Значение символа знамени мира. Электронная библиотека международного центра рерихов Пакт о мире символ цветовой

Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.

Знак Знамени Мира – Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни – любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира — Охранителя высших сокровищ.»… Этот Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом! » (Николай Рерих)

Знамя Мира

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Н.К. Рерих. Чинтамани

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирноcти и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Изображение в Храме Неба. Китай

Три драгценности. Вышивка. Монголия

Герб Самарканда

Икона Святого Николая

Андрей Рублев. Троица

Маттео Джованни. Мадонна с младенцем и двумя Ангелами

Фрагмент изображения Тамерлана

Домский собор

Керамика Древней Греции

Керамика. Китай

Ханс Мемлинг. Христос с ангелами, славящими Бога Отца

Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутствует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире , потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно»

В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности . Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны»

В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха»,

Ниже приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».

Илл. Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)

Илл. Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)

Илл. Три круга на шумерской табличке

Илл. Три круга на украшениях из Древнего Египта, Крита и Хакасии

Илл. Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)

Илл. Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии

Илл. Символика шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)

Илл. Орнаменты, украшающие европейские соборы

Илл. Орнаменты на Каирской мечети, Шаолиньском храме (Китай) и мавзолее династии Токугава (Япония)


Илл. Фламандский художник Ганс Мемлинг (XV век) изобразил символ трех кругов на груди Христа

Илл. Символ трех кругов из бисера в иконографии

В год юбилея Пакта Рериха мы заново пытаемся осмыслить символ Знамени Мира, Знак настолько лаконичен по своей форме и многоплановый по смыслу, что невозможно дать его простое определение.

Таково объяснение Знака для современного человека. Но нет никаких сомнений, что та трактовка Знака, которая наиболее близка идее Пакта (религия, наука и искусство, объединенные культурой), является наиболее поздней, поскольку сами эти понятия возникли в европейском сознании никак не раньше эпохи Возрождения, когда было заложено начало противопоставления светского и религиозного искусства; окончательно же разделение религии, науки и искусства произошло в эпоху Просвещения, и в последующие века эти три области духовной деятельности человека развивались независимо друг от друга, хотя и не изолированно.

Более того, европейское противопоставление религии, искусства и науки совершенно чуждо, например, странам буддизма, где вплоть до бурного вторжения европейской цивилизации, существовал культурный синкретизм, то есть единое развитие всех областей духовной деятельности человека. Если же мы обратимся к истории Знака, уходящей вглубь тысячелетий как минимум на шесть тысяч лет, то, разумеется, в древних культурах никакого противопоставления искусства, религии и науки и быть не могло!

Из этого отнюдь не следует, что подобная трактовка знака является неверной, – нет, она лишь самая поздняя, применимая к Знамени, поднятому в Брюгге, но никак не к древнейшим (да и просто старинным) изображениям Знака.

Как ни странно, то же самое нужно сказать и о трактовке Знака как триединства времен в круге Вечности. Как писал А. Говинда, человеческий ум в первую очередь осознает реальность пространства и гораздо позже – реальность времени; это объясняется тем, что ощущение пространства связано с движением тела, тогда как ощущение времени – с движением ума . Учеными давно доказано, что в древних и архаических культурах время либо не осознавалось как категория (например, в эпических песнях герой или вечно молод, или вечно стар), либо оно мыслилось циклическим, движущимся по годовому (или многолетнему, или многовековому) кругу . Так, например, в священных строках древнеиндийской Ригведы ("Книги Гимнов", XII–X века до н.э.) победа бога-громовержца над змеем может быть в прошлом, в будущем или в настоящем, а подвиги богов древней Скандинавии вообще происходят вне времени.

Итак, концепция трех времен в круге вечности принадлежит только высоко развитым цивилизациям; Знак Триединства много старше этих представлений. Чтобы проникнуть в его древнейшую символику, нам необходимо обратиться к универсалиям человеческого мышления, то есть тем представлениям, которые сохранены в нашем подсознании и проходят сквозь всю историю человечества.

