В ранней юности формируется мировоззрение. Глава VIII. Формирование мировоззрения и общественной активности. Младший школьный возраст


1. Теории морального развития.

Наиболее часто упоминаемой в литературе из существующих теорий является теория морального развития Лоуренса Колберга. Эта теория не является идеальной, но отличается наибольшей проработанностью и стройностью. Во многом она опирается на личный жизненный опыт автора и на теорию становления морали Пиаже. По Колбергу моральное становление человека происходит в три стадии:

1) ДОКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (дошкольный и младший школьный возраст)

На этом этапе поступки диктуются страхом наказания или желание получить награду.

2) КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (после 12ти лет)

Поступки человека определяются тем, что положено по закону или по неписанным правилам жизни(общественное мнение)

3) ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ (после 18ти лет)

Человек делает свой выбор на основе своих внутренних убеждений, которые могут не совпадать с общественным мнением или законом, даже если цена за этот выбор очень велика.

Переход от одной стадии к другой сложен и противоречив. Формирование нравственной личности зависит от уровня умственного развития человека (способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки) От эмоционального развития, т.е. способности к сопереживанию и также от личного опыта, и, конечно от социальной среды (окружения)

2. Морально-нравственное развитие личности в ранней юности.

Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда - внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.Часто отвергаются ценности родителей, но вместо этого дети не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными .

Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Еще один вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» - большинство мальчиков на первое место поставили родителей. Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» - и мальчики, и девочки поставили на первое место мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек - друг (подруга). При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные . Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении «на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания, эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Вместо того, чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их полностью подавить. Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком). Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни.

Мировоззрение человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к "переходному этапу" возмужания, взросления. Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Позднюю юность относят к 20-23 годам.Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность направлена на поиск своего места в мире. Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Таким образом, юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет.

Становление мировоззрения . В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией. Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности. Предыстория возникновения профессиональной направленности обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п.

Задаваясь вопросом о смысле жизни , юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или отношениях с людьми.

  • 10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект – среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.
  • 11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
  • 12. Общая характеристика теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
  • 13. Отход от классического бихевиоризма (Теория р.Сирса)
  • 14. А. Бандура и теория социального обучения.
  • 15. Классический психоанализ з. Фрейда и его трактовка стадий развития.
  • 16. Эпигенетическая теория развития э. Эриксона.
  • 17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж.Пиаже.
  • 18. Теория морального развития л. Колберга.
  • 19. Теория развития умений к. Фишера.
  • 20. Культурно-историческая теория л. Выготского.
  • 21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
  • 22. Деятельностная теория онтогенеза а. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
  • 23. Модель развития общения м. И. Лисиной.
  • 24. Модель развития личности л. И. Божович.
  • 25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
  • 26. Антиравновесная теория Ригеля.
  • 27. Теория персонализации а. В. Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
  • 28. Психологическая теория развития деятельности р. Лернера, основные положения его теории.
  • 29. Системные теории развития.
  • 30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.
  • 31. Механизм интериоризации психической функции.
  • 32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
  • 33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
  • 34. Понятие периодизаций. Л.С. Выготский о критериях периодизации психического развития.
  • 35. Группы периодизации детского развития. Достоинства и недостатки.
  • 36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
  • 37. Попытки построения системной периодизации психического развития (в.И. Слободчиков, ю.Н. Карандашев).
  • 38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
  • 39. Пренатальный период и рождение в развитии человека.
  • 40. Общепсихологическая характеристика новорождённого. Особенности психической жизни новорождённого.
  • 41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества.
  • 42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.
  • 43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
  • 44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
  • 45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
  • 46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.
  • 47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
  • 48. Специфика развития речи в раннем детстве.
  • 49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
  • 50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудий действия в развитии наглядно-деятельного мышления.
  • 51. Предпосылки перехода от раннего детства к дошкольному возрасту. Основные линии психического развития дошкольников.
  • 52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
  • 53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
  • 54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
  • 56. Специфика детского мировоззрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
  • 57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
  • 58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
  • 59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.
  • 61. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
  • 62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
  • 63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем дошкольном возрасте.
  • 64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
  • 65. Развитие личности младшего школьника.
  • 66. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
  • 67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
  • 68. Кризис подросткового возраста.
  • 69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (л.С. Выготский, т.В. Драгунова, с. Холл, э. Шпрангер, ш. Бюлер, в. Штерн).
  • 70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
  • 71. Общение со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
  • 72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
  • 73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
  • 74. Развитие личности подростка.
  • 75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
  • 76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
  • 77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
  • 78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
  • 79. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
  • 80. Эмоциональное развитие в юношестве.
  • 81. Определение понятия «взрослость». Биологическое и физиологическое развитие во взрослом возрасте.
  • 82. Теории развития взрослого человека.
  • 83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
  • 84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
  • 85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
  • 86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
  • 87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
  • 88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.
  • 89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
  • 90. Кризис средины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
  • 91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
  • 92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
  • 93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
  • 94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения.
  • 95. Старческий возраст. Причины и факторы влияющие на процессы старения.
  • 96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
  • 97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
  • 98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.
  • 99. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения.
  • 100. Инволютивное развитие личности: нарушения развития детей.
  • 101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
  • 102. Феномен смерти. Теоритические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.
  • 77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.

    Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.

    Но мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но еще и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

    Юношеское отношение к миру имеет большей частью личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа «Вот это правильно», «Я так и думал» и т.д. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы часто ставятся ими в морально-этическую плоскость.

    Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «светить всегда, светить везде», «приносить пользу»). Кроме того, юношу интересует не столько вопрос, «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?», и в это время многих из них интересуют гуманистические ценности (они готовы работать в хосписах и системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни («Гринпис», борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

    Все это, конечно, не поглощает и других жизненных отношений юношества. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увертюрой» к жизни.

    Характерной чертой юношества является формирование жизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентации.

    78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.

    Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным учениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Знакомое нам по концепции Э. Эриксона чувство эго-идентичности заключается во все возрастающей уверенности в том, что внутренняя индивидуальность и целостность, имеющие значение для себя, равно значимы и для других. Последнее становится очевидным во вполне осязаемой перспективе «карьеры».

    Опасностью этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с исходной неуверенностью в сексуальной идентичности (и тогда дает психотические и криминальные эпизоды - прояснения образа «Я» можно добиться и деструктивными мерами), но чаще - с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность. Чтобы привести себя в порядок, юноши, как и подростки, временно развивают (вплоть до утраты собственной идентификации) сверхидентификацию с героями улиц или элитарных групп. Это знаменует наступление периода «влюбленности», которая в целом никоим образом и даже первоначально не носит сексуального характера, если только нравы не требуют этого. В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его в уже отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской любви во многом сводится к разговорам.

    Юношеский возраст характеризуется поиском свободного выбора путей исполнения своих обязанностей, но одновременно юноши боятся оказаться слабаками, насильно вовлеченными в такую деятельность, где они будут чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в своих силах (наследие второй стадии - желания). Это также может вести к парадоксальному поведению: вне свободного выбора юноша может вести себя вызывающе в глазах старших, чем позволит принудить себя к активности, позорной в собственных глазах или глазах сверстников.

    И наконец, желание делать что-либо хорошо, приобретенное на стадии младшего школьного возраста, здесь воплощается в следующем: выбор рода занятий приобретает для юноши большее значение, чем вопрос о зарплате или статусе. По этой причине юноши часто предпочитают временно вовсе не работать, чем встать на путь деятельности, обещающей успех, но не дающий удовлетворения от самой работы.

    Важным моментом этой возрастной стадии является выбор будущей профессии. Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основе определенных знаний о специфике профессиональной деятельности (содержания профессии, общественной потребности в ней, места приобретения профессии и т.д.), положительного или отрицательного эмоционального восприятия всего, что связано с профессией: учета личностных, физических, психических и материальных возможностей. ,

    Побуждает к выбору соответствующая ситуация, а направление определяется социальными и моральными убеждениями, правовыми взглядами, интересами, самооценками, способностями, ценностными представлениями, социальными установками и т.д., выступающими в качестве мотивов.

    Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий: 1) стадию фантастического выбора (до 11 лет), когда ребенок еще не умеет связывать средства с целями, размышляя о будущем, не способен рационально мыслить; 2) стадию пробного выбора (до 16-19 лет): по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях; постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам; 3) стадию реалистического выбора (после 19 лет) - разведывание, обсуждение с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

    На протяжении многих лет опросы старшеклассников показывают, что наибольшей привлекательностью для большинства из них обладают творческие профессии и профессии, связанные с умственным трудом. Свыше 80% старшеклассников на вопрос «Что вы собираетесь делать после окончания школы?» отвечают: «Учиться дальше». Большинство связывают собственное будущее и возможность переживания себя счастливым, свободным и самостоятельным с осуществлением интересной и увлекательной работы, требующей глубокой профессиональной подготовки.

    Для юношей характерна также более высокая оценка своих возможностей и уровня достижений по сравнению с оценками преподавателя, престижа своего учебного заведения. Референтные группы юношей также часто находятся вне стен школы, гимназии, колледжа.

    "

    Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

    Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

    Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

    Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент – это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

    Ценностные ориентации

    Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

    Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества.

    Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

    Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом”.

    Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

    Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

    Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

    Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Ф. М. Достоевский писал: «...Множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят». Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении. В. В. Зеньковский пишет о юности (5, C. 121) : «Это пора выбора пути жизни и составления планов, по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений....

    Как часто именно в эту... пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему... В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы». Может быть, юноша приходит к необходимости жить для Бога, в этом случае его духовная жизнь приобретает силу и глубину. Однако существует возможность и другого выбора. По мнению Зеньковского (5, C. 123) : «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире...». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т. д. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека.

    А.В. Мудрик писал, что в ранней юности «возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».

    Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно. Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познавший радость ученичества легче выберет и в дальнейшем путь Добра, чем те, которые такой опыт не имеют. А.В. Мудрик писал (7, C. 259) : «Старшеклассник неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности».

    Сформулированная главная задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни.

    В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.

    Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

    Такое понимание позволяе