Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка. Применение функциональной грамотности на уроках английского языка Список использованной литературы

Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, метод проектов, видеопутешествия и т.д.
Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках использую видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции Великобритании и англоговорящих народов. Просмотр фильмов, таких как «Лондон» и др. вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле школьников.
Проблемы, рассматриваемые учащимися самые разнообразные: от исторических памятников до культуры поведения, обычаев и праздников. В группы по разработке описания исторических объектов или по составлению туристических маршрутов включаются учащиеся с разным уровнем подготовки. Поэтому каждому находится задание по силам. Продуктом проектов становятся и газеты, экскурсионные маршруты, буклеты. А для их составления необходимо пользоваться информацией, часто на английском языке. И как следствие, частое обращение к словарям, запоминание иностранных слов, формирование навыка построения диалога, т. к. учащиеся готовят вопросы к выступающим.
Осмысленное обучение предоставляет учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем.
Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: ученики не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью, под которой понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Новые государственные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Он умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. При составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Так, к примеру, в исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: oдин из первых уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации.
Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Такие задания могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте.

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
1.Текст должен быть ученику интересен.
2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
3.Текст должен развивать кругозор.
4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст
7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
8. Объем текста не должен превышать норму.
9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
10.Текст должен быть структурирован.

Чтение связано с аудированием. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая – вслух или про себя, - человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Большинство методистов считают, что на начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, тексты следует строить на знакомом языковом материале. Лишь на продвинутом этапе можно включать неизученный языковой материал. Следует формировать умения догадываться о значении слов, явлений, а также понимать смысл фраз и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов. Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи.

Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи. Так как контроль понимания услышанного может преследовать разные цели: с полным пониманием, с общим охватом содержания, с извлечением специфической информации, можно сделать вывод, что при контроле указанных объектов понимания при аудировании проверяется сформированность умений в той или иной степени полно, глубоко и точно понимать, а также дифференцировать, оценивать, перерабатывать поступающую по слуховому каналу информацию на иностранном языке.

Развитие функциональной грамотности
на уроках английского языка через работу с текстом.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В процессе обучения английскому языку развитие функциональной грамотности при работе с текстом, осуществляю при помощи актуализации разнообразных методических приемов.
Всю работу над текстом для чтения я делю на три этапа: дотекстовый(prereading activities), текстовый(while-reading activities) и послетекстовый(post-reading activities).
1 этап. Большое внимание уделяю дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого я продумываю проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предыдущей информации.
Для развития навыков сравнения и анализа, самостоятельного добывания знаний, умения делать выводы на основе предложенных фактов, прогнозирование ситуации на данном этапе использую методические приемы, задания и упражнения такие как «Мозговой Штурм», «Составление Кластера», «Ассоциативный куст»; упражнение «Верно», «Неверно». Для повторения и закрепления лексического материала использую на уроках прием «Крестики – Нолики», «Авторский стул», «Снежный Ком».
Например, при использовании методического приема «Кластер», учащиеся на основе имеющихся знаний, представляют предполагаемые ключевые идеи текста в виде систематизирующей схемы.
Прием «Ассоциативный куст» реализуется при помощи подсказок, опор, фотографий, рисунков, просмотра видеоролика, схем, заголовков текста. Использование данного приема дает возможность развивать у учащихся смысловую догадку, умение анализировать, размышлять о содержании текста, выражать свои мысли, суждения и идеи по представленным материалам. Например, изучая определенную тематику при работе в группах, учащиеся на основе уже имеющихся знаний и опыта предполагают, какая новая информация может оказаться в тексте.
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. - На основе ключевых слов предварительно составляют собственный текст по теме или предполагаемую последовательность событий в тексте, который будет дальше предложен на текстовом этапе, где осмысливая, учащиеся будут искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «Авторский стул». Основная идея данного приема заключается в том, что участник, сидящий спиной к экрану после прослушивания определения данного слово другим участником, должен определить, какое слово изображено на экране.
При применении на уроках английского языка упражнения «True» , «False», (Верно, Неверно) учащиеся соглашаются или не соглашаются с рядом утверждений по теме с соответствующей аргументацией.
Для того чтобы разнообразить виды и формы работы, а также чтоб урок английского языка был интересным и увлекательным для учащихся, активно применяю такие методические приемы, как метод «Мозаика» и метод «Карусель» (внешний и внутренний круг).
Например, после того как учащиеся при групповой работе составили «Кластер» по изучаемой теме, им представлена возможность презентовать свои работы при помощи метода «Мозаика»: один представитель от группы, перемещаясь по остальным группам, демонстрирует работу. После чего каждая группа дополняет свои работы новыми знаниями, полученными при применении данного приема. Этот вид деятельности вызывает на уроках большой интерес. Детям интересно посмотреть на продукт деятельности других групп. Сам процесс обхода по группам и этап взаимообучения повышает мотивацию учащихся, наблюдается процесс взаимообмена идеями, мыслями и знаниями, активное участие всех участников.
При применении метода «Карусель», учащиеся выстраиваются в два круга – внешний и внутренний. Внутренний круг получает задания с вопросами, которые они должны адресовать внешнему кругу. (например вопрос – ответ, упражнение «Верно»Неверно», найдите лишнее слово, составить словосочетание с предложенными словами и т.д). Когда учитель произносит слово «Change», учащиеся, стоящие во внешнем круге меняются по часовой стрелке.
2 этап. На текстовом этапе применяю методические приемы, задания и упражнения, направленные на ознакомление, осмысление содержания текста, выведение значения, умения анализировать и систематизировать полученную информацию.
На данном этапе при представление текстовой информации применяю прием «Пробел в информации», данный прием можно осуществлять как и при работе в парах, так и в группах. Основная идея данного приема заключается в том, что у одного ученика есть лист бумаги с 50% информации. У другого ученика на листе бумаги есть остальная часть информации. Оба ученика в парах объясняют друг другу свою часть (не показывая ее на бумаге). Также и при работе в группах, у каждой группы своя часть полученной информации, после изучения материала, каждая группа представляет материал всему классу.

