Политические бюджетники. Официальный бюджет лдпр превышает средства «единой россии

[«Аргументы Недели », Подготовил Михаил ТУЛЬСКИЙ ]

В первой и второй частях нашего расследования мы уже писали о спонсорах «Единой России» (ЕР), КПРФ и «Справедливой России» (СР). У ЕР три крупных официальных спонсора – группы «Мечел», «Гута» и «Красный восток».

ВПРОЧЕМ, в официальном финотчете ЕР за 2006 г. встречаются и филиалы крупнейших монополий – «Газпрома», «Русала», «ЛУКойла» и ТНК-BP . У СР главный спонсор – глава ее фракции в Госдуме А. Бабаков , который возглавляет в РФ совет директоров ФК «ЦСКА» (с его именем также связывают рынок «Лужники» ), в Латвии – Темпбанк , а на Украине владеет десятком облэнерго . КПРФ же – единст-венная среди партий, которая живет преимущественно на членские взносы и госфинансирование, которые составляют почти 60% поступлений в партийную кассу. Кроме того, помогают КПРФ и ее депутаты: например, депутаты Мосгордумы от КПРФ Н. Губенко, С. Никитин, В. Лакеев и В. Улас еще в декабре 2005 г. приняли решение отчислять партии 40% депутатской зарплаты и с тех пор неукоснительно его соблюдают.

Партию В. Жириновского финансируют все, кроме «Газпрома» и «Роснефти»

ОСНОВНУЮ часть партийной кассы ЛДПР (104,4 млн. руб. за 2006 г.) пополнили всего 15 ЗАО и ООО. Но ни одно из этих юрлиц не обладает какой-либо известностью, к тому же и учреждены они никому не известными людьми (хотя и зачастую связанными между собой). Среди реальных спонсоров партии В. Жириновского есть «почти все крупные компании, за исключением «Газпрома» и «Роснефти» .

Крупные бизнесмены уходят из ЛДПР?

НА ВОПРОС, какие именно компании представлены среди «замаскированных спонсоров», источник ответил: «Вы посмотрите на тех, кто стал депутатом по списку ЛДПР: какие компании делегировали своих людей в список, те и финансируют партию до сих пор». Действительно, еще в 2003 г. по спискам ЛДПР прошли в Госдуму довольно солидные и известные персоны. Это заместители О. Дерипаски по его компаниям «Русал» и «Базовый элемент» Е. Иванов и В. Бобырев , бывший вице-президент «Альфа-банка» К. Ветров (впрочем, источник считает его не ставленником «Альфы», а выдвиженцем замглавы Кремля В. Суркова ), владелец компании «Нафта-Москва» С. Керимов , зам-директора «ЛУКойл – Западная Сибирь» В. Тарасюк и бизнесмен А. Егиазарян .

Однако к настоящему времени многие из бизнесменов перешли из ЛДПР в «Единую Россию» (ЕР): уже вступили в партию власти В. Бобырев, К. Ветров и С. Керимов , ухода из ЛДПР в «более солидную партию» не исключает и Е. Иванов . Еще в прошлом составе Думы из ЛДПР в ЕР перешли и братья М. и С. Гуцериевы , владеющие БИН-банком и «Русснефтью» .

Какие же спонсоры в таком случае остались в ЛДПР? Точно остается лесопромышленник Д. Шадаев , депутат Госдумы от ЛДПР. Его жена в марте прошла по списку ЛДПР в Ленинградскую облдуму.

Есть среди спонсоров ЛДПР и две строительные компании из Ека-те-рин-бурга: «Уральско-Сибирская» и «Урал-Бай-кал» . Владельцем последней является глава свердловской ЛДПР В. Тас-каев .

Чубайс перестал финансировать СПС?

СПОНСОРЫ СПС – целый ряд бизнес-структур, среди которых нет не только РАО «ЕЭС» , но даже ни одного обл-энерго. Впрочем, вряд ли это означает, что Чубайс перестал финансировать СПС, скорее всего, и здесь мы имеем дело с «маскировкой». Ведь самую крупную сумму в 5,9 млн. СПС получил от фонда «Поддержки демократического единства» . А этот фонд в свою очередь возглавляет «чубайсовец» В. Некрутенко , работавший вместе с Чубайсом в начале 1990-х в Госкомимуществе.

Еще немалую сумму (3 млн.) дал СПС переводными векселями ее хабаровский председатель бизнесмен А. Баржанов . Кстати, его жена М. Баржанова – депутат Госдумы от ЕР и заместитель координатора ЕР по Дальнему Востоку: раньше она была лидером хабаровских правых, а когда ушла в ЕР, передала председательство в СПС мужу.

Из партии М. Барщевского ушел главный спонсор

ОСНОВНЫЕ пожертвования партии М. Барщевского «Гражданская сила» (еще недавно называвшейся «Свободной Россией» ) в 2006 г. внесли 5 бизнес-структур. Причем за ними стоят всего два бизнесмена. Из 13,6 млн. основатель партии и председатель ее политсовета свердловский бизнесмен А. Рявкин внес в кассу партии лишь 0,5 миллионов. А остальные 13,1 млн. в 2006 г. внесли структуры владельца «Ростсельмаша» К. Бабкина («Социальная инициатива», «Евростратегия» и др.). Причем, после того как г-н Бабкин внес эти деньги, он понял, что его «обвели вокруг пальца»: забрав деньги, г-н Рявкин тут же сместил К. Бабкина с поста главы исполкома партии. Теперь главный спонсор уверяет, что больше ни копейки не даст партии г-на Барщевского.

