На сколько вырастет страховка осаго к году. Страховщики опять готовятся к повышению цен на осаго. Почему принято решение о подорожании осаго

В последнее время даже минимальные изменения, вносимые в Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО», вызывают бурную реакцию в обществе, поскольку он напрямую касается прав и обязанностей миллионов автовладельцев. За последние 3 года с 2014 по 2017 в указанный федеральный нормативный акт были внесены существенные поправки относительно порядка оформления полисов ОСАГО и сумм компенсации.

Отдельного внимания заслуживает повышение тарифов ОСАГО, которое произошло в апреле 2015 года. В данной статье мы подробно рассмотрим какие изменения коснулись Федерального закона № 40-ФЗ; как увеличились тарифы полиса ОСАГО; изменились ли размеры страховых выплат по ОСАГО.

Хронология изменений, внесенных в ФЗ № 40 в 2014-2015 гг.

Основанием для существенной правки указанного Федерального Закона «Об ОСАГО» послужила необходимость повышения уровня ответственности страховых компаний перед гражданами, а также поэтапное увеличение тарифов ОСАГО и предельного размера выплат страхового возмещения.

Основная волна нововведений пришлась на осень 2014 года. В нижеприведенной таблице представлен сравнительный анализ ранее действовавших норм Федерального закона № 40-ФЗ и новых норм с учетом поправок.

Дата вступления в силу изменения в ФЗ №40
Ранее действовавшая норма (старый порядок оформления)
Норма закона (с учетом поправок)
02.08.2014
Пострадавший в дорожно-транспортном происшествии имел возможность обратиться за выплатой в свою страховую компанию или к страховщику виновника ДТП.
Предусмотрен безальтернативный вариант – право на обращение за выплатой страхового возмещения только в компанию. заключившую договор ОСАГО с потерпевшим.
02.08.2014
Оформление «Европротокола» участниками ДТП подразумевало максимальный лимит выплат в размере 25 тыс. руб.
Произошло увеличение максимально допустимого размера возмещения по итогам оформления «Европротокола» до 50 тыс. руб.
02.08.2014
Норма отсутствовала
Введено положение о привлечении страховой компании к ответственности за необоснованный отказ от заключения договора страхования ОСАГО, либо за навязывание дополнительных страховых услуг.
01.09.2014
В перечень транспортных средств, подлежащих страхованию в рамках договора ОСАГО, входила техника на неколесном ходу.
Норма исключена из Федерального закона № 40-ФЗ
01.09.2014
В перечень транспортных средств, подлежащих страхованию в рамках договора ОСАГО, входили прицепы к автомобилям.
Норма изменена - прицепы не подлежат самостоятельному страхованию ОСАГО, однако в основном полисе ставится соответствующая отметка и взимается дополнительный тариф.
01.09.2014
Коэффициент «бонус-малус» мог применяться по сведениям, представленным самим страхователем.
Применение коэффициента «бонус-малус» возможно только путем сопоставления информации из единой базы данных Российского союза автостраховщиков и данных о прохождении ТС технического осмотра.
01.09.2014
Максимально допустимый срок выплаты страхового возмещения составлял 30 дней.
Максимально допустимый срок выплаты страхового возмещения составляет 20 дней.
01.09.2014
Размер страховых выплат определялся по данным независимой технической экспертизы.
Помимо сведений экспертного отчета, страховая компания имеет право направить транспортное средство на фактический ремонт.
01.09.2014
Процентная ставка за каждый день просрочки выплаты составляла 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Введено понятие неустойки и штрафа. Пени за каждый день просрочки составляют 1% от суммы долга; штраф за нарушение сроков предоставления мотивированного отказа – 0.05% от суммы долга за каждый день; штраф в размере 50% от суммы умышленного занижения размера выплаты.
01.10.2014
Предельный лимит страхового возмещения по повреждениям имущества составлял 120 тыс. руб. для всех пострадавших.
Максимальный лимит возмещения имущественного ущерба установлен в размере 400 тыс. руб. на каждого пострадавшего.
01.10.2014
Предельное значение физического износа транспортного средства для расчета выплат составляло 80%.
Максимальное значение износа установлено в размере 50%.
01.01.2015
Каждая страховая компания вела собственные реестры учета полисов добровольного страхования.
Предусмотрено создание единой базы данных для полисов КАСКО и ДСАГО.
01.01.2015 год
Лимит страхового возмещения в случае причинения вреда жизни и здоровью не мог превышать 160 тыс. руб. на каждого потерпевшего.
Максимальный размер выплат увеличен до 500 тыс. руб.
01.07.2015
Выдача полиса ОСАГО предусматривалась исключительно в бумажной форме.
Введено право оформлять полис ОСАГО в электронной бездокументальной форме.

