Как правильно подготовиться к Петрову посту и нужно ли современному человеку поститься? Великий Пост – путь следования за Христом. Неделя о блудном сыне

Блаженнейший Митрополит Онуфрий - о посте, современном человеке и образцах для подражания.

Ваше Блаженство, Троицей или Пятидесятницей закончился Пасхальный цикл. Мы начали с этой недели новый отсчет. Чем отличается этот период от других годичных циклов?

Святая Церковь родилась на Пятидесятницу и именно после этого праздника начала активно действовать и проповедовать, подобно этому и в церковном богослужебном круге после Пятидесятницы идет новый отсчет каждого следующего воскресного дня, в который, кроме тайны Воскресения, часто вспоминаются знаменательные евангельские события или события из христианской истории. В первое воскресенье, к примеру, вспоминается Собор Всех Святых, во второе — Всех Святых, в земле Русской просиявших, и так далее.

8 июня начинается Петров пост. Относительно поста можно часто услышать, что, мол, в наш нервный век пост является дополнительным стрессом. Чем полезен пост современному человеку?

После вселенского потопа, по немощи человеческой, Господь благословил мясную пищу, то есть люди начали вкушать плоть животных и птиц. Но прежней продолжительности жизни у человека уже не было. Это свидетельствует нам о том, что пост не является какой-то жестокостью со стороны Господа к Своему творению. Господь хочет, чтобы через пост мы вернулись в прежний чин того прекрасного устроения, которое было у человека в Раю. Если выражаться иными словами, пост — это не стресс для человека, это средство, которое снимает с человека стресс.

- Как правильно подготовиться к посту всем желающим? Что можно делать в пост, что нельзя?

В посту мы ограничивам себя, в первую очередь, от скоромной пищи. Для человека растительная пища является естественной и самой полезной для его здоровья. И когда люди сильно болеют, или когда старость приходит к людям, то даже врачи не советуют вкушать тяжелую мясную пищу. Она является более полезной для молодых, для тех, кто имеет сильный организм, кто тяжело физически работает. И Святая Церковь, зная, что полезно человеку, предлагает нам в период Великого поста воздержаться от мясных, молочных продуктов для того, чтобы восстановить гармонию в нашем теле и тот естественный чин и порядок, который Бог установил в каждом человеке. Когда мы постимся, то наш организм перестраивается. Если человек все время вкушал мясо, то ему, может быть, поначалу будет трудно жить только на растительной пище. Но это называется положительной реакцией, через некоторое время все восстановится, и человек будет себя чувствовать нормально. Если человека, который долго курит, заставить бросить курить, то у него начинается психоз, какие-то неприятные изменения в организме. Но это не говорит о том, что человеку нужно курить, в данном случае недомогания - всего лишь положительная реакция на исцеление.

- Что может случиться с теми, кто не постится?

Постящийся человек имеет личный опыт преодоления различных житейских трудностей и искушений, а непостящийся лишен такого опыта. Желаю, чтобы все мы обогащались опытом духовной борьбы, через которую идем к духовному совершенству. К этому сегодня призывает нас Святая Церковь - через благословение на Петровский пост. Нужно помнить и то, что когда человек присоединяет к телесному посту еще и духовный, то у него начинается особо интенсивное духовное развитие, восхождение от степени к степени, или как говорит Святая Церковь, духовное совершенство, которое начинается на земле и продолжается вечно в небесной жизни.

- И последний, личный вопрос. Есть ли у Вас образец для подражания?

Все мы, христиане, стараемся подражать нашему Спасителю и Творцу, ведь каждый человек имеет в себе Бога: только человек рождается, Божество уже освящает и наполняет его. Некоторые святые имели возможность увидеть Божество даже собственными глазами: при этом они были переполнены внутри Божественным светом, который, собственно, и расширил их сердце и душу до того, что они смогли увидеть Самого Бога. Правда, таких людей было очень мало, среди них — преподобный Силуан Афонский, которому явился Сам Спаситель. Когда Господь несколько отдалялся от Святого, преподобный Силуан тяжело страдал, что больше не видит Христа во время молитвы, которая давалась ему теперь безмерно труднее. Преподобный Силуан является образцом для подражания, ибо он показывает нам, как трудом и молитвой мы должны приблизиться ко Христу еще в земной жизни. Другой образец святости, очень полезный для современного человека, преподобная Мария Египетская, которая из великой грешницы через труд, молитву и покаяние стала великой святой. Мы не способны к таким подвигам, но должны знать, что когда человек постепенно, от поста к посту, от постного дня к постному дню, старается воздерживать себя, держать в рамках Божественного закона, он тоже приходит в свою меру совершенства и сподобляется милости от Бога и тут, на земле, и на Небе — в вечном Царствии.

