Новая система изучения английского. Методики изучения английского языка: какую выбрать? Запоминание слов. Мнемотехника

Не так давно нам с мужем пришла идея выучить английский язык. Мы его, конечно, изучали в школе и институте, но знание и владение языком оставляет желать лучшего. Нам захотелось свободно владеть именно разговорным английским. Начать решили с того, чтобы изучить современные методики по изучению английского. Их оказалось достаточно много. Давайте по порядку разберемся с наиболее популярными, возможно вам тоже понадобится данная информация.

Самостоятельное изучение

Естественно, любой язык, в том числе и английский, можно выучить дома самостоятельно. Существуют различные методики по изучению языка в домашних условиях, например, Ешко. Нам этот вариант не подходил сразу. Во-первых, муж когда-то уже пытался изучить английский таким способом – ничего не получилось. Во-вторых, низкий уровень мотивации и контроля (это, пожалуй, основная причина неудач многих обучающихся). В-третьих, незначительное количество информации или нежелание ее искать.

И последнее, на мой взгляд, не менее важное: непродуманная программа обучения. Ведь вы не профессионал в этом вопросе и не можете точно знать, на что обращать внимание в первую очередь, сколько заниматься и как часто. Именно поэтому вариант самостоятельного изучения английского мы отмели сразу.

Наиболее популярная школа обучения иностранных языков (французский, английский, итальянский и немецкий). Основным принципом данной методики является принцип решения практических задач на изучаемом языке и коммуникативный подход . Благодаря использованию современных технологий, процесс обучения протекает увлекательно, ярко и интересно.

Обучение можно пройти в группе или индивидуально. Ограничений по возрасту не существует, так же, как и нет требований к обязательным начальным знаниям.

В программу курса, кроме разговорного английского, входят такие направления:

  • Подготовка к экзаменам (в том числе международным).
  • Английский для бизнеса.
  • Курсы для маркетологов, бухгалтеров и финансистов.
  • Для пилотов, медиков, сотрудников банков.
  • Подготовка к собеседованию.
  • Курсы для представителей ресторанного и туристического бизнеса.
  • Рассматриваются и другие узкие специализации.

Самым популярным методом в последнее время стал метод DS. Эффективность этого метода подтверждают многочисленные слушатели Denis’ School.

Его основные принципы заключаются в следующем:

  • Хаос превратить в систему.
  • Сложное сделать простым.
  • Каждого обучать так, как проще и лучше для него.

Методика Александра Драгункина

Считается одной из лучших методик для изучения иностранного языка. Длительность курса обучения всего четыре месяца с посещением занятий дважды в неделю. Многие уверяют, что уже после первых занятий, вы сможете говорить на английском и правильно строить предложения.

Секрет методики Драгункина в том, что он:

  • Существенно упростил и сформулировал правила.
  • Исключил сложные формулировки.
  • Структурировал весь язык.
  • Связал слова в группы по объединяющим признакам.

Обучаться английского по методу Драгункина – легко и просто, благодаря логически построенному методу обучения . Данная методика подходит начинающим и тем, кто уже имеет базовые знания языка.

Методика Шехтера

Автор этой методики по-другому подошел к усвоению чужого языка. Он уверял, что осваивать любой иностранный язык нужно так же, как и родной. Его методика обучения разработана таким образом, что весь процесс обучения происходит в форме игры. Метод Шехтера использует различные эмоции для изучения и запоминания материала , ведь именно так запоминают родной язык дети. К слову, многие знаменитости изучали иностранный язык по его системе.

В процессе изучения иностранного языка, особое внимание уделяется психическому состоянию обучающегося. Занятия проходят в теплой и дружеской атмосфере. Не допускается какое-либо напряжение, усталость и рассеянность сознания.

Принцип обучения состоит в том, чтобы вынудить человека начать говорить на чужом языке своими словами, а не заученными фразами из книг. Практические занятия строятся на том, чтобы студент высказал свое мнение по какому-то вопросу. Таким способом, развивается мыслительный процесс не на родном, а на иностранном языке, тем самым расширяется словарный запас.

Особенно нравится метод Шехтера подросткам. Изучение языка в такой игровой форме – то, что им подойдет лучше всего.

Еще один современный метод изучения иностранных языков, пользующийся популярностью. Принцип этого метода заключается в прослушивании диалогов на разные темы . Диалоги произносятся носителями языка. По такому же принципу озвучивается и перевод. У каждой темы свои дополнения и пояснения, для более глубокого изучения.

Методика Пимслера отличается от других методов изучения английского тем, что использует запатентованный способ развития памяти.

Обучающиеся сначала слушают, а затем повторяют услышанные фразы. Затем слушается следующая часть, студенты должны повторить предыдущую и настоящую часть диалога, и так далее. С каждой новой частью повторять приходится все больше и больше текста. Чем больше раз повторяется, тем больше запоминается. В этом и состоит принцип обучения Пимслера.

Методика Rosetta Stone

Этот способ изучения иностранного языка больше всего подходит тем, кто начинает изучение с нуля. Студент должен повторять слова и выражения, начиная с простых, и заканчивая очень сложными . То есть уровень сложности растет постепенно.

Особенность этого метода в обучении языка без перевода. Перевод заменяют ассоциации.

В процессе обучения, преподаватель создает всевозможные жизненные ситуации, а студенты должны их комментировать исключительно на иностранном языке. Таким образом, пополняется словарный запас, в памяти откладываются дополнительные обороты и принципы построения сложных предложений.

Станислав Мюллер разрабатывал свою методику обучения иностранных языков, руководствуясь научными работами по изучения сверхобучаемости и голографической памяти.

