Что такое логистика. Смотреть страницы где упоминается термин цель логистики

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики). Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д., вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей горизонтальная (согласование целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (согласование целей по уровням управления), например, цель - максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся:

· создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности, и других сопутствующих потоков;

· стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

· постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.


Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

Максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок;

Рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей;

Оперативная обработка и выдача информации.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках задач логистической системы, к которым относят следующие:

Осуществление сквозного контроля потоковых процессов в логистических системах;

Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

Многовариантное прогнозирование развития событий и т. п.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микрологистику. В табл. 1.1 представлена структура функций макро - и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка по-ставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и рас-пределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними ба-зируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответ-ствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях ирегламентируется в административномпорядке.

Таким образом, различают макрологистическую и микрологистическую системы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

После перехода России на рельсы рыночной экономики в стране началось бурное развитие бизнеса. Однако и до настоящего времени в сфере делового сотрудничества существуют проблемы, касающиеся перемещения и доставки сырья, финансов, информации и готовой продукции. Вопросы организации всех этих процессов относятся к работе отделов логистики предприятия и отдельно взятых логистических компаний. Подобные мероприятия, несмотря на их кажущуюся легкость, достаточно сложны и трудоемки. Именно поэтому работа в логистике требует не только опыта в этой сфере, но и значительного объема знаний.

Определение понятия

Что подразумевает термин «логистика»? Он означает управление потоками информации, финансов и товара. В связи с этим работа в логистике заключена в нахождении наиболее рационального способа перемещения продукта в цепочке, начальным звеном которой является производитель, а конечным - получатель или потребитель. Сложность осуществления данного процесса заключена в необходимости организации строгого контроля. Он должен вестись с момента получения заявки и информации о предстоящих перемещениях до выпуска готовых изделий, их хранения на складе и доставки.

В чем заключается работа (логистика)? Специалист, которому предстоит решение подобных задач, должен выстроить процесс таким образом, чтобы предприятие получило максимальную прибыль, понеся при этом минимальные затраты. Но при этом экономить средства понадобится с умом. Ведь покупатель настроен получить товар самого высокого качества, имеющего разумную для него стоимость. Кроме того, все перемещение продукции должно быть осуществлено в предельные сроки, которые предусматривают соблюдение необходимого уровня качества обслуживания.

Предмет, цели и задачи

Итак, мы рассмотрели понятие логистики. Задачи и функции логистики, а также ее предмет и цели прямо вытекают из данного выше определения. Начнем с предмета этой науки. Им в логистике является управление, осуществляемое над потоками ресурсов отдельного предприятия, а также контроль над состоянием сырья, материалов и товаров. Из этого следует цель данной дисциплины. Она состоит в повышении эффективности деятельности организации, что возможно при нахождении способов максимально выгодного перемещения средств, финансов и товара.

Все работы, выполняемые в логистике, призваны решать следующие задачи:

  • управлять движениями товара;
  • осуществлять контроль над организованными потоками информации, финансов, услуг и готовой продукции;
  • прогнозировать потребность предприятия в ресурсах;
  • планировать перемещение материальных ценностей.

Представляют собой укрупненную группу операций по доставке товаров, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей. В их перечень входят:

  • работы по формированию хозяйственных связей, необходимых для решения вопроса поставки товара или оказания услуг, а также их развитие, рационализация и корректировка;
  • определение направлений и объемов ценностей;
  • расчет прогнозных оценок потребности в перевозках;
  • размещение, развитие и организация на предприятии складского хозяйства;
  • определение оптимального маршрута перемещения товаров через места их хранения;
  • в сфере обращения;
  • проведение перевозок и сопутствующих им операций в пути следования груза;
  • выполнение таких операций, как маркировка и упаковка, погрузка и предварительная подготовка к ней;
  • управление операциями по приемке и хранению груза, а также по организации его перемещения мелкими партиями.

Для всех перечисленных выше логистических функций характерны две основные особенности. Они заключены в том, что:

  • весь комплекс работ подчинен достижениям единой цели;
  • носителями всех этих функций являются субъекты - участники логистического процесса.

Когда же может быть дана оценка эффективности проделанной работы? Функции службы логистики на предприятии оцениваются только на этапе достижения конечной цели.

Создание отдела, управляющего передвижением товара

Роль логистики в работе современного промышленного предприятия достаточно велика. Именно поэтому руководство любой компании должно позаботиться о создании отдела, который будет систематизировать процессы перемещения товаров. Подобное подразделение, находящееся в структуре предприятия, должно внедрять в повседневную жизнь предприятия Служба должна находиться в прямом подчинении руководителя компании.

Предприятия, имеющие подобный отдел, объединяют все функции, без которых невозможно эффективное выполнение заказов, в мощный механизм, с помощью которого решаются задачи любой степени сложности на профессиональном уровне и с большой ответственностью. Но при этом стоит иметь в виду, что работа в отделе логистики не должна быть подменой деятельности соответствующих структурных подразделений. Организационно все звенья управления компанией должны быть построены таким образом, чтобы взаимодействовать со службой, занимающейся вопросами перемещения материальных ценностей. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать деятельность и обеспечит устойчивость предприятия.

Задачи отдела

В должностные обязанности специалистов службы логистики не входит обязанность в устранении сбоев, а также в разрешении конфликтных ситуаций и возникающих проблем. Их функцией является координация и анализ выполнения крупных блоков задач. Управление в логистике представляет собой согласование операций, направленных на достижение основной цели предприятия.

Отдел, координирующий пути перемещения товаров, должен тесно взаимодействовать со всеми функциональными подразделениями фирмы, оптимизируя их деятельность и создавая компании определенную системную устойчивость.

Направления влияния

Отдел логистики, будучи отдельной структурой на предприятии, влияет на решение следующих вопросов:

  • взаимодействие с таможенными службами, налоговыми инспекциями и другими государственными органами;
  • обработку входящей информации о заказах, существующих клиентах, точках доставки, а также ее переосмысление с целью оптимизации перемещения грузов;
  • сырьевые запасы, так как одной из задач, стоящих перед логистом, является своевременное и бесперебойное обеспечение клиентов продукцией, что требует контроля над ее выпуском;
  • закупка (она находится под контролем отдела логистики, так как влияет на процесс сбыта).

Несмотря на широкий спектр поставленных перед отделом задач, работа в логистике не означает физической подмены соответствующих функциональных подразделений компании. Ведь, как правило, объемы и количество заказов могут быть таковыми, что они просто не позволят специалисту, призванному координировать потоки материальных ценностей, детально и качественно охватить все грани выполнения поставок. Именно поэтому столь важно понять, что заключается в управлении заказами, а координировать эти процессы должны иные соответствующие подразделения предприятия.