По мнению таких выдающихся ученых, как К. Леви-Стросс, Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров , в основе человеческого мышления с самых древних времен лежат парные противопоставления (мужское–женское, высокий–низкий, жизнь–смерть и тому подобное). Однако наиболее значимую роль играет посредник (медиатор) между двумя противоположностями; например, в противопоставлении люди–животные посредником будет получеловек–полузверь (главный герой древнейших мифов), а в оппозиции боги–люди в центре оказывается полубог (греческие Геракл и Ахилл, вавилонский Гильгамеш, индийские Рама, Кришна, монгольский Гесэр, русский Волх, скандинавский Сигурд и неисчислимое множество других). Парная оппозиция и ее медиатор составляют триаду, в которой средний обладает качествами двух противоположностей. Такая триада может быть символически представлена либо как три частично перекрывающиеся окружности (так неоплатоники передавали идею взаимосвязи духа, души и тела), либо как три круга, где один находится над двумя другими или под ними. То есть в виде Знака, избранного Рерихом. Говоря современным языком, древнейший смысл этого символа – объединение противоположностей.

Рассуждая о посреднике-медиаторе, мы привели примеры из мифов-повествований. Однако подсознательные представления, которые лежат в основе нашего мышления, могут выражаться не в форме текста, а в виде изобразительного образа. При этом универсальные структуры проявляются не только и не столько через логическое осмысление, сколько через эмоциональное мировосприятие, то есть человек (особенно древний) мог изображать символ объединения противоположностей безотчетно, повинуясь внутреннему порыву. Именно этим объясняется включение Знака в бесчисленные орнаментальные композиции, начиная с неолитической керамики. Впрочем, в древнейших земледельческих культурах точка, вероятно, обозначала росток, а три точки, соответственно, могли обозначать либо всходы, либо полураспустившийся росток. Таким образом, еще одно древнее значение этого символа – зарождающаяся жизнь. Еще раз следует подчеркнуть, что неолитический художник, покрывая вазу орнаментом, следовал скорее своим эмоциям, порыву; логическое объяснение символов приходит много позже и оно всегда вторично по отношению к знаку. В такой или иной форме это проходит сквозь все культуры: три точки, расположенные треугольником, подсознательно воспринимаются как благой знак, ими украшаются предметы обихода – от Древнего Египта и гомеровской Греции до классической Японии.

Затруднительно истолковать символику Знака в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры. Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно. Сюда же, вероятно, относится изображение трилистника на одеждах жреца из Мохенджо-Даро (доарийская цивилизация в долине Инда, IV–II тыс. до н.э.); трилистник также стал символом Ирландии, и хотя легенда связывает почитание трилистника с проповедями св. Патрика, вероятно, это растение почиталось в Ирландии и до христианства.

Во многих мифологиях и религиях так или иначе развивается концепция триединства. Первоначально она связывается с категорией пространства. Так, в Индии, начиная с ведических времен, сложилось представление о Трехмирье (изначально: небо, земля и воздух между ними), которое затем было унаследовано буддизмом, где возникли образы камадхату ("мир страстей", к нему относится земля, преисподняя и миры богов, связанных страстями), рупадхату ("мир форм", уровень высокого сознания) и арупадхату, ("мир без форм", уровень тончайшего сознания) . В архаических верованиях алтайцев или якутов существуют три уровня мироздания – земной, небесный и подземный.

Ряд последовательных сближений археологических данных позволяет предположить еще одну версию трактовки этого символа. Еще к Поппе восходит соотнесение наскальных рисунков Центральной Азии с культом огня; на это также указывали и Рерихи в своих работах. Общеизвестный солярный и огненный символ - свастика, крест с загнутыми концами. Однако этот знак может быть не четырех-, а трехконечным, при закруглении концов возникают три спирали, соединенные между собой, – они сохраняют значение огненного или солярного знака. Как солярный знак, они могут восприниматься как солнце в трех положениях (рассвет, полдень, закат), параллель этому находим в деревянной резьбе русских изб; в "Слове о полку Игореве" солнце названо "тресветлым".

Архаическое мышление чуждо цифровому счету, поскольку архаичный человек обладает чрезвычайно развитой зрительной памятью, уже недоступной представителям современной цивилизации . Отсутствие цифрового счета в древности видно по грамматике индоевропейских языков, где существуют три лица глагола (первое – "я", второе – "ты", третье – "он"), а в древности существовали и три грамматических числа (единственное, двойственное, множественное), то есть всё, что больше двух, воспринималось как "три" и как "много" одновременно. Отсюда утроение как знак множественности: трехглавый змей в мифах (= сверхпрожорливость), три сказочных царства (= беспредельность потустороннего пространства), три трудных задачи, исполненных героем (= проверка всех возможных качеств) и так далее. Отсюда же утроение как знак завершенности: например, магическое заклятье действует, если его произнести трижды , в мифах сюжет строится по принципу трех испытаний героя (предварительное, основное, идентификация), а бой героя с чудовищем состоит из трех этапов .