Принцип его метода состоит в задействовании в процессе изучения иностранного языка сознания и подсознания.

Голографическая память – это, своего рода, чип на котором записывается личный опыт человека, накапливаемый на протяжении жизни. По мнению Мюллера, это помогает лучше развить память и дает возможность быстрее усваивать получаемую информацию.

Сверхобучаемость – это более высокий способ освоения человеком новых навыков. Можно сказать, что это повышение умственной работоспособности при меньшей усталости.

В процессе изучения языка, выполняются задания для развития воображения и мышления, что позволяет легче запоминать ранее незнакомые слова и выражения.

Пару слов о других методиках

Имеется еще много других способов изучения иностранных языков. Например, метод «1500 слов и 200 выражений», разработанный Эриком Гуннемарком, который утверждал, что человеку в повседневной жизни большего количества слов и выражений знать не нужно .

На основании этого убеждения, он создал словарь, в котором собрал часто используемые слова и выражения и предложил выучить его своим студентам.

Эксперимент оказался вполне удачным. После изучения словаря, студенты свободно общались с носителями языка, допуская лишь незначительные грамматические ошибки.

Кроме этого, некоторые предлагают изучать английский по песням и стихам, по картинкам или по переписке. Последний метод усложняется тем, что нужно самому искать англоязычного человека, желающего выучить русский. Однако плюс такого метода очевиден и состоит в том, что при таком изучении языка, хорошо нарабатывается словарный запас и пропадает барьер в общении (нет страха быть непонятым). Через год такого общения-изучения вы спокойно будете говорить на английском языке, а ваш оппонент на русском.

В заключение

Приняв решение об изучении любого иностранного языка, важно определиться с методикой обучения. А для этого нужно понять: с какой целью и как глубоко вы хотите выучить иностранный язык.

Чтобы научиться говорить на английском, необходима определенная система или, как ее чаще называют, методика обучения английскому языку, которая позволила бы максимально полно решить поставленные задачи, а именно: приобрести навыки чтения , понимания речи на слух, говорения и письма на изучаемом языке.

Еще 20-30 лет тому назад в основе обучения лежала классическая методика. 90% времени уделялось теории иностранного языка. На уроках студенты изучали новую лексику, синтаксические конструкции, обсуждали правила, а также читали и переводили тексты, делали письменные задания и иногда слушали аудиозаписи . На развитие разговорных навыков уходило всего 10% времени от занятия. В результате человек понимал тексты на английском языке и знал грамматические правила, но не мог говорить. Именно поэтому было принято решение изменить подход к обучению. Так, на смену фундаментальной «классике»+ пришли следующие методики:

Коммуникативная

Главный ее принцип заключается в использовании изучаемых на уроках лексических единиц и грамматических конструкций в речи, как устной, так и письменной. Все занятия, которые разрабатываются согласно принципам этой современной методики обучения английскому языку, по возможности проводятся на иностранном языке, либо с минимальным включением родной речи. Причем, учитель только направляет студентов, задает им вопросы и создает коммуникативную ситуацию, в то время как 70% времени от всего занятия говорят ученики. Примечательно, что именно эта методика положена в основу обучения иностранному языку в школе. И тем не менее некоторые приемы классической школы используются до сих пор. Так, например, учителя по сей день делятся со своими учениками знаниями теории английского языка, задают письменные упражнения на отработку грамматики и лексики.

Проектная

Данная методика преподавания английского языка детям, впрочем, как и взрослым, давно применяется в школах и университетах Америки, а в последнее время все прочнее входит в учебную деятельность наших учеников. Ее смысл состоит в использовании изученного материала на практике и является оптимальным для применения по окончании целого модуля, когда появляется возможность оценить степень усвоения учебного материала. Так, к примеру, младшие школьники с удовольствием представляют свои проекты на темы «Мой дом», «Мое домашнее животное», «Ми любимые игрушки», в то время как старшеклассники уже занимаются серьезными разработками, например, по тематике защиты окружающей среды.

Тренинговая

В отличие от описанных выше методов обучения английскому языку, в школе для которых созданы благоприятные условия, тренинговый подход базируется на самостоятельном изучении, с той поправкой, что учащимся дается уже проработанный структурированный материал и наглядно объясняется преподавателем. Как и на любом тренинге, студент получает порцию теории, запоминает правила и использует их на практике. Очень часто данная методика применяется в онлайн-обучении, в том числе на образовательном ресурсе . Его главными преимуществами являются наличие тщательно продуманной программы, подача информации, необходимой для повышения уровня владения английским, в максимально доступной форме и возможность самостоятельно планировать учебный график.

Предлагает выучить английский при помощи текстов, рассказов и сказок, озвученных профессиональными дикторами. К каждому тексту дается ряд упражнений на запоминание новых слов, аудирование и перевод. Придя на наш сайт, можно приступить к изучению английского даже с нулевым начальным уровнем и, при условии регулярных занятий, довести свои знания до уровня выше среднего. Вот пример одного из коротких расссказов, на базе которых строится начальное обучение на нашем сайте.

Ваши молитвы

Учитель воскресной школы спрашивает Тома:
«Подойди ко мне и скажи мне правду,
ты произносишь твои молитвы перед едой?»
Том улыбается гордо:
«Нет, мисс, нет необходимости,
моя мама готовит действительно хорошо».

Интенсивная

Интенсивная методика приобрела особую популярность среди тех, кто стремится научиться говорить по-английски за максимально короткий срок. Достичь этой, казалось бы, нереальной цели позволяет высокий уровень шаблонности языка - английский на 25% состоит из клише. Благодаря изучению большого количества устойчивых выражений, их запоминанию и отработке, человек может за остаточно сжатые сроки научиться объясняться на иностранном языке и понимать собеседника.