Внимание нужно уделить своему духовному состоянию. Подумайте, чем одержима ваша душа? Что в ней есть от Бога, а что от врага его?

Покайтесь. Но не просто произнесите покаяния, слова эти не имеют никакой силы, а раскайтесь искренне, с уверенностью, что встаете на путь истинный. Тогда вступить в пост, воздержания духовного и телесного, будет проще. Попросите прощения у всех близких, друзей, знакомых.

Сами простите всех, простите искренне, нелицемерно, не оставляя досады на ближних. Если этого не произойдет, пост уже не будет иметь должной силы.

Приучать к посту себя надо понемногу. Количество пищи во время поста каждый определяет самостоятельно, ни в коем случае нельзя подвергать себя изнурению, истощению. Если вы решили выдержать Великий пост, то за до поста уже откажитесь от мяса в своем рационе. Откажитесь от перекусов, т.е. от пищи, которая не особо нужна организму, а является привычкой. Приучите себя вставать из-за стола чуть голодным.

Великий Пост - это не только отказ или воздержание в еде и плотской жизни, но и очищение духовное от всякой злобы, завести и терзающих человеческий дух страстей. Подготовка к посту начинается за три недели до его наступления, и для каждой из них у Православной церкви есть свои требования и молитвы. Сам Великий Пост длиться 40 дней, что служит напоминанием о том времени, что Иисус Христос провел в пустыне.

Вам понадобится

  • постные блюда, свободная одежда, удобная обувь.

Инструкция

Во время первой подготовительной недели поста нет, и поэтому она носит название «сплошной седмицы». В воскресенье во время Литургии читается притча из Евангелия «О фарисее и мытаре». Цель этой притчи - подготовить к тому, что только смирение и искренняя слезная молитва поможет снискать милосердие у Бога, увидеть свои ошибки и измениться к . К посту нужно подходить без гордыни и с покаянием.

На второй подготовительной неделе среда и постные. На воскресной Литургии происходит чтение притчи «О блудном сыне». Суть ее в том, чтобы донести до пришедших в храм, что хоть иногда и отходят от веры, но Святая Церковь призывает вернуться к Богу и дает надежду на Божие милосердие, если покаяние в грехах будет искренним.

«Мясопустной», «Сырной» или «Масленицей» третья подготовительная неделя. В среду и можно есть все продукты, кроме мяса. На Литургии происходит чтение Евангелия «О Страшном Суде», этим церковь напоминает о том, что нужно делать добрые дела, призывает грешников к покаянию и напоминает им о том, что за все грехи придется ответить.

В последнее «Прощенное» воскресенье перед Великим Постом принято просить друг у друга прощения и принимать все меры к примирению с враждующими. В этот день, иначе называемый «Сыропустом», последний раз перед Постом можно есть масло, яйца и сыр.

В «Чистый » нужно как следует выспаться, чтобы набраться сил перед длинным и строгим Великим Постом. Поскольку во время домашних молитв потребуется отдавать земные поклоны, то позаботьтесь о том, чтобы в комнате было для этого место. Генеральная уборка в этот день не допустима, поскольку весь дом должен быть убран заранее.

По церковному уставу первые два дня Великого Поста принимать пищу нельзя, но поскольку в следовать этому тяжело, то допускается в эти дни приготовление постных растительных блюд без растительного масла. Учитывая, что цель поста в молитве, смирении и покаянии, на первую неделю лучше еду приготовить заранее, а для последующих блюда должны быть максимально простыми.

В мясопустную неделю протоиерей Александр Авдюгин дает советы тем, кто готовится поститься всерьез.

