Сыропустная неделя что можно есть по дням. Подготовительные недели к великому посту. «Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

В еликий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья ) и Седмицы . (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период .

Предваряют Великий пост - святую Четыредесятницу:

- Неделя о мытаре и фарисее ,

- Неделя и седмица о блудном сыне ,

- Неделя и седмица мясопустная ,

- Неделя и седмица сыропустная (Масленица ).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания*:

После сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) восстанавливаются посты среды и пятницы (на Неделе о блудном сыне);

Затем следует высшая степень приготовительного воздержания - запрещение вкушать мясную пищу (Неделя сыропустная или Масленица).

(*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.)

В приготовительных службах Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
(9 февраля 2020 года)


Смысл названия
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. На Литургии читается отрывок Лк. 18:10-14 , в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы - «до зрака раба» (Флп. 2:7).

Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть - «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь на воскресных утренях начинает петь стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери». В её основу положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

Сплошная седмица
(10 февраля - 15 февраля 2020 года)

Постовые предписания
Отменяются любые виды поста.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
(16 февраля 2020 года)


Смысл названия
В Неделю о блудном сыне Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

На Литургии читается отрывок Лк. 15:11-32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота
(22 февраля 2020 года)


Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Богослужебные особенности
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
(23 февраля 2020 года)


Смысл названия
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о втором пришествии Христа и и предстоящем Страшном суде живых и мертвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. На Литургии читается отрывок Мф. 25:31—46 .

Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

Богослужебные особенности
Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Сырная седмица (Масленица)
(24 - 29 февраля 2020 года)

Постовые предписания
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, или Масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сметана, сыр, масло, яйца и рыба . Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В среду и пятницу Литургия не совершается , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв поста.

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ (ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
(1 марта 2020 года)


Смысл названия
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. На Литургии читается отрывок Мф. 6:14-21 , в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Постовые предписания
Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Богослужебные особенности
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения : подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом . В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета .

Православие.ru

Именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

  • О необходимости прощения обид перед началом поста. Митр. Иоанн (Снычев)
  • Осознание собственных неприятностей, пр. Александр (Авдюгин)
  • Седмица сырная (масленица) - сплошная (последняя неделя перед постом)

Главы из Закона Божия:

  • Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей. А если допустил, то почему Господь просто ("механически") не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни?

Проповеди:

  • Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания. 13 марта 1994 г.
  • Священник Иоанн Павлов. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье. 2012 г.
  • Пр. Александр (Авдюгин). Осознание собственных неприятностей, март 2003 г.

Книги, рассказы:

  • Как подготовиться и провести Великий Пост. Митр. Иоанн (Снычев)

Статьи, интервью, новости:

  • Во время Великого поста в кремлевских столовых будут подаваться постные блюда
  • Примириться с друг другом, простить все обиды призвал в Прощеное воскресенье Патриарх Алексий
  • Священнослужители не рекомендуют употребление продуктов из сои во время Великого поста

Ссылки:

  • О богослужении в Неделю сыропустную (прощеное воскресенье)

Последствия грехопадения и обетование Спасителя (видеофильм ТК "Радость моя" по книге С.Слободского):


В эту неделю святая Церковь как в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние. Она установила, между прочим, обычай, чтобы в воскресенье этой недели верующие прощали друг друга, кто чем кого обидел или согрешил, почему и день этот называется прощальным. Обычай этот Церковь установила во исполнение заповеди Христовой (Мф. 5, 23-24; 6, 14-21):

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Толкования и изречения святых отцов:

«Если не будете прощать людям согрешения их, - возвещает ныне чтенное Евангельское учение, - то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14-15). Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтобы жертва была благоприятна Богу. Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий, - и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Видео справка - Прощеное воскресенье:

Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов. Отец все-лен-ной, он в раю знал сла-дость люб-ви Бо-жи-ей, и по-то-му, ко-гда был из-гнан из рая за грех и ли-шил-ся люб-ви Бо-жи-ей, горь-ко стра-дал и с ве-ли-ким сто-ном ры-дал на всю пу-сты-ню.

В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви по-след-нее вос-кре-се-ние пе-ред Ве-ли-ким по-стом име-ет еще на-зва-ние «Вос-по-ми-на-ние Ада-мо-ва из-гна-ния». Со вре-ме-ни из-гна-ния Ада-ма из Рая, каж-дый че-ло-век в этой жиз-ни пе-ре-жи-ва-ет «из-гна-ние из рая», но каж-дый хо-чет жить как в раю, по-то-му что ме-сто, опре-де-лен-ное че-ло-ве-ку Бо-гом из-на-чаль-но - Рай, по-сто-ян-но вле-чет нас. Мы все пла-чем по раю, по утра-чен-но-му сча-стью, ищем рай на зем-ле и пы-та-ем-ся его по-стро-ить здесь. На-ша Цер-ковь в этот вос-крес-ный день вспо-ми-на-ет, как на-ши пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева не со-хра-ни-ли за-по-ве-ди Гос-под-ни, на-ру-ши-ли Бо-жию за-по-ведь, вку-си-ли от за-пре-щен-но-го пло-да, из чи-стых и без-греш-ных свя-тых ста-ли несчаст-ны-ми греш-ни-ка-ми.

