Главный архитектор "СамАрта": "Мы хотим подготовить зрителя к спектаклю". Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества Используйте различное оборудование

ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.

Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова , люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.()

Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

Евгений Басин

Этот краткий список шаблонов я составил, ссылаясь на снимки из путешествий, которые я сделал в течение последних нескольких недель. Список не исчерпывающий, но он содержит композиционные приёмы, которые я использую чаще всего.

Начнём с основ:

Базовые шаблоны по фотокомпозиции

Правило третей с чистым фоном

Простой и эффективный способ выделить субъект съёмки и привнести динамику в кадр. Размещение по правилу третей для динамичности (размещение посередине для статичных сцен) и чистый фон помогут взгляду зрителя сосредоточиться на главном объекте, а не блуждать в кадре. Фон может быть простым, например, обычная стена, или можно расфокусировать задний план. В идеале следует подобрать такие цвета между объектом и фоном, которые хорошо работают вместе и дополняют друг друга.

Правило третей при сбалансированном фоне

Если вы хотите привнести в изображение больше повествования, попробуйте найти фон, который будет уравновешивать объект. Помогите глазам зрителя переключаться между объектом и фоном. При этом всё так же важно сохранять задний план неперегруженным деталями, чтобы они не вносили путаницу и не перетягивали внимание на себя.

Правило третей с оживлённым передним планом

Этот полезный шаблон вдохновлён фотожурналистикой. Он поможет добавить в изображение ощущение действия. Насыщенный передний план в снимке вызывает ощущение динамичности и помогает скрыть хаотичный фон.

Динамическая диагональ

Очень простой, но эффективный шаблон, который прекрасно работает, когда имеем дело с действием. Диагонали в гораздо большей степени, чем прямые линии, увеличивают динамический эффект и направляют взгляд зрителей через изображение.

Обрамление кадра

Нет нужды представлять этот популярный приём композиции, который также называют «кадр в кадре». Это эффективный способ привлечь взгляд зрителей к определённому элементу изображения.

Обрамление кадра людьми

Здесь немного сложнее, но по-прежнему эффективно, преимущественно при использовании широкоугольных объективов. Идея заключается в том, чтобы использовать людей в качестве естественной рамки для главного объекта, а также создать направляющие линии для большей динамики.

Правило 10-ой части

На этот раз идея состоит в том, чтобы создать ощущение пустоты в большей части картинки для более драматического результата. Приём хорошо работает с силуэтами или с тёмно-синим небом. В основном, пустое пространство в картинке добавляет драмы.

Треугольник

Будучи самой простой формой, треугольник помогает глазам зрителей следовать за тремя основными элементами, заполняющими кадр. Обратите внимание, здесь важно действительно заполнить кадр элементами и не оставлять бесполезное пустое пространство.

Размещение посередине

Один из моих любимых приёмов: размещать объект съёмки в центре с симметричным разделением заднего плана. Это придаёт изображению ощущение простоты и сбалансированности. Отсутствие динамики идеально подходит для спокойных и мирных сцен, но лично я предпочитаю нарушать это спокойствие и предсказуемость динамичным движением объекта съёмки.

Портрет: «взгляд в кадре»

Когда портретируемый человек смотрит в сторону, это создаёт в изображении напряжённость, которая направляет взгляд зрителя к обеим сторонам снимка.

Гильотина

Здесь идея заключается в удалении головы субъекта съёмки из состава кадра. Это делается, чтобы увеличить акцент на других элементах: на руках, ногах, инструментах и т.д. Внимание людей в первую очередь автоматически притягивается к глазам. Поэтому, обрезав голову (а значит и глаза), вы притянете внимание к остальной части изображения. Необязательно удалять всю голову, достаточно убрать глаза.

Хотя подобные шаблоны помогают быстрее принимать решения, когда действие происходит быстро, они способны блокировать ваш творческий потенциал.

Часто в путешествиях я сталкивался с продвинутыми фотографами, у которых случался временный застой в творчестве. Они знают всё о настройках фотокамеры и об элементарных правилах композиции, но им сложно выйти за рамки своих привычных изображений. Просматривая их портфолио, мне на ум приходит одно слово – «предсказуемость». Листая снимок за снимком, я вижу одни и те же шаблоны. Фотографии, конечно, очень хорошие, но в них отсутствует оригинальность из-за преизбытка этих шаблонов.