Активные методы обучения английскому языку

В отдельную группу выделяют так называемые активные методы обучения английскому языку, примеры наиболее широко используемых приемов приведены ниже.

Итак, к ним относятся:

  • Круглый стол
    Учитель формулирует проблему и предлагает ученикам задание: оценить значимость проблемы, продемонстрировать все «за» и «против», определить возможный результат и т.д. Учащиеся должны высказаться по представленному вопросу, аргументировать свою позицию и в итоге прийти к общему решению.
  • Мозговой штурм
    Данная техника также нацелена на обсуждение и решение какой-либо проблемы. Однако, согласно этому методу обучения английскому языку, аудитория делится на две группы - «генераторов идей», которые собственно предлагают идеи, и «экспертов», которые по окончании «штурма», оценивают позицию каждого «генератора».
  • Деловая игра
    Преподаватель готовит игру на изученную тему и объясняет учащимся правила. Как правило, предложенные задания имитируют задачи и ситуации реального общения, например, поиск и устройство на работу, заключение договора, путешествие и т.д.
  • Игровая методика изучения английского языка для детей.
    Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны ребенка. Учитель проводит с детьми самые разнообразные игры на изучаемую лексику и грамматические конструкции, в ходе которых ребята быстро их запоминают и учатся применять в речи.

Обучение с помощью онлайн-упражнений. Пример.

Какую бы методику изучения английского языка вы не выбрали, помните, что в изучении иностранного языка большое значение имеет мотивация, а залогом успешного обучения - регулярность и систематичность ваших занятий.

Или личное общение. Важно иметь представление о возможных вариантах обучения — это поможет вам выбрать максимально удобный для вас способ. Рассмотрим следующие методы и их преимущества:

Занятия в классе

В зависимости от личных предпочтений, кому-то больше подойдет традиционная учебная обстановка. Занятия в традиционной обстановке дают возможность активно взаимодействовать с преподавателем и могут быть полезны тем, кто хочет получить дополнительную . Занятия в классе также позволяют общаться с другими учениками и работать в группах.

Аудио-уроки

Этот метод постепенно устаревает, так как многие приходят к выводу, что используя один лишь этот метод, язык освоить сложно. Однако, хорошие нередко предлагают аудиоматериалы, чтобы дать более полное представление о произношении и диалектах.

Аудиозаписи часто используются как дополнение к учебной программе, однако, существуют и полные аудио-уроки для тех, кому легче изучать язык на слух.

Книги

Книги часто используются как дополнительный материал для более тесного знакомства с языком. Для тех, кто изучает язык самостоятельно, могут стать превосходным средством освоения английского языка в приемлемом темпе, без ограничений и обязательств, которые присутствуют в других формах обучения.

DVD

Программы обучения на DVD являются очень популярным инструментом и могут быть эффективны, если следовать им регулярно и правильно. Те, оценят гибкость и свободу, которую дают DVD-курсы.

Однако, невозможность общаться с преподавателем или другими учащимися может создать проблемы. В случае, если учеба дается с трудом и сложно продвинуться дальше. DVD-курсы могут отлично подойти тем, кто уже владеет базовым материалом, но хочет освежить знания.

Онлайн-обучение

Метод онлайн-обучения хорошо зарекомендовал себя как среди преподавателей, так и среди изучающих язык. Обладая гибкостью и удобством, он хорошо подойдет тем, кто не может поддерживать график занятий в классе, но умеет . Однако, этот метод предполагает, что обучающийся имеет базовые навыки работы в интернете.

Имея представление о различных методах изучения английского, вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас. А какие методы изучения пробовали вы? Расскажите о своем опыте в комментариях к этой статье.

Английский язык – самый востребованный язык в мире. Чтобы читать Шекспира в оригинале, путешествовать без языковых барьеров, необходимо изучать английский. Именно на нем ведется большинство международных переговоров. Также знание английского языка является большим плюсом при продвижении по карьерной лестнице, а для некоторых должностей – это обязательное условие. Для изучения английского придумано множество методов, благодаря которым обучение пройдет намного быстрее и легче. Остается лишь выбрать свой и упорно двигаться к цели.
Мы познакомим вас с самыми популярными методами изучения английского языка, обозначим их основные преимущества и недостатки. Кроме того предоставим классификацию методов по типам, чтобы вы могли разбираться, что вообще существует на рынке. Но основной упор сделаем на методики самостоятельного изучения английского, а также на методы доступные онлайн через интернет.

Вариант 1: эффективные авторские методики изучения английского языка

Методики расставлены в порядке их популярности.

Метод Пимслера

Это пожалуй самый популярный из методов самостоятельного изучения английского языка.
Курс построен на научно обоснованной периодичности повторения материала, а так же на вовлечении ученика в диалог, а не просто повторении за диктором. Методика рассчитана, прежде всего, на освоение разговорного английского языка, хотя есть модуль обучающий и чтению тоже. Грамматика изучается индукционным путем, т.е многократным повторением различных шаблонов, которые в последствии употребляются автоматически. Более подробное описание вы можете прочитать в отдельной статье, а также скачать аудиокурс для самостоятельного изучения. Отлично подходит для начинающих.

Методика Дмитрия Петрова

Российский полиглот Дмитрий Петров разработал свою методику по изучению иностранных языков. На своих 16 видео уроках он доступным языком объясняет структуру и грамматику английского языка и учит выстраивать правильные шаблоны. После определенной тренировки вы должны будете использовать эти грамматические шаблоны автоматически.
Посмотреть эти видео уроки и познакомиться с более подробным обзором этой методики можно в нашей статье – . Рекомендуем данный курс тем, кто хочет не просто освоить грамматику, а понимать принципы построения этих структур.