Закон о повышенном государственном финансировании политических партий, участвующих в выборах президента РФ (включая уже прошедшие в этом году!), приняла в окончательном чтении Госдума РФ. Финансирование партий из бюджета увеличивается в 8 раз. И это на фоне повышения НДС, госпошлин, пенсионного возраста и других мер для наполнения казны. Народ вкладывает – политики получают. Причём в разы больше, чем потратили на выборы. Смотрим на цифры.


Финансирование партий из бюджета увеличится с 20 до 152 рублей за каждого избирателя, отдавшего свой голос кандидату от партии . То есть возрастет почти в 8 раз. Если раньше на подобное госфинансирование требовалось 256 млн рублей, то сейчас бюджету РФ нужно будет отдать 2 млрд в партийные кассы.

Обязательное условие – партии и движения должны иметь поддержку 3% голосов избирателей. Действие нового закона распространяется и на прошедшие 18 марта 2018 выборы президента РФ.

Это значит, что затраты будут возмещены ЛДПР и КПРФ, их кандидаты набрали более 3%, ЕР останется ни с чем, так как Владимир Путин шел в президенты как самовыдвиженец, потратив 400 млн рублей из собственного предвыборного фонда. Но если бы Путин вновь представлял «Единую Россию» на выборах 2018, как в 2012 году, то правящая партия могла бы рассчитывать на 8,5 млр рублей (при 67% одобрения) или даже на 10 млрд рублей (при 76%).

КПРФ вернут 1,3 млрд рублей, ЛДПР — 631 млн рублей , суммы подсчитаны соответственно процентам поддержки кандидатов избирателями. При этом ставленник КПРФ Павел Грудинин израсходовал на выборы 227 млн рублей, а вечный выдвиженец ЛДПР Владимир Жириновский – 398 млн. Очень неплохой «доход»!

Уже высказываются мнения, что всё это очень похоже на подкуп так называемой системной оппозиции.

Справка «Русской Прессы»: Закон о господдержке политическим движениям, объединениям появился в 2001 году на фоне закона о партиях. В России в последние годы почти все парламентские партии, «ЕР», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» благополучно освоили коридор госфинансирования в диапазоне от 70 до 80 %. Особенно стала зависимой от федеральных траншей из бюджета «Единая Россия». Пожертвования компаний и граждан в ее адрес неуклонно снижаются все последние годы, поэтому партийным функционерам приходится все больше надежд возлагать на госказну.

Фото: РИА Новости, Полит.ру

10.06.2015, Единороссы отличились доходами, Фото: zyalt , РИА "Новости" , Иллюстрации: navalny , via "Политсовет"

Партия власти заработала в 2014 году 3,7 млрд рублей

Екатерина Петрова

Больше всех партий в 2014 году заработала и потратила в прошлом году «Единая Россия», на втором месте идет ЛДПР, на третьем - КПРФ. Это следует из отчетности , опубликованной на сайте Центризбиркома. Большую часть доходов единороссов и коммунистов занимают поступления из федерального бюджета, ЛДПР в основном получает пожертвования. [...]

По данным ЦИК, в прошлом году наибольший доход в размере 3,7 млрд руб. получила «Единая Россия». Основные поступления партия получила из федерального бюджета (1,8 млрд руб.), пожертвования составили 1,4 млрд руб. Потратила партия власти 3,2 млрд руб.

На втором месте оказалась ЛДПР: ее доходы в 2014 году составили 1,9 млрд руб. В основном это пожертвования в размере 1,2 млрд руб. Расходы партии не превысили 1,5 млрд руб. На третьей позиции - КПРФ, на чей счет поступило около 1 млрд руб., средства федерального бюджета составили 700 млн руб. Потратили коммунисты тоже 1,1 млрд. рублей. «Справедливая Россия» заработала 577 млн руб., а потратила 616 млн руб. Также расходы (76 млн руб.) превысили доходы (43 млн руб.) у «Гражданской платформы». «Яблоко» получило 236 млн руб., израсходовало 225 млн руб., «Патриоты России» - 111 млн руб. и 74 млн руб. соответственно.

По сравнению с финансовым отчетом за 2013 год доходы двух парламентских партий заметно выросли: единороссы тогда получили 3 млрд руб., ЛДПР - 1 млрд руб. КПРФ получила столько же. «Справедливая Россия», наоборот, тогда заработала больше - 631 млн руб.

Наиболее экономной в 2014 году была деятельность Партии добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, Объединенной партии людей ограниченной трудоспособности России, Интернациональной партии России, Партии человека труда и Партии социальных реформ - в течение года они не имели каких-либо доходов или расходов.

Хотел добавить в график пожертвования не государственные, а частные, но даже там, где они есть - это настолько тонкая полоска получается, в сравнении с бюджетными деньгами, что её совсем незаметно.
Глядя на унылую жизнь вот этих "системных партий", я лично совсем не понимаю, куда они тратят эти деньги.
Взять даже самого маленького реципиента - "ЯБЛОКО". 20 646 330 рублей в месяц. То есть примерно как у ФБК за год. Вся страна должна гудеть от деятельности, которую можно развернуть с таким бюджетом. А уж про КПРФ и СР и говорить нечего. - Врезка К.ру]

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР выступает со следующими предложениями.