Наконец, триада (позже – триединство) становится основой многих религиозных и философских систем. В Средиземноморье почитание триады началось с Египта, где практически в каждом крупном городе существовала своя триада богов, состоящая из матери, отца и сына (наиболее известная – Исида, Осирис, Гор). В Афинах при Перикле во время Великих Дионисий три трагических поэта должны были представить по три трагедии каждый. Выше мы уже упомянули триаду неоплатоников "дух–душа–тело".
Идеограммой христианской Троицы являются бесчисленные изображения Знака на священных образах, на облачении духовных лиц и на рыцарском оружии. Три точки как символ Троицы охраняли рыцаря в его ратных и мирных трудах. Кажется, с этим связаны и знаменитые переплеты готических окон, завершающиеся тремя окружностями; впрочем, это может быть и орнаментальный мотив.

За полтысячи лет до Христа триединство стало священным символом буддизма. "Будда–Дхарма–Сангха", то есть Будда, его Учение и его Община получили название Триратна, "Три Драгоценности" и позже стали изображаться как три драгоценным камня, объятых пламенем высокого духа. Затем в философском буддизме возникла концепция Трикаи, Трех Тел Будды: дхармакая – тело Закона, высшая сущность, вне всякой формы и цвета, оно подобно беспредельному пространству; самбхогакая – полувоплощенное тело блаженства, определяемое как бесконечные проявления мудрости, совершенный Учитель, которого способны зреть лишь немногие, и нирманакая – воплощенное тело, человеческий облик Просветленной сущности, например, Будда Шакьямуни как живой человек. На уровне, доступном простым буддистам, существует триада уровней познания: невежество, логическое знание и высшее, интуитивное сверхзнание, – они иконографически передаются как три цветка лотоса (бутон, едва раскрывшийся и пышно цветущий), которые держит в руках Тара, богиня милосердия.
На символику этого тройного лотоса стоит обратить особое внимание. Буддийское учение, во многом совпадающее с Живой Этикой , ставит логическое осмысление мира на не более чем средний уровень, в то время как высшим знанием является интуиция, "знание сердца". Восприятие образа всегда богаче, шире, многозначнее любого конкретного определения. Именно поэтому мы не станем искать точный и простой ответ на вопрос, что же именно символизирует Знак. Любое из определений, данных в этой статье, является правильным, – и любое, будучи названо единственно правильным, превратится в ошибку. Говоря словами самого Н.К. Рериха, "никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре" .

"Знак Триединства оказался раскинутым по всему миру…" – писал Николай Рерих. Будучи не только художником, философом, общественным деятелем, но и одним из виднейших археологов своего времени, он прекрасно знал, насколько древен и широко распространен Знак, избранный им для Знамени Мира. Универсальность и надкультурность этого Знака и послужила причиной избрания. Древнейший знак блага, завершенности, соединения противоположностей близок всем народам – и почти всем присущ.

Нам остается лишь привести цитату, ставшую классической. Мы не будем ее комментировать, поскольку вся эта статья является, по сути, развернутым пояснением к словам Николая Рериха: "Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на тамге Тамерлана. Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на гербе Самарканда. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах . Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран тот же знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия" .

Мы рассмотрели собственно три круга, однако символика Знамени богаче; окружность и подбор цветов привнесены в этот древний знак самим Николаем Рерихом, который нашел удивительно точное дополнение архаическому образу.

Круг в архаическом мировоззрении означает целостность, завершенность. В каком-то смысле круг является символом мироздания, Земли, которая когда-то мыслилась диском. Во многих мифологиях земля окружена мировыми водами, имеющими вид реки, где обитает Великий Змей. Таков, например, скандинавский Ёрмунганд или средиземноморская змея вечности, кусающая собственный хвост. Однако круговая граница мироздания может быть не только плоской, но и пространственной – так, в ведических гимнах говорится о стене Великих Вод (подобных тысяче колонн), над которыми властвует миродержец Варуна. Даже этих немногих данных (объем статьи не позволяет привести все возможные параллели) достаточно, чтобы утверждать, что круг в архаической мифологии означает не просто мироздание, но границу, отделяющую мир людей, Мир Порядка от внешнего Хаоса.

