История и этнология. Факты. События. Вымысел. ​Гомер — самый известный поэт античности Поэтическая техника эпоса

Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов. Сказания о Троянской войне, складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму. Так сложились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея». Их создание и окончательную реакцию древние греки приписывали одному из аэдов, которого предание называет Гомером. Достоверных сведений о Гомере нет ещё и в античные времена. По свидетельству древних, семь городов спорили за честь называться родиной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Толкование имени Гомера занимало уже древних. Его имя считали нарицательным, означающим «слепец». Но важно одно: это было величайшее имя гениального человека, сумевшего превзойти века и тысячелетия своими произведениями. Афинский тиран Лисистрат создает некую учёную комиссию, работавшую над творчеством Гомера и расположившую и нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Эта работа означает, что завершение поэм относится к VIII-VII вв. до н.э. Следовательно, создатель поэм - представитель греческого перехода от родоплеменного быта к государственному.

В основу содержания «Илиады», «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада», повествует о событиях 10 года войны, и рассказывает о гневе Ахиллеса, царя Фтии. Предводитель ахейского войска Агамемнон, отбирает у него его пленницу Брисеиду; Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в сражениях и возращается к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла и убил его.

«Одиссея» - сказочная поэма. В ней рассказывается о событиях, произошедших после окончания троянской войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки. В структуре «Одиссея» использует - первый в мировой литературе приём транспозиции (изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея).

Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - его гуманизм. Гомер прославлял прежде всего мужество человека, доблесть, любовь к родине, верность в дружбе, мудрость в советах, уважение к старости. Это оказывается созвучным всем эпохам и всем народам.

Главный герой «Илиады» - Ахилл, самолюбив, страшен в своем гневе, личная обида заставляет его пренебречь долгом, тем не менее, ему присущи нравственные понятия, которые, в конце концов, заставляют его искупить вину перед войском. Любовь к другу оказывается у него сильнее самолюбия. Он бросается в бой с удесятеренной силой и обращает в бегство троянцев, убивает Гектора и оскверняет его тело, мстя за смерть друга, Но когда приходит к нему старик Приам - несчастный отец, потерявший любимого сына, Ахилл смягчается, гнев его стихает и он проявляет великодушие. Это воспевание человечности героя - одно из проявлений гомеровского гуманизма.

Гомер не приветствует войну, и нередко мы наблюдаем элементы неприятия войны и её ужасов в творчестве Гомера:

«О, да пожнет вражда от богов и от смертных, и с нею гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!».

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью долгу достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой. Это один из самых ярких эпизодов жертвенной любви в мировой литературе.

Персонажи Гомера статичны, односторонни. Каждый герой имеет своё лицо, отличное от других: Одиссей - хитроумный, Агамемнон - надменный, Парис - изнеженный. Елена - красива, Пенелопа - верная и мудрая жена, Гектор - мужественный. Односторонность в изображении оттого, что они предстают только в одной обстановке, и соответственно не могут проявиться все черты их характеров. Что касается развития характеров, то оно ещё не доступно Гомеру, и такие попытки изображения появятся только в конце V в. до н.э., в творчестве Еврипида. Для того, чтобы изобразить движение души, поэт использует весьма своеобразный приём: вмешательство богов. Это приём характерен для эпической традиции и призван, по-видимому, приподнять дух героев, так как тут руководят только достойными.

Эпос повествует о событиях и делах коллектива, а отдельной личностью интересуется мало. Боги Гомера антропоморфны: они обладают всеми человеческими слабостями, а иной раз даже пороками. От людей они отличаются только бессмертием.

Поэтическая техника гомеровского эпоса обладает:

  • 1) Торжественным гекзаметром.
  • 2) Постоянными эпитетами (только Ахилл в «Илиаде» имеет 46 эпитетов).
  • 3) Развернутые сравнения. Пространные речи персонажей. Повторения, длинные диалоги, гиперболы, словесные формулы (пал, как падает дуб).

Повествование всегда ведётся в эпически бесстрастном тоне: в нём нет признаков личного интереса автора, - благодаря этому создаётся впечатление объективности изложения событий.

В Росси интерес к Гомеру начал понемногу проявляться с усвоением византийской культуры, и особенно возрос в XVIII в., эпоху русского классицизма.

Полный перевод «Илиады» размером подлинника, был сделан Н.И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» В.Жуковским (1849). Эти переводы до сих пор считаются лучшими.

Отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера, а также наличие в поэмах противоречий, стилистических разнобоев, породили так называемый «гомеровский вопрос», т.е. совокупность проблем, связанных с изучением «Илиады» и «Одиссеи», и, в первую очередь, с авторством этих поэм.