Поэтому благоразумный фотограф использует шаблоны, чтобы быть быстрее и эффективнее, но с оригинальностью приспосабливает их к каждой конкретной ситуации или моменту.

Кроме того, важно продолжать создавать новые шаблоны, от которых можно отказаться в любое время. Это помогает фотографу развиваться и сохранять оригинальность.

Если вы хотите улучшить свои фотографии, просмотрите свои работы: какие шаблоны вы в них видите? Не излишни ли они? Не слишком ли их много в ваших снимках? Если слишком упорно следовать своим шаблонам, то в итоге вы будете снимать самые «предсказуемые» композиции снова и снова.

Когда вы смотрите на свои любимые изображения, чем они отличаются от других? Как вы умудрились сломать привычные шаблоны и придумать более оригинальные изображения?

Что же нам делать, чтобы порвать со своими привычными шаблонами и придумать более креативные изображения?

Освободиться и креативничать

Изучение работ других фотографов

Самый простой способ – присмотреться к работам других фотографов. Когда вы видите изображения коллег, которые вас цепляют, посмотрите и проанализируйте снимки. Постарайтесь понять, какая часть композиции вызывает ощущение, что это изображение особенное? Нам всем есть чему поучиться, глядя на чужие работы, так что это хорошее начало.

В продолжение этой идеи, почему бы не посетить курсы фотографирования в незнакомой для себя области? В начале этого года я участвовал в семинаре по документальной фотографии в Малайзии. Это мероприятие открыло мне двери в новый мир. Будучи профессионалом в сфере туристической фотографии, я никогда не представлял себе ничего подобного.

Взгляните по-новому

Существуют инструменты, используя которые, можно по-новому взглянуть на вещи. Самый важный из них – свет. Сосредоточившись исключительно на нём (и на тени), вы можете начать видеть вещи по-другому. Если свет приходится лишь на определённую часть объекта съёмки, можно удалить ту часть, что в тени, и композиция тут же изменится. Сосредоточившись на свете, мы забываем о своих шаблонах и следуем лишь линиям и направлениям, которые дают нам лучи света.

Изменения к лучшему

Ещё я нахожу очень полезным изменить ситуацию с точностью до наоборот, когда подставляем своё изображение. Вместо того чтобы спросить себя, что я хочу включить в кадр, сосредоточьтесь на тех элементах, которые вам не нужны, и вы хотели бы исключить.

Этот подход дополняет метод, в котором для построения композиции используем свет. Вместо того чтобы думать о привычном для себя построении кадра (субъёкт, фон и т. д.), продиктованным избитыми шаблонами, вы думаете только о существенных условиях: о свете и линиях, которые он создаёт. Когда вы решаете убрать любой другой элемент, ваш мозг больше не пытается создавать композицию, используя один из шаблонов, а просто следует тому, что диктует свет.

Используйте различное оборудование

Думаю, ещё один хороший способ – использовать различные фотокамеры. Конечно, в фотографии не оборудование главное, но, применяя различные инструменты, можно сломать свои привычные шаблоны.

Когда я вижу людей, отлично снимающих портреты с 85мм или 100мм объективами при открытой диафрагме, я советую им поснимать некоторое время с 35мм на F/8.0. Тогда они перестают мыслить привычным способом и начинают смотреть на вещи новыми глазами. Точно так же вы можете попробовать изменить привычные пропорции. Если перейти на съёмку в квадратном формате, правило третей возымеет иной эффект, вы увидите, как будет складываться кадр.

Работа в уме

Но я думаю, что лучший способ связан не с техникой, а с работой в разуме. Используя различные фотоаппараты, объективы, параметры и пропорции, вы фактически покидаете свою зону комфорта. Тогда-то вы и вступаете в зону обучения. Но этого не случится, если заниматься лишь теми вещами, в которых вы хороши.

Когда вы постараетесь изменить состояние своего ума (я не говорю о том, чтобы пойти фотографировать в состоянии алкогольного опьянения, хотя этот вариант тоже может привести к интересным результатам), у вас и фотокомпозиция сразу изменится.