Таково универсальное значение окружности на Знамени Мира. Однако есть еще одна параллель, о которой нельзя забывать. Это окружность в буддийской иконографии, связанная с образом Майтрейи.

Нет необходимости напоминать о том значении, которого достиг культ Майтрейи в первой половине ХХ века. Н.К. Рерих во многих своих работах отмечал, что вся Азия была охвачена мессианскими устремлениями, связанными с Буддой Грядущего. Согласно священным буддийским текстам, бодхисаттва Майтрейя в настоящее время пребывает на небе Тушита, откуда он в свой срок спустится на землю. Так какова же иконография неба Тушита?

В собрании Международного Центра Рерихов хранится прекрасная тханка (буддийская икона), на которой символически представлен этот высокий уровень мироздания . Не останавливаясь подробно на его символике, обратим внимание на радужный круг, в котором заключено изображение неба Тушита. Сходным образом изображается и рай Сукхавати. В виде священного круга буддийские художники рисуют священную страну Шамбалу, иконография которой соотносится с образом Колеса Закона, то есть символа Учения Будды. Образ Колеса Закона прошел сквозь две с половиной тысячи лет, он был воплощен на знаменитой Львиной капители колонны Ашоки, которая стала гербом независимой Индии.

Таким образом, в буддийском искусстве окружность изначально символизирует Учение Будды и наивысшие представления о благе, причем благе не материальном, а духовном, достигаемом лишь самим человеком благодаря неустанной работе над собой. Нет ни малейших сомнений, что эта символика была отлично известна Н.К. Рериху и использована им сознательно или интуитивно.

Знамя Мира – это не только идеограмма, это еще и цвета: темно-красный на лилейно-белом. Цветовая гамма очень проста, и тем мощнее ее символическое значение, тем больше подсознательных ассоциаций она вызывает.

Белый, красный и черный – максимально амбивалентные (двузначные) цвета. Они в равной мере воплощают образ как живительного, так и потустороннего начала. Мы не говорим "смертоносного", поскольку в архаическом мировосприятии (сохранившемся как подсознательное у современного человека) нет аналога современному трагическому и катастрофическому понятию смерти: бытие воспринимается как круговорот, где за концом одного следует начало другого, и в частности, за жизнью в мире людей – жизнь в ином мире.

Сколько бы мы ни перечисляли значений белого и красного цвета, наш список будет неполон . Поэтому из всего многообразия их смыслов выберем лишь те, которые, кажется, наиболее явно соотносятся со Знаменем Мира.

Книги Учения Живой Этики

Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем.

Время, когда явлен Жар-Цвет, не может быть легким. Знамя Мира не дается на базаре. Так будем слиты в едином непобедимом стремлении.

Потому самое ужасное есть отступничество и умаление Учителя. Так, когда Мы проводим в жизнь новое утверждение, нужно устремиться всем духом на пути исполнения Высшей Воли. Потому, когда Мы утверждаем великое значение Знамени Мира, нужно принять его духом. Истинно, так мироспасение придет! Время великое, время такое значительное!

Так в эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени, истинно!

Трудно в себе расчленить три основные естества. Конечно, отрывочны будут осколки огненные. Должно ли так быть? Только опускание во тьму хаоса отодвигает цельность Огненного Облика. Мысль о трех основах может обогатить представление о трех телах, но одно дело начать думать, и совершенно другое продолжать и развивать мышление.

Письма

Знамя Мира, Единение Женщин во имя Новой Эры Культуры есть две гигантские исторические задачи

Сейчас же хочу только сказать Радне, что она прекрасно написала о школе и музее, но напрасно указала, что главное значение Знамени Мира в сохранении жизней. Это значение, должна сказать, есть наименьшее, и мы, ученики Владыки, должны бы понимать это! Война страшна не смертью, но ужасами разрушений и увечий. Кроме того, многие эпидемии уносят гораздо больше жертв, нежели войны. Разве испанская инфлюэнца не превысила смертность от последней войны? Жизнь насыщенная и недолгая часто дает духу гораздо больше продвижения. Как ужасно влачить долгую, отягощенную немощами и бесцельную старость! Так, смерть должна рассматриваться не как бедствие, но как светлая возможность к новому накоплению и продвижению. Конечно, я говорю это только для Вас, ибо многие сентиментальные люди видят именно лишь эту цель Знамени Мира и, если сознание их не вмещает, не следует их оговаривать, пусть хотя бы с этого угла поддерживают великое Знамя. Главная цель Знамени Мира – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания. И еще другие значения, которые лучше расскажет Ояна.