Уже в 1664 году французский аббат д"Обиняк высказал мысль, что «Илиада» составлена из отдельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

В дискуссии, разгоревшейся вокруг этих проблем, выделились две основные гипотезы: аналитическая, т.е. расчленяющая эпос на отдельные самостоятельные произведения, и унитарная, защищающая единство поэм. Кроме аналитической и унитарной существовали и различные компромиссные теории.

Например: сторонники теории основного ядра предполагали, что первоначальный текст постепенно обрастал дополнениями, вставками, вносимый разными поэтами; не один, а три, четыре поэта участвовали в составлении эпоса, отсюда первая, вторая, третья редакции и т.п. Представители другой теории видели в гомеровских поэмах объединение нескольких «малых эпосов».

Например: Адольф Кирхгофф считал, что в «Одессее» четыре самостоятельных повествования: путешествие Одиссея до того, как он попал к Калипсо, путешествие от острова Калипсо до Итаки; путешествие Телемаха; возвращение Одиссея на родину. Бльшинство современных исследователей, в том числе и замечательный учёный И.Тронский, автор солидного университетского пособия по истории античной литературы, придерживается унитарной теории. Тем не менее, конкретная история формирования гомеровского эпоса - вопрос ещё не решеный.

К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода. Гесиод (VII в. до н.э.) - первое реальное имя в античной литературе. Традиция приписывает ему авторство двух поэм - «Трудов и дней» и «Теогонии».

«Труды и дни» единственный, дошедший до нас образец дидактического эпоса. Поэма лишена сюжета. Гесиод выступает а поэме как моралист и поэт земледельческого труда. Поэма представляет собой набор поучений, практических и земледельческих советов брату Персу.

«Теогония» - это первая попытка греков систематизировать родословную богов и историю происхождения мира.

Ключевые понятия

Эпос, национальный эпос, героический эпос, дидактический эпос, композиция, место и время создания гомеровских поэм. Троянский цикл мифов, миф о Елене, миф о Троянском коне. Содержание «Илиады», содержание «Одиссеи», художественные особенности «Одиссеи», постоянные эпитеты, Гесиод.

  • 1. Обозначить суть «Гомеровского вопроса».
  • 2. Тема войны и её решение Гомером (дать анализ этой проблемы).

Литература

  • 1. Гомер «Илиада» люб. издание.
  • 2. Гомер «Одиссея» люб. издание.
  • 3. Гесиод «Труды и дни», «Теогония» люб. издание.
  • 4. И.М.Тронский «История античной литературы» М. 1988г.
  • 5. А.Ф. Лосев «Гомер» М. 1960.
  • 6. Г. Анпеткова - Шарова, Е. Чекалова. Античная литература. Учебное пособие. Л. 1989г.

Гомеровский героический эпос.

Произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам произв. древнегреческой литературы. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения одного только писателя. Если они даже и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества. Самое важное - художественное единство поэм Гомера. Лосев: «С полным правом можно сказать, что греческий народ, взятый в своём единстве и цельности, и есть тот единственный творческий индивидуум, который создал гомеровские поэмы».

Произведения записаны только во второй половине VI века, но в «устном» виде появились раньше: завершены около 9-8 вв. «Илиада» и «Одиссея» созданы на ионийском диалекте с примесью более раннего эолийского. В произведениях отражается история греческого народа. Сюжетом гомеровских поэм становятся разные эпизоды Троянской войны (Троя - это город в Малой Азии, который был заселен племенем фригийцев). Отразились разные периоды истории: само действие приходится на 13-12 вв. Но развитие греческого народа, отразившееся в поэмах гомера, охватывает не только весь общинно-родовой строй, но и выходит за его пределы.

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали.

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.

1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное)

2. Обстоятельная деловитость эпоса("Каталог кораблей" занимает 300 строк, щит Ахилла - 132 строки)

3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика - даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4.Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа)

Но личность, в которой еще не проснулось ее "я" подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся

5. Традиционность(то, что изображается в эпосе для всех важно. Все уверены, что так оно и было всегда и будет.Все рассказывается медленно и степенно,как будто бы речь идет о вечной истине.Повторения или постоянные эпитеты) 6. Монументальность(эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства,воспитывает героическую волю,не терпит ничего низменного)

7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего,дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий)

8. Уравновешенно - созерцательное спокойствие свободно - героического духа.

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма. Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно - родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

Свободный эпический стиль у Гомера - это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически - юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно - серьезном и часто даже трагическом плане.Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы.Противоречивость в гомеровском сттле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии.

