Графические знаки и символы: идеограмма - это что такое? Графические знаки и символы Графические знаки

В Своем реферате я хочу рассказать о графических знаках и символах, об их роли в развитии торговли, в продвижении бизнеса, в сфере PR. Графический знак является неким «лицом» торговой марки, главным внешним атрибутом, по логотипу бренд запоминают, чем лаконичнее графический знак тем больше возможность, что потребитель запомнит его, и в последующем, при выборе между несколькими фирмами, он выберет именно ту, которую было так просто запомнить, которая первой всплывет в его сознании. Логотип является одним из важнейших элементов фирменного стиля и представляет собой оригинальное графическое изображение названия компании или продукта, призванное сделать имидж фирмы более запоминающимся и помочь ей удачно выделиться на конкурентном рынке. Он должен выражать основное направление деятельности фирмы.

Существует целая психология создания логотипов, путем сочетания разных цветов, и других приемов достигается эффект запоминаемости, что является залогом хорошего начала бизнеса. С разработки логотипа начинается процесс создания фирменного стиля. Поэтому всегда нужно помнить о том, что все стилистические элементы, используемые в логотипе, будут существенно влиять и во многом определять особенности остальных элементов фирменного стиля: цветовую гамму, шрифты, графические материалы.

Существует несколько основных принципов, придерживаясь которых при создании логотипа можно добиться наибольшей его эффективности в представлении компании или продукта. Прежде всего, графический знак должен быть простым, но при этом стильным, легко запоминающимся и выгодно отличающимся от логотипов конкурентов. Также логотипу желательно быть масштабируемым: то есть одинаково хорошо читаемым как на небольших бланках или брелоках, так и на внушительного размера рекламных растяжках - в обоих случаях без искажения восприятия. Он должен отличаться оригинальностью, изысканностью и соответствовать целям позиционирования компании; быть ярким, чётким, все его элементы должны сочетаться по цвету, форме и размеру. Кроме того, логотип обязательно должен ассоциироваться с конкретными фирмой или продуктом, представлять их самые яркие преимущества, не быть абстрактным и двусмысленным.

Все логотипы обычно делятся на 4 группы: символические, текстовые, буквенно-цифровые и комбинированные. К первому типу относятся символы, иконки и фотографии - это так называемое графическое представление компании. Такие символы редко используют при создании логотипов - их целью является простое информирование. Но комбинируя их с другими графическими элементами, можно добиться хорошего результата. На символические логотипы очень похожи логотипы текстовые. С тем лишь различием, что в них используется одна или несколько букв названия фирмы. Часто они выполняются в виде пиктограмм. Следующий вид - наиболее распространённый - буквенно-цифровые логотипы. Такие графические знаки, как правило, отражают точное написание названия организации или продукта. При создании логотипа такого вида важно помнить о наборе цветов, шрифтах и семантическом значении текста, которые в этом процессе играют немаловажную роль. Комбинированный тип, как следует из названия, сочетает в себе отдельные элементы всех предыдущих видов логотипов. Также логотипы подразделяются на имиджевые и продающие. К первым относятся оригинальные визуальные изображения, вторые представляют собой иллюстрации деятельности компании. Они могут использоваться как самостоятельно, так и сочетаться. Однако больше всего распространены продающие логотипы, потому что в отличие от имиджевых, которые несут только визуальный образ, они вызывают у потенциального клиента определённые ассоциации с компаний и стимулируют его к необходимому ей действию: покупке товара и пользованию услугой.

Разрабатывая логотип, нужно помнить о том, что он является основным инструментом и отображается на всех промоматериалах компании. И в случае, если он не будет профессионально созданным, то и фирма, которую он представляет, не вызовет доверия у потенциальных клиентов. Поэтому создавать графический знак следует поэтапно. Начать стоит с планирования - этапа, на котором составляется список всей продукции или предоставляемых услуг, которые предлагает фирма, и вычленяются общие тенденции. После этого выбираются цвета, причём следует избегать слишком мрачных оттенков. Следующий шаг - проектировка. Здесь важна простота и незамысловатость изображения. На данном этапе также можно проанализировать логотипы конкурентов, чтобы, выяснив их сильные и слабые стороны, сделать выводы относительно собственного графического знака. Далее из предложенных вариантов выбирается несколько наиболее удачных, после чего они тестируются на привлекательность с помощью группы людей, представляющих потенциальную аудиторию компании или продукта. В результате остаётся один, который и будет нести в себе скрытую символику деятельности организации.

Только после разработки удачного логотипа можно провести эффективную рекламную кампанию. Также стоит помнить, что грамотно созданный графический знак позитивно влияет не только на восприятие компании потенциальным потребителем, но и на её доход.

Современный логотип может быть как оригинальным и легким для запоминания изображением, например, как надкушенное яблоко -- логотип компании Apple, так и графическим начертанием, выполненным фирменным шрифтом -- например, эмблема компании IBM или Microsoft.