Метод Ильи Франка

Эта методика особенно подойдет тем, кто любит читать и находится на начальном уровне изучения английского языка. Он основан на пополнении словарного запаса за счет чтения книг на иностранном языке.
Метод реализуется путем разбивки исходного текста на части. После каждой части приводится дословный перевод на русский язык. Затем следует эта часть без перевода.
Может показаться, что данный метод похож на метод параллельного перевода, когда тексты размещены целиком в разных местах. Однако метод Франка имеет несколько преимуществ:
  • перевод незнакомого слова дан в непосредственной близости от оригинала и не требует поиска
  • есть транскрипция слов
  • приложен лексический и грамматический комментарий с примерами

Метод Франка привлекателен отсутствием зубрежки сложных правил и ненавязчивостью. Если вы любите читать, то вам нужно лишь улавливать сюжет произведения. Одновременно с этим вы будете привыкать к структуре английского языка.
Сам Илья Франк к недостаткам своей методики относит трудоемкость создания книг по его методу. Сейчас выпущено примерно 200 книг на 33 языках для обучения по методу Франка.
Другие методы изучения английского с помощью книг смотри в конце статьи.

Методика Александра Драгункина

Данный метод, разработанный Александром Драгункиным, вызывает горячие споры. Такое внимание обусловлено тем, что Драгункин предлагает использовать русифицированную транскрипцию английских слов, веселые уроки и нестандартный подход к изучению языка.
Основной довод автора методики – английский язык имеет такое количество форм, диалектов и вариантов произношения, что изучение классического английского необязательно. Поэтому и появляется возможность использования русифицированной транскрипции.
Последователи Драгункина отмечают, что с помощью данного метода можно легко и очень быстро выучить английский язык с нуля, так как он предполагает самое понятное изложение правил и написание слов для новичка.
Противники этой методики указывают на значение стандартного произношения. Ведь мы изучаем язык, чтобы понимать других, и чтобы понимали нас.

Коммуникативная методика Галины Китайгородской

Курс, в процессе которого будет выучено около 3,5 тысяч лексических единиц, рассчитан на 120 часов.
Форма реализации данного метода очень увлекательна и оригинальна. Перед началом обучения проводится психологический тест, по результатам которого каждому ученику присваивается роль, соответствующая его психотипу. Например, бизнесмен, менеджер, генеральный директор. То есть эти роли не выдуманы, а взяты из жизни.
Каждый участник играет свою роль, участвуя в диалогах и обсуждениях проблем на иностранном языке. Это помогает учащимся раскрепоститься и преодолеть языковой барьер, ведь они общаются от лица персонажей. В процессе обучения они сталкиваются с проблемами, которые ждут их и в реальной жизни, так как персонажи не выдуманы.
Конечно, это не просто игра. Внутри нее участникам приходится учить слова, фразы и правила. К тому же пройденное на первом занятии повторяется на втором, второе и первое на третьем и т.д. Этот прием не дает ученикам забыть изученное в начале. Таким образом, в игровой форме достигаются хорошие, устойчивые результаты.

Метод Берлица

Берлиц – основатель коммуникативной методики изучения английского языка. В данной методике вы начинаете говорить с первых уроков, постепенно вовлекаясь во все более сложные темы и диалоги. Грамматика изучается индукционным путем, хотя и представлена в учебнике для ознакомления. Полное описание метода читайте в отдельной статье, там же вы можете скачать курс для ознакомления.

Rosetta Stone

Легендарная компьютерная программа, позволяющая проводить занятия без использования своего родного языка (используются различные картинки), постепенно пополняя свой словарный запас и изучая грамматику. Для полноценной работы программы требуется микрофон, посредством которого контролируется отработка правильного произношения. Курс содержит большое количество уровней. Более подробно познакомиться с программой и описанием можно в отдельном материале.

Метод Мюллера

Эта методика помогает улучшить навыки разговорной и письменной речи, чтения и говорения. Она отличается высокой эффективностью вследствие сочетания воздействия на сознательное и бессознательное.
Метод Мюллера основан на достижениях российской и западной науки – сверхобучаемости и голографической памяти.
Сверхобучаемость позволяет ускорить приобретение каких-либо навыков в несколько раз. Она применима и к изучению иностранных языков. Причем в процессе обучения ученики устают гораздо меньше и сохраняют способность воспринимать новый материал.
С помощью голографической памяти систематизируется жизненный опыт человека, и улучшается его способность к запоминанию. А это очень важный аспект изучения языков.
Чтобы запустить процессы сверхобучаемости и голографической памяти нужно:
  • расслабиться, выпрямиться;
  • постараться убедить себя в том, что вы свободно разговариваете на английском языке;
  • далее, если вы все сделали правильно, должен активизироваться процесс сверхобучаемости, то есть вы сможете вспомнить и построить фразы на английском языке.

Экспресс-метод Илоны Давыдовой

Особенно подойдет тем, кто уже имеет какие-то знания по английскому языку и хотел бы расширить свой словарный запас.
Уникальность этого метода заключается в использовании специальных звуков, воздействующих на подсознание обучаемого, при прослушивании аудиоматериалов. То есть кроме слов и диалогов в аудиозапись вставлены звуковые сигналы, практически не слышимые человеческим ухом. Они активизируют процессы запоминания, в результате чего процесс изучения английского языка значительно ускоряется. При этом приобретается абсолютно правильное произношение.
Данный метод привлекателен ненавязчивостью, отсутствием «зубрежки». Заниматься по методике Давыдовой можно, не отрываясь от своих повседневных дел.
*По нашим данным большинство студентов, пробовавших данный метод, не заметили эффекта от так называемых не слышимых сигналов, улучшающих запоминание.