Примеры использования

Насколько востребована данная специальность? Логистика - это незаменимое звено, которое необходимо на любом этапе предпринимательской деятельности. Примером тому может служить организация производства продуктов питания:

  1. На первом этапе происходит планирование бизнеса. При этом логистика позволяет правильно рассчитать выгоду от размещения производства в выбранном месте. Только специалист данного направления сможет дать ответ на вопрос, рациональной ли явится деятельность с позиции затрат на доставку сырья, а также в связи с удаленностью от их точек нахождения. Стоит иметь в виду, что те задачи, которые предприниматель ставит перед логистом, должны быть решены в самые короткие сроки.
  2. После открытия производства и начала выпуска готовой продукции понадобится организовать ее сбыт. Планирование в логистике - это весьма важный процесс. Особенно если дело касается скоропортящейся продукции, такой как хлеб, молоко, колбасные изделия. Ведь в данном случае скорость и налаженность процесса сбыта в конечном итоге будет способствовать отсутствию потерь предприятия. Помимо этого, на этапе, когда еще только формируются отношения с клиентами, становится очень важной доставка товара в желаемые сроки.
  3. Управление сбытом. На данном этапе осуществляется тесное взаимодействие отдела логистики с другими структурными подразделениями предприятия. Наиболее плотно он работает с маркетингом. Управление в логистике представляет собой организацию слаженной деятельности всех структур компании, что обеспечит полное и точное выполнение поставленных задач.

Многогранность

Работа в логистике требует выполнения большого количества операций. В этом и заключается многогранность данной деятельности, которая необходима для следующего:

  • заключения и контроля выполнения договоров с покупателями и поставщиками;
  • организации перевозки (порой и доставки требуемых материалов);
  • контроля управления запасами предприятия;
  • решения вопросов, возникающих с органами таможни;
  • анализа имеющихся потребностей рынка;
  • разработки и заключения договоров с заказчиками, в которых учтены правовые и юридические аспекты.

Взаимосвязь с маркетинговой службой

Работа специалиста по перемещению товара, а также того, кто занимается ее сбытом, особенно тесно соприкасается на этапе реализации произведенной продукции. При этом конечная цель деятельности отделов логистики и маркетинга - повышение объемов продаж при организации наиболее качественного процесса реализации. При этом решаются следующие общие задачи:

  • организация и построение сети, распределяющей отгрузку товаров в зависимости от их востребованности, а также минимизация затрат;
  • выбор упаковки и тары для товара, чтобы они привлекали клиента и обеспечивали целостность груза;
  • разработка ценовой политики, что позволит изменить стоимость товара как в сторону ее уменьшения, так и в сторону увеличения.

Управление перемещением товара

Чем же конкретно занимается работник, у которого специальность - логистика?

Он, состоя в организационной службе предприятия, делает следующее:

  • разрабатывает оптимальные маршруты, позволяющие осуществить доставку товара при максимально полной загрузке транспорта, в кратчайшие сроки и с сохранением необходимого качества грузов;
  • проводит необходимые расчеты, направленные на сокращение расходов на перевозки, что может быть осуществлено при использовании одного транспортного средства, доставляющего сразу несколько партий грузов в одном направлении;
  • отвечает за сохранность товара при его перевозке, что обеспечивается безопасностью маршрута, быстрой загрузкой и разгрузкой продукции, а также расчетом влажностных и температурных условий транспортировки;
  • эффективно взаимодействует с другими структурными подразделениями компании, что позволяет увеличить прибыль, сократить затраты и повысить рентабельность.

Задачи служб логистики

Инфраструктура крупного предприятия порой состоит из целого комплекса отдельных объектов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. В связи с этим отдел логистики представляет собой разные службы, контролирующие те или иные сферы деятельности компании. Например, их работа может касаться транспортировки грузов и складского хранения материальных ценностей. При таких служб состоит в организации нормального функционирования всех цепочек, связующих объекты предприятия и обеспечения их грамотного взаимодействия.

Так, транспортный логист ведет работу по планированию маршрутов, а также устанавливает порядок перемещения грузов. Он подготавливает все необходимые документы, которые сопровождают товар, и осуществляет последующий контроль над всеми этапами перемещения материальных ценностей. Кроме того, такой специалист занимается вопросами страхования перевозимых товарных ценностей, а также готовит таможенные документы.

Не менее важной является работа в складской логистике. Она представляет собой организацию деятельности всех терминалов и комплексов, ответственных за хранение продукции и материалов. В обязанности такого логиста входят вопросы определения порядка не только размещения, но и хранения продукции. Кроме того, он должен сформировать четкую схему, позволяющую своевременно обработать товарные и материальные ценности. Опытный логист по складскому хозяйству способен подобрать оборудование для хранения и организовать эффективное использование имеющихся полезных площадей.

Карьерный рост

Менеджеры по логистике, как правило, начинают свою деятельность с должности ассистента. Это помощник, подготавливающий необходимую документацию, а также обрабатывающий различную информацию по каждому этапу перемещения материальных ценностей.

На этом этапе работы человек может определить ту область деятельности, по которой получит развитие его дальнейшая карьера логиста. Однако, для того чтобы подняться на высшую профессиональную ступень, понадобится диплом, подтверждающий получение высшего образования. Каким оно должно быть? Существуют вузы, которые дают профильное образование, но, кроме того, на должность логиста могут претендовать экономисты и специалисты по таможенному делу.

Наиболее востребованными у работодателей являются логисты, получившие международные сертификаты и прошедшие курсы повышения квалификации. При этом хороший менеджер должен обладать отличными аналитическими и организаторскими способностями. При работе с зарубежными партнерами понадобится также знание иностранного языка.

Менеджером, работающим в логистике, может стать только ответственный человек, ведь на его плечи лягут обязанности по обеспечению непрерывной деятельности всей компании. Кроме того, такой специалист должен обладать хорошими навыками общения и легко налаживать контакты с людьми. В работе ему понадобится и такое качество, как стрессоустойчивость. Ведь такой специалист испытывает постоянное давление со стороны перевозчиков, поставщиков и руководства.


Логистика – новое направление в организации движения грузов. /1/.

Логистика - процесс управления и хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в хозяйственном обороте фирмы с момента уплаты денег поставщикам, до момента получения денег за доставку готовой продукции /2/.

Логистика – управление материальными потоками в сфере производства и обращения /3/.


  1. В чем заключается основная цель логистической системы?
Цель деятельности в области логистики определяется «шестью правилами логистики»: необходимо произвезти и доставить груз – нужный товар, в нужном количестве и качестве, в необходимое место и время с минимальными затратами /1/.

  1. Груз – нужный товар

  2. Груз в необходимом количестве

  3. Груз необходимого качества

  4. Груз в нужное место

  5. Груз в нужное место

  6. Груз с минимальными затратами
Для достижения поставленных целей формируется логистическая система. Цель считается достигнутой, если шесть правил выполнены.

  1. Когда возникла интегрированная логистика?

Четвертый этап: 90-е годы. Интеграция – формирование единой интегрированной логистической системы от источника сырья до конечного потребителя.


  1. С именами каких ученых связано происхождение термина "Логистика»
А.А.Джомени, Лейбниц, Павелек, Мате, Тиксье, Конверс, Дракер, Портер, Сток, Бенсон, Уайтхэд.