Современный логотип также может сочетать в себе, как элементы графического начертания, так изображение. Примеров «смешанных» логотипов великое множество, например логотип компании Puma, где сочетается графическое начертание имени компании и изображение в виде пумы, перескакивающей буквы.

Полноценно знаки начали использоваться с возникновением общинного строя. В книге ” Загадочные знаки Северного Причерноморья” (1933) И.И. Мещанинов утверждает что первоначально знаки были изображениями тотемов, которые защищали род. Постепенно вместе с развитием скотоводства и земледелия людям понадобилось помечать свой скот, орудия труда и защиты, тогда и начали наносить тамги. Процесс нанесения тамги или клейма называется таврением. Первоначально знаки принадлежали общинам, затем отдельным родам, после они трансформировались в личные знаки. В древней руси свои собственные знаки имели князья.

Знаки которые нас сейчас окружают имеют различные предназначения. Условно их можно разделить на три вида.

В этой группе все знаки которые необходимы для трудовой или бытовой деятельности. К учебным знакам относятся: все математические знаки, музыкальные ноты, знаки на текстиле и домашних приборах, знаки техники и знаки ориентации и многие другие. Основная функция учебных знаков это конкретизация значений используемых людьми в процессе жизнедеятельности. Они как правило не требуют высокого уровня графического и стилевого исполнения, как например отличительные знаки.

К этой группе относятся пиктограммы и прочие ориентирующие и уточняющие символы. Читаемые знаки иногда можно перепутать учебными. Многие учебные знаки являются читаемыми. Используются читаемые знаки в местах большого скопления людей – магазины, торговые центры, места общественного питания, рынки и др. К читаемым знакам относят знаки безопасности: “опасно”, “высокое напряжение”, “вход запрещён” и т.д. Основным требованием к читаемым знакам является ясность и быстрота чтения независимо от возраста, пола или национальности.

К этой группе относятся все рекламные знаки. Это фирменные и торговые знаки. Личные логотипы и издательские марки. Отличительной особенностью этих знаков являются высокие требования к графической и композиционной составляющей. Эти требования обусловлены особыми функциями этих знаков. Знаки данной категории должны быстро идентифицировать их обладателя, т.е. знак должен быть оригинальным и легко запоминаемым. Помимо рекламной функции у них есть и защитная. Данные знаки защищают права на индивидуальное изготовление, тиражирование товаров или предоставление услуг в какой-либо области.

Отличительные знаки в свою очередь делятся на изобразительные, словесные, шрифтовые и комбинированные.

Словесные знаки.

Словесными товарными знаками называются слова или сочетания букв, иногда стилизованные или оформленные в обособленные композиционные решения. Их делят на два типа:

1. Слова традиционного, естественного значения

2. Новые, несуществующие ранее слова и выражения, обозначающие новые приборы, препараты и материалы.

Шрифтовые знаки.

Шрифтовые или буквенные знаки состоят из одной, двух или нескольких букв. Буквы являются аббревиатурой, либо началом названия предприятия или его местоположения и вместе составляют единую, законченную композицию. Среди шрифтовых знаков можно выделить:

1. Буквы-образы

2. Знаки-монограммы

3. Знаки-метафоры.

Комбинированные знаки.

Это знаки в которых увязываются несколько смысловых и графических значений. Знаки отображающие буквы из названия или местоположения, изобразительные элементы говорящие о характере бизнеса или услуги предприятия.

Изобразительные знаки.

Изобразительные знаки это знаки изображающие предметы, символы, орнаменты и прочие абстрактные или одушевлённые формы и персонажи. Этот вид графических знаков один из самых древних и часто употребляемых.

Более подробно торговые знаки классифицированы в статье . Там рассмотрены стилевые особенности и наиболее частые графические решения используемые при построении логотипов.

Знак можно классифицировать по различным признакам. Семиотика предлагает нам делить знаки на три типа: иконические, символьные и индексные.

Семиотика – (греч. semeion – знак) наука о знаках. Эта наука подразумевает под знаками любые возможные средства для коммуникации: слова, изображения, звуки и т.д.

Отображают непосредственно сам предмет потребления. Знаки такого типа не несут двойственных значений, они просты и понятны, легко считываются и воспринимаются потребителем.

Индексные знаки суживают значения изображаемого предмета до нескольких необходимых качеств. Индексные знаки предельно лаконичны и просты, к этому типу можно отнести все учебные знаки и большинство читаемых и отличительных.

Индексные знаки

Символьные знаки могут нести множество значений. В большинстве случаев это абстрактные формы не замыкающие своё значение на одном предмете. Это очень удобно если у компании есть несколько видов деятельности и необходимо избежать конкретики в графике.