Если вы тревел-фотограф, как и я, почему бы вам не стать фотокорреспондентом на денёк? Я нахожу, что мои композиции кадра и подходы совсем иные, когда я работаю над долгосрочным проектом и/или над серией изображений. Я затрачиваю больше времени на изучение разных элементов ситуации: работаю над деталями, формами, узорами, стараюсь запечатлеть более глубокие эмоции персонажей – вот на чём я могу полностью сосредоточиться, а не на составе кадра.

Уличная фотография – ещё одна область, в которой я почерпнул много вдохновения. Прогулка по улицам в роли уличного фотографа требует совершенно иного подхода, чем туристическая фотография. Когда я это делаю, мне приходится удерживаться от съёмки привычных для меня вещей и искать новые, оригинальные элементы. Я больше занят поиском света, тени, форм или забавных сцен, которые происходят на улицах.

Выбравшись из зоны комфорта, вам придётся составить совершенно новый набор правил для фотокомпозиции, что приведёт к экспериментам и, скорее всего, чему-нибудь да научит. Возможно, на первых порах будет сложно, не исключены разочарования. Но разве что-либо представляет интерес, если оно слишком простое?
Через

диктует вкусы

Альтернативные описания

Непрочная, быстропроходящая популярность

Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенное время

Это русское слово происходит от латинского, означающего ""мера"", ""способ"", ""правило""

Манера поведения, обычай

. "Кормилица" кутюрье

. "Особа", издающая последний писк

Актуальное в одежде

Веяние из Парижа

Главенство вкусов

Господство вкусов

Диктатор в одежде

Дуновение с подиума

Ее "писк" будоражит модников

Ее "писк" будоражит щеголя

Ее показывают на подиуме

Ей служат кутюрье

Ей служил Диор

Ж. франц. ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах; обык. По моде, и мышь в комоде. По старой вере, да по новой моде, о раскольн. Ныне это в моде, в обычае, в обыке. Такая мода, обык. олон. назыв. модой головной девичий платок, повязанный по городскому, концами вперед. Модочка, моск.-под. головная повязка из черного шелкового платочка. Модная барыня. Модный чепец, магазин. Она модно одевается, по моде. Моднее ее нету. Модноватый, не совсем модный, не самого последнего обыку. Модность, модноватость ж. свойство, принадлежность по знач. прил. Модник м. -ница ж. кто рядится по моде и ей следует; -ков, -ницын, ему, ей принадлежащ. Модница новг. модистка ж. уборщица, швея уборов и торговка нарядами. -кин, ей принадлежащий. Модничать, следовать моде, подражать светскому обыку. Голодному не модничается. Полно модиться, живи, как водится! Жалкое модничанье, модничество, страсть модничать. Модель ж. образец в малом виде; предмет, особенно строительный (церковь, корабль, мост), в уменьшенном размере. Моделька, кожев. снаряд, которым гладять кожи; железная плитка с рукоятями. Модельный, к модели относящийся. -ная ж. мастерская, где делаются модели. -щик м. кто делает модели. Модифировать, варьировать, изменять, переиначивать. -ся, быть изменяему. Модификация ж. переделка на другой лад; измененье

За ней не угонишься

Каждый год новое в одежде

Капризная пискля

Крикливая изменщица

Манера поведения

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, в узком смысле - смена форм костюма

Образцы предметов одежды, отвечающих современным вкусам

Одежда, дрессирующая людей

Пискля из Парижа

Пискля из Парижа, за которым не угнаться

Повальное увлечение

Поветрие, но не болезнь

Подиумная диктаторша

Продвинутость в одежде

Регулятор длины юбки

Рождаясь, она издает последний крик

Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное время

Стезя кутюрье

Стихия Юдашкина

Царица гламура

Что капризнее погоды

Что создает кутюрье

Это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится

В романе "Евгений Онегин" Пушкин называл ее "нашим тираном" и недугом "новейших россиян"

В статистике - величина признака (варианта), чаще всего встречающаяся в совокупности единиц или в вариационном ряду (БЭМэ)

Во все века женщины за ней гоняются, а она меняется

Особа, пищит каждый год по-новому

Периодическая переэкзаменовка на стадность - желание и способность не отличаться, Александр Круглов