Методика Игоря Шехтера

Разработанный Шехтером курс состоит из 3 циклов. Каждый цикл включает 100 часов занятий. Между циклами предусмотрен отдых в течение 1–3 месяцев. Во время перерыва обучаемые смотрят фильмы, читают книги на английском и т.п.
Суть методики заключается в построении диалогов без изучения сложной грамматики. Здесь не предусмотрено домашних заданий, тестов и экзаменов, так как Шехтер считает, что нужно не учить языку, а создавать условия для разговорной речи. Преподаватель задает тему диалога, а далее он развивается учениками самостоятельно и свободно.
К достоинствам этого метода относят то, что обучение эмоционально окрашено и проходит в процессе активной деятельности. Ученики не ограничены рамками грамматических конструкций, а передают смысл того, что хотели бы сказать.

Методика Гуннемарка

Метод Эрика Гуннемарка подойдет тем, кто только начинает знакомство с языком. Гуннемарк предлагет новичкам освоить базовый минимум, состоящий из сборников «Минилекс», «Минифраз» и «Миниграм». Эти сборники содержат слова и грамматические правила, которые ученик должен выучить наизусть.
Гуннемарк полагает, что «речевые штампы», чаще всего используемые в иностранной речи, придадут начинающему уверенность в своих силах. База, состоящая из распространенных фраз и правил, употребляемых в различных ситуациях, служит хорошим подспорьем в дальнейшем изучении иностранного языка.
Гуннемарк в процессе обучения также призывает придерживаться следующих основных правил:
  • больше – не значит лучше. Нужно хорошо запомнить одно слово, вместо того, чтобы плохо выучить кучу слов. Не стоит учить синонимы. Важнее запомнить «главное» слово;
  • целесообразно учить фразы целиком. Выучите хорошо 1–2 выражения. Не нужно запоминать все существующие по теме фразы;
  • выученные фразы необходимо использовать как можно чаще;
  • постарайтесь сразу освоить правильное произношение. Переучиваться гораздо сложнее, чем учить с нуля. Поэтому запоминайте и произносите слова грамотно;
  • стоит потратить силы на изучение предлагаемого минимума грамматики;
  • больше читайте на английском языке.

Методика Николая Замяткина

Данный способ основан на воздействии на бессознательные участки мозга. Он схож с заучиванием гамм в музыке и машинальными движениями спортсменов, доведенными до автоматизма.
Метод Замяткина включает три последовательных этапа:
1. Прослушивание отрывка или диалога в исполнении носителя языка несколько раз до того момента, пока он не осядет в памяти. Рекомендуется слушать с частотой не менее двух часов в течение дня.
2. Прослушивание уроков с одновременной сверкой с письменным текстом.
3. Произношение этого же фрагмента вслух. Важно произносить его четко и громко несколько раз.
Движения губ, языка, сокращения мышц лица и горла отвечают за разговорную иностранную речь. Данный метод, предполагающий их многократное повторение, позволяет довести ваш навык разговорной речи до автоматизма. В результате ученик перестает думать на русском языке и начинает думать на английском. Последователи Замяткина утверждают, что освоить свободный разговорный английский язык по этому методу можно за полгода.

Метод Тимура Байтукалова

Метод основан на просмотре , а также на прослушивании .
Принцип действия метода заключается в копировании английской речи, начитанной или проговоренной носителем языка. При этом важно до мелочей копировать и мимику, и жестикуляцию, и интонацию диктора. Понимание речи не является обязательным условием.
После того как учебный материал основательно изучен, можно переходить к чтению перевода и пониманию смысла иностранной речи.
Чтобы достичь успеха при обучении по методу Байтукалова, важно заниматься не меньше 1 часа каждый день.

Lex

С помощью этой компьютерной программы можно учить слова и фразы на английском языке. Они будут периодически появляться на экране. Есть возможность редактировать, добавлять и удалять лексику, а также менять уровень интенсивности работы. Можно настроить тип перевода: прямой, обратный, письменный или их случайное чередование.
Также Lex учитывает особенности работы памяти и внимания человека. Слово считается освоенным, когда дано определенное количество правильных ответов, которое учащийся устанавливает сам.
К программе прилагается справочник, позволяющий оперативно находить ответы на возникающие вопросы.

Методика Хога (A.J Hoge)

Авторская методика очень экспрессивного американского преподавателя. Построенная на все той же коммуникативной методике придуманной Берлицом, которую в последствии подхватили Пимслер, и другие. Но материал преподается в более артистичной манере и более современно. Грамматика изучается индукционным путем за счет многократного повторения типовых конструкций.
Прочитать более подробное описание и скачать весь аудиокурс можно . Метод отличается огромным количеством аудио записей (более 10 гигабайт на все уровни, которых насчитывается 7 штук).
Суть методики заключается в прослушивании небольшой истории и последующих ответов на вопросы по ее содержанию. Метод классный, но требует начального словарного запаса, поскольку все обучение идет на английском. Не подходит для совсем начинающих. Впрочем, уровня elementary или даже beginner вполне хватит. О том, как вы можете узнать в другой нашей статье.