Символьные знаки

Ряд цифр и букв имеют внешне схожее начертание, малоразличимое при небольшом размере шрифта. Например, цифры "0", "1" и буквы "О", "l" (L). Это является серьёзной проблемой, особенно в тех случаях, когда необходимо строго однозначное прочтение символов. К примеру, при записи ручкой на листке бумаги или печати на принтере своего буквенно-цифрового пароля. Решением данной проблемы пришлось заниматься первым программистам и фонт-дизайнерам (в XX-м веке, в самом начале компьютерной эры). Давно уже, появились специальные контрастные шрифты, такие как Inconsolata, Consolas (системный в OS Windows), Anonymous Pro, Deja Vu Sans Mono и многие другие. Некоторые из них можно бесплатно скачать по ссылкам с сайтов их авторов-создателей и с профильных Интернет-ресурсов.
Смотреть пример:
http://www.levien.com/type/myfonts/inconsolata.html

Если допускается техническими условиями и проектным заданием, то вместо цифрового нуля, в HTML-код ставится "Ø" (latin capital letter O with stroke, с косым штрихом, из модификации латинского алфавита для скандинавских языков - норвежского и датского), приблизительно похожий, своим начертанием, на перечёркнутый пополам нолик. В текстовом редакторе - такой значок берётся, копируется из таблицы спецсимволов (Special Character), и вставляется в нужную позицию в строке. Данный лайфхак-приём будет полезен, если возникают сложности с поиском и установкой на девайс специального фонта. Этот совет позволит сэкономить время и не перепутать цифру "0" (zero) с буквой "О" не только на мониторе вашего ПК, но и на экранах других устройств, где может не оказаться нужного шрифта. Такая форма записи, традиционно, применяется при обозначении на листе бумаги смешанной, буквенно-цифровой информации, например, своего пароля, кода доступа. Примечательно, что даже есть шутливое выражение " ", подчёркивающее важность наличия этого элемента, наделяющего символ определённым смыслом и значением. Графический вид нуля в разных типах шрифтов - можно посмотреть и сравнить их изображение на картинках с помощью специализированного сервиса на странице сайта:
http://www.fileformat.info/info/unicode/char/0030/fontsupport.htm

Рисунок 2

При редактировании и правке текста, перечёркивание неправильно написанного или ненужного символа - производится большим косым крестиком (двумя крест-накрест перекрещивающимися диагональными штрихами равной длины). В текстовом редакторе это осуществляется средствами форматирования - сначала выделяется фрагмент, а затем в меню нажимается последовательность кнопок и вкладок (Format - Character - Font Effects - Strikethrough) для выбора из выпадающих списков необходимого эффекта. Зачёркивание одного или нескольких слов в строчке или в целом абзаце документа - делается с помощью горизонтальной одинарной или двойной линии, достаточной толщины.

Если нужно точно выяснить, что в тексте написано - буква или цифра, то можно, в режиме поиска на странице, задать нужный символ и убедиться, что он будет найден именно там.

Федеральное агентство по образованию

Среднего профессионального образования

«Волгоградский технологический колледж»

Реферат

по дисциплине: «Графический дизайн»

на тему:

«Графические знаки и символы»

Дополнительные графические знаки

Существует ряд графических символов, которые не являются, строго говоря, диакритиками, однако используются в научных лингвистических работах для тех или иных видов маркировки рассматриваемых языковых форм.

Звездочка, иначе называемая астериск (*), когда она стоит перед словом или буквой, означает, что слово или обозначаемый соответствующей буквой звук являются реконструированными, т.е. они были не обнаружены на самом деле в каком-либо тексте или услышаны от какого-либо информанта, а выведены или восстановлены на основании других форм или данных других языков. Так, латинское *retundus представляет собой реконструированную форму (иногда так и называемую формой под звездочкой), которая была получена на основании сравнения румынского ratund, итальянского ritondo, старофранцузского reond, испанского redondo и других форм. Формы, приписываемые протоиндоевропейскому языку, всегда стоят под звездочкой, поскольку сам этот язык «реконструирован» на основе данных языков-потомков; таким образом, даже формы типа *esmi "аз есмь" или *owis "овца", которые обнаруживаются ровно в таком виде в одном или нескольких индоевропейских языках (esmi в клинописном хеттском и в литовском; owis, на письме имеющая вид ouis или ovis – в латинском), обычно предваряются звездочкой, если они приписываются протоиндоевропейскому языку. Реконструированные формы не обязательно являются воображаемыми; реальность многих из них, включая три упомянутых выше, не вызывает никаких сомнений. К сожалению, однако, звездочка часто используется также для маркировки форм, которые никогда не существовали в действительности, но логически могли бы существовать, как, например, итальянская форма *desceppio "ученик" вместо discépolo или латинская форма *uōs "бык" вместо bos. Дополнительно усложняет дело то обстоятельство, что та же самая звездочка используется для маркировки несуществующих форм и неправильных словосочетаний (так называемый отрицательный языковой материал). В начале 20 в. немецкий компаративист Э.Герман предложил использовать два различных знака, крестик (†) для чисто гипотетических форм и звездочку (*) для реконструированных, однако эта практика нашла немного последователей.