Сейчас все наши мысли и устремления направлены на Конвенцию в Вашингтоне . Много ожесточенных битв происходит около Знамени, и ясно обозначается грань между Светом и тьмою. Нам сказано отмечать всех, кто против Знамени, ибо это и будет истинное деление Света и тьмы. И замечательно видеть, что все отказавшиеся так или иначе участвовать на этой Конвенции являются сторонниками признания безбожников. Но много есть и светлых знаков, и все складывается так, как уже давно указано. Потому мы в бодром сознании продолжаем продвижение нашего культурного дела и идем по намеченным вехам, которые так своевременно и определенно встают на каждом повороте.

Чуть более 10 лет назад, во время операции «Буря в пустыне» в Ираке перестал существовать самый знаменитый город древности – Вавилон. Тогда же мародерами был разграблен музей искусства Двуречья в Багдаде и многие культурные ценности исчезли безвозвратно. Увы, сегодня мы имеем немало подобных примеров разрушения. Однако со времен сожжения храма Артемиды в Эфесе история знает не только геростратов, но и людей, осознающих ценность культуры и пытающихся сохранить ее наследие от уничтожения.

Новое и старое

История, как известно, не знает линейного развития – она циклична. Все, что когда-то было рождено, что достигло апогея своего развития и принесло плоды, однажды должно придти в упадок и исчезнуть, дав место новому началу. Вот только это новое начало редко когда бывает безоблачным. «Боги одной эпохи становятся демонами в другой», – говорили древние, подразумевая, что смена исторических циклов всегда вызывает смену парадигм и неизбежный конфликт старого и нового мировоззрения. Этот принцип проявляется как в больших исторических циклах, так и в малых.

Эра Рыб, например, сменившая Эру Овна, принесла христианство, новое мировоззрение, новую религию Любви. Но с каким же трудом она пробивала себе дорогу! А пробив, как яростно отрицала языческое прошлое – вплоть до физического уничтожения «еретических» трудов. Каждая Эра и каждая религия имеет свои задачи и свою ценность, новое и старое нельзя сравнивать в категориях «лучше-хуже» - они просто разные. Проблема же заключается в том, что на стыке эпох, когда один цикл сменяется другим, отрицание старого зачастую приводит к отрицанию ценностей предыдущей эпохи, вплоть до их физического уничтожения.

Так было в Древнем Египте, когда монотеисты Эхнатона погубили множество исторических памятников, пытаясь уничтожить любое упоминание о Боге Амоне. Так было в молодой Советской России, когда на волне атеистического подъема под горячую руку разрушались церкви и жглись книги. Так было и совсем недавно, когда вышедшие из состава СССР независимые государства активно «освобождались» от советского прошлого.

Повторюсь, вопрос не в сопоставлении нового и старого – их нельзя объективно сравнить. Вопрос в том, что отрицание предыдущего этапа часто приводит к уничтожению культурного наследия, значение которого невозможно оценить. И проблема как раз в том, что мало кто может оценить урон, который мы как человечество наносим сами себе, уничтожая созданное ранее.

Но, может быть, это не так страшно? Может быть, даже полезно освобождаться от груза прошлого, давая возможность созданию нового? Ведь при переезде из одного дома в другой мы с радостью освобождаемся от старых вещей, которые давно стали обузой, ненужным грузом. Может быть, не стоит так трепетно относиться к утрате древних, замшелых ценностей? Ведь будут созданы новые!

Культура и цивилизация

Пришло время определиться с некоторыми терминами. Когда говорится о совокупном наследии, которое создает человечество, обычно говорится о культуре и цивилизации. Эти понятия так тесно связаны между собой, что зачастую смешиваются, а это не совсем верно. Они действительно тесно взаимосвязаны, но эта связь сродни связи духа и материи в природе, души и тела в человеке: это две части единого целого.

Николай Рерих, известный художник и выдающийся общественный деятель, определял культуру как дух творческой деятельности человека. Цивилизацией же он называл материю этой деятельности, обустройство жизни человека во всех ее материальных и гражданских аспектах. Эти два вида деятельности неразрывно связаны между собой, но имеют разные источники возникновения и различное содержание и предназначение. Рерих писал, что «до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».