Указанные поправки коренным образом изменили ситуацию на рынке страхования ОСАГО, хотя многие важные дополнения фактически не получили практической реализации. Например, механизм привлечения страховых компаний к ответственности за необоснованный отказ от оформления полиса ОСАГО или выдача его только при условии приобретения дополнительных страховых продуктов так и не получил юридической силы.

Повышение тарифов ОСАГО в апреле 2015 года

В апреле 2015 года произошло ожидаемое увеличение тарифов на договоры страхования ОСАГО. Это было связано с необходимостью привести в соответствие увеличенные размеры страховых выплат и вносимые автовладельцами страховые взносы.

Увеличение базовых ставок по ОСАГО, произошедшее 12.04.2015 было дифференцировано в зависимости от региона - минимальное повышение составило порядка 40%, тогда как максимальная планка удорожания страхового продукта составляла 60%. Такое разделение стало возможным благодаря введению тарифного коридора с интервалом от 5 до 20%, в пределах которого страховые компании имели возможность самостоятельно регулировать тарифы на договоры ОСАГО.

Заключение

Увеличение базовых ставок в 2015 году затронуло все виды транспортных средств, за исключением мотоциклов (мопедов) и тракторов, для которых законодатель предусмотрел снижение тарифа. Помимо этого, существенного изменились региональные коэффициенты практически для всех областей страны. Для ряда регионов эти показатели увеличились, для других – незначительно снизились, но даже в областях, где произошло снижение региональных коэффициентов, общая стоимость полиса ОСАГО существенно выросла.

Запланированное подорожание полисов ОСАГО на 30%, которое случится в апреле 2015 года, похоже будет увеличено вдвое – страховки для россиян могут вырасти в цене более чем на 60% (см. ниже).

С июля 2015-го ОСАГО можно будет официально купить по Интернету ()

Последние недели идёт бурное обсуждение увеличения тарифа на ОСАГО с апреля 2015. Как говорят страховщики, запланированного повышение на 30% – не достаточно. Ведь помимо девальвации рубля и подорожания запчастей (которые даже эти 30% полностью не компенсируют), с апреля увеличиваются . И этот факт требует увеличения страховки ещё на 24%, говорят представители РСА. С позицией страховщиков косвенно согласились и в ЦБ, который курирует тарифы на ОСАГО. Но автомобилистам пообещали “не учитывать все пожелания страховщиков”.

А буквально на днях генеральный директор Ингосстраха заявил, что самый последний вариант, который сейчас обсуждается – это повышение базового тарифа на 40% + введение “тарифного коридора” в 20% . Таким образом, максимальное подорожание ОСАГО может состаить более 60%. Поэтому тем из вас, у кого страховка кончается в апреле имеет смысл купить ОСАГО заранее – в марте, до повышения тарифов (максимальная отсрочка действия – месяц).

Добавлено 16 марта: СМИ сообщают, что ЦБ намерен установить тарифный кордир с 1 апреля в размере 15%, а не 20%, как сообщал ранее представитель Ингосстраха. Но окончательное решение пока не принято.

Добавлено 21 марта (важно!) . Подтверждено повышение тарифов в формате +40% и +20% тарифный кородир с 12 апреля 2015 года. С этого числа Центробанк утвердил повышение тарифа на 40% и разрешает страховым компаниям отступать от базового тарифа на 20%. Таким образом общее максимальное возможное подорожание составит действительно более 60% : сначала тариф увеличили на 40%, потом уже эту увеличенную сумму ещё раз увеличили на 20%.

Таким образом, базовый тариф ОСАГО с 12 апреля 2015 года вырастет с 2440-2574 рублей за год до 3432-4118 рублей за год . Это для самой маломощной машины с регистрацией в деревне (в большинстве городов действуют повышающие коэффициенты).

Напомним, нерентабельные тарифы на ОСАГО вынуждают страховые компании в некоторых регионах совсем прекращать продажу полисов ОСАГО либо продавать их только вместе с другими услугами. Дефицит страховок ведёт, в свою очередь, к росту мошенничества в этой сфере – за последние месяцы , которые преступники распространяют через Интернет.

С 1 июля 2015 года, страховщикам разрешат легально продавать страховки через свои интернет-сайты. Для этого закон вводит новое понятие “электронного полиса”, который можно будет оформить и купить онлайн. Эксперты предполагают, что это нормализует рынок ОСАГО.

Мы будем следить за развитием событий.

В апреле 2015 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, регламентирующие тарифные коридоры для страховых компаний. Повышение минимального порога базовой ставки отразилось на цене полиса обязательного автогражданского страхования и стало поводом для недовольства у многих владельцев автомобилей. Но сохраниться ли стоимость ОСАГО на текущем уровне или владельцам автомобилей стоит ждать нового роста цен?