Стиль поэм - эпический. Э

пический стиль порожден общинно родовой формацией, т.е. коллективизмом. Неотъемлемое свойство - примат общего над индивидуальным. Но гомеровские поэмы являются не только порождением общинно-родового строя, они получили свой внешний вид почти в канун рабовладельческого строя, потому стиль поэм Гомера полон противоречий. Поэтому стиль Гомера - не просто эпический и не только строго эпический. Уже началось разложение общинно-родовой формации, зарождение в ней частной собственности. Поэтому строгий эпический стиль уже перестает удовлетворять. В нём начинают зарождаться всякие другие стили и жанры. Этот тип эпоса мы можем назвать свободным или смешанным эпосом.

Оба эти стиля перемешаны у Гомера.

Признаки раннего (строгого) эпического стиля:

1) Объективность. Древний эпический стиль даёт объективную картину мира и жизни, не входя глубоко в психологию действующих лиц и не гоняясь за деталями и подробностями изображения. Важно только то, что событие происходит. Всё изображаемое в эпосе трактуется как объективная реальность. Здесь нет ничего выдуманного из-за субъективной прихоти художника. Невозмутимый повествовательный тон характерен у Гомера для любых сказочных сюжетов (как будто всё это в действительности существовало).

2) Вещественное изображение жизни. Вместо углубленной психологии и вместо показа собственного отношения к жизни художник сосредотачивает внимание на внешней стороне изображаемых им событий.

3) Традиционность. Объективный характер эпического изображения жизни сопровождается в строгом эпосе сознанием постоянства царящих в ней законов. Для эп. художника по сути нет разницы между настоящим и прошлым - он изображает всё постоянное, вековое.

4) Монументальность. Широкий охват настоящего и прошлого делает эпическую поэзию возвышенной, торжественной, далёкой от субъективной прихоти человека в сравнении в величавым и общенародным прошлым.

5) Героизм. Особым стилем показываются в эпосе и люди, если они понимаются как носители всех этих свойств эпоса. Человек показывается героем, потому что внешне лишен эгоистических черт, но всегда является и внутренне, и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом.

6) Уравновешенное спокойствие. Эпическое спокойствие возникает в поэте, мудро созерцающим жизнь после великих катастроф и событий. Созерцая мировые события в их вековом развитии, он получает от этого не только уравновешенное спокойствие, но и внутреннее утешение.

Признаки свободного (смешанного) эпического стиля:

1) Эпические жанры, кроме героической поэмы: «Илиада» и «Одиссея» в основном - героические поэмы. Эпосу Гомера свойственны зачатки других греческих жанров, например сказки. Сказка ничем существенным не отличается от мифа по содержанию - но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нём лиц и событий, сказка же относится к изображаемому достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. Примеры: сирены, Сцилла - чудовище с шестью головами и 12 лапами и Харибда - водоворот. В гомеровском эпосе есть и элементы романа. Он повествует о бытовых явлениях, выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках Телемахом своего отца - элементы прикл. романа, вторая часть «Одиссеи» - элементы семейного романа.)

2) Лирика. Много лирических мест. Страстная любовь к жизни, особенно в условиях безвыходного положения, пронизывает обе поэмы. Гомер часто рисует себе страдания родных погибшего героя, которые пока ещё ничего не знают о его злой участи.

3) Драматизм. У Гомера имеются элементы и трагедии, и комедии со всеми свойственными им драматическими конфликтами. Трагичны почти все герои поэм.

4) Комизм, юмор, сатира, ирония. Например, драка Одиссея с нищим у дворца, где пируют женихи. Олимпийские сцены почти всегда комичны - возвышенное подается в качестве низменного. Гомер относится к своим богам и героям весьма иронично. Сатирический элемент очень силен. Циклопы - карикатура на людей, живущих безо всяких законов.

Поэтическая техника эпоса.

Повторение - повтор целых стихов или их частей, рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни.

Эпитеты - быстроногий Ахилл, волоокая Гера, многоумный Одиссей и т.д.

Сравнение с огнём, животными и т.д.

Речи всегда торжественны, но обладают весьма примитивной аргументацией и наивным построением, исходящим из души говорящего.

Хронологическая несовместимость.

Цитата сообщения Barucaba

Homer by Antoine-Denis Chaudet, 1806.

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы и «Одиссеи».
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны.

Бюст Гомера в Лувре

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Paul Jourdy, Homère chantant ses vers, 1834, Paris

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Гомер. Неаполь, Национальный археологический музей

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя» (Боура С.М. Героическая поэзия.)

Гомер (около 460 до н. э.)