Использование квадратных скобок в публикуемых текстах означает, что слова или буквы, заключенные в квадратные скобки, отсутствуют или плохо читаются в оригинале и были добавлены редактором; для указания на сомнительные буквы под ними иногда ставятся точки, например . В лингвистике помещение некоторых букв в слове в квадратные скобки обычно указывает на то, что эти буквы не произносятся, как в английском слове lisn. Квадратные скобки употребляются также для записи фонетической транскрипции. Круглые скобки могут использоваться для указания на то, что слово встречается в двух формах, например grey (gray), clerk (clark). Дефис (-) перед или после части слова означает, что слово записано не полностью и из исследовательских соображений лишено какого-то начального или конечного элемента или элементов. Этот знак часто используется при записи префиксов (приставок) или суффиксов, напр., ab-, un-, -ling или -less; использование этого знака в середине слова (например, prince-ling "княз-ек", in-come "прибыль") указывает на разделение составных элементов слова для указания на его так называемую внутреннюю форму.

Знак >, выступающий между двумя словами, формами или буквами, указывает на то, что второе слово, форма, или обозначаемый второй буквой звук происходит из первого, например лат. vīnum > англ. wine (или рус. вино).

Способности стимула привлекать и удерживать внимание могут быть значительно увеличены при правильном использовании цвета. По результатам исследований газетной рекламы, цветные рекламные объявления увеличивают объем сбыта на 41 % больше, чем их черно-белые аналоги. Кроме того, одни цвета привлекают больше внимания, чем другие3. Известно, что владельцев красных автомобилей штрафуют за превышение скорости чаще, чем водителей машин любого другого цвета. Силу красного цвета подтверждает также тот факт, что компании, размещающие свою рекламу в коммерческих справочниках , часто используют этот цвет как способ привлечь к себе внимание.

Высокая интенсивность раздражителя часто вызывает повышенное к нему внимание. Например, усиливают внимание громкие звуки и яркие цвета. Радио- и теле реклама могут начинаться с громких звуков, чтобы привлечь к себе внимание. Достаточно часто в печатной рекламе используются яркие цвета.

Люди склонны уделять больше внимания тем раздражителям, которые контрастируют со своим окружением. Представление стимулов, которые не являются последовательными или контрастируют друг с другом, создает конфликт восприятия, что повышает внимание.

В рекламной деятельности применяются разнообразные методики, основанные на использовании принципа контраста . Например, черно-белое объявление, следующее за цветными, может стать заметнее из-за контраста. Аналогично, телереклама с более громким звуком, чем у предшествующей программы, также может привлечь больше внимания. Заметим, что в обоих случаях учитывается уровень адаптации: потребители привыкают к определенным цветам или уровню громкости, поэтому их нарушение привлекает внимание.

Также на заметность стимула может повлиять его положение. Продавцы бакалейных товаров знают это очень хорошо и борются за такие выгодные места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Точно так же продукты, которые покупают под влиянием момента, обычно размещают возле касс.

Размещение немаловажно и для печатной рекламы. Больше внимания привлекают объявления, расположенные в начале журналов, на правых страницах, а также на внутренних и задней внешней сторонах обложки. По-видимому, такой эффект связан с тем, как люди обычно просматривают журналы.

Удачное размещение объявления на странице также может повысить внимание к нему. Основное правило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол, а наименее благоприятным - правый нижний.

Позиции рекламы в эфире вещательных средств информации исследователи уделяли меньше внимания, хотя общепризнанно, что реклама действует эффективнее, если она размещается внутри обычной передачи, а не в рекламном блоке. Реклама в начале и в конце программы страдает от нагромождения объявлений и прочего отвлекающего, не относящегося к программе материала.

Глаз человека стремится перемещаться по объявлению в определенном направлении. Примерами стимулов, указывающих направление, являются стрелки и разнообразные указывающие символы.

Двигающиеся раздражители привлекают больше внимания, чем стационарные.

Привлечению внимания способствует и метод изоляции, который заключается в представлении немногочисленных раздражителей в относительно свободном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означает, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления информацией и изображениями, значительная его часть остается “неиспользованной”

Классическая схема компоновки фирменного стиля строится на двух базовых элементах: логотипе (графическом представлении торговой марки) и слогане (девизе, отражающем ключевую идею фирмы, ее направленность). Такое разделение позволяет разделить воздействие на два уровня: визуальный и вербальный.

Значимость каждого элемента можно произвольно менять, например, вообще отказаться от слогана, сконцентрировавшись только на зрительном воздействии, или использовать вместо слогана описательное название компании (Сигаретная фабрика «АВРОРА», «Мобильные технологии»). Каждый элемент может получить дополнительные формы выражения: слоган - в виде вспомогательных слоганов , присущих конкретному бренду или рекламной кампании, корпоративной философии , видения и миссии фирмы; логотип - в виде фирменных цветов, визуалов, персонажей, различных оформительских решений для рекламны , сувенирной продукции, документации.