В этот вос-крес-ный день сим-во-лич-но Цер-ковь ста-вит нас пе-ред во-ро-та-ми рая, вос-по-ми-ная день, ко-гда Адам и Ева - пер-вые лю-ди, бы-ли из-гна-ны из са-да эдем-ско-го. По-те-ряв-шие рай, они по-зна-ли и уни-что-же-ние есте-ства че-ло-ве-че-ско-го, по-то-му что по-сле их гре-хо-па-де-ния все бы-ло на-ру-ше-но. Цер-ковь на-ша ста-вит нас как пе-ред две-ря-ми рая, чтобы мы по-ня-ли, что на-хо-дим-ся на зем-ле греш-ной, и не по-то-му что ее Бог та-кой со-здал, а по-то-му что че-ло-век ее та-кой сде-лал. Мы долж-ны не за-бы-вать, что мы не в Цар-стве Бо-жьем, а здесь, на зем-ле, где нет смыс-ла ждать ни свет-ло-го бу-ду-ще-го, ни рая - его здесь нет. И мы, как Адам, пла-чем по раю, по бла-жен-ству, по Цар-ству Небес-но-му, чтобы в этом со-сто-я-нии пла-ча вой-ти в Ве-ли-кий пост. Но как ска-за-но, преж-де, чем ты при-не-сешь дар свой к ал-та-рю, вспом-ни, нет ли то-го, кто то-бой оби-жен. Преж-де, чем оста-вить дар твой, иди и при-ми-рись с бра-том сво-им. То есть преж-де, чем при-не-сти Гос-по-ду на-ши по-дви-ги по-ста, мо-лит-вы, по-слу-ша-ния, ас-ке-зы мы долж-ны вспом-нить есть ли оби-жен-ные на-ми. То-гда на-до пой-ти и при-ми-рить-ся с ни-ми, и толь-ко по-том на-чи-нать Ве-ли-кий пост, чтобы пред-сто-ять бла-го-го-вей-но пе-ред Бо-гом с чи-стым серд-цем.

По тра-ди-ции мы все ве-че-ром в этот день со-би-ра-ем-ся в Тро-иц-ком Со-бо-ре, чтобы при-ми-рить-ся и по-про-сить у друг дру-га про-ще-ния, у свя-щен-ни-ков. Один раз в го-ду в Про-ще-ное вос-кре-се-ние наш Ар-хи-ерей сто-ит пе-ред сво-им на-ро-дом на ко-ле-нях, про-сит про-ще-ние. В этот день мы все при-ми-ря-ем-ся и при-бли-жа-ем-ся очень близ-ко к да-ро-ван-ной Гос-по-дом бла-го-да-ти, ко-гда мно-же-ство свя-щен-ни-ков: мо-на-хи, про-то-и-е-реи и иереи, мо-ло-дые и, убе-лен-ные се-ди-на-ми, ко-гда сам Ар-хи-ерей про-сят про-ще-ния, а мы - у них, и все вме-сте мы про-сим про-ще-ния у на-ше-го Гос-по-да Иису-са Хри-ста: «Гос-по-ди, оста-ви нам дол-ги на-ши, яко-же и мы остав-ля-ем долж-ни-ком на-шим». В Со-бо-ре зву-чат ве-ли-ко-пост-ные по-ка-ян-ные пес-но-пе-ния, и про-из-но-сит-ся древ-няя по-сто-вая мо-лит-ва Еф-ре-ма Си-ри-на: «Гос-по-ди и Вла-ды-ко жи-во-та мо-е-го, дух празд-но-сти уны-ния, лю-бо-на-ча-лия, и празд-но-сло-вия не даждь ми. Дух же це-ло-муд-рия, сми-ре-но-муд-рия, тер-пе-ния, и люб-ве, да-руй ми ра-бу Тво-е-му. Ей Гос-по-ди Ца-рю, да-руй ми зре-ти моя пре-гре-ше-ния, и не осуж-да-ти бра-та мо-е-го, яко бла-го-сло-вен еси во ве-ки ве-ков, аминь».

Ада-мо-во из-гна-ние, из-гна-ние из Рая, непо-сред-ствен-но от-но-сит-ся и к нам, и к на-шим очень род-ным лю-дям - Ада-му и Еве, имен-но их кровь те-чет в на-ших жи-лах. Каж-дый из нас име-ет их сво-и-ми пра-ро-ди-те-ля-ми. От них по-шел весь че-ло-ве-че-ский род, все на-ро-ды в ми-ре. В Раю, Эде-ме про-изо-шло па-де-ние пер-во-го че-ло-ве-ка, пер-вые лю-ди не про-сто ослу-ша-лись Бо-га, они, пусть опро-мет-чи-во, пусть не по-ду-мав, но из-бра-ли са-мый страш-ный путь, ко-то-рый толь-ко мож-но пред-ста-вить на этой зем-ле - про-тив-ле-ния во-ле Бо-жи-ей. Про-тив-ле-ние во-ле Бо-жи-ей невоз-мож-но! Про-тив-ле-ние во-ле Все-дер-жи-те-ля, все-мо-гу-ще-го Бо-га - это смерть. И вот на эту смерть об-рек-ли се-бя род-ные нам лю-ди, на-ши пред-ки, пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева.