Предложения фракции ЛДПР

к проекту постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О принятии в первом чтении проекта федерального закона № 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР отмечает следующее.

Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 гг. содержат показатели с чрезмерно оптимистическими данными. Если в отношении прогнозных данных по ценам на газ и нефть фракция ЛДПР возражений не имеет, то достижение целевых показателей по динамике роста ВВП 103,0 % - в 2014 г., 103,1% - в 2015 г. и 103,3% - в 2016 году вызывает сомнение. Аргументация Правительства РФ об оживлении инвестиционного спроса и росте потребительского спроса явно имеет существенные риски невыполнения.

По мнению фракции, инвестиционный рост в плановый период будет иметь существенно меньшие темпы, что связано с рядом факторов. В целом для экономики - это отрицательная динамика государственных инвестиций, принятое решение об изъятии накопительной части пенсионных накоплений из НПФ, план увеличения налоговой нагрузки на недвижимость, введение утилизационного сбора на автомобили отечественного производства, предложение по передаче в Следственный Комитет РФ полномочий по ведению дел в налоговой сфере, усиление конкурентного предложения иностранных товаропроизводителей в связи с вступлением России в ВТО.

Для сектора инфраструктурных компаний и нефтегазового комплекса сдерживающими факторами, дополнительно снижающими инвестиционную активность, станет решение о заморозке тарифов на уровне 2013 года для предприятий, индексация тарифов для населения на индекс инфляции минус 30%, повышение НДПИ, прогнозируемое снижение цен на нефть и газ, увеличение акцизов на нефтепродукты 4 и 5 класса экологичности, а также возможные трудности компаний с привлечением финансовых ресурсов.

На потребительском рынке, по мнению фракции, также не приходится ждать увеличения активности в связи с принятым решением заморозки уровня заработных плат целому ряду категорий служащих, введения социальных норм на электроэнергию и планов отмены перекрестного субсидирования, что увеличит затраты населения на оплату услуг ЖКХ, прогнозируемый рост безработицы и проблем с моногородами, повышение тарифов естественных монополий для населения, ужесточение конкуренции на рынке труда в связи с сворачиванием предпринимательской деятельности самозанятых. Сильнейшим сдерживающим фактором станет ужесточение политики кредитования населения со стороны коммерческих банков и микрокредитных организаций в связи с чрезмерно высоким уровнем закредитованности населения уже сегодня и возможными рисками массовых невозвратов на рынке частного кредитования в ближайшей перспективе.

При этом необходимо отметить, что Правительство не создало никаких предпосылок, которые могли бы коренным образом переломить ситуацию с предпринимательской и инвестиционной активностью в экономике страны в плановом периоде по сравнению с текущим годом. Снижение ставки страховых взносов в 2014 году для самозанятых не позволит вернуть в легальный сектор экономики сотни тысяч предпринимателей, уже официально прекративших свою предпринимательскую деятельность. А введение инвестиционных льгот для проектов на Дальнем Востоке, введение упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса и некоторые другие декоративные изменения действующего законодательства не смогут сколь- нибудь заметно повлиять на предпринимательскую активность.

Заявления Правительства об ожиданиях, связанных с оживлением экономики в секторе малого бизнеса в связи с введением нормы о предоставлении 15-ти процентной квоты для субъектов малого бизнеса в связи с началом работы контрактной системы с 2014 года также, скорее всего, беспочвенны. Малые предприятия в большинстве своем применяют упрощенную систему бухгалтерского учета, которая снижает их шансы выступать поставщиком товаров, работ, услуг для компаний, являющихся плательщиками НДС, а также выполнять подрядные работы для государственных нужд с использованием государственных элементных сметных норм. Аналогичные проблемы испытывают и предприятия, применяющие единый сельскохозяйственный налог.

Вызывает также серьезную озабоченность предложение Правительства РФ усилить налоговый прессинг с целью увеличения доходов в государственный бюджет, в частности, по налогу на добавленную стоимость. По данным, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013» консалтинговой компании PWC, совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%). По этому показателю Россия уже обошла практически все крупные экономически развитые страны и вышла на первое место в Европе. А отказ Правительства РФ обсуждать предложение фракции ЛДПР об отмене НДС и замене его налогом с продаж не только не дает предпринимателям ясного посыла на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране, но и ставит под угрозу возможность исполнения федерального бюджета в плановом периоде. Также необходимо отметить, что уже сейчас Россия проигрывает конкурентную борьбу за инвестиции своим ближайшим соседям, например, Казахстану в связи с более мягкими налоговыми режимами. Это обстоятельство самым негативным образом может повлиять на финансовое положение бюджетов регионов, граничащих с такими странами.

Кроме того, выводы Правительства РФ о доле доходов в федеральном бюджете от нефтегазового сектора в 57% в 2016 году также вызывают серьезные сомнения.

Существенные опасения вызывает и прогнозируемая динамика изменения показателей доходов федерального бюджета по налогу на прибыль в связи с явно неблагоприятной экономической ситуацией и факторами, которые учтены в прогнозе социально- экономического развития страны: это и прогнозируемое снижение цены на нефть и газ, отрицательная динамика внешнеторгового баланса, снижение курса рубля, резкое увеличение фонда заработной платы, снижение объемов госзакупок в плановом периоде, рост налогового бремени.