В минимальном решении фирменный стиль может состоять из одного только логотипа. Его размещение на всех бланках фирмы, рекламной и сувенирной продукции, вывесках, автомобилях сотрудников и стенах офиса уже создаст ощущение собственного лица фирмы, ее неповторимости.

Однако как только логотип начинает использоваться настолько активно и разнопланово, возникает необходимость постоянно контролировать качество его размещения и поддерживать его теми или иными частными дизайнерскими решениями. Что влечет все новые затраты, вплоть до необходимости держать в штате собственных дизайнеров. Но незачем платить за оформительское решение при каждом новом заказе на полиграфию , или месяц за месяцем выплачивать оклад штатному дизайнеру только за то, что он изредка проверяет, правильно ли соблюдены цвета логотипа в макете новой сувенирной авторучки. Достаточно раз и навсегда определить единое оформление для внутренней и внешней документации фирмы, разработать макеты сувенирной продукции, рекомендации к использованию символики фирмы в рекламе, придумать слоганы и дизайн интерьера...

Это и будет законченный фирменный стиль во всем своем великолепии. Его можно будет дополнять все новыми элементами – например, при создании собственной футбольной команды пошить для нее выдержанную в фирменных цветах форму с логотипом - но его суть будет неизменна, и он прослужит фирме многие годы, до тех пор, когда ввиду значительных конъюнктурных изменений будет решено разработать новый фирменный стиль.

Что такое фирменный стиль

"Фирменный стиль" - понятие , введенное теоретиками рекламы. За рубежом используются также термины "координация дизайна", "проектирование внешнего облика предприятия", "система идентификации".

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями , партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов. Фирменный стиль - это индивидуальность фирмы, вынесенная на обозрение.

Фирменный стиль - это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный "информационный носитель", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара."Высокий" фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всем соблюдает образцовый порядок, как в производстве, так и в любой другой деятельности.Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль - это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка плюс мероприятия по Public Relations (ПР) и создают понятие имиджа фирмы.

Рекламный символ фирмы - определенный персонаж или образ, выступающий от имени фирмы при рекламных и других (например ПР) мероприятиях. Это может быть представитель флоры, фауны или Homo Capiens в забавном изображении. (см. Приложение рис. 3 - рекламный символ системы торговли - золотой бык).

Когда следует разрабатывать фирменный стиль

Есть два мнения о том, когда надо разрабатывать собственный фирменный стиль:

·сразу, как только образовалась фирма;

·по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.

Правильней было бы сказать, что фирменному стилю надо уделять внимание ВСЕГДА, начиная с первых дней создания фирмы.Вы регистрируете фирму с определенным названием, это имя фирмы - уже носитель определенного стиля. Далее - вы заказываете печать фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля... и так далее, на каждом шагу по созданию своей фирмы Вы встречаетесь с дилеммой: задуматься над привнесением фирменного стиля в то, что Вы создаете или отложить эту головную боль на потом? На самом деле, если Вы не уделяете внимания созданию фирменного стиля своего предприятия, стиль все равно складывается, но беcсиcтемно, хаотично. Другими словами - Вы создаете в этом случае плохой стиль. Чем дольше это продлится, тем труднее будет исправлять.

Как строить работу по созданию фирменного стиля

Итак, с чего начать фирме, только-только заявляющей о себе на рынке? Начинающей фирме вряд ли очень необходимы папки с фирменным стилем, можно обойтись обычными скоросшивателями. А вот товарный знак (приложение рис.1) (графическое или словесное начертание) с обязательной регистрацией, скорее всего, необходимы, если фирма собирается, так сказать, в долгое плавание по бурному морю рынка товаров и услуг. Товарный знак или логотип это исходная точка для разработки всего остального. Помеченные фирменным товарным знаком ваши деловые предложения не останутся безликими. Так что следующий шаг - это бланк делового письма и схема верстки ваших рекламных объявлений (с товарным знаком). Если потом вы смените схему верстки рекламного объявления или фирменные цвета - все равно ваш товарный знак останется, и будет напоминать покупателям и партнерам о вашей фирме.

При формировании фирменного стиля можно придерживаться следующих принципов. Вначале - выделить главное, создать определенный образ путем разработки стилеобразующих констант, а затем (по мере необходимости) разрабатывать новые составляющие фирменного стиля и изготавливать те или иные его носители. Самое главное в поэтапном заказе или изготовлении элементов и носителей фирменного стиля - это все-таки выдержать единый стиль, который работал бы на выбранный образ фирмы. Для разработки тех или иных носителей фирменного стиля лучше пользоваться услугами одного и того же дизайнера или рекламного агентства. Это наиболее верный способ добиться единства в исполнении всех элементов и носителей фирменного стиля. В дальнейшем, когда базовый комплект носителей фирменного стиля будет разработан, Вы сможете для их изготовления и тиражирования пользоваться услугами разных агентств и типографий.

Фирменный стиль в узком и широком смысле

Прежде всего, необходимо отметить, что для понятия фирменного стиля есть толкование в узком и широком смысле.

Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущие ему цвета), и его использования в оформлении деловых бумаг и рекламных обращений (см. приложение рис.3: логотип и его использование в оформлении бланка делового письма и визитной карточки).

Большинство фирм ограничиваются именно узким понятием фирменного стиля.

Фирменный стиль в широком понимании - это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидении) деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, упаковки продукции, а также, иногда, и одежды сотрудников.

Вполне вероятно, что фирма, только начавшая свою деятельность, не сможет охватить всю полноту такого явления, как фирменный стиль. С другой стороны, начав действовать на рынке без определенных атрибутов фирменного стиля, фирма упустит необходимое время, откладывая "на потом" формирование у потребителя образа фирмы. Более того, определенный "рекламный базис", накопленный фирмой, будет утрачен, так как впоследствии, обретя, наконец стиль, на рынке возникнет как бы совсем другая фирма с другим "лицом".

Каковы основные составляющие фирменного стиля? Приведем примерные составляющие фирменного стиля:

словесный товарный знак;

графический товарный знак;

цветовая гамма;

фирменный шрифт;

фирменный блок;

схема верстки;

слоган;

форматы изданий;

аудиообраз фирмы.

Поясним некоторые из этих понятий.

Словесный товарный знак - название фирмы (словосочетание), выполненное в определенной графической манере, необычным, запоминающимся шрифтом. При утверждении словесного товарного знака необходимо учитывать, что распознаваемость букв, выполненных особыми шрифтами, меняется в зависимости от размера. Поэтому необходимо изготовить его в нескольких вариантах (от маленького - для визиток или бланков, до большого - для оформления наружной рекламы) и проверить насколько он хорошо выполняет возложенные на него функций.

Графический товарный знак - некоторое условное обозначение, принадлежащее данной фирме (при условии его регистрации).

Цветовая гамма. Цвет является мощным средством идентификации и потому может использоваться в качестве существенного компонента (стилеобразующей константы) как в построении собственно знака или логотипа, так и в создании системы фирменного или корпоративного стиля. Для оформления словесного и графического товарного знака выбираются определенные цвета, которые в сочетании с первыми элементами и создают определенный образ.

Разрабатывая фирменные цвета, необходимо учитывать возможности типографий при печати: газеты, например, передают только основные цвета, либо использовать два варианта: цветной (со сложной гаммой цветов) и черно-белый.

Фирменный шрифт. Для оформления печатной продукции может быть выбран определенный шрифт.

Фирменный блок может включать товарный знак, название предприятия, почтовые, банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламный символ фирмы, слоган. В фирменный блок могут входить все перечисленные элементы или только некоторые из них. Фирменный блок удобно использовать во многих случаях: от оформления фирменных бланков до оформления упаковки продукции.

Схема верстки может включать определенную компоновку всей печатной продукции. Особенно важно для фирмы иметь схему верстки печатных объявлений. Используемая постоянно, привычная для покупателей форма верстки рекламных объявлений намного повышает узнаваемость и запоминаемость рекламных объявлений.

Формат изданий. На всю печатную продукцию можно распространить определенный, оригинальный формат, что также способствует лучшей узнаваемости информационно-рекламных материалов.

Слоган - короткая фраза, девиз фирмы или товара. Это словесный рекламный символ фирмы. В отличие от изобразительного рекламного символа фирмы (см. ниже: рекламный символ фирмы), слоган представляет собой и визуальный и аудиообраз, что придает ему исключительную значимость как элемента имиджа или рекламного средства.

Различными видами транспорта в любом городе пользуется до 90% населения. В крупных городах к ним добавляется большое количество приезжих. Куда бы не поехал или пошел житель города, он нигде не избавится от встреч с тем или иным видом транспорта. Стоя на остановке и ожидая "свой номер" трамвая или автобуса, он увидит большое- количество транспортных средств с "чужими номерами". Путешествуя на автомобиле, он также будет встречать разнообразные виды наземного транспорта. Так что рекламные возможности различных транспортных средств очень широки. Для рекламы товаров массового спроса, магазинов, услуг транспорт - прекрасная возможность. Реклама на бортах автобусов, троллейбусов, трамваев должна быть видимой и узнаваемой в условиях движения. Буквы должны быть достаточно большими, чтобы читались на большом расстоянии, однако не настолько большими, чтобы не читаться сразу одним взглядом. Узнаваемость рекламе придает фирменный стиль, т.е. использование одних и тех же приемов оформления в различных видах рекламы, логотипа, фирменных цветов, особого начертания букв.

Следует помнить, что некоторые шрифты плохо читаются и воспринимаются особенно при движении транспорта: очень наклонные шрифты, шрифты со слитным начертанием букв, с маленьким расстоянием между буквами и словами. Это надо учитывать еше при разработке фирменного стиля. К сожалению, об этом часто забывают. Принимая тот или иной фирменный знак, фирменный шрифт, учитывайте, что на фирменном бланке он может читаться легко, а при увеличении в несколько десятков раз становится трудно распознаваемым. Хорошо, если 90 процентов населения города уже знакомо с вашим фирменным знаком, шрифтом и другими атрибутами вашей фирмы по предыдущей рекламе в газетах , на телевидении, тогда распознавание вашей рекламы на транспорте не составит для них труда.