Методика Владислава Милашевича

Изучение английского языка по этой методике, как утверждает автор, проходит в 3–5 раз быстрее, чем обычно.
Данный метод состоит из 11 курсов. Каждый курс направлен на изучение отдельных составляющих английского языка. Милашевич в процессе обучения использует простые и сложные схемы, вследствие чего выстраивается последовательная структура изучения.
Основные принципы метода:
  • наглядность – использование схем и изображений, с помощью которых даже сложные грамматические темы усваиваются легко;
  • системность – все основные разделы языка охватываются и изучаются последовательно друг за другом;
  • компактность – каждая тема и раздел имеет границы.

Главным достоинством этого метода является приобретение навыка свободно использовать английскую грамматику. Вы приобретете возможность говорить не задумываясь, так как структура выстраивается автоматически, как и в родном языке.

Методика Виталия Левенталя

Метод особенно подойдет россиянам, эмигрировавшим в США. Автор методики использует сленг, юмор и местные фразы, чтобы адаптация в Америке происходила легко и безболезненно.
Честным данный метод называется, потому что Левенталь четко обозначает – для достижения результата придется усердно работать каждый день. Отличие от других методов заключается в том, что здесь вы не найдете чудодейственных приемов для сверхбыстрого и легкого обучения языку.
Левенталь предлагает заниматься по книгам, статьям, лекциям. Он говорит о том, что крайне редко у взрослых людей появляется «ощущение языка».

Вариант 2: видео с субтитрами

При изучении языка полезно смотреть английские фильмы, передачи, сериалы с русскими субтитрами. Благо сейчас они представлены в интернете на любой вкус. Не страшно, если сначала вы ничего не поймете. Постепенно происходит привыкание к английской речи, и вы будете различать отдельные слова и фразы в ее потоке. Если обращать внимание и на английские субтитры, то вы также усвоите правила письменной речи.

Некоторый выбор и есть у нас на сайте. Но существуют и узкоспециализированные сервисы, например puzzle-movies.com . На этом ресурсе представлен большой выбор сериалов и других видео на любой вкус. Есть возможность включать русские и английские субтитры по отдельности или параллельно. Но, что самое полезное, можно добавлять новые слова в словарь во время просмотра, чтобы потом поработать с ними более плотно. Есть там и куча других полезностей, попробовать точно стоит. Более подробный обзор сервиса в отдельной статье. Собственно puzzle-english состоит из нескольких разделов, поэтому его можно отнести не только ко второму, но и к 3 варианту изучения.

Вариант 3: специализированные сайты

Метод Тичера

Метод Тичера – онлайн курс изучения английского языка. В данном курсе последовательно объясняются все нюансы грамматики при помощи видео уроков записанных реальными преподавателями. Материал изложен от простого к более сложному. Каждый урок подкрепляется большим количеством упражнений и тестов. Курс разделен на 5 уровней, в каждом примерно по 200+ уроков. Хорошо подходит для начинающих и тех кто хочет структурировать свои знания в английском языке, а также пополнить свой словарный запас.

LinguaLeo

Один из рекомендуемых мной ресурсов для начального обучения мы уже затронули выше. Теперь хотелось бы остановиться на еще более популярном.

Этот сайт, поначалу рассчитанный на русскоязычную аудиторию, подойдет для изучения английского языка от начального до продвинутого уровня.
Суть проекта заключается в уходе за виртуальным персонажем. Его необходимо кормить, выполняя задания, изучая новые слова, смотря видео и т. д.
Также на сайте предоставляется возможность прохождения грамматических курсов. Но самая полезная функция Lingualeo по оценкам пользователей – это изучение новых слов.

Методики 25 кадра

Методики 25 кадра – это шарлатанство, нет абсолютно никакой доказанной эффективности. Не советуем тратить на них свое время.

ИНТЕРЕСНОЕ! Недавно появился очень крутой онлайн сервис для чтения интерактивных книг на английском языке. Книг не очень много, но функционал классный.

Репетитор на дому

Классический и очень распространенный метод изучения английского языка, когда вы идете заниматься домой к профессиональному преподавателю, либо приглашаете его к себе (как правило более дорогой вариант, так как мало кто любит тратить свое время на дорогу). И если раньше репетиторов находили через знакомых или по месту учебы, то сейчас появилось несколько сервисов позволяющих бесплатно подобрать себе хорошего репетитора рядом с домом. Выбор репетиторов по английскому языку на этих сайтах очень большой, цены низкие и самое главное, что можно посмотреть отзывы реальных учеников, которые записывались на занятия через этот сайт.
Лично я раньше пользовался сайтом profi.ru , а недавно нашел более узко специализированный ресурс TopTutors.ru . В целом оба сервиса работают отлично.

Английский по скайпу

Более современный аналог предыдущего метода. Плюсы здесь в том, что такое обучение с хорошим репетитором немного дешевле чем на дому и не нужно тратить время на дорогу.

Кроме того топовые школы помимо обучения по скайпу с преподавателем предлагают дополнительные плюшки. Например в Skyeng.ru это доступ к онлайн платформе для обучения, а в Englishdom.com бесплатный онлайн курс и даже бесплатные групповые занятия. Более подробное с ценами и другими условиями вы можете посмотреть в отдельной статье.

Для обучения по Скайпу вам потребуется:

  • Любой компьютер (планшет и даже смартфон тоже подойдут)
  • Хороший интернет (от 1 Мбит/сек)
  • Гарнитура либо микрофон + наушники /колонки
  • Программа Skype или аналог (при необходимости сотрудники школы помогут с установкой)

Классификация методов изучения английского языка

Грамматико-переводный метод

Зародился еще в конце 16 века, но получил распространение только в середине 20 века. Основное внимание в данной методике уделяется лексико-грамматическим аспектам языка.
Можно выделить несколько этапов:
  • учитель рассказывает правила на русском языке;
  • ученики переводят материал с иностранного языка на русский;
  • ученики переводят с русского на иностранный.

