий о создании человека.

В шумерском городе Ниппуре была найдена табличка, в которой говорится о происхождении человека: "Лаар и Асман сотворили в мастерских богов по своему образу и подобию Дуку..."

А в сказаниях о сотворении мира южноамериканского племени киче-майя повествуется о Пополь-Вухе - человеке, созданном богами: "Говорят о тех, что были сотворены, хотя не имели ни отца, ни матери. Их называли людьми. Они не вышли из чрева женщины. Они были сделаны руками создателей мира, которые отправили их на землю. Алом и Каолом тоже появились на свет чудом, при помощи магии".

Как видим, существует определенное сходство между Библией, шумерской клинописью и сказаниями майя. А ведь между территорией майя и Ближним Востоком расстояние порядка 13 тысяч километров. Для сомневающихся в этой связи приведем сравнение цитат из Библии и "Пополь-Вуха".

Библия (Быт. 11:1): "На всей земле были один язык и одно наречие".

"Пополь-Вух": "Там они увидели восход солнца. У них был один язык..."

Библия (Исх. 14:21): "И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды".

"Пополь-Вух": "Они едва заметили, что море осталось позади. Они перешли через него, как если бы его не было; они шли по камням. С песчаного дна всплыли круглые камни, и они шли по этим камням. Назвали место "движущиеся пески": имя дали те, кто таким образом переправился через расступившееся море. Так они вышли на другой берег".

Библия (Быт. 9:12): "И сказал Бог: вот знамение завета, которое Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда".

"Пополь-Вух": "Это будет вам хорошей помощью, когда вы захотите меня позвать. Это знак завета. Теперь я должен вас покинуть, с тяжелым сердцем..."

Библия (Дан. 3:21, 25): "Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем"; "...вот, я вижу четырех мужей не связанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; вид четвертого подобен сыну Божию".

"Пополь-Вух": "И тогда вошли они в огонь, в огненный дом. Там было красное пекло, но они не испытывали страданий. Они показались, с гладкой кожей и спокойными лицами, в сумерках. Все хотели, чтобы они умерли в том огне, где они были. Но не произошло этого. Ксибалба дивился ими".

Почему в столь отдаленных друг от друга цивилизациях, обнаруживаются следы единой мифологической основы? Везде упоминаются боги, создавшие человека по своему образу и подобию!

Может быть это говорит о том, что Homo sapiens не что иное, как продукт искусственной мутации и изменения генетического кода, которые были произведены пришельцами с далекой планеты? Но зачем это было сделано? С какой целью? Дэникен полагает, что сделать это пришельцев заставило поражение в космической войне.