А.Ф. Лосев: Традиционный образ Гомера у греков. Этот традиционный образ Гомера, существующий уже около 3000 лет, если отбросить всякие псевдоученые вымыслы позднейших греков, сводится к образу слепого и мудрого (а, по Овидию, еще и бедного), обязательно старого певца, создающего замечательные сказания под неизменным руководством вдохновляющей его музы и ведущего жизнь какого-то странствующего рапсода. Подобные черты народных певцов мы встречаем и у многих других народов, и потому в них нет ничего специфического и оригинального. Это самый общий и самый распространенный тип народного певца, наиболее любимый и наиболее популярный у разных народов.

Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания «бичом Гомера». Ксенон и Гелланик, т. н. «разделяющие», высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной «Илиады»

Jean-Baptiste Auguste Leloir (1809-1892). Homère.

В 19 веке «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов («быстроногий» Ахиллес, «пастырь народов» Агамемнон, «многоумный» Одиссей, «сладкоречивый» Нестор) давали возможность сказителю «импровизируя» исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

«Илиада» и «Одиссея» всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» (Аристотель). Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, — в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

Язык гомеровских поэм — исключительно поэтический, «наддиалектный» — никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр — стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - Homer and his Guide (1874)

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870—80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14—13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры «героического века», как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. В плане содержания эпосы Гомера заключают в себе множество мотивов, сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать отголоски минойской культуры, и даже проследить связь с хеттской мифологией. Однако основным источником эпического материала стал для него микенский период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи. Живший в четвертом столетии после окончания этого периода, который он сильно идеализирует, Гомер не может быть источником исторических сведений о политической, общественной жизни, материальной культуре или религии микенского мира. Но в политическом центре этого общества Микенах найдены, однако, предметы, идентичные описанным в эпосе (в основном оружие и инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы, вещи и даже сцены, типичные для поэтической действительности эпопеи. К микенской эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер развернул действия обеих поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход греков (названных ахейцами, данайцами, аргивянами) под предводительством микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Для греков троянская война была историческим фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.)

Karl Becker. Homer sings

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни — от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний (писатель), Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы «крохами от великих пиров Гомера».

Jean-Baptiste-Camille Corot. Homer and the Shepherds

Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Древнегреческий период развития античной литературы

Мифология является почвой древнегреческой литературы (устное народное творчество также было мифологично). До 8 века до н.э. в Греции господствует общинно-родовой строй , греки живут общиной, родом, одушевляют природу, соединяют знания о ней с трудовыми навыками, что порождает веру в фантастических существ. Возникает политеизм , то есть многобожие (Зевс, Гера, Афина, Афродита, Аид, Гелиос, Селена, Посейдон, Персефона, Гефест, Аполлон и т.д.). Причем боги не сразу получают антропоморфный (человекообразный) вид. Сначала существуют старые ужасного вида боги (Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская Гидра, Сфинкс, Цербер, Немейский Лев, Пифон). Все они в эпоху матриархата являлись олицетворением ужасных сил природы. Позднее, в эпоху патриархата , когда появились большие племена, во главе которых стояла не мать, а герой-мужчина, защитник и воин, появляется антропоморфная мифология, так как именно люди-вожди рассматривались как потомки богов, способных породить на земле племя героев.

Мифология нового периода содержит целый ряд рассказов о битвах древних и новых богов. Например, дошедшую до нас поэмудревнегреческого поэтаГесиода «Теогония» (т.е. Происхождение богов). Она рассказывает о битве Титанов и олимпийских богов во главе с Зевсом. Через 10 лет битвы позвал Зевс себе на помощь великанов Сторуких, которые сбросили Титанов в Тартар и стерегут их медную дверь.

Именно после этого начались битвы новых героев, очистивших землю от чудовищ, порожденных Землей, то есть возник догомеровский героический эпос. Так, Персей расправился с Медузой Горгоной, Беллерофонт - с Химерой, Геракл совершил 13 славных подвигов, его целью стали Немейский Лев, Лернейская Гидра, Стимфалийские птицы, Керинейская лань, Эриманфский вепрь, Авгиевы конюшни, Критский бык, кони Диомеда, пояс царицы амазонок, стада великана Гериона, адский пес Цербер, яблоко Гесперид.

Гомеровский эпос («эпос» по гр. - слово) представляет собой слово о подвигах, то есть собрание песен странствующих певцов (аэд - певец-сочинитель, рапсод - исполнитель чужих песен).

Гомеровский вопрос в античной литературе заключается в том, что существует 10 биографий одного человека - слепого нищего бродячего аэда, певца-создателя древнегреческого эпоса, что ставит под сомнение то, что это была одна личность.

Песни сложились в 9-7 веке до нашей эры, записаны были в 6 веке до н.э. Эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах в эпоху разложения общинно-родового строя и возникновения рабовладельческого, написан на ионийском наречии (основе древнегреческого языка, сложившегося к 4-3 веку до нашей эры).