Достоинством этого способа обучения является отличное усвоение грамматической структуры английского языка. Но есть и существенный минус – навыки разговорной речи в процессе обучения не приобретаются.

Методика молчания

Этот сложный метод возник в 60-х годах 20 века. Он опирается на положение о том, что в человеке знание иностранного языка закладывается изначально.
Самое важное в данной теории – не мешать ученику, не оказывать на него влияния. Поэтому учитель в процессе обучения должен молчать.
Для обучения произношению используются сложные таблицы, состоящие из разных цветов, где цвета и символы – это звуки. С помощью этих таблиц также изучают новые иностранные слова. К примеру, если преподаватель хочет сказать слово «cat», то он должен показать квадрат, обозначающий звук [k], а после – квадрат, обозначающий звук [æ], и затем квадрат обозначающий звук [t].
Используя эти знаки, обучающиеся планомерно изучают английский язык и оттачивают свои языковые навыки в работе с одногруппниками.

Физическое реагирование

Особенность метода заключается в том, что на первых уроках разговорная английская речь вообще не используется. В это время студенты читают, учат правила, слушают устную речь. Обычно число таких уроков достигает двадцати.
Поклонники этой методики придерживаются мнения, что речь развивается естественным путем после приобретения навыков аудирования. В доказательство они приводят следующие факты:
  • навыки аудирования приобретаются детьми раньше, чем навыки говорения. Зачастую дети понимают длинные высказывания, но сами не могут их повторить;
  • дети лучше воспринимают материал на слух, так как они физически реагируют на замечания родителей.

Следующим этапом является физическое реагирование на изучаемые слова. Например, когда учитель говорит слово «встать», ученики встают и т. д.
После накопления базы пассивных знаний ученики начинают говорить. Достоинство этого метода – закрепление языковых навыков через физические действия.

Суггестопедия

Эта методика была разработана психиатром Лозановым в 70-х годах прошлого века, когда он использовал ее при лечении внушением. Суть метода в том, что ученики на 10 дней погружаются в англоязычную атмосферу, срежиссированную учителем. Занятия длятся по 12–14 часов в день.
Каждому ученику придумывается новое имя и своя история. Таким образом, получается, что ученики разговаривают, участвуют в решении проблем не от своего имени, а играя роль другого человека. Это позволяет им раскрепоститься и полностью использовать свои возможности. К тому же происходит погружение в языковую среду, что способствует росту уверенности участников в себе.
Основные принципы суггестопедии:
  • построение диалогов;
  • преимущественное развитие навыков аудирования;
  • основная форма – устная речь;
  • создается искусственная языковая среда.

Коммуникативный метод

Также в 70-х годах в Оксфорде и Кембридже возник коммуникативный метод. Цель методики – свободное общение на английском языке.
Эта цель достигается за счет построения диалога между студентом и преподавателем. Важным условием является доброжелательная, позитивная атмосфера при работе в парах и групповых обсуждениях. Также метод предполагает наличие игрового элемента в контексте жизненной ситуации.
Метод хорош тем, что говорение, письмо, чтение и грамматика усваиваются параллельно в процессе диалога.
К недостаткам коммуникативного метода можно отнести:
  • стрессовую ситуацию для начинающих, которым приходится полностью отказаться от русского языка;
  • недостаточное внимание со стороны преподавателя к каждому студенту.

Аудио-лингвальная методика

Еще один метод, получивший развитие в 70-х годах 20 века. В рамках этого метода можно выделить два последовательных этапа:
  • ученики несколько раз повторяют прослушанный фрагмент за учителем или проигрывателем;
  • разрешается добавлять несколько фраз самостоятельно. Ученики должны вставить слова и выражения по образцу.

Для реализации аудио-лингвального метода создавались специальные лингафонные аудитории, где студенты слушали материал в наушниках и выполняли практические задания.
Последователи этой методики считают, что с помощью многократного повторения специальных материалов можно довести разговорную английскую речь до автоматизма.

Метод чтения

Это методы, прежде всего пополнения словарного запаса и в меньшей степени усвоения грамматических конструкций. Данные методики основаны на чтении большого количества книг и впитывания в себя не знакомых слов и грамматических структур. Метод особенно эффективен с параллельным прослушиванием аудиокниг, для формирования правильного произношения накопленного словаря.

Метод чтения дуолингво (параллельный перевод)

Книги подготовленные по данному методу состоят из двух абзацев – в одном находится оригинальный текст, а в другом расположен перевод этого текста на русский язык.
Метод позволяет пополнять свой пассивный словарный запас с помощью чтения, а отображение параллельного перевода дает возможность не заглядывать в словарь, когда в тексте встречается незнакомое слово.

Метод чтения адаптированные книги

Пересказанные более простым языком книги (рассчитанные на определенные словарный запас) отлично подойдут для начинающих изучать язык. Существуют различные уровни адаптации от 200-300 (Starter) до 2500-4000 (advanced) уникальных слов на книгу.
Позволяет двигаясь от уровня к уровню пополнять свой словарь наиболее часто встречающимися словами. В чем-то схож с методом Гуннемарка. Большинство снабжены , что позволяет запомнить правильное произношение новых слов.

Метод чтения Ильи Франка

На мой взгляд, должен являться продолжением метода чтения адаптированных книг, поскольку в художественной литературе авторы зачастую используют не самые часто встречающиеся слова и выражения, что не очень подходит для начинающих, которым нужно хорошо усвоить базовую лексику.
Более подробно рассмотрен в начале статьи.