В пес-но-пе-нии за все-нощ-ной по-ет-ся о том, как си-дел Адам на-про-тив рая и опла-ки-вал свое гре-хо-па-де-ние, опла-ки-вал уже за-поз-да-лы-ми сле-за-ми. Каж-дый из нас то-же имел нема-ло слу-ча-ев вслед за Ада-мом опла-кать свои ошиб-ки. Но, к сча-стью, мы ви-дим, как по ми-ло-сер-дию Сво-е-му Гос-подь и эти ошиб-ки пре-тво-ря-ет в на-ше спа-се-ние. И са-мые па-де-ния че-ло-ве-че-ские Гос-подь Бог ис-поль-зу-ет для по-ка-я-ния и из-ме-не-ния че-ло-ве-ка. Адам, ко-неч-но, пла-кал не толь-ко о се-бе са-мом, но и о мно-го-чис-лен-ном сво-ем потом-стве, сре-ди ко-то-рых и мы с ва-ми. Он ви-дел, на что об-рек сон-мы лю-дей, и что не все из них, да-же бла-го-да-ря крест-ной жерт-ве Гос-по-да Иису-са Хри-ста, бу-дут спа-се-ны.

Вот к этой древ-ней, и в то же вре-мя лич-ной, по-вто-ря-ю-щей-ся для каж-до-го из нас, в на-шей соб-ствен-ной судь-бе, ис-то-рии воз-вра-ща-ет нас Свя-тая Цер-ковь на-ка-нуне Ве-ли-ко-го по-ста. От этой точ-ки гре-хо-па-де-ния и из-гна-ния са-мих се-бя из Рая к на-ше-му об-ще-му пе-чаль-но-му, пад-ше-му со-сто-я-нию на-чи-на-ет-ся се-го-дня вхож-де-ние в пост и по-ка-я-ние.

Мясопустная неделя – это третье воскресенье периода подготовки к Великому посту. Это время, когда каждый православный должен стремиться максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть .

Значение термина «мясопуст»

Слово произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит – лишение мяса. Мясопустная неделя наступает на 56 день до празднования Пасхи. За ней следует последняя перед постом седмица – сырная, или как ее называют в народе – «масленица». Те, кто решил соблюдать пост, на этой неделе не вкушают мяса и едят исключительно молочные продукты и яйца .

Подготовка к Пасхе

Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме. Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой.

Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам:

  • О фарисее и мытаре;
  • О блудном сыне;
  • Мясопустная;
  • Сыропустная.

Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту .

Описание мясопустной недели

Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.

В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.

Вселенская Родительская Мясопустная суббота

На Мясопустную седмицу приходится . Церковь в этот день поминает всех усопших со времен Адама.


Поминальная Молитва Проповедь Видео Фото: неделя о Страшном суде

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь

Этот поминальный день напоминает всем христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших сестер и братьев. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла .

Христианский ли праздник «Масленица»?

В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица – это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов. В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики – киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании.

После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье – праздничная трапеза перед постом. В храмах читают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом на улицах творили ритуальные языческие заклинания и частушки, которые оскверняют слух верующего человека .

Что разрешено есть в мясопустную неделю

Православных верующих интересует вопрос, что можно вкушать в эту неделю, чтобы правильно подготовить организм к Великому посту.

В воскресенье употребляют привычные мясные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Строгих запретов в этот день нет. Если есть желание, можете есть жирные колбаски или сало. Однако делать это нужно в меру, так как это все таки, подготовительная неделя, после которой наступит Великий пост. За мясопустной неделей следует Сыропустная. Из рациона исключают мясные продукты.

Стоит отметить, что традиции православной церкви очень мудрые. Ведь, чтобы пост пошел на пользу, нужно к нему правильно подготовить организм .

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, во время богослужения в этот день вспоминают историю о блудном сыне. На ежедневных литургиях вспоминают предстоящий Страшный Суд, который состоится, когда произойдет второе пришествие Христа. На богослужениях в будни читают стихи из Евангелия, где о грядущем Суде говорил сам Иисус.

Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. В память о них, заказывают панихиды и заупокойные молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст – праздник мяса, перед тем, как полностью отказаться от него. Как правило, это народные ярмарки и гулянья с большим количеством мяса, которое запекают, жарят на грибе и едят вдоволь .

Как подготовиться в мясопустной неделе?

Священнослужители рекомендуют продумать рацион питания на следующий месяц, учитывая, что в нем должны присутствовать постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий.

По возможности чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. В подготовительный период, как и в сам пост, нужно отказаться от посещения увеселительных мероприятий, сократить до минимума просмотр развлекательных программ.

Стоит помнить, что пост – это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.

В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.

Адамово изгнание

Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Обряд высочайшего смирения

В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.


Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.

Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.

В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.