Как заявил Игорь Жук, директор департамента страхового рынка Банка России, представителям АСН: мегарегулятор внимательно наблюдает за факторами, влияющими на убыточность для страховой компании полисов ОСАГО, и может экстренно повысить цену на автогражданку, если убыточность может повлечь за собой новый кризис страхования.

Что влияет на стоимость ОСАГО?

Так как ОСАГО - обязательная страховка, её стоимость устанавливается на законодательном уровне и формируется следующим образом: существует базовая ставка - она определяется Банком России и зависит от множества факторов, в том числе и стоимости ремонта автомобиля, попавшего в ДТП. Базовая ставка с апреля 2015 года находится в диапазоне от 3432 рублях до 4118 рублей. Какая базовая ставка будет в конечном итоге, определяет каждая страховая компания самостоятельно, самое главное, она должна находиться в тарифном коридоре.

Изменения базовой ставки в апреле были обусловлены не только ростом выплат по ущербу здоровью, но и ростом убыточности ОСАГО для страховых компаний. Убыточность была обусловлена высокой стоимостью ремонта автомобилей после их попадания в ДТП. Если сказать простым языком, страховым компаниям было не выгодно продавать полисы ОСАГО. Это приводило к тому, что полисы автогражданской ответственности не продавали без дополнительного страхования здоровья, также страховые компании старались свести к минимуму выплаты при страховых случаях. Безусловно, такие меры вызывали негативные эмоции у страхователей, что привело к росту жалоб в Российский союз страховщиков и Банк России на страховые компании.

Рост стоимости ОСАГО позволил сократить убытки страховых компаний. Они в свою очередь перестали навязывать дополнительные услуги и поток жалоб в Центробанк сократился.

Но новая базовая ставка рассчитывалась с учетом апрельского курса доллара. Скачок доллара в августе 2015 года сказался на стоимости ремонта автомобилей, на цене запчастей, на стоимости лакокрасочных материалов. Рост курса доллара может сделать ОСАГО убыточным для страховщиков опять, а методы борьбы с убыточностью у страховых компаний уже известны.

В данный момент Центробанк, по заявлениям Игоря Жука, производит мониторинг текущей стоимости запчастей, цены ремонта автомобиля, чтобы определить, может ли ОСАГО продолжать продаваться по действующим ценам. Если мониторинг покажет, что стоимость необходимо менять, Центробанк это сделает.

Что может помешать росту цен на ОСАГО?

Следует отметить, что 11 сентября 2015 Правительство России обсуждало возможность установления минимального срока, на протяжении которого Центробанк не может менять тарифы на ОСАГО.

Законопроект, внесенный на обсуждение в Госдуму в марте 2015 года, предполагает установку минимального срока в размере 1 года, когда Центробанк может менять базовую ставку. Вторым важным пунктом закона предлагается заморозить возможность корректировать цену ОСАГО до 2017 года.

Если первые поправки были поддержаны законодателями, то вопрос заморозки тарифов не рассматривался. Точных сроков принятия законопроекта никто не знает.

На данный момент открытыми вопросами остаются: будет ли корректировать Центробанк стоимость ОСАГО в 2015 году или у него не будет такой возможности, в связи с вступлением в силу законопроекта о минимальных сроках? Могут ли минимальные сроки отразиться негативно на стоимости ОСАГО, ведь мегарегулятор при повышении тарифов будет закладывать в них дополнительные риски связанные с возможностью менять цену на автогражданку только 1 раз в год?

Жадности нет предела: ОСАГО подорожает вдвое March 23rd, 2015

Не успеваешь следить за тем, как страховка дорожает на глазах. Буквально полгода назад ее стоимость выросла на 25%, а с первого апреля стоимость ОСАГО увеличится еще раз, до 100% в зависимости от региона. Водители уже грозятся перестать страховаться.

В Москве, например, для машины с двигателем 100-120 л.с. ОСАГО обойдется в сумму около 9 000 рублей. И это для водителей старше 22 лет и с безаварийным стажем вождения. Необходимость подорожания объясняется обвалом рубля и последовавшим за ним удорожанием ремонта и запчастей. Рост тарифов также связывают и с увеличением размеров страховой выплаты по здоровью со 160 тыс. рублей до полумиллиона.

Максимальное увеличение страховки через региональные коэффициенты запланировано в Воронежской и Курганской областях, зато страховка снизится для Магаданской области, Дагестана, Ингушетии и Чечни. Все бы ничего, только в 2014 году в стране страховые компании собрали по ОСАГО 150,9 млрд руб., а выплатили всего...90,3 млрд руб. (т.е. 60% от собранных денег, хотя, по закону должны были 77%). Так почему страхование тогда называют убыточным?

Разница между сборами и выплатами (60 млрд. рублей) тратится на расходы компаний: офис, сотрудники, "независимые" оценщики", налоги. Сумма очень приличная, тем более, что страховые могут прокручивать собранные за год деньги (вкладывать их, к примеру) и зарабатывать еще и на этом. Так, может, стоит подумать над повышением собственной эффективности, а не тарифов?