  1. Что является объектом исследования Логистики?

Объектом изучения логистики являются параллельно протекающие материальные, информационные и финансовые потоковые процессы /1


  1. Что из перечисленного ниже является логистической операцией

Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материальных и /или информационных потоков и их перемещение

7. Какие существуют виды материальных потоков?


  • по отношению к логистической системе – внутренние, внешние, входные, выходные;

  • по натурально вещественному составу – одноассортиментные, многоассортиментные;

  • по количеству груза – массовые, крупные, мелкие;

  • по удельному весу – тяжеловесные, легковесные;

  • по степени совместимости совместимые, несовместимые;

  • по консистенции груза – насыпные, навалочные, наливные, тарно-штучные

8. В каких единицах измеряется М.П.?
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (тонны, штуки, килограммы), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год)

9. Что такое логистический канал?
Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от производителя к потребителю
10. Что такое логистическая цепь?
Логистическая цель – линейно упорядоченное множество участков логистического процесса осуществляющих доведение материального потока от одной логистической системы к другой /1/.
11. Что такое математическая модель?
Процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого материального объекта. В логистике применяют 2 вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

12. Что является методологической основой логистики?
Современная теория логистики базируется на четырех науковедческих дисциплинах: системный анализ, кибернетический подход, исследование операций, прогностика
13. Какие операции относятся к закупочной логистике?
1 Исследование рынка закупок

2 Анализ цен приобретаемых товаров

3 Выбор поставщика

4 Установление рациональных хозяйственных связей с поставщиком

5 Определение потребностей в предметах МТС, обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

6 Организация способа поставок закупаемых материалов

7 Организация хранения материалов

8 Обеспечение качества поставляемого сырья


14. Какие виды систем организации снабжения Вы знаете?

  • макрологистические системы – крупные системы управления материальными потоками на уровне региона, отрасли, страны или нескольких стран. Звеньями этих систем являются отдельные предприятия, формирующие материальные потоки. В рамках макрологистических систем выделяются: логистические системы с прямыми связями (без посредников), эшелонированные логистические системы (с посредниками), смешанные;

  • микрологистические системы – система управления материальными потоками на уровне предприятия. Элементами этих систем являются, как правило: подсистема закупок, склады, транспорт, подсистема планирования запасов сырья и материалов, подсистема информации, подсистема кадры, подсистема сбыта, подсистема обслуживание производства.

15. "Канбан" в переводе означает…Карта

16. Что собой представляет логистическая система "канбан"

Тянущие системы – системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. К тянущим системам относят систему Канбан (карточка заказа) которая разработана фирмой «Тойота». Достоинства: быстро и эффективно реагирует на изменение спроса и не требует тотальной компьютеризации, однако требует высокой дисциплины поставок.
Реализация «тянущихся» микро-логистических систем. Организация непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и не требующий страховых запасов. Производитель не имеет общего жёсткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа. Средством передачи информации являются карточки: отбора и производственного заказа.
17. Что собой представляет концепция МРП

Толкающая система – система организации производства, в которой материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления. Материальный поток, который поступает на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего не заказывается. Переполненный предыдущий участок «проталкивает» часть продукции на последующий участок как бы под напором. Данная система требует тотальной компьютеризации производства. Наиболее распространенная система толкающего типа называется МРП (МRP). Ее функции: планирование потребности в материалах; прогнозирование уровня потребности с учетом рыночной конъюнктуры; контроль скорости оборачиваемости материалов. К недостаткам НРП относится недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховочного запаса.
18. Что собой представляет система ДРП
Система базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система работает в условиях неопределённости спроса. Планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников. Имеется система графиков которые координируют весь процесс поставок и пополнения запасов ГП.

19. Какой вид транспорта является самым дешевым

морской
20. Какие виды тарифов использует авто - транспорт
Автомобильный транспорт использует следующие виды тарифов: сдельные, на условиях платных автотоннах часов, за повременное пользование грузовыми авто, из покилометрового расчет, за перегон подвижного состава, договорные /5/.

На размер тарифной платы влияют расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза, вид подвижного состава (за специальный транспорт – дороже).

Базовым является универсальное автотранспортное средство грузоподъемностью 23т с объемом кузова 68-72 куб. Использование любого автотранспортного средства идет с надбавок. Особенно дорого использование

21. Какие виды тарифов использует Ж/Д транспорт
Железнодорожные тарифы подразделяются по видам и формам построения

По видам тарифы подразделяются на общие, исключительные, местные, льготные.

По форме построения грузовые тарифы подразделяются на табличные и схемные.
Все ныне действующие в России железнодорожные тарифы опубликованы в Прейскуранте 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». При международных перевозках используется Международный транзитный тариф (МТТ), являющийся приложением к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС). Участники СМГС – Россия, страны СНГ, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния
22. Какие операции относятся к распределительной логистике?

23. Что такое гарантийный запас?


  • гарантийные (страховые) – для непрерывного снабжения (при нормальных условиях работы фирмы эти запасы неприкосновенны).

24. Какие издержки служат критерием оптимизации запасов?
Критерием оптимизации запасов является минимум совокупных издержек:

- издержек хранения товаров (Затраты на складское хранение, платежи за аренду, текущие затраты, страховые и налоговые издержки)

- издержки выполнения заказа (оформление заказа, оформление договора о поставке, транспортные издержки)
25. Какие издержки относятся к издержкам хранения запасов?
Затраты на складское хранение, платежи за аренду склада, текущие затраты, страховые и налоговые издержки, потери от разрушения и порчи.
26. Какие издержки относятся к издержкам выполнения заказа?

Оформление заказа, оформление договора о поставке, транспортные издержки, о коммуникации с поставщиками.

27. Что является регулирующими параметрами для системы с фиксируемым размером заказа?

В системе с фиксированным размером заказа контролируется уровень запаса, и если количество запасов падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество.

Таким образом, фиксированными величинами в данной системе являются:


  • пороговый уровень (ПУ), при котором повторяется заказ;

  • заказываемое количество товара (Q отп)

28. Какие параметры являются регулирующими для системы с фиксированным интервалом времени между заказами?
В система с фиксированным интервалом времени между заказами запасы на восполнение возмещаются с заданным интервалом времени между заказами, а размер партии не постоянен и зависит от имеющегося остатка.

Через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов, если после предыдущей проверки было израсходовано некоторое количество материалов, то подается заказ на восполнение до максимального желаемого уровня.

29. Что такое система «Минимум – максимум»
Система «min-max» - ориентирована на работу при систематических сбоях поставки. Пополнение запасов идет в момент достижения ПУ (уровень min),а максимально желаемый запас выполняет роль уровня max, до которого пополняется запас. Размер заказа определяется следующим образом: если текущий запас Q больше уровня min, то пополнения не происходит; если Q меньше или равен min, то размер заказа определяется по формуле
30. Что собой представляет система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
Эта система ориентирована на работу при значительных колебания потребления, заказы здесь производятся в установленные моменты времени и при достижении запасом порогового уровня.