Другое дело, если вы практически не известны широким населения вашего города, тогда ваш логотип и название фирмы выполненные в сложном начертании, так и останутся нераспознанными. А если это так, то не сумев прочитать название вашей фирмы, они не смогут соотнести ваши предложения именно с вашей фирмой, и следовательно, реклама окажется неэффективной.

Сказанное касается и форм имидж-рекламы, где иногда присутствует только название фирмы и основные направления ее деятельности без указания адреса или телефона . Даже если в данный момент, читающий вашу рекламу и не собирается приобрести предлагаемые вашей фирмой товары или прибегнуть к вашим услугам, он невольно соотносит образ вашей фирмы с теми или иными образами товаров или услуг. Такое ассоциативное восприятие может склонить мнение потенциального покупателя именно в вашу пользу, когда у него возникнет потребность в данном товаре или услуге или когда он встретиться с другим видом вашей рекламы (например, в газете).

Необходимо учитывать, что в крупных городах больше людей с дефектами зрения, больше очереди на остановках, теснота в "час-пик" в вагонах метрополитена. Именно поэтому рекламные объявления должны выглядеть ярко и отчетливо.

Это касается рекламных объявлений в салоне общественного транспорта. К сожалению, большинство таких объявлений можно прочитать, стоя непосредственно перед ними на расстоянии одного метра, условии неполной "загрузки" вагона. При этом в 2 из 5 объявлений название фирмы выполнено настолько стилизованным шрифтом, что практически не поддается расшифровке. Если все-таки такое стилизованное название является "фирменным", зарегистрированным, то в объявлении необходимо дать его легко читаемый эквивалент, что бы закрепить в сознании потенциального покупателя логическую цепочку: название фирмы - логотип - товар. В противном случае при других формах рекламы (например, по радио) она будет восприниматься как совершенно новая, так как из ассоциативной цепочки в этом случае выпадет название фирмы, а логотип передать по радио пока невозможно.

Сувенирная продукция является хорошим рекламоносителем: ей "одаривают" потенциального клиента или партнера, стремясь сформировать у него положительные эмоции в отношении "дарителя". Поэтому в рекламной кампании или в системе мероприятий по формированию имиджа фирмы сувениры с нанесенной на них фирменной символикой становится важным носителем фирменного стиля.

Задача дизайнера при разработке фирменной графики для сувенирной продукции сводится к созданию шрифтографической композиции - фирменного блока, соответствующих размеров и пропорций а также к подбору цветовых сочетаний фон - графика . Затруднительно создать единую композицию для различных видов сувениров, поэтому дизайнер , разрабатывая фирменный стиль, должен создать определенный набор фирменных блоков и задать таблицу цветовых сочетаний.

Задача дизайнера при разработке фирменной графики для сувенирной продукции сводится к созданию шрифтографической композиции - фирменного блока, соответствующих размеров и пропорций а также к подбору цветовых сочетаний фон - графика. Затруднительно создать единую композицию для различных видов сувениров, поэтому дизайнер, разрабатывая фирменный стиль, должен создать определенный набор фирменных блоков и задать таблицу цветовых сочетаний.

Заключение

В своей работе я рассмотрела такие вопросы, как, какое влияние оказывает реклама (в частности графические знаки и символы в роли логотипов) на общественное мнение и каким образом она влияет на создание новых культурных ценностей, создание имиджа, на детское восприятие, на людей разного возраста, пола, образования, дохода. Как реклама влияет на наше восприятие (мировоззрение), привычки, жизненный стиль, мотив покупок, каким образом изучается общественное мнение. Каким образом реклама привлекает внимание и воздействует на общественное мнение. Какова реакция человека на рекламу.

Также я рассмотрела в своей работе вопрос о фирменном стиле: что это такое, как он разрабатывается, как создается, какой смысл мы заключаем в понятие «рекламный стиль», каковы его основные составляющие. Что такое словесный, графический, товарный знак, какое влияние имеет цветовая гамма и фирменный шрифт на восприятие. Что подразумевается под понятием фирменный блок, какие компоненты туда входят. Что может являться носителем фирменного стиля, и для чего вообще нужен фирменный стиль.

Также был рассмотрен вопрос спонсорства: с чего оно начинается, какую пользу оно приносит компаниям спонсорам, когда спонсорство приносит успех. Что входит в спонсорский пакет, каковы их типы, подготовка спонсорских пакетов и работа технологий совершенствует каналы передачи рекламной информации.

Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что реклама играет важную роль в формировании общественного мнения и изучения его. В нашей стране в дальнейшем, я думаю, будет уделяться больше внимания этой проблеме. Возможно, что в будущем изучение общественного мнения примет новые формы, станет более привлекательным, и будет оказывать большее влияние, как на потребителей, так и на производителей.