«Илиада» и «Одиссея» входят в Троянский мифологический цикл , рассказывающий о борьбе греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» - несколько эпизодов 10-ого года осады, Одиссея - возвращение на родину героя-ахейца Одиссея. Данные события действительно реально происходили примерно в 12 веке до н.э. В 70-х годах 19 века археолог Шлиман предположительно нашел то место, где происходило сражение - холм Гисарлык в Малой Азии, но современные исследователи это опровергают. Тем не менее, это был последний великий поход и военная удача племени ахейцев, которые потом были завоеваны дорийцами (которые считали себя потомками Геракла), потом их завоевали афиняне, считавшие себя потомками Тезея. Данный эпос ещё раз подтверждает мысль об общем великом прошлом древнегреческого народа и обитателей острова Крит, начавшем складываться в 13-12 веках до н.э.

Сюжет «Илиады» имеет предысторию. Богиня раздора Эрида, не приглашенная в числе других богов на пир, решила отомстить и подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини решили, что их спор о принадлежности эпитета «прекраснейшая» разрешит юноша Парис, сын троянского царя Приама. Каждая пообещала Парису награду за своё первенство. Тот отказался от денег и мудрости и отдал яблоко богине любви и красоты Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин. Именно Афродита устроила похищение царевичем из Трои Парисом прекрасной Елены, жены греческого царя Менелая (управлявшего Спартой), что было использовано его старшим братом Агамемноном как повод разорвать перемирие и развязать войну с Троей, в которой участвовали все племена ахейцев.

Начало поэмы «Илиада» относится к 10 году осады Трои, когда в войсках ахейцев начинается чума, посланная богом Аполлоном по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Агамемнон, чтобы прекратить чуму, вынужден вернуть дочь отцу, но забирает пленницу у Ахилла, тот жалуется матери, богине Фетиде, та умоляет Зевса послать победу троянцам, чтобы Агамемнон попросил Ахилла о помощи. Зевс исполняет желание Фетиды, греки терпят поражение. Ахилла просят помочь, он отказывается. Вместо него вступает в бой его друг Патрокл, которому жаль гибнущих греков, и сам погибает от руки Гектора, старшего сына троянского царя Приама. Ахилл мстит за друга, убивает Гектора и издевается над его телом. Приам ночью, пробравшись в лагерь греков, умоляет Ахилла вернуть ему тело сына. Ахилл возвращает и даже устанавливает перемирие, чтобы похоронить убитых. Последняя песнь «Илиады» - погребение Патрокла и Гектора.

Содержание «Одиссеи». После того, как Одиссей придумал, как войти в Трою при помощи статуи коня, и разрушения ненавистного города, все греческие вожди вернулись домой, кроме Одиссея, царя Итаки, он странствует 10 лет по дороге домой из-за ненависти Посейдона. О первых трех годах своих странствий он рассказывает на пиру у царя феаков Алкиноя. Начало «Одиссеи» - история его семилетнего пребывания на острове нимфы Калипсо. В 13 песне Одиссей наконец прибывает на Итаку и узнает, что его сын Телемак вырос, а его жену Пенелопу осаждают женихи, уверенные в том, что он погиб и претендующие на его царство. Пенелопа верна мужу, Телемак даже ездил к тем, кто вернулся из Трои, чтобы узнать участь отца. Одиссей убивает всех женихов, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу семьи.

Идеи и образы «Илиады» и «Одиссеи» . В обеих поэмах изображен патриархальный род, который не знает классового разложения, базилевсы трудятся вместе с пастухами и ремесленниками (Одиссей - задвижка на двери дома, плот; Пенелопа - оливковое масло, тканое покрывало). Рабы - это только пленники с войны. Только-только появляется имущественное неравенство, судьба раба зависит от воли господина. Герои мужественны и величественны, не знают страха, но сострадательны, врагов они уважают и изображены троянцы уважительно.

Основные идеи :

1. Антивоенные и антиаристократические тенденции;

2. Гражданственность и патриотизм;

3. Восхищение вещью и мастерством человека, создавшего её.

Каждый из героев становится олицетворением одного из человеческих качеств характера: Ахилл - воин, не знающий пределов героизма и преданный общему делу; Гектор - вождь, муж, отец (Андромаха и сын), который умирает, жертвуя жизнью за свой род и город; Одиссей - храбрый воин, но главное его достоинство - любовь к родной Итаке, жене, сыну, хитрость и изворотливость ума; Пенелопа - символ верной жены (20 лет верно ждет мужа, содержит дом, растит сына). Даже боги в поэмах имеют свой характер и свои интересы: Афина помогает Одиссею, Аполлон - троянцам, Арес - никому.