Не бойтесь “искушений”
Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.
Откуда такая осторожность, которую некоторые за духовную несостоятельность, а то и за пессимизм принимают?
Да из-за воспоминаний о прошлых постах, ведь сколько ни проживи, как ни молись, а знаменитое «постовое искушение» обязательно произойдет, причем такое, которого не ожидаешь, то бишь то, чего раньше никогда не было.
Собственный постовой опыт - дело доброе и хорошее, но и соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые стороны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает.
Именно поэтому, когда спрашивают, какие книги рекомендуются во время поста, чтобы реже хотелось телевизор включить и во всех и вся проникший интернет заглядывать, я, наряду со святоотеческой и доброй классической художественной литературой, всегда советую «Письма Баламута» известного христианского апологета и писателя перечитать. Не беда, что Льюис англиканином был - конфессиональная принадлежность не помешала ему полноценно, ярко и образно раскрыть хитрую и разносторонне злобствующую сущность врага рода человеческого.
Не переоценивайте свои силы
Еще одна причина, почему необходимо очень серьезно готовиться к посту, - то, что мы очень часто переоцениваем свои возможности, и когда выясняется, что критерии, поставленные перед собой, невыполнимы, то следует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста вообще.
Дело в том, что единой меры постового воздержания не существует. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не «превосходить себя». Знаменитое выражение - «постовой подвиг», которое так часто мы слышим в проповедях и в советах, не надобно понимать буквально и ставить перед собой задачи, непосильные для организма и для души. Обязательно необходимо учитывать возрастной критерий.
Приведу в качестве примера такой весенний диалог священника с прихожанкой:
- Скажи-ка, радость моя, картошку уже из подвала вытащила, чтобы проросла немного к посадке?
- Конечно, батюшка! Под кроватью ящики стоят.
- И как, так же десять соток сажать и в этом году будешь?
- Что вы, отче! Нет тех сил, что раньше. Дай Бог крепости хоть соток пять осилить.
- Вот видишь, картошку, как всегда, посадить сил не хватает, а правила постовые на себя возложила такие, что и молодой не осилит…
Подобные диалоги на любых приходах возникают - и на сельских, и на городских. Любой священник может вам сказать, сколь часто приходится ему объяснять, что не надо на себя налагать «бремена неудобоносимые», то есть того правила, на которое не хватит сил физических. Душа-то в любые годы молода, а тело имеет свойство стареть и, соответственно, слабеть.
Чтобы не ошибиться в своих планах постовых, посоветуйтесь со священником, которому исповедуетесь, и реально оцените свои силы. Воздержание в пище должно не к болезни и упадку здоровья привести, а к видению грехов своих и желанию от них избавиться.
Не подражайте посту других
Еще одна проблема - это пост по чьей-то «методике», то есть проецирование на свою душу и тело чужой телесной и молитвенной практики. Пост, навязанный извне, оскорбляет человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души.
Есть много прекрасных советов, книг и наставлений о том, как правильно провести пост, но нужно обязательно учитывать и разграничивать, в какое время, кому и при каких обстоятельствах эти рекомендации давались. Нельзя правило для афонских монахов брать «за основу» собственного поста: по мощам - миро, по веку - действо.
Особенно надобно быть осторожным с теми советами и книгами, которые имеют характеристику «очень популярно». Они продаются большими тиражами, о них много говорят. К сожалению, в большинстве случаев перед нами очередная грань откровенного оккультизма.
Молитесь и думайте
Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», - поэтому, прежде чем возложить на себя постовые «вериги», подумайте, помолитесь, спросите совета у священника, «чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:5).
Мы говорим о «радости поста» не от констатации того, что прихожане похудели и молятся чаще, а потому, что глаза их духовные прозорливей стали, что меньше страсти, злобы и непонимания вокруг определилось.
Для некоторых пост - лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказа от сладостей и вина, но для христианина постовое воздержание - способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к тишине духа.
Доброго вам поста!

Подготовка к Великому посту 2019 начинается за четыре недели и три Седмицы или 21 календарный день. Почему так? В церковнославянском языке словом «неделя» именуется воскресенье, т. е. день, когда ничего нельзя делать, нужно отдыхать и посвятить время Богу. «Седмицей» называется привычная нашему языку неделя или семь календарных дней.

В 2019 году Великий пост начинается 11 марта, в , и продлится до 27 апреля. 28 апреля наступает .

Неделя о мытаре и фарисее

Первая неделя (воскресенье), с которой берёт свое начало подготовка к Великому посту в 2019 году, выпадает на 17 февраля. Это Неделя о Мытаре и Фарисее. Название недели взято из одноименной притчи Евангелия, которая гласит о том, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями. Гордыня – главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению. Истина лишь та вера, которая не несет в себе самолюбования и превозношения.