В то же время Правительство РФ не полностью использовало резервы увеличения доходной части бюджета. В частности, абсолютно непроработанным остается вопрос ограничения возможности использования в отечественной экономике схем ухода от налогов с использованием оффшорных схем. ЛДПР еще летом внесла законопроект, позволяющий взять под контроль государства полулегальные и откровенно криминальные способы вывода средств, в том числе федерального бюджета, через низконалоговые юрисдикции.

Ничтожно низки предполагаемые доходы от приватизации федерального имущества (по 3 млрд. руб. ежегодно), а также предполагаемые доходы от продажи акций крупнейших компаний (196,8 млрд., 158,5 млрд., 99,9 млрд. руб). Кроме того, возникают вопросы по поводу целесообразности бюджетных инвестиций и участия государства в капитализации компаний, которые включены в план приватизации (РусГидро, Международный аэропорт «Шереметьево», Объединенная зерновая компания, Роснано и др.).

Правительством РФ при формировании проекта федерального бюджета практически не прорабатывался план использования схем передачи в долгосрочный траст крупных пакетов акций в качестве альтернативы приватизации в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры и явной недооцененности государственных активов. При этом трастовыми соглашениями необходимо закреплять доходность на уровне выше процентных ставок, сложившихся при привлечении кредитных средств. Такие схемы смогли бы обеспечить дополнительные доходы и создать предпосылки для более эффективного управления активами государства.

Доходность от размещения средств резервного фонда и ФНБ остается на недопустимо низком уровне. Россия существенно проигрывает по эффективности использования средств фондов иностранным государствам, создавшим аналогичные фонды (Пенсионный фонд Норвегии «Зарубежье» и Перманентный фонд Аляски).

Не рассматривается и возможность частичного погашения дефицита федерального бюджета за счет более эффективного управления активами государства - в частности, возможности частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией.

Не используются в полной мере в проекте бюджета резервы, связанные с запуском государственных лотерей.

Вызывает вопросы тенденция увеличения доли закрытых статей проекта бюджета (24,8% расходов бюджета являются секретными).

По расходной части бюджета вызывают серьезные опасения недофинансирования целых отраслей экономик. Фракция ЛДПР выражает свою обеспокоенность отрицательной динамикой в процентах к ВВП по таким важным статьям расходов как «Образование», «Здравоохранение», «Культура, кинематография», «Жилищно-коммунальное хозяйство». При этом доля расходов на здравоохранение и образование в процентах к ВВП в Российской Федерации ниже, чем в некоторых странах СНГ - таких, как Украина, Белоруссия и даже Молдавия. А по некоторым направлениям, например таким, как санитарная авиация - финансирование предусмотрено ниже всяких минимальных потребностей, что ставит под угрозу не только здоровье, но и жизнь граждан РФ - жителей отдаленных территорий.

Фракция ЛДПР не может согласиться и с предложением отказаться от индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) окладов денежного содержания военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов.

На этом фоне ЛДПР крайне негативно оценивает предложение Правительства об увеличении уровня зарплаты федеральным чиновникам в 2014 году и отмечает, что ограничение фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установление верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др. является резервом снижения расходов федерального бюджета, который не был использован Правительством Российской Федерации при формировании федерального бюджета. При этом объем социальных гарантий, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты руководителям федеральных ведомств не могут превышать объем аналогичных гарантий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы ФС РФ, как это предусмотрено федеральным законом №3-ФЗ.

По мнению фракции, при формировании расходной части бюджета Правительство РФ не заложило ассигнования (или явно недостаточный объем) на такие стратегически важные для экономики страны отрасли как «Станкоинструментальная промышленность», «Тяжелое машиностроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Авиационная наука и технология», «Малая авиация», «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность», что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны.

Не обеспечены ассигнованиями комбикормовая промышленность и производство биодобавок для животных, что в свете вступления России в ВТО ставит под сомнение конкурентоспособность всей животноводческой отрасли сельского хозяйства.

Также фракция считает недостаточным уровень финансирования деятельности сети ГЦНК за рубежом, что подрывает международный авторитет Российской Федерации.

В связи с тем, что проект федерального бюджета впервые формировался по программно- целевому принципу, фракция ЛДПР выражает обеспокоенность по поводу низкого качества показателей государственных программ и, в первую очередь, набором целевых индикаторов, предлагаемых Правительством. Так, госпрограмма 034 «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», несмотря на указанные в программе цели: «Формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона» в перечне индикаторов не содержит ни одного показателя, связанного с демографией, а по строке «Доля обрабатывающих производств в структуре ВВП, %» приведены цифровые данные на 2014 - 2016 гг. без какой-либо положительной динамики.

В ГП 027 «Развитие внешнеэкономической деятельности» - индикаторы госпрограммы не соответствуют параметрам бюджета, в частности, по показателю «Темпы роста экспорта товаров в целом».

ГП 023 «Информационное общество» - индикаторы не отражают приоритеты, нацеленные на эффективное использование бюджетных средств. По мнению фракции, было бы логичным поставить в индикаторы вывод «Почты России» на безубыточный режим. А в ГП030 «Энергоэффективность и развитие энергетики» добавить социальный индикатор, характеризующий динамику отношения населения к тарифной политике государства на электроэнергию.