Художественные особенности поэм также связаны с эпохой, когда они были написаны и мировоззрением греков того периода:

1. объективность (греки и троянцы изображаются сочувственно и справедливо);

2. вещественность изображения жизни (вещь ценится не за её стоимость, а за искусство и мастерство, с которыми она сделана - щит Ахилла, задвижка на двери дома Одиссея)

3. традиционность (чем более знакома вещь или ситуация, тем она менее опасна, поэтому с каждому имени или вещи добавляются постоянные эпитеты - Зевс «тучегонитель», Одиссей - «хитроумный»);

4. монументальность (особый стиль, величественный особый стихотворный размер - гекзаметр - шестистопный стих - пять стоп дактилических и одна хореическая с цезурой после 3 стопы, замедленный темп повествования);

5. героизм (особое внимание героям и схваткам, битва превращается в развернутое сравнение и символическую картину бушующего пожара, бури в лесу, разлива реки, схватки диких зверей);

6. уравновешенное спокойствие (большое внимание уделено воспеванию красоты гуманных человеческих чувств).

Тема: Историческая и мифологическая основа поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»
План
1.Мифологическая основа поэм Гомера.

2. Темы, идеи, образы (Боги и герои).


  1. Художественное своеобразие литературных памятников (композиция, язык и стиль).

Это первые художественные памятники античности, которые предположительно были созданы в 8 в. до. н. э. на основе героических песен-преданий. Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев. Герои поэм давно стали хрестоматийными, близкими нам людьми, нашими духовными спутниками. Их создатель для эллинов был фигурой почти мифической, предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного совершенства. Когда греки говорили «поэт», было очевидно, что имелся в виду Гомер. Имя «Гомер» древние считали нарицательным, означающим «слепец». Исследователи толковали это имя по-разному: видели в нем и указание на тесно сплоченное сословие певцов, и обозначение певца, и просто собственное имя поэта. За честь считаться родиной поэта спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины.

Он вызывал поклонение как бог. «Илиада» и «Одиссея» были для греков чем-то вроде Библии. С Гомера начиналось образование в античности, им же оно и завершалось. Философ Дион Хризостом («Златоуст») так отозвался, имея в виду поистине неисчерпаемость великих поэм: «Гомер каждому: и мужу, и юноше, и старцу – дает ровно столько, сколько каждый из них в состоянии взять». Великий философ Платон выразился лаконично: «…Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием».

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне, которая происходила в 13-12 вв. до н. э.

В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. В этой поэме и олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Гера, Афина, Посейдон помогают грекам, Афродита, Гефест, Арес, Аполлон – троянцам. В «Илиаде» рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на два лагеря, решают судьбу отдельных сражений. Сама поэма содержит 15700 стихов, разбитых античными учеными на 24 книги, по количеству букв греческого алфавита.

Композиция «Илиады», которую обычно называют «нанизывающей», отличается некоторой симметричностью, соотнесенной с нравственными установками поэта. Поэма начинается с рассказа о том, как жрец Аполлона Хрис приходит к предводителю греческого войска Агамемнону с богатыми дарами и просит вернутш Ему дочь Хрисеиду, взятую в плен в результате сражения греков с дЀугим воинственеым племенем. НЮ Агамемнон с рЃгательствами пробоняет несчастнкго. Хрис обращаетсч к Аполлону с пЀосьбой наказать греков за нанесенную обиду. Нагреческое войско сыплются стрелы бога, начинается мор, и прорицатель говорит грекам о необходимости вернуть наложницу, но Агамемнон недоволен. Он соглашается вернуть свою наложницу, но взамен заберет Брисеиду, наложницу Ахилла. Ахилл обижен и уходит в свою палатку, без него не отваживаются войска вступать в битву. Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,- мотива, который часто встречается в сказках.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца. 6-я книга «Илиады» знаменита сценой прощания Гектора, предводителя троянского войска, с женой Андромахой и малолетним сыном Астианактом. Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убит себя своей доблестью”.

Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении (XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена. Преступление Елены уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека (III, 390-420).

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Когда царь Приам умоляет своего сына Гектора укрыться за стенами Трои от ярости Ахилла, поэт устами старого царя рисует душераздирающую картину захвата города неприятелем. В последней, 24-ой книге рассказывается о том, как отец Гектора, старец Приам, приходит в стан ахейцев и, целуя руки убийце своего сына, умоляет его отдать тело Гектора. Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.