Таким образом, запасы делятся на две категории:


  • плановые заказы, размер заказа определяется по формуле (7)

  • дополнительные заказы, раз мер заказа в этом случае рассчитывается по формуле

31. Виды Информационных систем .
Логистические информационные системы делятся на три группы: плановые, диспозитивные (диспетчерские), исполнительные (оперативные).

Плановые системы - создается на административном уровне управления и служат для принятие решений стратегического характера. С помощью этих систем решают следующее задачи:


  • создания и оптимизация звеньев логистической цепи;

  • управление условно – постоянными данными;

  • планирование производства;

  • общее управление запасами.
Диспозитивные системы создается на уровне управления цехом или складом. Решаемые задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования);

  • распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;

  • отбор грузов по заказам, их комплектация, учет отправляемых грузов.
Исполнительные системы создается на уровне оперативного управления, обработка информации в этих системах осуществляется в режиме реального масштаба времени. Этот режим позволяет получать информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать управляющие воздействия на объект управления.

32. Код EAN - 13
EAN-13 (UPS) – применяется для кодирования товаров произведенных в Европе, а код UPS – в Канаде, США. Код EAN-13 получил широкое распределения в сфере обращения товаров народного потребления.

На этапе запуска в производство товару присваивается 13-значный цифровой код. Каждой цифре кода соответствует определенный набор штрихов пробелов. Первые три или две цифры обозначают код страны, принято называть эту часть кода флагом. Следующие четыре цифры – индекс предприятия - изготовителя товара.

Следующие пять цифр предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению.

Таким образом, первые двенадцать цифр штрихового кода EAN-13 идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Тринадцатая цифра представляет собой контрольную цифру, рассчитываемую по специальному алгоритму на основе 12 предшествующих.
33. Оптимальный уровень обслуживания в системе логистического сервиса фирмы.
70%

34. Какие операции относятся к оказанию сервисных логистических услуг.

Виды работ в области логистического сервиса.

1 Предпродажные:


  • Определение политики фирмы в сфере оказания услуг,

  • Планирования услуг.
2 Работы в процессе продажи товаров :

  • исполнение заказов (подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц),

  • обеспечение надежности поставки,

  • предоставление информации о прохождении груза.
3 Послепродажные услуги

  • гарантийное обслуживание,

  • обязательства по рекламации,

  • обмен.
страница 1

В современных условиях для решения многих производственных задач, связанных с перевозкой грузов морскими судами, используются положения системного анализа, математические методы и модели, достижения информационных технологий. Наиболее полное выражение эти элементы разных наук нашли в логистике. Логистика – это одновременно наука и практика интегрального управления материальными и, сопутствующими им информационными потоками от пунктов их зарождения до пунктов погашения (назначения).

Общей целью логистического управления считается минимизация совокупных затрат на доведение готовой продукции до конечного потребителя. Принципиальная идея такого подхода заключается в следующем. В основе цены любой продукции чаще всего лежат суммарные затраты на ее производство и доставку к месту назначения. Они обычно слагаются из следующих затрат: на закупку и доставку к месту производства сырья и комплектующих, на переработку исходных материалов и изготовление готовой продукции, на ее хранение у производителя и продавца, затрат на транспортировку готовой продукции к покупателю и т.д. На каждом из этих этапов движения материальных потоков ответственные лица решали частные задачи минимизации соответствующих затрат. Для этого использовались и сейчас используются методы теории управления запасами, исследования операций, математической статистики и другие. Однако, такая попытка «поэтапной» минимизации затрат не дает необходимого для продавца эффекта, чтобы успешно действовать в условиях жесткой ценовой конкуренции на рынке. Поэтому дальнейшее развитие логистической концепции направлено на интеграцию всех локальных задач в единую систему таким образом, чтобы решение каждой из них было увязано с решением других задач и подчинялось общей системной цели.

Таким образом, главная общая цель логистики – это достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке, увеличение в нем своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Общей задачей логистики является также создание интегрированной эффективной системы регулирования материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. При этом компьютеризация, развитие сети электронного обмена данными с потребителями рассматриваются фирмами-производителями как важный источник реализации возможностей логистики в деле повышения прибыли. Так, например, за счет совершенствования систем обработки информации, связывающих администрацию, подразделения логистики и поставщиков компании, получают возможность сокращения уровня запасов сырья в 15-20 раз.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит в далекое прошлое. Имеются сведения о том, что еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики» и занимавшиеся распределением продуктов питания. В военном лексиконе западных стран логистикой называли деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными средствами, содержания их запасов и эвакуации войск. Некоторые специалисты считают, что благодаря военному делу логистика стала наукой.

Создателем первых научных трудов по логистике считается военный специалист начала XIX века Джомини, который определил логистику как «практическое искусство движения войсками». Он в логистику включал не только перевозки, но и широкий круг других вопросов – планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог. Известно, что некоторые положения логистики использовались армией Наполеона. Методы логистики применялись в годы второй мировой войны в сфере материально-технического снабжения армии США.

Со временем логистика перешла из военной области в сферу хозяйственных дел. В настоящее время в разных странах сложились свои логистические школы и приняты свои формулировки понятия «логистика». По мнению ряда авторитетных ученых, логистика – это интеграция перевозочного и производственного процессов с необходимыми информационными процессами, включающая погрузочно-разгрузочные, транспортные и другие операции. Французские специалисты по логистике трактуют ее как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». Считается, что логистика требует координации всех систем движения материалов и готовой продукции как внутри предприятия, так и вне его. В результате она позволяет управлять материальными потоками от момента заготовки продукции до реализации в физическом, информационном и организационном смыслах. В наиболее обобщенном виде под логистикой понимают искусство управления материальными потоками от первичного источника до потребителя.

Современная логистика содержит несколько взаимосвязанных функциональных областей, а именно:

· логистика снабжения - оптимизация процессов закупки на рынке необходимого сырья, материалов, деталей;

· производственная логистика - организация материального производства, оптимизация потоков движения инструментов, схем техобслуживания и ремонта;

· транспортная логистика - выбор оптимальных маршрутов движения транспортных средств, совершенствование операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой, складирование груза в процессе перевозки;

· складская логистика - решает задачи при производственном хранении материальных запасов;

· распределительная логистика - управление товарными потоками в сфере сбыта.

Каждая из названных областей логистики получила достаточное развитие в научном и практическом смыслах. Однако проблема их объединения в единую систему пока решена только концептуально, и исследования в этом направлении продолжаются. Неотъемлемой частью всех видов логистики является наличие информационного потока (информационная логистика ), включающего в себя сбор данных о потоке товаров, их передачу, обработку и выдачу основной информации пользователям.