Поголовный психоз

Сиюминутная популярность

Тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках

Тиран женщин и фатов

Непрочная, быстропроходящая популярность

Не то, в чем ходят, а то, за чем гоняются

Временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе

Она капризная и изменчивая, но к ее писку все прислушиваются

Одно из собственных колебаний тела

Диктаторша вкусов

Хозяйка подиумов

Властвует на подиумах

Веяние с подиума

Тренд сезона

Быстротечная популярность

Крикливая изменщица в одежде

Популярность

Её "писк" будоражит стиляг

Сезонная изменщица

Что капризнее погоды?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин называл ее «нашим тираном» и недугом «новейших россиян»

Что создает кутюрье?

. «особа», издающая последний писк

. «кормилица» кутюрье

Ее «писк» будоражит щеголя

Ее «писк» будоражит модников

Ее «писк» будоражит стиляг

Последний писк в одежде

Её "писк" будоражит щёголя

Рождаясь, она издаёт последний крик

​​​​​​​

Творчество (творческая деятельность) - создание чего-то нового: новые, нестандартные решения в житейских ситуациях, создавать что-то новое: тексты, рисунки и пр. Синоним слова творчество - креативность (от англ. слова creative - творческий).

Особенности творческой личности

Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности – минимально необходимый «творческий комплекс». Это - достойная жизненная цель, работа по плану, высокая работоспособность, хорошая техника решения задач, способность отстаивать свои идеи и - результативность. См.→

Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество

Встретилось мнение:

"Задача психотерапевтического тренинга - в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого - свой".

Это неверно. Подробнее см.→

Требования юных зрителей - сложный путь

Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева — вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс: первую, вторую очереди и реконструируемое существующее здание.

- Когда начнутся работы по третьей очереди?

Мы знаем к чему стремиться. Проект в завершающей стадии. Мы выполнили архитектурное решение и концепцию дизайна основных помещений. Альбом с концептуальными решениями интерьера согласован с руководством театра, с министерствами культуры и строительства. Раздел "Архитектурные решения" сделан в полном объеме. Остальные разделы, которые выполняла организация из Санкт-Петербурга СЗИТ НИИ ПРИИ, практически готовы.

В сентябре на открытие второй очереди театра приезжал заместитель министра культуры РФ Николай Малаков. Он сказал, что в настоящее время, когда уделено так много внимания молодежным площадкам, форумам, студиям, театрам, проект третьей очереди как раз то, что необходимо. В Самаре уже открыта эта тема, поэтому необходимо третью очередь "СамАрта" завершать.

- Проект третьей очереди уже есть. Многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы проект был отдан в работу?

Необходима доработка раздела "Конструктивные решения". Конструктивная часть очень важна и содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания над залом, где планируется разместить в том числе инженерные системы. Реконструкция связана с тем, что будет решаться новая идеология внутреннего пространства.

- Когда строительство третьей очереди будет завершено говорить еще рано. Но от чего зависят эти сроки?

Все зависит от бюджета. Ведь это бюджетный объект. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры. Исполняющий обязанности министра культуры Сергей Филиппов очень внимательно относится к этому проекту. Собственно, также к нему относятся и строители, и актеры, и руководители театра, и губернатор. Сейчас у всех интересы сошлись.

- Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены?

Каждая очередь может функционировать отдельно. Но между всеми залами есть связь. Даже есть задумка, чтобы сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Это должно быть интересно и позволит задействовать все площадки. Главный зал может использоваться и фрагментарно, что дает новые возможности. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где тоже могут проходить действия. Главным элементом этого двора будет стеклянная стена. На стену- витраж можно будет проецировать какую-либо информацию или, например, образы старой Самары.

Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей.

Импортозамещение и свет

- В новом театре несколько буфетов. При этом на первом этаже буфет достаточно большой, в нем много различных светильников и есть экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам?

На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек. На втором буфет поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный, что диктует свои рамки. В буфете на первом этаже особое внимание уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов применено очень много.

- Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально?

Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это "облака", ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующиеся и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике. Для вестибюля и фойе, где рассчитывается массовое прибывание людей, конструкции выполнены из негорючих материалов. Потолки — из металлических съемных кассет, из просечки, из нержавеющей стали разной конфигурации. По металлическому каркасу с подвесами на тросах рамки-треки с возможностью мобильного расположения светильников. Есть подсветки балок, колонн, фрагментов. Стены выполнены в разных видах декоративных покрытий под бетон.

Стиль и современность

- Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра?

Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер — мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами.

- Эти стили диктуют работу с определенными материалами. Но и особенности театра, где часто проходят детские спектакли, тоже ставили определенные творческие рамки. Как вы работали в таких условиях?

Нами были предложены специальные антивандальные материалы, которые нужны в местах большого скопления людей, особенно детей. Это арт-бетон, декоративный бетон, клинкерная плитка. Все это хорошо в эксплуатации. Облицовка колонн выполнена из гнутых металлических кассет. Просечки защищены декоративными поручнями-отбойниками. Сделан высокий плинтус из плитки с металлической просечкой. Все углы обрамлены металлическими элементами. Стремились максимально учесть в проекте все условия.

- Интерьер театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого?

Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет — другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи — таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах — экраны. Все фермы-треки несущие — на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки, например, детских рисунков.

- Уже больше десяти лет тянется история с проектом "СамАрта". За это время поменялось очень многое. Поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро.

Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа находится город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и "СамАрт". Но наше здание начало строиться гораздо раньше французского. И проект "СамАрта" намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова. Они актуальны по отзывам режиссеров и актеров, и это было отмечено гостями разных уровней на открытии второй очереди.

Власть и стандарты

- История с "СамАртом" очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков.

Был ряд причин: бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Было еще две экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта.

За время, пока велись работы над "СамАртом", в регионе уже несколько раз менялась власть. Как проект поддерживался при различных политических силах?

Бывший губернатор Николай Меркушкин долго откладывал посещение "СамАрта", но он был в курсе как обстояли дела. В итоге он посетил театр и поддержал нас. Дмитрий Азаров очень внимательно отнесся к строительству театра. Всегда с его стороны было понимание важности этого объекта и поддержка. Его внимание и интерес позволили ускорить сдачу объекта в эксплуатацию.

- Проект "СамАрта" это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал?

Автор идеи проекта здания театра "СамАрт" Анатолий Баранников. Я являюсь ГАПом и автором интерьерных решений. Все решения обсуждались и принимались при участии руководства театра Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал ведущий архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий Хорошайло и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Анися Мингуллова. Помогали молодые специалисты.

- Вся эта работа — большой труд. И на нее требовалось время и силы, которые архитекторы могли бы потратить на более коммерчески выгодные проекты. Не хотелось все бросить?

Сил действительно потрачено очень много. Приходилось иногда очень долго засиживаться над чертежами. Но это очень интересная работа. На каких-то этапах многое выполнялось "с листа". Но бросить - нет! Многое было сделано гуманитарно. Однако такие объекты бывают совсем нечасто. Вкладывались силы и чувства. Это как "дитя". Знаком каждый элемент, каждый уголок здания, каждая ступенька. При выполнении интерьеров кое-что корректировалось по месту. Особенно после изменений по архитектуре и смежным разделам. Очень волнует судьба здания. Остался один шаг до завершения всего комплекса.

- Старое здание "СамАрта" это бывший проект Анатолия Баранникова — кинотеатр "Тимуровец". Останется ли что-то от его проекта?

Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором "Тимуровца", поэтому, конечно, эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией.

За кулисами

- Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было?

В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров — это новое пространство залов и сцены. По периметру зала - коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций.

В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение.

Галерея — это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго "было заморожено", и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки — старые афиши, фотографии.

- Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось?

Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках. Удалось выполнить при поддержке театралов интерактивные стены, задник - тонкий экран, потолочные светильники — мини-компьютеры и многое другое. Это придало выразительности интерьерам.

- Ваша дочь тоже успешный архитектор и работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и сказать какие-то комментарии по ней?

Да, она видела проект, и ей он понравился. Она автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в городе Калуге. Поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже была на ее объекте. Я в восторге. Есть чем гордиться.