«Одиссея» по композиции сложнее «Илиады»: 24 книги «Одиссеи» разделены на 4 части: первая – Одиссей покидает остров нимфы Калипсо, скитается по морю и достигает страны феаков; вторая – Одиссей в стране феаков; третья – Одиссей у себя на родине; четвертая – Одиссей в своем доме. Поэма “Одиссея” начинается с рассказа о совете богов на Олимпе, где Афина, покровительница Одиссея, просит Зевса о сострадании: все герои Троянской войны вернулись домой, только Одиссей в течение десяти лет не может добраться до родной Итаки. В поэме рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои. Автор стремится показать своего многострадального героя не только мужественным и хитроумным человеком, но и справедливым.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразителен образ Пенелопы.

Суммируем некоторые черты гомеровской эстетики. В художественной структуре «Илиады» и «Одиссеи» выделяются некоторые характерные черты.

Эпический стиль. Поэмы были рассчитаны на исполнение вслух. Их отличает эпический стиль. Его определяющие особенности: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.

Искусство композиции. Гомер знает, как располагать материал, выстраивать повествование. Каждая песня композиционно закончена, а новая начинается с того момента, на котором завершилась предыдущая; она словно берет у нее эстафету. В «Илиаде» охвачен сравнительно короткий по времени, отрезок, всего 50 дней из десятилетней войны. Но отрезок кульминационный, судьбоносный для Трои. Читатель сразу же приобщен к завязке событий: это «гнев Ахилла», который в конце концов определяет решающие эпизоды поэмы, особенно начиная с XVII песни: это гибель Патрокла, поединок Ахилла с Гектором.

Повествование через перечисление. Гомер использует особый принцип характеристики, который можно назвать: повествование через перечисление. В «Илиаде», к примеру, нет панорам сражений, «массовых» сцен, как, скажем, у Толстого в «Войне и мире», в панораме Бородинской битвы. У Гомера, художника иной эпохи, боевые действия, в духе фольклорной традиции.
Литература



Конспект лекции № 6. Тема: Античная лирика, трагедия, комедия
План


  1. Понятие о культурном герое античности.

  2. Архаический период культуры античной Греции.

  3. Формирование древнегреческой культуры этапов (8-6 вв. до н.э.).

  4. Античная лирика. Общая характеристика.

  5. Античная трагедия. Общая характеристика.

  6. Античная комедия. Общая характеристика.

1.Героический эпос, наряду с повествованием о подвигах знатных вождей, легко включал в себя элементы назидания и каталогообразного описания событий или лиц, принимавших в них участие. Примером назидательной (дидактической) поэзии могут служить в гомеровских поэмах обширные наставления Нестора; по принципу каталога составлено перечисление кораблей во второй книге «Илиады». Наряду с этим от греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор - Гесиод (конец VIII - начало VII в. до н. э.), о котором мы, в отличие от легендарного Гомера, получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни». Родовая община быстро разлагалась, и если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества.

В назидание современникам Гесиод рассказывает первую известную нам в истории европейской литературы басню, т.е. небольшой, чаще всего поэтический рассказ нравоучительного, сатирического характера, в котором действующими лицами являются животные, наделенные человеческими чертами, реже - сами люди. Вообще-то, жанр басни имеет восточное происхождение, а в Европе его родоначальником считается Эзоп, о котором речь у нас впереди, однако до Эзопа мы, как это сейчас будет показано, можем прочесть произведение этого жанра уже у Гесиода, как, впрочем, позже и у Архилоха и Платона.

Итак, прочтем басню Гесиода о Соловье и Ястребе (из поэмы "Труды и дни") в переводе С.И. Радцига.

Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.

Вот что однажды сказал Соловью пестрошейному Ястреб -

Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.

Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.

Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:

"Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.

Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.

Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.

Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;

Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит".

Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.

Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.
Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами.

Лирика - такой же древний вид поэзии, как и все другие. Однако архаическая лирика была еще слишком мало выделена из бытовой, производственной, религиозной и вообще всякой личной и общественной жизни. Она еще мало говорила о внутреннем настроении человека. Она существовала только вместе со всей жизнью человека и слабо отделялась от прочих видов поэзии.

Трудовая песня, свадебные, брачные, похоронные, а также и все религиозные песни, конечно, выражали собой некоторого рода внутреннее настроение человека; но они настолько были связаны с трудом, обрядами, магией и бесконечно разнообразными формами быта, что о такой лирике лучше говорить отдельно, относя ее к фольклору и противопоставляя лирике индивидуальной души, которая впервые стала возможной именно только в классический период греческой литературы.

Возникновение классической лирики.