Основные функции логистики снабжения – это планирование, регулирование и контроль обеспечения основного производства необходимыми материалами и сырьем с минимальными издержками. Функции производственной логистики заключаются в достижении высокой степени синхронности работы всех производственных подразделений с минимальными запасами производственного назначения. Основное назначение распределительной логистики , охватывающей сектор транспорта, состоит в своевременной и сохранной доставке готовой продукции путем обеспечения планирования, реализации и контроля за перевозками товаров. Между указанными видами логистики существует связь и взаимозависимость.

В частности, в последнее десятилетие прошлого века начала строиться работа экспедиторов на принципах логистики: обеспечение экономичной и рациональной доставки товара (начиная от сырья и кончая готовым изделием) в требуемом количестве и в гарантированные сроки. Это оказалось возможным, когда были достигнуты: обеспечение связи компьютеров товаропроизводителей с компьютерами агентов и экспедито­ров, и в том числе с использованием телекосмической связи, обмен между ними безбумажной электронной документацией и информацией (система «ЭДИФАКТ») и принятие с помощью ЭВМ оптимальных оперативных решений.

Опыт показывает, что использование принципов логистики позволяет суще­ственно сокращать себестоимость продукции за счет: снижения различных «запасов» путем доставки по минутному графику сырья, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий к рабочему месту у конвейера, в ходе мон­тажа; уменьшения расходов на упаковку и маркировку вследствие использования контейнеров и возвратной тары; сокращения сроков пред­продажной подготовки товаров; использования безбумажной документации; сниже­ния затрат на монтаж и установку оборудования, использования для перевозок судов с горизонтальной или доковой по­грузкой и выгрузкой (суда типа RO-RO и RO-FLOW).

В странах с развитой экономикой рассматриваются четыре последовательных этапа (уровня) развития логистических систем .

Для первого этапа развития логистики характерны такие признаки. Область действия логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции и ее транспортировку к потребителю. Работу системы оценивают величиной затрат на транспортировку и другие операции по распреде­лению продукции в общей выручке от продаж товаров.

Для второго уровня развития систем логистики характерно управление потоком товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. На этом уровне логистика выполняет следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы систем логистики.

Систему логистики третьего уровня характеризуют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конкретного потребителя. В дополнение ко второму уровню функции системы расширяются доставкой сырья, прогнозированием сбыта, закупкой сырья, управлением запасами сырья или продукции незавер­шенного производства, проектированием систем логистики.

Для четвертого уровня развития систем логистики логистические функции в основном аналогичны третьему уровню, при этом они интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке нередко противоречивых целей различных подразделений компании.

Наиболее перспективной логистической системой считается система «Just in time» (ЛТ). Это Логистическая система в производстве, снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материалов и готовой продукции в необходимых количествах и к моменту времени, когда в них нуждаются звенья логистической системы, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. При этом в значительной мере отпадает необходимость в складировании продукции и связанных с этим издержках.

В настоящее время в основных развитых странах использование логистики находится на разных уровнях. Обследование 500 крупных западноевропейских компаний (26% компаний ФРГ, 20% - Голландии, 17% - Великобритании, 16% - Франции, 11% - Бельгии и 10% - Италии), представляющих 30 различных отраслей экономики, выявило процент нахождения фирм на каждой стадии развития логистики.

Около 57% обследованных фирм находятся на первой стадии, характеризующейся не регулярной организацией и суточным планированием логистики. На второй стадии 20% компаний планируют мероприятия по организации логистики на недельный срок. Третья и четвертая стадии развития характеризуются внедрением интегрированной системы логистики, охватывающей доставку товаров от поставщиков материалов до конечных потребителей готовой продукции. На этих стадиях развития логистики находятся только 23% компаний из 500.

Частной задачей логистики может служить создание минимальных товарных запасов и максимальное сокращение времени хранения и транспортировки груза. Примером оптимального решения задачи «минимизация партии доставки - цена доставки - скорость доставки» может служить деятельность американской транспортно-почтовой компании «Federal Express». В конце XX века ее доход достиг 7 млрд. долларов, а чистая прибыль – 117 млн. долларов. Самолеты компании доставляют ежегодно 1 млн. 250 тыс. посылок в 127 стран мира. Успеху содействовала логистическая и маркетинговая проработка, приведшая к предложению услуги доставки посылки «на следующее утро» к получателю. Обеспечение надежности доставки отправлений повлекло и существенное повышение цен на почтовые услуги. Однако для клиентов главным оказалось доставка ценных пакетов к деловым партнерам по схеме JIТ «точно вовремя». Используя сеть национальных систем транспортных расписаний, компания для достижения цели JIТ сократила партии скомплектованных отправок, но выиграла в точности времени доставки и повышении цены услуги.

По данным Всемирной торговой организации в 2003 году мировое лидерство в торговле сохраняли США, товарооборот которых с другими странами достиг 2 трлн. 29,6 млрд. долларов. На втором месте – Германия (1 трлн. 350,1 млрд. долларов), хотя по масштабам экспорта она обгоняет США (748,4 млрд. против 724 млрд. долларов). Третье место у Японии (854,9 млрд. долларов), однако очень близко к ней располагается Китай (851,2 млрд. долларов), который уже сейчас замыкает тройку крупнейших импортеров. В 2003 году китайский экспорт возрос на 35%, а импорт на 40%. Основная причина стремительного роста внешнеторгового оборота Китая – проникновение в страну, привлеченных относительно дешевой рабочей силой, многочисленных иностранных компаний, которые строят много новых заводов. В 2002 году по масштабам прямых капиталовложений КНР догнала мирового лидера – США. По производству персональных компьютеров и видеоплейеров Китай вышел на первое место в мире. Наращивание производства различных товаров в экономически развитых странах мира и, как следствие, дальнейшее увеличение объемов международной торговли обусловливают необходимость применения транспортной логистики на всех основных направлениях грузоперевозок, в том числе с участием морского транспорта.

Разработкой идей, обменом опытом и определением научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в развитых странах мира занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объ­единяющие промышленные фирмы и научные организации. Такие объеди­нения имеют свои исследовательские центры, занимающиеся анализом ситуаций в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. В некоторых странах существует несколько национальных ас­социаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 националь­ных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики . Они проводят различные встречи, консультации, выставки и другие мероприятия.

Анализ зарубежных источников свидетельствует об огромном влиянии логистики на успешную деятельность фирм. Менеджеры американских и западноевропейских компаний, в том числе судоходных, считают, что логистика крайне необходима для достижения конкурентоспособности. Она играет важную роль в разработке стратегии фирм. Сейчас логистику стали относить не к функциям сферы обслуживания, а к источнику, способствующему повышению долевого участия на рынке сбыта и получению прибыли. В конце XX века достижения в увеличении доходов многих фирм были связаны с использованием принципов логистики.