18 — 23 февраля – Сплошная или Всеядная седмица. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть все, в том числе и скоромную пищу (мясо, яйца, молоко, рыбу). Приём пищи дважды в день, среда и пятница – не исключение.

Неделя о блудном сыне

Окончание Сплошной седмицы – 24 февраля – зовётся Неделей о блудном сыне. В этот день рассказывается притча, в которой сын, получив долю от богатств отца, прогулял её в праздной жизни. Осознав свой грех, сын пришел к отцу просить покаяния и милостыни. Отец, увидев прозревшее чадо, обрадовался и простил нерадивое дитя. Притча учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Таким образом, блудный сын — это условных образ каждого, кто отстал от Веры, погряз в греховности. Притча показывает, что вовремя осознать, что выбранный путь неверен, и прийти к Богу с покаянием – единственно верный путь, ведущий к спасению души.

Следующая седмица длится с 25 по 3 марта и носит название Пёстрой. Это время чередования постных дней (среда и пятница) с обычными. Согласно церковному писанию, эта неделя считается неблагоприятной для вступления в брак и сватовства.

2 марта – Вселенская родительская суббота. В церковном календаре существуют специальные дни поминовения покойных. В это время в церкви происходит обряд служения панихиды, называемый Вселенским. В Родительскую субботу на поминальный стол приносится жертва (скоромная пища за исключением мяса). Принято почитать память всех усопших (не только родителей и родственников), в том числе и тех, кто ушёл в мир иной внезапно.

Неделя о Страшном суде

3 марта – окончание Пёстрой седмицы, зовётся Неделей о Страшном суде или Мясопустной неделей. Сия Неделя – последняя перед Великом постом, когда на стол разрешено подавать мясную пищу. Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек не уповал на Господа в том, что все его грехи после покаяния будут отпущены. Надеясь на милосердие Господа, люди предаются беспечности и перестают волноваться о том, что за совершенные греховные деяния во время Суда придется ответить.

Время с 4 по 10 марта 2019 года – завершающая Седмица перед Великим постом. Именуется Сырной, Мясопустной или Масленицей. Мясную пищу употреблять запрещено, все остальное, в том числе рыба, яйца, молоко и молочные продукты – не ограничено. Люди пекут блины, угощают друг друга. Время для всеобщего веселья, уличных веселых гуляний, встреч с родными, праздничного застолья. Каждый из масленичных дней – по-своему важный и имеет свое название.

Масленичная неделя

Первый день недели, понедельник, называют «Встреча». В понедельник завершается подготовка к гуляниям, сани с лошадьми уже ждут своих пассажиров, достраиваются горки. Хозяйки принимаются печь блины. Издавна первый блин принято отдавать нищему, для поминовения усопших родителей и родных.

Вторник – день начала всеобщей радости и веселья. Люди собираются в компании, катаются с горок, на лошадях, закидывают друг друга снежками. Со вторника начинают угощать блинами.

Среда носит название «лакомки». В этот день тёща зовет зятя на блины. Поговорка «к теще на блины» происходит, скорее всего, из названия этого дня.

Четверг – «Широкий разгул». В четвертый день масленицы начинаются по-настоящему масштабные гуляния! Весь народ, от детей до стариков, выходит на главные улицы, чтобы поучаствовать в снежных боях, катаниях на санках, «тройках с бубенцами», ледовых побоищах, перетягивании канатов. Люди заходят в первую попавшуюся избу, где хозяева обязаны их приветливо встретить и угостить блинами. Начинки – самые разнообразные (творог, картофель, грибы, яйца, лук, варенье). На столе стоит чай, вино и медовуха.

Пятница именуется «Тёщины вечерки». В пятницу зять приглашал в дом родителей жены с ответным визитом. Накануне вечером теща отправляла в дом зятя необходимый набор для приготовления блинов (продукты, посуда), чтобы к пятнице все было готово. Тесть с тещей приглашались не только ради забавы, но и для пользы: родители давали молодым советы по ведению хозяйства, домашнего быта и сохранению семейных отношений. Эти советы считались очень ценными и передавались из поколения в поколение. Если, по какой-то причине, тещу не приглашали, между семьями могла проскочить большая обида, вплоть до полного расторжения общений между родителями и детьми.