Считаем своевременным и логичным включение показателя, характеризующего динамику производительности труда по отрасли в каждую госпрограмму.

Вызывает обеспокоенность непрозрачность принятия управленческих решений при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования за счет средств ФНБ.

Серьезные опасения относительно исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ вызывает передача субъектам дополнительных полномочий без должного подкрепления ассигнованиями из федерального бюджета.

В связи с вышеизложенным, фракция ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ предлагает включить в Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта следующие замечания:

  1. Степень проработанности и всесторонней оценки всех факторов, на основе которых построен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2016 гг., вызывает серьезные опасения невыполнения основных макроэкономических параметров, принятых за базу при составлении проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов.
  2. При разработке проекта федерального бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы увеличения доходной части бюджета (ограничение использования оффшорных схем; увеличение доходов от приватизации и продажи акций крупнейших компаний; использование схем долгосрочного траста для государственных активов; менее консервативная стратегия размещения средств ФНБ, запуск государственных лотерей, постановка целевых ориентиров, направленных на увеличение производительности труда и вывод государственных компаний и предприятий на безубыточный и бездотационный уровень и др.)
  3. Стратегия Правительства РФ, направленная на усиление налогового бремени на современном этапе развития страны не может быть признана верной. Налоговая нагрузка в России уже достигла максимально возможного значения и не стимулирует развитие современного производства с высоким уровнем добавленной стоимости. Возможная замена НДС на налог с продаж могла бы существенно ускорить темпы экономического развития и увеличить налогооблагаемую базу.
  4. Недофинансирование таких отраслей как «Образование», «Здравоохранение», «Культура, кинематография», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Станкоинструментальная промышленность», «Тяжелое машиностроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Авиационная наука и технология», «Малая авиация», «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность», что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны и создает социальную напряженность в обществе. Обеспечить бюджетными ассигнованиями в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» мероприятия по развитию комбикормовой промышленности и производства биодобавок для животных. Предложить Правительству РФ увеличить ассигнования на функционирование сети ГЦНК за рубежом.
  5. При формировании расходной части бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы снижения расходов (снижения фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установления верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др.; прекращения выделения бюджетных ассигнований для компаний, включенных в план приватизации).
  6. При формировании источников погашения дефицита бюджета Правительство РФ не учло возможность частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией, а также привлечение временно-свободных денежных средств госкомпаний и компаний с государственным участием.
  7. Рекомендовать Правительству РФ разработать механизмы, позволяющие снизить кредиторскую задолженность субъектов РФ перед коммерческими банками через процедуру размещения облигационных займов и приобретения ценных бумаг субъектов за счет средств ФНБ или альтернативных источников.
  8. Доработать государственные программы с учетом высказанных замечаний. Обеспечить прозрачность при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования из федерального бюджета или средств фондов, учитывать максимальную эффективность таких проектов и возвратность инвестиций.

У «Единой России» доходы уменьшились более чем в полтора раза год к году (здесь и далее расчеты с поправкой на инфляцию к 2017 году), составив в 2017 году 5,4 млрд руб. Бюджет партии власти на 80% состоит из средств федерального бюджета. Для сравнения, в 2016 году более половины годового дохода партии составили пожертвования компаний и граждан. Финансовая зависимость единороссов от государственных денег в 2017 году — самая сильная за последние 13 лет. Ранее из госбюджета поступало от 1-8 до 69% партийного дохода. Минимальной была зависимость «Единой России» от этих поступлений в 2005-2007 годах.

Доход ЛДПР в 2017 году составил около 1,09 млрд руб. Это вдвое ниже, чем в 2016 году, и самый низкий показатель за последние пять лет, несмотря на увеличившееся финансирование со стороны государства. Партия зависит от государства еще больше, нежели «Единая Россия»: в 2017 году почти 97% дохода ЛДПР — выплаты из бюджета. Это рекордный показатель для парламентских партий. Никогда ранее ЛДПР не зависела от госдотаций настолько сильно. В 2005-2016 годах «бюджетная» составляющая насчитывала от 4 до 75% от всех ее доходов. В предвыборном 2011 году ЛДПР жила почти на одни только пожертвования (83% всех доходов партии). В 2013-2014 годах пожертвования составляли более половины бюджета партии.

Доходы КПРФ в 2017 году составили 1,3 млрд руб., что в 1,7 раза ниже по сравнению с 2016-м. В 2017 году партия зависела от бюджетных выплат на 80%. От значительной зависимости от этих денег за последние семь лет партия избавлялась только в предвыборные 2011 и 2016 годы.

Доход «Справедливой России» по сравнению с 2016 годом снизился в 3,3 раза (667,8 млн руб. в 2017 году). Партия менее остальных зависела от госбюджета в 2017 году (75%). В то же время за последние шесть лет доля государственных вливаний в бюджете справедливороссов не опускалась ниже 73%, за исключением 2016 года, когда она составила 44%.

Спад интереса

Директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов связал падение спонсорских взносов партиям и рост их зависимости от госбюджета со спадом интереса бизнеса к политическим силам. Все значимые решения принимает исполнительная власть, поэтому «спонсоры в последнее время в основном платят за попадание в списки и получение депутатских мандатов», пояснил он. «Это делают представители среднего бизнеса, и взносы оказываются небольшими», — отметил Миронов. По его мнению, зависимость от госбюджета делает оппозиционные партии более сговорчивыми.