Транспортная логистика

Всесторонний разбор задач, которые решаются в рамках логистики, показывает, какую большую роль в организации движения материальных потоков играет транспорт, в том числе морской. Именно транспорт обеспечивает перемещение единиц этих потоков в пространстве. Достижение глобальной цели логистики в значительной мере обеспечивается за счет технического и технологического совершенствования типов транспортных средств, относящихся к отдельным видам транспорта, совершенствования технических устройств и технологии передачи грузов с одного вида транспорта на другой, оптимизации маршрутов и графиков движения транспортных средств, оптимизации режимов работы портовых терминалов и др. В свою очередь, это вызывает необходимость дальнейшего развития транспортной логистики и, в частности, создания транспортно-логистических систем. Такие системы организуются для обеспечения требуемой скорости продвижения товаров с минимальными совокупными затратами. В их состав входят фактические перевозчики, экспедиторские и агентские компании, различные посредники, банковские и страховые учреждения, исследовательские центры и т.д. Так как материальные и информационные потоки осуществляются во времени и в пространстве транспортными и коммуникационными средствами, появилась необходимость выделения транспортной логистики , призванной решать вопросы выбора транспортных средств для перевозки продукции, схем доставок и оптимизации маршрутов перевозок. Конечный продукт транспортной логистики – груз, доставленный своевременно, в сохранности и с минимальными затратами всех средств. В настоящее время транспортная логистика – это прикладная наука по организации транспортных потоков грузов в соответствии с требованиями заказчика и сквозного перевозочного процесса товара от времени производства к месту потребления. Таким образом, задачей транспортной логистики является сокращение до минимума общих затрат на перевозку продукции, которые нередко составляют до 50% при новом качестве предоставления транспортных услуг.

Появление транспортной логистики, кроме сказанного обусловлено также рядом предпосылок, которые объясняются особой ролью транспортной отрасли в мировой экономике. Транспорт быстро реагирует на негативные стороны развития экономики и ее отраслей, на усиление процесса глобализации. Кризисные явления в транспортной сфере в 70-х и затем в 90-х годах прошлого столетия (низкая эффективность, требования экологической чистоты, высокая аварийность и расходы) и возросшие требования потребителей транспортных услуг явились толчком к развитию логистики в транспортной отрасли.

Транспорт является основным связующим звеном между производством и потреблением, поэтому он перестает быть обособленной отраслью экономики и выступает как производитель широкого круга транспортно-логистических услуг. Логистика обеспечивает «стыковку» двух сфер деятельности, базирующихся на соответствующей информации: спроса потребителей мировой и национальной экономики на транспортные услуги и предложения, выдвигаемого транспортными предприятиями. В системе «спрос-предложение» транспортная составляющая предлагает разные формы и методы взаимодействия видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в услугах транспорта и для повышения эффективности использования транспортных ресурсов.

Услуги транспорта, в том числе морского, определяются как вид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обес­печения. Под транспортной услугой подразумева­ется не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а лю­бая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

● перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочиые работы (погрузка, выгрузка, пе­регрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские опера­ции);

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств (судов);

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспорт­ных средств;

· прочие услуги.

Логистические (в том числе и транспортные) услуги основыва­ются на следующих положениях и правилах :

· каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

· в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия информации;

· услуга не может быть рециклирована;

· услуги нельзя нарабатывать «про запас»;

· оказанную услугу нельзя отремонтировать;

· оказанная услуга не может быть выполнена вновь;

· память о хорошей услуге мимолетна, плохая услуга запомнится надолго.

В последнее время важность логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг и все боль­шее число компаний и работников включаются в нее. Целый ряд ло­гистических посредников становятся предприятиями сервиса, в ко­торых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров.

В прежние времена самому процессу перемещения товаров не уделялось достаточного внимания, что обусловливало нехватку транспортных средств, перенасыщенность магистралей, ограниченность складских помещений, излишнее количество обслуживающего персонала. В результате главный компонент перевозки – груз нередко перемещали к месту назначения месяцами, хранился в неподходящих условиях, портился, повреждался, а иногда и вовсе пропадал.

В современной рыночной экономике главным становится не только груз, но и способ его скорейшей доставки и обеспечения сохранности. Поэтому был необходим переход к новым логистическим методам хозяйствования, управления и приведения транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями заказчика и современной технологии.

Компонентами транспортной логистики являются грузы, виды транспорта, склады и терминалы и все виды обеспечения и обслуживания. Развитие транспортной логистики существенно видоизменило эти компоненты. В частности, транспортно-экспедиторское обслуживание трансформировалось в форму интегрального оператора интермодальных перевозок, а склады и терминалы преобразовались в логистические центры, которые стали основной структурной единицей транспортной логистики.

В комплексных системах грузового транспорта концепция логистики сводится к следующим условным шести правилам, которые определяют конечную цель логистической деятельности :

· груз (нужный товар);

· количество (необходимое количество);

· время (своевременность доставки груза по назначению);

· место (доставка в нужное место);

· затраты (минимальные затраты).

При выполнении всех шести условий цель логистической деятельности считается достигнутой. Но чтобы достичь этой цели, оптимизируют материальные потоки и проводят совокупность мероприятий по решению логистических задач, основными из которых являются:

· обработка груза - рационализация тары, унификация грузовых единиц, пакетизация и контейнеризация перевозок, применение эффективной системы складирования и др.;

· транспортно-экономическая разработка схем доставки груза - выбор схем и маршрутов доставки грузов, согласование параметров транспортных средств и грузовых единиц, организация и управление материальными и информационными потоками и др.

Логистические системы могут быть: глобальные (международные, трансконтинентальные, государственные), городские , межрегиональные , а также внутрипроизводственные (в рамках предприятия, структурного подразделения).

На рисунке 8.1. в качестве примера показана упрощенная схема продвижения груза (минеральных удобрений) в международной логистической системе, элементами которой являются: производитель продукции, местные перевозчики (авто- и ж/д предприятия), распределительные склады, перегрузочный комплекс морского порта (терминал), комплекс по затариванию удобрений, предприятия морского транспорта, участвующие в перевозке.


Рис. 8.1. Перемещение товара в логистической системе.

Логистическая система закладывается в основу экономической стратегии транспортной компании в качестве основного инструмента в конкурентной борьбе и способа осуществления планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами.

Сфера деятельности транспортной логистики охватывает следующие области:

· планирование, организация и осуществление рациональной и с минимальными затратами доставки груза от мест его производства до мест потребления;

· контроль за всеми транспортными и другими операциями, осуществляемыми в пути следования грузов, с использованием современных средств телекоммуникации и современных информационных технологий;

· предоставление необходимой информации грузовладельцам, экспедиторам, получателям грузов и другим участникам транспортного процесса.

Транспортная логистика решает следующие основные задачи:

· выбор вида транспорта;

· выбор типа транспортного средства (ж/д вагон, автомобиль, судно);

· совместное планирование процесса перевозки со складским и производственным и обеспечение единства технологии;

· определение затрат на транспортировку, экономической эффективности и др.

Важная задача работы логистической цепи доставки товара - выбор транспорта, наилучшим образом приспособленного для перевозок. При выборе транспортных средств исходят из необходимости обеспечения сохранности груза, наилучшего использования их вместимости и снижения затрат на перевозку. Для выбора оптимального вида транспорта и схемы доставки в каждой конкретной перевозке используется информация о характерных особенностях груза, различных видах транспорта и района транспортировки.