Итак…

Методов изучения английского языка, призванных облегчить и ускорить этот процесс, разработано великое множество. Каждый человек имеет возможность выбрать методику, наиболее подходящую именно ему. Некоторые методы в большей мере воздействуют на бессознательное мышление с помощью звуковых сигналов, многократного прослушивания и повторения, исполнения ролей и т. д. Более традиционные методы не признают воздействия на подкорку мозга и призывают усердно учить язык изо дня в день. Но главное в изучении английского языка – это ваше желание и мотивация. Если вы будете заниматься языком регулярно по любому из понравившихся вам методов, то вскоре сможете удивить окружающих своим прогрессом.

(17 оценок, среднее: 4,88 из 5)

Языки всегда входили в число дисциплин, обязательных для изучения в школах, гимназиях, колледжах и университетах. Разумеется, с течением времени подход к преподаванию и изучению языков, в том числе и английского, менялся – добавлялось что-то новое, а от чего-то и отказывались. Давайте рассмотрим основные и самые известные методики преподавания английского.

Grammar-Translation (Грамматико-переводной метод)

Это самый старый способ преподавания языка, который уже считается классическим. Как следует из названия, основой этого метода является изучение грамматики и плотная работа с переводом. Хотя в настоящее время многие учебные заведения отказались от него в пользу коммуникативной методики, он и поныне используется хотя бы частично.

Audiolingual Method (Аудиолингвальный метод)

Иногда аудиолингвальный метод еще называют Армейским методом. Он основан на постулате бихевиоризма о том, что изучать и запоминать различные вещи можно и нужно с помощью постоянного повторения. Метод предполагает устную подачу материала и многократное повторение различных лексических и грамматических структур под руководством педагога.

Direct Method (Прямой метод)


Этот метод зародился в 1900-х годах во Франции и Германии для того, чтобы можно было быстро научить военных осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Также его еще называют Natural Method (Естественный метод). Он несколько схож с аудиолингвальным подходом, так как предполагает многократное повторение и отработку различных структур. Однако основное различие состоит в том, что язык преподносится индуктивно, то есть преподаватель не разъясняет студентам правило, а наоборот, помогает им самим понять и вывести его на основе языкового материала. Также стоит отметить, что и в аудиолингвальном, и в прямом методе преподаватель использует исключительно изучаемый язык; родной язык не допускается.

The Structural Approach (Структурный подход)

Как следует из названия, в основе этого метода лежит структура и ее изучение. Основной идеей подхода является гипотеза о том, что любой язык состоит из комплексных грамматических правил, и изучать их необходимо в определённом порядке. Например, перед тем, как изучать время Present Continuous, нужно изучить глагол to be, с помощью которого это время образуется.

Suggestopedia (Суггестопедия)


Хотя этот метод часто считают псевдонаучным, некоторое время он был довольно популярен. Он строится на уверенности студента в том, что подход сработает; используются методики легкого гипноза. Большое внимание уделяется тому, чтобы студент не испытывал ни малейшего дискомфорта во время занятия. Также в методе широко применяется использование музыки.

Total Physical Response (Полный физический отклик)

В основе метода лежит принцип «делать изучая». Он хорошо работает с учащимися младшего возраста – дошкольниками и младшеклассниками. На уроках практикуется выполнение команд и поручений, например: «Stand up!» — «Встаньте!», «Close the door!» — «Закройте дверь!». Таким образом учащийся запоминает простейшие фразы, которые со временем становятся всё более сложными.

The Silent Way (Молчаливый метод)

В этом методе большое внимание уделяется самостоятельности учащихся: педагог, как и следует из названия, практически не говорит (например, не дает подробных и пространных объяснений грамматики). Вместо этого он выступает в роли помощника, которые направляет учащихся. Большую важность имеет произношение – ему отводится много времени на каждом занятии. Также регулярно повторяется пройденная лексика и грамматика. Зачастую учащиеся даже не пишут формальных тестов по изученному материалу; вместо этого преподаватель оценивает их успехи из урока в урок.

The Lexical Approach (Лексический подход)

Здесь во главу угла ставится изучение лексики. Изначально определяется список наиболее часто употребляемых слов и лексических конструкций, и изучение движется постепенно, от простого к сложному. Грамматике уделяется значительно меньшее внимание, чем в остальных методах.

Task Based Learning (Обучение, ориентированное на задачи)

В этом методе изучение языка строится на выполнении какой-либо коммуникативной задачи. Например, преподаватель дает студентам задание разыграть диалог на тему «В ресторане». Студенты в парах или группах выполняют его, используя только те лексические и грамматические средства, которыми располагают. Затем проводится анализ того, какой язык необходим для успешного выполнения задания, педагог дает учащимся необходимую лексику и грамматику, после чего выполняется аналогичное задание с использованием новых языковых инструментов.

Community Language Learning (Метод общины)

Здесь основой является работа учащихся в группе; они помогают друг другу и делятся уже имеющимися языковыми знаниями. Преподаватель снова выступает лишь в роли помощника, а не педагога в классическом смысле слова.

Communicative Language Teaching (Коммуникативная методика)


Коммуникативная методика на данный момент является самой популярной. В ее основе лежит, как мы видим из названия, коммуникация: преподавателя со студентами, студентов в парах или группах, всей группы вместе. Главное задачей обучения является научить студентов общению, а не выучить досконально всю грамматику или уметь переводить тексты. Общение преподавателя с учащимися ведется полностью или практически полностью на изучаемом языке. Коммуникация учащихся так же поощряется в любом виде; даже если в речи присутствуют ошибки или неточности, они не так важны, как сам процесс общения.
.