Лоббизм интересов через парламент перестал быть актуальным из-за смещения центра принятия решений в сторону исполнительной власти, согласен политконсультант Антон Орлов. Другим фактором, отпугнувшим спонсоров от партий, собеседник РБК назвал демонстративную антикоррупционную кампанию в нижней палате и зачистку Госдумы от крупных бизнесменов. «Никогда еще Госдуму так не «мочили», как в VI созыве (2011-2016 годы), — утверждает Орлов. — Именно в этот период рейтинг доверия нижней палаты парламента упал до рекордных отметок, а ряд общественных деятелей даже публично высказывались о нежелании принимать награды от нижней палаты парламента». По его мнению, на фоне присоединения Крыма все партии объединились вокруг президента и в глазах избирателей стали своего рода департаментом правительства.

Спонсоры «Единой России» и госконтракты

Крупнейшими спонсорами «Единой России» традиционно являются подрядчики по крупным госконтрактам. Половина коммерческих компаний из тех, что перечислили партии власти более 4 млн руб. в виде пожертвований, в 2017 году побеждали в тендерах на госконтракты (16 из 30 компаний), подсчитал РБК. Не все компании-спонсоры напрямую получают деньги от государства — получать госконтракты могут также их дочерние или головные компании или компании, имеющие тех же учредителей. К примеру, спонсорскую помощь «Единой России» оказывает ПАО «Группа ЛСР», а крупные госконтракты получали ее дочерние фирмы.

Другие компании, в прошлом году значительно пополнившие бюджет правящей партии, были связаны с московскими бизнесменами Алексеем Крапивиным и Валерием Маркеловым (напрямую принадлежали на момент пожертвования или ранее одному из них или обоим либо были дочерними для компаний, учрежденных Маркеловым и Крапивиным). В общей сложности они пожертвовали партии в 2016 году 368 млн руб. Дочерние компании ПАО «РусГидро», в 2016 году давшие партии более 250 млн руб., также прекратили ее финансирование (одна из них, ООО «Монтажэнерго», перечислившая «Единой России» в 2016 году 41,7 млн руб., сейчас ликвидируется).

Дочерние компании ПАО «МОЭСК», в 2016 году давшие партии в общей сложности 86,6 млн руб., в 2017 году не стали спонсировать «Единую Россию». Всего компаний, спонсировавших правящую партию в предвыборный год и отказавшихся от этого год спустя, оказалось более 550. В результате сумма пожертвований партии уменьшилась почти в шесть раз.

По закону о политических партиях юридическое лицо не может пожертвовать политической партии более 43,3 млн руб. за год. В 2016 году, когда проходили выборы в Госдуму, «Единая Россия» получила суммы по 43 млн руб. и более от 29 компаний.

Традиционно спонсорские взносы уменьшаются после окончания федеральных избирательных кампаний — в 2017 году четыре компании продолжили давать более 40 млн руб. правящей партии: это ПАО «Океанрыбфлот» (совладелец компании — один из богатейших российских сенаторов Валерий Пономарев), Московский областной фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, созданный в числе других фондов для поддержки «Единой России».

Остальные два крупных спонсора партии власти — строительные компании ОАО «МИСК» («дочка» «МД Групп», получает миллиардные контракты на строительство и реставрацию дорог от департамента строительства Москвы и Мосавтодора) и ПАО «Группа ЛСР». Хотя эти компании и продолжили финансировать деятельность партии власти, их вклад значительно уменьшился. Основанный для поддержки «Единой России» Московский областной фонд поддержки регионального сотрудничества и развития перевел партии 977,7 тыс. руб. против 44 млн годом ранее, а ПАО «Группа ЛСР» пожертвовало 2 млн руб. (в 2016 году оно перевело 43 млн руб.). ЛСР получила несколько крупных госконтрактов в 2017 году. Среди них — строительство трех жилых домов в Москве на 3,4 млрд руб., контракт на благоустройство и озеленение парка ЗИЛ стоимостью почти 935,8 млн руб. и право на поставку квартир для льготных категорий граждан Санкт-Петербурга на сумму около 593 млн руб.

129 млн руб. «Единая Россия» получила от своих региональных фондов поддержки регионального сотрудничества и развития.Самый крупный жертвователь «Единой России» в2017 году — Нижегородский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, от него поступило 40,2 млн руб.

Что такое фонды поддержки ЕР

В фонды поддержки регионального сотрудничества и развития в 2015-2016 годах были преобразованы региональные фонды поддержки «Единой России». Структуры в прежнем виде средства региональных спонсоров и уже сами перечисляли деньги партии. Преобразования были вызваны расширением функционала, пояснял собеседник РБК в одной из таких структур. Фонды стали финансировать не только партию, но и общественные и благотворительные проекты, в результате чего возникло «несоответствие названий реальной деятельности», уточнял он.