Суббота – «Золовкины посиделки». Это время отлично подходит для того, чтобы наладить отношения между женой и сестрой мужа. Молодые девушки приглашали в дом золовку, поили её чаем, угощали блинами, дарили подарок (пусть даже символический). Также суббота – первый по-настоящему яркий и веселый день Масленицы. Считалось, что чем ярче и разгульнее Масленица, тем богаче будет жизнь.

Воскресенье – последний день масленичных гуляний. Люди, устав от шумного веселья, собираются в церкви на службах.

Воскресенье перед Великим постом

В 2019 году 10 марта – завершающий день Масленицы, заключительный день подготовки к Великому посту 2019. Также его именуют Прощённым воскресеньем или Сыропустной неделей. В последний раз перед началом поста разрешается употреблять в пищу масло, молоко и молочные продукты. Народу предполагается следовать в храм, где после вечерней службы совершается особый обряд, во время которого все прихожане просят друг у друга прощения, а у церкви и Бога — отпущения грехов, чтобы войти в Великий пост с чистой душой и светлыми помыслами. Также в этот день вспоминают изгнание Адама из Рая. Тем самым показывается, что человек, своевольно отдалившись от церкви (как Адам) теряет связь с духовным миром. Церковь – Рай на земле, и человеку следует осознать, что только вблизи к церкви он сможет быть по-настоящему счастлив, чист душой, помыслами и действиями.

Как войти в общение с Иисусом Христом

"Без Меня,- говорит Господь,- вы не можете ничего творить".
Действительно, это так - чтобы достигнуть вечного спасения, необходимо тесно пребывать со Христом. И если это условие человек выполнит, то, несомненно, обретет духовный успех. Он будет совершенствоваться, будет не только цвести духовно, но и приносить плоды духа.
Каким же образом человек входит в теснейшее общение со Христом Спасителем? Уясним этот вопрос.
Христос пришел на землю для того, чтобы искупить человечество от проклятия греха и смерти. А для того, чтобы человек вновь пришел в единение с Господом своим, Христос Своею честною кровию создает Церковь. Это Его тело, главою Которому является Он Сам.
А через Духа Святаго, через третью Ипостась Святой Троицы, Христос оживотворяет Свой организм церковный.
Вот через эту Церковь, через тело Христово человек входит в теснейшее общение со Христом Спасителем. Как это совершается?
Совершается это так. Человек уверовал, что Иисус Христос есть Сын Божий, есть истинный Господь и истинный человек. Уверовав, он принимает таинство святого Крещения, а через это таинство входит в организм церковный, очищается от всякого греха и получает оживотворение от Духа Святаго.
Но для того, чтобы постоянно пребывать в этом организме и оживотворяться, недостаточно только внешнего пребывания. Нет, нужно сораствориться, слиться с организмом церковным, органически соединиться. Соединиться так, как ветвь соединяется с лозою, и постоянно оживотворяться благодатию Святого Духа.
А войдя в единение с организмом церковным, укреплять это единение любовию.
Эта любовь проявляется и в молитве, и в покаянии, и в воздержании, и в сострадании к ближнему.
Но этого мало. Любовь должна проявляться и в том, чтобы постоянно распинать плоть свою со страстьми и похотьми. И не только распинать, но посредством глубокого смирения и кротости, посредством постоянного общения с Господом достигать плодов Святого Духа - преподобия и правды.
А плоды Святого Духа, как свидетельствует апостол Павел, есть кротость, воздержание, вера, любовь.
Вот каких плодов нужно достигать нам, находящимся в организме церковном, для того чтобы постоянно пребывать с Господом.
Если мы не будем к этому стремиться, если будем успокаивать себя тем, что мы, дескать, приняли Крещение и миропомазание, а дальше пусть Сам Господь нас направляет, то мы таким небрежением разорвем таинственную нить, связывающую нас со Господом. А раз произойдет разрыв, то, естественно, наше сердце будет засыхать так, как засыхает подчас ветвь, которая хотя и находится на лозе, но бывает чем-то заражена. И по мере того, как наш духовный организм будет все больше и больше засыхать, удаляя себя от действия благодати Божией, по мере этого мы будем подвергать себя отлучению от церковного организма. И тогда мы уподобимся тем сухим ветвям, которые отделяют и бросают в огонь.