Многие выдающиеся философы считали именно культуру стержнем внутреннего формирования и духовного роста человека: культура хранит священные символы, связывающие человека с его подлинными корнями и позволяющие ему питаться от этих корней. Такая связь, бережно поддерживаемая и охраняемая, способна давать пищу для внутреннего пробуждения и духовного роста. В частности, Николай Бердяев писал: «Древнейшая из культур – культура Египта – началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Для счастливого и продуктивного развития человечества важен синтез духовного и материального, культуры и цивилизации. Когда по каким-либо причинам культурные ценности отходят на второй план, тогда начинает довлеть цивилизация, а человек лишается пищи для души. «В цивилизации, – писал Бердяев, – иссякает духовная энергия, угашается дух – источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, … а магического царства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие».

Нам с вами не нужно далеко ходить за подтверждениями этой мысли Бердяева: на наших глазах формируются поколения, лишь понаслышке знакомые с «Войной и миром», «Евгением Онегиным», произведениями Баха и Рахманинова, Нестерова и Поленова. Культурные ценности не исчезли полностью из нашей жизни, но их недостаток ощущается настолько остро, что заставляет говорить о своего рода кризисе, который мы переживаем сегодня. Суть его в том, что сегодня мы обладаем огромными возможностями и навыками (цивилизация), но все меньше понимаем, ради чего они нам даны. Именно это понимание «ради чего» и дает культура.

Таким образом, возвращаясь к вопросу о важности культурных ценностей, вольно или невольно уничтожая их, разрушая культурное наследие, мы как человечество лишаем себя корней и просто напросто затрудняем собственное дальнейшее духовное развитие.

Знамя Мира

Лучше, чем кто-либо другой, осознавая все вышесказанное, в начале прошлого столетия Николая Рерих выступил с проектом защиты мировых культурных ценностей и предложил для этого проекта специальный знак – Знамя Мира. Суть предложения заключалась в том, чтобы защитить исторические памятники и художественные и научные учреждения. Защитить от возможного разрушения в случае военных конфликтов и защитить в мирное время от уничтожения по каким-либо иным причинам.

15 апреля 1935 г. в Вашингтоне 21 американская республика подписала предложенный Рерихом Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников , который с этого момента стал называться «Пактом Рериха». Пакт Рериха как международный договор стал первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей. Символом этого договора стало Знамя Мира – три красных круга внутри красной окружности на белом фоне. Сам Рерих писал, что «предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».

Николай Константинович в своих многочисленных статьях многократно настаивал на том, что этот символ не был придуман, а был взят как один из самых универсальных мировых символов. «Одни говорят, – пишет Рерих, – что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих».

История Пакта Рериха

Судьба «Пакта Рериха» не была простой. Будучи подписанным, он вызвал живой и неподдельный интерес у большинства деятелей культуры того времени. Рабиндранат Тагор, великий индийский поэт и общественный деятель, писал Николаю Рериху: «Я зорко следил за Вашими замечательными достижениями в области искусства и за Вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом». Пакт был горячо поддержан выдающимися деятелями мировой науки и культуры: Ромэном Роланом, Бернардом Шоу, Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Джавахарлалом Неру, Гербертом Уэллсом и многими другими

«Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха, – писал Морис Метерлинк. – Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами». Известный американский художник Леон Дабо написал: «Если нам удастся достичь того, что все народы примут это Знамя, чтобы защищать все прекрасное, дорогое, все проявленное человеческим гением, все сотворенное человеческими мыслями и руками, то это будет величайшим достижением духа и культуры за последнее тысячелетие». Увы, так не случилось.

Несмотря на то что в 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны , все усилия сошли на нет в связи с началом Второй Мировой войны. Разрушения и мародерство, вызванные этой войной, заставили мировое сообщество уже в рамках ЮНЕСКО вернуться к вопросу о защите памятников культуры. И лишь в 1972 году была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.

Таким образом, сегодня Пакт Рериха уже не существует непосредственно в том виде, в каком он был задуман создателем, но зато его цель частично достигнута. Похоже, сам Николай Константинович в каком-то смысле предполагал такой исход событий, когда писал:

«Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества. Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности. Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира».