Помимо этих фондов партия обзавелась новым крупным спонсором: почти 31 млн руб. «Единой России» перевело ЗАО «Уралмостострой» — челябинская строительная компания, которая в течение 2017 года пыталась получить тендер на реконструкцию моста через Чусовую и на несправедливые торги. Тендер в итоге в декабре компании Геннадия Тимченко. Совет директоров компании возглавляет бывший депутат госсобрания Башкирии от «Единой России» Павел Рабухин.​

Среди других новых крупных спонсоров партии — ООО «Кедр», крупный крымский поставщик ГСМ. В 2017 году компания заключила госконтракты более чем на 1 млрд руб. и пожертвовала 10,4 млн руб. правящей партии. Один из учредителей «Кедра» — Иванна Тихомирова, супруга заместителя председателя Счетной палаты Крыма. Второй соучредитель — Александр Терещенко, директор крымской сети АЗС «АТАН» (Тихомирова также является ее совладельцем).


КПРФ и красные директора

Многие из юрлиц, спонсирующих КПРФ, связаны с депутатами разных уровней от компартии либо с представителями исполнительной власти. В пяти из девяти компаний, пожертвовавших партии полмиллиона и более рублей, руководители или учредители связаны (напрямую или через ближайших родственников) с депутатами-коммунистами в Госдуме или региональных парламентах, а учредитель и руководитель еще одного фонда-спонсора Андрей Куперт — помощник губернатора Иркутской области, члена президиума ЦК КПРФ Сергея Левченко.

Почти все спонсоры КПРФ в 2017 году пожертвовали партии деньги впервые. Самое крупное пожертвование коммунистам — 40 млн руб. — оформило ивановское ООО «Управляющая компания «Зарубежэнергопроект», связанное с одноименным акционерным обществом. «Зарубежэнергопроект» проектирует котельные и энергостанции в России и за границей. Еще 21 млн руб. компания предоставила партии в виде беспроцентного кредита. По данным СПАРК, до 2017 года гендиректором УК «Зарубежэнергопроект» был депутат Ивановской областной думы от КПРФ Сергей Нациевский .

20 млн руб. Коммунистической партии пожертвовала петербургская строительная компания «Нордика». По данным ЕГРЮЛ, учредителем и гендиректором компании является Артем Виноградов.

12 млн руб. партии перечислила кабардинская компания «Бизнесинвестгрупп», сооснователем которой является член совета директоров муниципального перевозчика ОАО «Баксанавтотранс» Аскер Бифов. Его отец Анатолий Бифов — депутат Госдумы, входит во фракцию КПРФ с 2011 года. До того как стать депутатом, Анатолий Бифов возглавлял городской округ Баксан в Кабардино-Балкарии, теперь его сын Аскер — замглавы администрации Баксана.

Другие компании, жертвовавшие деньги КПРФ, также связаны с партийными деятелями. Например, директор марийского СПК «Звениговский», перечислившего партии 10 млн руб., Иван Казанков — первый секретарь Марийского рескома КПРФ, а глава иркутского СХПК «Усольский свинокомплекс» Илья Сумароков — руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области. Сын Казанкова Сергей — депутат Госдумы, сын Сумарокова Павел — депутат Иркутского законодательного собрания.

В 2017 году КПРФ лишилась пожертвований нескольких постоянных спонсоров. Среди них — компания бывшего депутата Госдумы от «Единой России» Бекхана Агаева ООО «Юг-Нефтепродукт», в 2013-2015 годах переводившая партии по 1,5-3 млн руб. в год, а в 2016 году пополнившая бюджет КПРФ на 43 млн руб. Отец Бекхана Агаева, который сейчас контролирует компанию единолично, — депутат Госдумы от КПРФ Ваха Агаев. Но после того как сам Бекхан покинул Думу, его компания перестала давать партии деньги.

Регулярно спонсируют КПРФ только две компании — это ЗАО «Совхоз имени Ленина», ежегодно перечисляющее партии пожертвования до 1 млн руб., и Омская областная культурно-просветительская общественная организация «Интеграция», учредителями которой являются омские коммунисты. Директор совхоза Павел Грудинин в 2018 году баллотировался в президенты от КПРФ, затем было объявлено, что он примет участие в выборах губернатора Подмосковья, но он .


Закрытые схемы справедливороссов

Наиболее крупные спонсоры «Справедливой России» — фонды содействия развитию гражданского общества и политической системы государства «Инициатива» и «Новый выбор». Первый пожертвовал партии 42,3 млн руб., второй — 27,1 млн руб. Директором обоих является Татьяна Пименова. По данным СПАРК, она руководит и другими подобными фондами, многие из которых расположены по одинаковым адресам. Взносы в фонд «Инициатива» в 2016 году, по данным Росстата, превысили 59 млн руб., в «Новый выбор» — 62 млн руб. Отчетность фондов за 2017 год пока не опубликована.Ранее вклад подобных фондов — с одинаковым учредителем и совпадающими адресами — в бюджет «Справедливой России» был еще более значительным. В 2012 году один из депутатов Госдумы от «Справедливой России» рассказывал газете «Коммерсантъ» , что «фонды были созданы, чтобы бизнесмены могли вносить деньги в партийную казну анонимно, люди боятся, что из-за финансирования оппозиционной партии к ним возникнут вопросы».

Крупнейшее пожертвование от коммерческой компании «Справедливая Россия» получила от «Ауди Центра Сочи» (ООО «Группа компаний «СБСВ-Ключавто»). Эта компания с годовой прибылью более чем 200 млн руб. (по Росстату за 2016 год) перечислила партии 17 млн руб. Совладелец фирмы и ее гендиректор Виктор Сергеев в 2017 году возглавил партийный список на выборах в краевое заксобрание, но стать депутатом ему не удалось. Единственный мандат «Справедливой России» в региональном парламенте получил бывший руководитель Краснодарского краевого отделения партии Денис Хмелевской. После выборов он перешел в «Единую Россию».