От выбора вида транспорта зависит уровень цен товаров, своевременность доставки и их состояние в момент прибытия к местам назначения.

При принятии решения обычно руководствуются достоинствами и недостатками различных видов транспорта.

В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международных перевозок товаров можно оценить на основе следующих основных характеристик.

Морской транспорт характеризуется относительно невысокой стоимостью создания и поддержания морских путей и высокими затратами по содержанию устройств для начально-конечных операций (погрузо-разгрузочные операции, портовое обслуживание судов и т.д.), что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах. При перевозках на дальние расстояния морской транспорт не имеет конкурентов.

Особенность внутреннего водного транспорта - это исключительная сфера его деятельности при массовых перевозках грузов в районах, где недостаточно развита сеть наземных путей. Однако необходимость строительства на многих реках дорогостоящих гидросооружений и судоходных каналов ограничивает использование этого вида транспорта при международных перевозках грузов.

География железнодорожных перевозок ограничена существующими путями сообщения. Этот вид транспорта характеризуется высоким удельным весом затрат на содержание постоянных устройств (содержание путей, средств связи, искусственных сооружений и т.д.).

На автомобильном транспорте затраты на содержание постоянных устройств относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Возможность доставки груза от склада отправителя до склада получателя, бесперегрузочных операций с одного транспортного средства на другое, обеспечивает ему основную роль при доставке грузов конкретному потребителю.

На воздушном транспорте наибольшая эффективность достигается при перевозках срочных, ценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния. На протяженных маршрутах этот вид транспорта становится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному транспорту.

Трубопроводный транспорт характеризуется относительно низкой себестоимостью транспортировки и высоким уровнем автоматизации загрузки системы, прокачки и слива. Это обеспечивает ему высокую конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта.

В качестве основного критерия выбора вида транспорта берутся общие издержки доставки, которые складываются из тарифа за перевозку и других связанных с ней расходов потребителя транспортных услуг. Наряду с величиной общих издержек необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на выбор вида транспорта :

1. Вид и характер перевозимых грузов . В некоторых случаях нет возможности выбора: скоропортящиеся грузы подлежат перевозке авиатранспортом или в рефрижераторах. И наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Следует также учитывать наличие тяжеловесных и длинномерных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют массовые наливные и навалочные грузы – сырая нефть и нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно.

2. Расстояние и маршрут перевозки . Определяющими для выбора вида транспорта являются место отгрузки и конечный пункт назначения. Во внутриконтинентальных перевозках чаще используют железнодорожный и автомобильный транспорт, а в межконтинентальных - морской и авиационный. Опытным путем установлено, что наибольшая эффективность использования железнодорожного транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км. При перевозках тарно-штучных грузов на расстояние до 200 км наиболее экономичен автотранспорт. При перевозках наливных и навалочных грузов независимо от расстояния выгодно использовать внутренние водные перевозки.

3. Фактор времени . Важным фактором, определяющим эффективность использования различных видов транспорта, является скорость доставки груза . От нее зависит размер и стоимость грузовой массы, «омертвленной» в процессе перевозки. На время доставки груза влияет скорость перемещения, скорость погрузо-разгрузочных работ, а также временные затраты на различные стояночные операции в пути (шлюзование, формирование железнодорожных и речных составов и др.). Авиатранспорт, очевидно, самый быстрый способ доставки грузов, но он весьма дорогостоящий.

4. Стоимость перевозки . Выбирая вид транспорта по этому признаку, следует учитывать сопутствующие издержки при доставке груза.

5. Стоимость упаковки . Опыт свидетельствует: если упаковка товаров превышает 8% стоимости перевозки, нужно менять вид транспорта. Наиболее дешевая упаковка требуется при воздушных перевозках, а наиболее дорогая - при морских.

6. Стоимость страховки груза . При воздушных перевозках страховка обычно осуществляется на более короткий срок по сравнению с другими видами транспорта (особенно морем), что может дать заметный эффект.

7. Стоимость доставки груза до магистрального транспорта . При воздушных и морских перевозках эти издержки обычно значительны по сравнению с железнодорожным видом транспорта.

8. Наличие грузовых линий и частота отправки грузов на этих линиях .

9. Наличие ограничений , предусмотренных в контрактах купли-продажи, договорах перевозки и других документах.

10. Обычаи и национальное законодательство , регламентирующие работу транспортных и сопряженных предприятий.

Вследствие распространения перевозок грузов укрупненными местами (смешанные и комбинированные перевозки) отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Преимущества этих перевозок определяются преимуществами, вызванными консолидацией грузов и их перевозкой по схеме «от двери до двери» на основе единого документа и одним оператором.

При выборе оптимальной схемы доставки груза используется информация о характеристиках груза, транспортных средств, стоимости перевозки, формальностях и др. На рис.8.2 в качестве иллюстрации показаны основные этапы выбора схемы транспортировки груза.

Основными логистическими принципами , реализуемые на транспорте, являются :

· доставка грузов «от двери до двери»;

· высокая скорость перевозки и минимальное время доставки грузов;

· принцип «just in time» и жесткие сроки доставки грузов;

· интермодальные перевозки транзитных грузов;

· гибкий подход к запросам клиентов;

· стабильный график движения и высокая надежность доставки;

· частые отправки, малые серии и партии грузов, малые склады.

По масштабу сферы деятельности системы транспортной логистики делятся на макро- и микрологистические, а возможность совершения различных логистических операций и функций предопределила разделение на микро- и макрологистику.

Макрологистика – это совокупность логистических систем в ограниченной географически зоне. Например, транспортная политика определенного государства.

На уровне региона макрологистическая система включает в себя предприятия и организации транспортного и обслуживающего характера, участвующие в процессе доставки товара потребителю в различные страны. Это транснациональные корпорации, фирмы, территориально-производственные комплексы, транспортные и промышленные объединения. Развитие макрологистики в транспортном аспекте характерно для стран Европейского союза, где все более увеличиваются объемы интермодальных перевозок, а многие морские порты приобрели черты транспортно-логистических центров. В частности, в Западной Европе уже много лет действует транспортная система “Европлатформс”, включающая целый ряд логистических центров. Эти центры выполняют на современном уровне весь комплекс операций по перевозке, хранению и перевозке грузов, включая складские, транспортно-экспедиторские, таможенные, брокерские, страховые, банковские и другие услуги.

Макрологистика на транспорте решает следующие задачи:

· анализ рынка поставщиков и потребителей;

· выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организации и технологии процесса перевозки;

· определение рациональных направлений грузовых потоков, выбора партнеров, размещения пунктов поставки сырья, материалов и энергоносителей;

· определение границ зоны обслуживания, обеспечивающих выполнение доставки товара «точно в срок»;

· размещение складов, терминалов и логистических центров;

· выбор схемы доставки товаров (транзитный или через склад), организации складских систем с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистика в транспортном аспекте – логистические системы отдельных организаций. Например, на уровне фирмы микрологистическая система создается с позиций перспективных целей, оптимизации основных оперативных процессов предприятия и охватывает сферу деятельности фирмы.