Знамя Мира за почти 80 лет своего существования побывало на обоих полюсах Земли и на ее высочайших вершинах, летало в космос на МКС и несколько лет официально висело в фойе Государственной Думы РФ. Во многих известных музеях и учреждениях культуры оно до сих пор вывешено как официальный флаг. Но не в формальной популярности этого символа основное значение Знамени Мира, а в том самом «стимуле Культуры», который оно вносит в сознание человека, напоминая ему о его собственных духовных корнях и важности их сохранения.

Культурные, политические, общественные деятели о значении Пакта Рериха и Знамени Мира

В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов - сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Франклин Рузвельт, президент США

Он [Пакт Рериха] возник как род пакта между народами для сохранения памятников культуры и искусства. Многие нации приняли его. <…>…Мы договариваемся о множестве вещей и забываем об этом в пору войн и бедствий. Мы с негодованием видели в последней войне разрушение огромного количества памятников культуры вопреки всем предыдущим соглашениям. Тем не менее, остаётся как факт, что трагедия разрушения заставала врасплох великие монументы культуры прошлого. У нас в Индии имеется великое их число, и наш долг уважать их, гордиться ими и вбирать их вдохновение. Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии

Я всем сердцем одобряю идеи и идеалы профессора Рериха, связанные с Пактом по защите художественных и научных ценностей. Это благородный проект. Леопольд Стоковский, дирижёр

Прочитав Вашу статью о международном флаге, я сначала подумал, что если даже шпили Церкви Господней не стали защитой от бомбардировок в прошедшей войне, то никакая эмблема, вера или закон не защитят от крайностей военного времени. Но на самом деле это возможно, и я, конечно, всем сердцем присоединяюсь к этому движению, организатором которого является профессор Рерих. Рокуэлл Кент, живописец, скульптор, писатель

Вы в самом деле достойны высокой похвалы за этот интернациональный Пакт в защиту сокровищ искусства и науки, и я рад удобному случаю принести Вам свои поздравления. Теодор Драйзер, писатель

Знамя Мира должно получить признание всех правительств. Все должны озаботиться, чтобы это Знамя было признано и законно установлено всеми странами. Лобзанг Мингиюр Дордже, лама Тибета

На мой взгляд, Ваш проект превосходен. Вы хотите спасти от разрушений в военное время произведения искусства и такие учреждения культуры, как университеты, библиотеки, музеи, соборы и т.п. Я полагаю, что эта благородная инициатива будет должным образом оценена и полностью поддержана народами, перенёсшими ужасы войны. Следует приложить максимальные усилия для создания международного флага, который охранял бы памятники искусства от таких разрушений, которые были причинены сражающимися во время последней большой войны. Люблинский университет в Польше присоединяется к этому проекту и горячо поддерживает его. Йозеф Крушинский, ректор Люблинского католического университета

Всё человечество в долгу у Вас за этот план. Пусть Господь дарует заслуженный успех Вашему великому почину. Дж. Понграж, библиотекарь Лютеранской теологической семинарии, Венгрия

…Идея, родившаяся в русском художнике Рерихе <…> в русской обстановке, от горестных размышлений над русским небрежением нашими культурными ценностями, - идея зова к охране добрых плодов деятельности человеческого духа - приобрела вселенское значение. Зов Рериха слышен теперь по всему миру, зов энергичный, настойчивый, безнасилъный и неотвязный, - зов, который будит людей и говорит им:

Так же нельзя. Больше внимательности, больше любви, больше симпатии друг к другу. Жизнь не только борьба всех против всех, но и человеческое сотрудничество. А сотрудничество - это Культура. <…>

Каждый скромный учитель, каждый ученик, сидящий за книгой, каждый, кто думает о смыслах и целях истории, - должен спешить на звук этого рога, в который трубит Николай Константинович у подымаемых им по миру Знамён Мира. Всеволод Иванов, историк, писатель

Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права. С.Т.Коненков, скульптор

Н.К.Рерих первый поднял Знамя Мира - символ единения человечества во имя сохранения и приумножения великих ценностей Культуры, во имя созидания лучшего будущего. Эти благородные идеи сегодня особенно актуальны, так как с нарушений культурной преемственности начинается деградация общества. Д.С.Лихачёв, историк, литературовед, общественный деятель, академик РАН

Мы подняли Знамя Мира в Космос, чтобы ещё раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты. Майкл Фоэл, астронавт НАСА