И есть разновидность керамики, только архитектурно-декоративной. Использовались они для внутренней и внешней облицовки, изначально, храмов, затем - дворцов. То есть, первыми изготовителями и заказчиками изразцов, как декоративных элементов, были священнослужители. Они обладали и средствами для организации производства, у них была сильная мотивация - обустроить свой храм наилучшим образом (чтобы в округе не было подобных), и они умели накапливать, изучать и применять знания и опыт народных мастеров.

Как и любое декоративно-прикладное искусство, изразцовый промысел, имеющий ярко выраженную изобразительную направленность, аккумулировал знания и представления людей об окружающем мире. Многочисленные археологические находки подтверждают это.

Изображения на изразцах отражали не только быт, вкусы и обычаи народа, но и магические, тайные знания о мире. Сакральные изображения на изразцах, при всем их многообразии, можно разделить на несколько групп. Самая загадочная и древняя - группа геометрических символов.

Надо признать, что для российской школы (Суздаль, Псков, Москва, Владимир, Рязань и др.) геометрический орнамент в чистом виде не свойственен. Чаще он используется в сочетании с растительными мотивами. Четкая геометрия прослеживается в изразцовой керамике на западных территориях - Украина, Польша, Болгария. Однако, солярные знаки, узелковая письменность, рунические знаки нашли свое отражение в большей или меньшей степени в храмовой архитектуре древней Руси.
Итак, графические символы в изразцовом искусстве.

Солярные знаки

Появление солярных знаков, как таковых, относят к очень давнему, дохристианскому периоду. Люди быстро поняли, что от Солнца зависят и урожай, и жизнь племени. Поэтому, практически, у каждой общины был свой набор «солнечных» знаков, наделенных смыслом, силой и магией. Кстати, славянская солярная символика не содержит ни одного «темного» по содержанию знака. Она отражает только светлые силы, оказывающие помощь человеку в процессе выживания.

Коловрат - основной символ славянской символики, насчитывающий около 144 вариантов исполнения. Этот культовый знак, главный оберег славян, легко перешел в христианство, но в другой интерпретации (в христианской религии Солнце ассоциируется с Иисусом Христом). Не только языческие, но и православные древние храмы украшались солярными знаками. Так, в Софийском соборе можно увидеть пояса из плиток с изображением солярных знаков. Можно встретить эти магические символы в Эрмитаже. В тронном зале украшен потолок керамикой с изображением солярных знаков.

Рунические символы

Изразцовое искусство не зря считается народным. В нем буквально запечатлены исторические и культурные вехи развития, которые оказываются порой гораздо более древними, чем мы себе представляем. Это в полной мере относится и славянскому руническому письму.
Многочисленные археологические находки указывают на существование у славян письменных знаков - рун («черты и резы»), которые синтезировали мифологию, язычество, магическое искусство. Найденные археологами керамические фрагменты с руническими знаками датируются I-IV векам от Р.Х.

Отголоски узелковой письменности

В дизайне изразцов древних храмов можно обнаружить и следы узелковой письменности, существование которой воспринимается исследователями весьма осторожно, но отголоски которой находят многочисленные подтверждение в народном фольклоре, в фразеологизмах, дошедших до наших дней (узелок на память, намотать на ус), в орнаменталистике. Предполагают, что этот вид письменности был доступен жрецам, и использовался в сакральном аспекте как священное письмо для украшения храмов. Изображения петель и плетений, которые также содержали определенное мировоззренческое толкование, отличаются плавностью, спокойствием, симметричностью.

Ромбо-меандровые мотивы

Среди изразцовых орнаментов можно найти и другую символику геометрических знаков.
Ромбо-меандровый орнамент был широко распространен на территории России и присутствует на самых древних образцах керамики. Вариации ромба с многочисленными дополнениями в виде точек, крючков, крестов, линий являлись сакральными магическими знаками. К примеру, ромб, разделенный на 4 части по срединам сторон символизировал защиту и благополучие дома-очага, ромб с точкой внутри - плодородие, чистый ромб обозначал мать-Землю.

Изразцы с геометрическими узорами можно увидеть на таких известных объектах, как шатер храма Василия Блаженного (прямоугольники, ромбы с диагоналями), церквей Ярославля (изображения ромбов), фризы Крутицкого терема (перекрученные линии поясов-опоясок), изразцы Александровской слободы (круги и кольца), Софийский собор (круги, ромбы, шестиугольники) и др.

Словом, орнаменты на изразцах - тема обширная и глубокая. Рассмотреть ее в рамках одной статьи не представляется возможным. Однако вывод из вышесказанного можно сделать следующий - для славянского и российского изразца не свойственно натуралистическое изображение, для него характерны такие качества, как обобщенность, условность, символизм, отражающие восприятие и понимание картины мира.

О зоо- и антропоморфных символах на Владимиро-Суздальских изразцах вы можете прочитать