Индивидуальная лирика могла появиться только тогда, когда появился индивидуальный поэт, а этот последний - только тогда, когда человеческая личность вообще стала осознавать себя как нечто самостоятельное, что происходило в связи с распадом первобытного стихийного коллективизма. Отдельному человеку хотелось жить и трудиться самостоятельно, независимо от родовых авторитетов

Первое произведение греческой лирики относится к VII в. до н.э.- 6 апреля 648 г ., когда в Греции было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха,- вот первая историческая дата греческой лирики (а значит, и всей греческой литературы). Это было временем зарождения рабовладельческого полиса, а вместе с тем и началом борьбы рабовладельческой аристократии и рабовладельческой демократии. Одной из самых ярких особенностей этой эпохи является также колонизационное движение, чрезвычайно стимулировавшее собой производственный, торговый, социально-политический и культурный рост городов-государств.

Отдельная личность теперь из узких границ родовой общины выходила на новый путь, характеризовавшийся часто бурными переживаниями, скитальчеством и приключенчеством, анархизмом поведения. Таким напряженным самочувствием отличались А р х и л о х и Мимнерм в Ионии, Алкей и Сафо на эолийском острове Лесбос и Алкман в Спарте. Все это лирики второй половины VII в. и первой половины VI в. до н.э.

Но в Греции существовала и строгая воинственно-патриотическая лирика , еще близкая к эпосу и мало чем от него отличавшаяся,- Каллин в Ионии и Тиртей в Спарте. Лирика данного периода не чуждалась также более спокойной бытовой ориентировки, с вполне сознательным, даже комическим и пародийным отношением к реальным особенностям людей, мужчин или женщин, и притом с довольно мрачной оценкой неустойчивости жизненных явлений,- Семонид Аморгский.

Первым драматургом-трагиком считается Феспид (2 пол. VI в. до н.э.). Рассказывают, что он ездил по демам, т.е. сельским округам, деревням, и давал представления.

При этом его повозка была и сценой, и служила в качестве декораций. Известен и его ученик Фриних (2 пол. V в. до н.э.), не раз побеждавший в состязаниях, Он первым ввел в трагедию женские образы, но от его трагедий сохранились незначительные фрагменты. Фриних поставил трагедию на исторический сюжет «Взятие Милета». Ее темой было восстание греческого города Милета в Малой Азии, осада и жестокая расправа персов над жителями. Трагедия так потрясла зрителей, что они не могли сдержать слез, за что Фриних был оштрафован. По-видимому, причина была все-таки в том, что в трагедии содержалась критика Афин, которые не оказали Милету необходимой помощи.

Для того чтобы драматические представления обрели достойные воплощение, необходимо было несколько условий. Во-первых, добротный литературный текст. Во-вторых, хорошо подготовленные актеры и хор. В-третьих, наличие сценической площадки, места, на котором разыгрывалось драматургическое действо.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525-456 гг. до н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при Марафоне, Сапамине и Платеях). Он принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные - «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей" (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в «Персах» речь шла о реальных событиях - победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496- 406 гг. до н. э.), Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429- 425 гг. до н. э.), которую автор написал в 75 возрасте и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире.

Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во время веселых сельских праздников в честь бога Диониса - сельских Дионисий. Наиболее благоприятные условия для создания комедий сложились в демократических Афинах, где допускалась большая свобода критики как отдельных лиц, так и законов и учреждений. К тому же публичный характер заседаний Народного собрания, Совета 500, коллегий должностных лиц давал авторам комедий богатый материал. Так как во второй половине V в. до н. э. политические проблемы стали центральными в общественной жизни афинского государства, активно и открыто обсуждались широкими массами гражданства, то в ранних афинских комедиях стали преобладать политические сюжеты.

Политическая комедия достигла своего высшего расцвета в творчестве великого афинского драматурга Аристофана (445- 388 гг. до н. э.). Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупции должностных лиц и бездарности полководцев. Он высмеивает глупость некоторых решений Народных собраний, краснобаев-софистов и философа Сократа, заседательскую суету и любовь к сутяжничеству, говорит о неравномерном распределении богатств и трудной жизни афинских земледельцев. Аристофан не ставил в своих комедиях глубоких философских вопросов, как великие трагики, но зато он дал реалистическое описание многих сторон афинской жизни, его комедии являются ценным историческим источником эпохи. В своих пьесах Аристофан разработал множество остроумных комедийных ситуаций, которые стали широко использоваться последующими комедиографами вплоть до настоящего времени. Комедии Аристофана написаны сочным образным языком.

Литература


  1. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[Г.С.Кнабе, И.В.Кондаков, Т.Ф.Кузнецова и др.]; под ред. Т.Ф.Кузнецовой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.

  2. Словарь искусств. – М.: ТОО «Внешсигма», 1996.

Конспект лекции № 7.