В транспортной логистике предусмотрено расширение предоставляемых транспортных и сервисных услуг за счет более тесной координации и взаимодействия различных видов транспорта, внедрения интермодальных перевозок, транспортных коридоров и транспортно-технологических систем. Транспортная логистика использует такие прогрессивные способы перевозки грузов как пакетные, контейнерные, ролкерные. Логистическая идея сквозной системы обслуживания клиентов “от двери до двери” получила свою реализацию в интермодальных перевозках.

Что касается нашей страны, то одним из важнейших условий скорейшей интеграции транспортного комплекса Украины в европейское транспортное пространство является создание в Украине развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Это предполагает формирование широкой сети специализированных логистических центров на базе транспортных узлов, а именно:

· распределительных;

· перегрузочных;

· торгово-посреднических.

Формирование таких центров должно основываться на концентрации транспортных, экспедиторских, логистических, торговых, промышленных предприятий в наиболее удобном, в отношении взаимосвязей, месте. Они должны выполнять функции связывающего звена между местными и международными перевозками и обеспечивать возможность для согласованной работы и интеграции разных видов транспорта на основе принципов интермодализма. Возможность формирования на территории Украины сети таких логистических центров обусловлена следующим :

· существование в нашей стране исторически сложившейся системы внешнеторговых связей с зарубежными партнерами и базы для дальнейшего развития этих связей;

· выгодное экономико-географическое положение;

Логистика - это теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками. Или другими словами, логистика - это наука об организации процесса продвижения услуг и товаров от поставщика к потребителю. Логистика зародилась в военном деле и впервые была упомянута в трактате по военному искусству византийского императора Льва VI. В русский язык термин логистика ввёл военный специалист Антуан Жомини в XIX веке.

Цель логистики - оптимизации планирования, управления и контроля движения информационных, финансовых и материальных ресурсов. Цель логистики, обеспечить потребителя продукцией вовремя при выгодных общей рентабельности условиях.

Обычно цель логистики связывают с выполнением так называемых «6 правил логистики»:

  1. Груз - только нужный;
  2. Качество - высокого уровня;
  3. Количество - в необходимом количестве;
  4. Время доставки - точное;
  5. Место - в нужное место;
  6. Расходы - с минимальными расходами.

Цель логистики считается выполненной, если все эти правила будут соблюдены.

Задачи и функции логистики

Для достижения цели необходимо решать разные задачи логистики, которые в свою очередь разделяют на 3 группы, в зависимости от степени их значимости. Задачи логистики принято делить на глобальные, общие и локальные (частичные).

К глобальным задачам логистики относятся:

  • Моделирование логистических систем и условий их надёжного функционирования;
  • Достижения максимального эффекта функционирования логистических систем с минимальными затратами.

Глобальные задачи регулируются постановкой и решением общих задач:

  • Разработка и усовершенствования способов управления материальными потоками;
  • Стандартизация требованию к качеству услуг и операций в логистике;
  • Сквозной контроль над процессами в логистических системах;
  • Прогнозирование объёма перевозок, запасов и производства;
  • Рациональное формирование хозяйственных связей;
  • Формирование текущих логистических целей и параметров функционирования системы логистики;
  • Оптимизация технологической и технической структуры транспортно-складских комплексов.
  • Выявление центров возникновения потерь времени, а так же денежных, материальных и трудовых ресурсов;
  • Определение технологии и стратегии перемещения материальных ресурсов и готовой продукции;
  • Формирование хозяйственных связей;
  • Выявления дисбаланса между потребностями производства и возможностями материально технического обеспечения, а так же дисбаланса в цепях при сбыте и возможностями логистической системы.

Локальные задачи в свою очередь динамичны и разнообразны:

  • Сокращение времени перевозок;
  • Оптимизация всех видов запасов на всех этапах;
  • Рациональное распределение транспортных средств;
  • Сокращение времени хранения продукции;
  • Быстрая реакция на требования потребителей;
  • Повышение готовности к поставкам;
  • Гарантия качественного послегарантийного обслуживания;
  • Поддержка постоянной готовности к приёму, обработке и выдачи информации;
  • Снижение расходов во всех звеньев цепочки в логистике повышения готовности к поставкам.

В логистике принято выделять 3 основные функции:

  1. Интегрирующая. Формирование процесса товародвижения как единой целостной системы. Эта функция обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки с ориентацией их на рынок. Данная функция обеспечивает согласование интересов всех посредников в системе.
  2. Организующая. Обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения. Между поставщиками и производителями устанавливаются хозяйственные связи, основой которых выступает разделение труда по стадиям товародвижения.
  3. Управляющая. Поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах. Данная функция направлена на экономию ресурсов, сокращению затрат живого труда на стыках стадий товародвижения.

В зависимости от выполняемых задач и функций, логистика подразделяется на макрологистику, микрологистику и мезологистику.

  • Макрологистика - область, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выбора вида транспорта, определение пункта доставки и отгрузки готовой продукции, сырья и материалов, выбора принципа размещения складских помещений.
  • Микрологистика - определяет локальные вопросы в пределах отдельных элементов системы.
  • Мезологистика - интеграция нескольких логистических систем в одну.

Концепция и принципы логистики

Концепция - система взглядов, то или иное понимание процессов и явлений. Значит концепция логистики - это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путём рационализации управления материальными потоками. Концептуальные принципы логистики - это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов. Основные принципы логистики позволяют запросто возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды. При формировании логистических систем могут быть допущены ошибки лишь потому что не были вскрыты преимущества и недостатки отдельных принципов логистики.

Принцип системности. Предлагает исследование логистического объекта с двух сторон, как единого целого и как часть более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Этот принцип охватывает все стороны предмета и объекта в пространстве и времени.

Принцип рациональности. Выбор управленческих решений, являющихся оптимальными по комплексу показателей. Благодаря таким решениям осуществляется рациональное достижение поставленных целей.

Принцип интеграции. Интеграция - это объединение в целое, каких либо свойств или частей. Данный принцип направлен на изменение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Такие свойства появляются в результате совмещения элементов дл целого и совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система обладает особыми свойствами, которые позволяют получить эффект смещения действий (синергический). Синергический эффект - сумма действий элементов выше, чем, если бы они действовали независимо.

Принцип эмерджентности (целостности). Система должна сначала рассматриваться на макроуровне, а затем на микроуровне. Так как чем крупнее система, тем выше вероятность того, что свойства целого сильно отличаются от свойств частей. Это свойство логистической системы выполнять свою целевую функцию, возможностью системы в целом, а не отдельными её частями.

Принцип формальности. Получение качественных и количественных характеристик функционирования логистической системы.

Принцип иерархии. Переход от низкого уровня к высшему и порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящих по старого определенным ступеням (иерархическая лестница). Это такой тип отношений многоуровневой системы, который характеризуется организованностью и упорядоченностью отдельными уровнями этой системы.