Самый заметный индивидуальный спонсор «Справедливой России» — депутат Думы Владивостока Руслан Галицкий, состоящий во фракции эсэров и перечисливший своей партии 2 млн руб. Галицкий — бывший гендиректор и совладелец одного из крупнейших спонсоров «Единой России» — ОАО «Терминал Астафьева», также он руководит приморской строительной компанией «Идеальный город» и еще несколькими фирмами.

«Яблочные» НКО

В 2017 году «Яблоко» осталось без бюджетной поддержки и теперь существует только на пожертвования.

Деньги партии «Яблоко» дают общественные организации через сложную схему НКО, зарегистрированных на один адрес. Источник в партии объясняет схему способом защитить спонсоров. В общей сложности партии удалось собрать 235,3 млн руб. (больше спонсорских пожертвований только у «Единой России»), из них 38 млн перечислила московская организация «Содействие сохранению памятников славянской письменности», 35,7 млн — региональная общественная организация «Поддержка развития образования регионов Крайнего Севера», 31 млн — «Клуб изучения развития экономических школ «Экономика», более 17,3 млн — общественная организация «Содействие юридическому образованию населения».

Все они, а также другие спонсоры «Яблока» зарегистрированы по одному и тому же адресу в Москве: ул. Марксистская, 20, стр. 8, а также имеют одинаковый номер телефона, соучредителей и директоров. Некоторые из этих общественных организаций жертвовали «Яблоку» деньги и в 2016 году, и в 2013-2014 годах. В шести из 15 общественных организаций, ставших спонсорами партии в 2017 году, одним из соучредителей является Леонид Краснер, его братья Ефим и Григорий или сестра Лариса. В пресс-службе партии от комментариев насчет связи спонсоров отказались.

Леонид Краснер — член совета директоров и совладелец небанковской кредитной организации «Континент Финанс», ранее имевшей регистрацию как банк «Надежный» и расположенный по тому же московскому адресу, что и все общественные организации, спонсирующие «Яблоко». В августе 2017 года «Континент Финанс» ЦБ. Регулятор обвинил кредитную организацию в несоблюдении требований закона для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и в сомнительных операциях по купле-продаже инвестиционных монет из драгоценных металлов, конечной целью которых являлось обналичивание денежных средств. Другие сотрудники «Континент Финанса», перечисленные на сайте компании, также являются учредителями спонсоров «Яблока».

И все, все, все

В 2017 году сумма пожертвований ЛДПР упала по сравнению с предвыборным 2016 годом более чем в 100 раз и оказалась минимальной за семь лет — всего около 3,6 млн руб. Почти все деньги партии пожертвовали граждане (по закону один человек может пожертвовать не более 4,33 млн руб. за год). Больше всех — около полумиллиона рублей — партии пожертвовал депутат от ЛДПР в муниципальном парламенте в Новосибирской области Александр Гулин, который и раньше спонсировал либерал-демократов.

У ПАРНАС, живущей исключительно за счет пожертвований, доходы упали более чем в восемь раз по сравнению с 2016 годом — с 45,2 млн руб. в 2016 году до 5,5 млн руб. в 2017 году.

Схемы финансирования других трех непарламентских партий — «Деловой России», «Патриотов России» и «Коммунистов России» — напрямую связаны с их лидерами.

Дочерний для «Деловой России» Фонд поддержки и защиты предпринимателей и экономически активных граждан оказался самым крупным жертвователем Партии роста — он перечислил на ее счет 19,7 млн руб. ПАО «Абрау-Дюрсо», главным владельцем которого является лидер партии Борис Титов, спонсировало Партию роста на 17 млн руб. и выдало еще 19 млн в виде займа сроком на один месяц под 8% годовых. Всего Партия роста привлекла в виде пожертвований от компаний и граждан более 5,3 млн руб.

«Патриоты России» получили от спонсоров 19,8 млн руб. Более трети этой суммы — от московской компании ООО «Копакабана». В 2016 году эта компания также пожертвовала партии деньги — 33 млн руб. Основатель и лидер «Патриотов России» Геннадий Семигин выдал партии заем — почти 22 млн руб., более половины дохода партии в 2017 году. Процентов по займу, который по договору партия должна вернуть к 2020 году, он требовать с политической структуры не собирается. Годом ранее он и его однофамилица Марина Семигина также одалживали партии деньги — всего более 28 млн руб.

Бюджет «Коммунистов России» почти полностью обеспечен 29 беспроцентными займами от председателя партии Максима Сурайкина, который, согласно отчетам в ЦИК, связан с ООО «Алезар», ООО «Народная компьютерная компания», ОАО «Санаторий «Автотранспортник России». В 2017 году доход партии составил 15,6 млн руб., из них 14,2 млн — заем от бывшего кандидата в президенты.

РБК направил запросы перечисленным в материале спонсорам партий, большинство из которых отказались от комментариев. Председатель совета омской областной культурно-просветительской общественной организации «Интеграция» Александр Кравец заявил, что спонсорство не запрещено законом: «Инвестируем, потому что позволяет устав. Мне непонятна суть вашего вопроса. Почему сейчас? «Интеграция» и КПРФ существуют давно».