Вообще, я не против адекватного повышения ОСАГО, если будут выполнены два простых условия:
1. Виновник аварии будет уверен, что он реально застрахован на ту сумму, которая прописана в полисе и ему ничего не придется сверху доплачивать.
2. Пострадавший в аварии будет уверен, что ему выплатят все пречитающееся, и ему не приется бегать еще по судам за виновником.

Пока этого и близко нет. У нас ущерб считается с учетом такого износа деталей, что отремонтировать машину на полученные деньги не представляется возможным. То есть, автомобилист все равно вынужден судиться. Нет даже диалога между страховщиками и водительским сообществом, отсюда и недоверие.

Уменьшение аварийности
В Европе ОСАГО устроено таким образом, что за безаварийную езду автомобилист получает заметную финансовую выгоду.Например, в Германии аккуратному водителю легковой машины ОСАГО обходится в 150 евро. В случае если автомобилист становится виновником ДТП, то на следующий год страховка дорожает до 1000 евро. За информацию спасибо a_tribunskiy .

Теоретически, в России ОСАГО должно работать аналогичным образом. Но на практике это не так. Аккуратный водитель, ни разу за несколько лет не попавший в аварию (по своей вине), заплатит за страховку около 3 500 рублей (пока считаю по старым ценам). Водителю, который за год устроил несколько ДТП и разбил кучу машин на пару миллионов, ОСАГО обойдется всего в… 15 тысяч рубля . А если бы ему за такую езду пришлось бы платить за страховку в 65 тысяч рублей, то он бы и вел себя на дороге гораздо более аккуратно.

Но и при этом в России мало платящих повышенное ОСАГО. Автомобилист до недавнего времени даже после большой аварии мог уйти в другую страховую компанию и там купить базовый полис, потому что до прошлого года страховщики не могли создать общую базу по водителям. Но и сейчас легко можно найти место, где с радостью продадут стандартное ОСАГО человеку, регулярно устраивающему аварии. Т.е. если в Европе убыток потерпевшему оплачивает виновник аварии (не сразу, но через подорожавшее ОСАГО), то у нас за ущерб вынуждены платить все водители.

Уже сейчас можно в интернете купить пустой бланк полиса осаго всего за 1.5 тыс.рублей, он будет пробиваться по всем базам, можно вписать любые данные. Так вот давайте подумаем, будут ли покупать водители, скажем, в Воронежской области полис ОСАГО стоимостью в месячную зарплату или предпочтут купить липовый бланк?

Сейчас страховщики в очередной раз заявляют о высокой убыточности ОСАГО и требуют снова увеличить базовый тариф вместо того, чтобы повышать коэффициенты "аварийным" водителям. Никаких позитивных сдвигов опять не предвидится.

В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, с 12 апреля 2015 года — подорожал на 41 – 60%. Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более, чем на 100% — говорится в сообщении Центробанка России.

Кроме повышения базовых ставок ОСАГО минимум на 40%, Центробанк РФ повысил тарифный коридор для страховщиков с 5 до 20%. Тарифный коридор — это ценовой диапазон в пределах которого страховая компания может устанавливать свою стоимость полиса ОСАГО.

Повышение тарифов ОСАГО

Повышение тарифов ОСАГО коснулось практически всех типов транспортных средств. Снижение базового тарифа произошло только для двух типов транспортных средств — мотоциклы, мопеды и легковые квадроциклы, а также тракторов, самоходных-строительных и иных машин

Изменение территориальных коэффициентов по регионам

Кроме того, изменения коснулись и территориальных коэффициентов. Изменения произошли и в сторону снижения и в сторону повышения.

Коэффициенты повысились

Максимальное – на 25% – повышение территориальных коэффициентов произойдет в Камчатском крае и Мордовии.

Коэффициенты понизились

Самое значительное понижение – на 41% – в Магаданской области.

Таблица изменений территориальных тарифов по регионам

В таблице приведены тарифы только для регионов которых коснулись изменения. Полную таблицу территориальных коэффициентов вы можете посмотреть здесь.

Как изменится стоимость полиса ОСАГО

Например, для автомобиля мощностью 101-120 л.с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более 3 лет, примерная стоимость полиса составит:

Что получат автовладельцы взамен

(по мнению Центробанка)

Физическая доступность полисов ОСАГО.

Увеличение страховых выплат за вред жизни и здоровью с 160 000 до 500 000 рублей.

Новый порядок возмещения расходов на восстановление здоровья потерпевшего – с прозрачной методикой, установившей четкие суммы в зависимости от вида травмы.

Прекращение «увиливания» страховщиков от приема заявлений о страховых случаях.