Прием «Фишбоун». При работе с текстом, учащиеся должны самостоятельно изучить представленный материал, а затем обсудить его в группах с целью обоснования понимания содержания текста и ключевых моментов.
Далее, с целью систематизации и обобщения изученного материала, ученикам поручено воспроизвести полученную информацию в виде приема Фишбоун, (для глубокого понимания данной стратегии учащимся на каждом уроке представлен алгоритм действий выполнения данного приема). Данный прием направлен на развитие умения анализировать, выделять главное из общей информации. Реализация стратегии «Фишбоун» является интересным и в тоже время, на мой взгляд, очень сложным, как мне кажется, потому, что его составление способствует активному диалогу, и требует от учащихся наличие таких навыков, как логическое мышление, умение обобщать изученный материал через творческий подход.
В старших классах использую стратегический прием SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, изучаю тему Интернет, Телевидение, Видеофильмы учащиеся заполняют таблицы и выявляют положительные и отрицательные стороны просмотра телевизионных программ, видеофильмов и использование интернета.

3 этап. На послетекстовом этапе обучаемым предлагаются задания в виде вопросно-ответной работы, узнавание языковых единиц, приведение в соответствие и сорасположение фрагментов, завершение и заполнение предложений.
Приемы, которые применяются на данном этапе, направлены на систематизацию и обобщение пройденного материала, например, ученикам поручено произвести полученную информацию в виде упражнения «Верные и Неверные утверждения». Каждой группе предлагается составить по 3 утвердительных предложений, и с использованием метода «Мозаика», то есть путем перемещения выполненного задания по группам, отметить для себя, согласны ли они с данным утверждением или нет. У каждой группы свой цвет фломастера, с помощью которого учащиеся отмечают True or False.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» часто используются мной на уроках именно на послетекстовом этапе. При работе в группах учащиеся совместно или индивидуально составляют вопросы, которые впоследствии адресуют другим группам.
На данном этапе учащимся также предлагается составить пятистишье «Синквейн», или предоставить полученную информации в виде проведения ролевой игры, интервью, найти синонимы и антонимы или грамматические структуры.
Прием «Авторский стул» также использую и при работе в парах на послетекстовом этапе. Одни участники сидят спиной к экрану, а другие пытаются объяснить значение появившегося слова на экране доски.
Для закрепления самостоятельно изученного материала, предлагаю своим ученикам принять участие в брейн – ринге «Своя Игра».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование новых приемов и технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться стабильного повышения мотивации к изучению английского языка.
Кроме того, при развитии функциональной грамотности учащиеся учатся:
- читать, анализируя и систематизируя информацию;
- работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения;
- овладевать навыками самостоятельной работы.

Что же дают это учителю?

1) Учитель имеет возможность для саморазвития.
2) Меняется роль учителя в учебном процессе: он мотивирует, организует, консультирует и контролирует.

«Особенности формирования функциональной грамотности на уроках английского языка».

Тонких С. П.

учитель английского языка

ГУ «Окжетпесская средняя школа ОО Бурабайского района»

Акмолинская область

С. Окжетпес

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях 12-летнего образования.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».

Внедрение новых технологий и инновационных форм будут способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.

Отсюда следует, что каждый учитель на своем уроке должен построить свой учебный процесс так, чтобы у учеников появилась потребность к творческой деятельности.

С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Для того чтобы ученик мог выразить свои мысли, чувства, желания на иностранном языке, собрать необходимую информацию о своем собеседнике, стране, обычаях и традициях – нужно знать как правильно составить предложения, употребить то или иное грамматическое время, а их в английском языке только в активном залоге 16, не говоря уже о страдательном, которого в русском языке практически не существует, правильно употребить ту или иную часть речи - нужно знать и уметь применять грамматику английского языка.

Изучение иностранного языка без непосредственного соприкосновения с русским языком, просто невозможно.

Грамматики русского и английского языков имеют некоторое сходство, но во многом и разнятся. Как в русском, так и в английском языке встречаются термины: существительные, прилагательные, предлоги, местоимения.

Сходные черты грамматик помогают нам осваивать иностранный язык, а различия в грамматических системах создают определенные трудности в его изучении. Следовательно, особое внимание при изучении грамматики иностранного языка необходимо уделять тем особенностям, которых не наблюдается в родном языке.

В 5 классе, в самом начале изучения, начинается изучение многочисленных времен, а именно настоящего простого времени.

Для правильного составления предложения необходимо знать порядок слов. С этой целью, предлагаю учащимся, уже с 5 класса следующие схемы.

Порядок слов в предложении. Рисунок №1

Обозначения остаются, как и в русском языке:

Подлежащее, для лучшего запоминания, рисуем человечка, т.е лицо, которое выполняет действие.

Сказуемое.

Дополнение..и.т.д

Схемы записываются в словарь для лучшего запоминания. Использование данных схем возможно при изучении любого грамматического времени.

Работать можно индивидуально, в парах и группах. Для закрепления предлагаю карточки фразы на доске, или же карточки-картинки, или фразу каждому ученику. Самое главное настроить учащихся на особенность употребления и значения вспомогательного глагола, который не существует в родном языке. И еще не менее важное условие, все что записывается, нужно постоянно применять на уроке. И стараюсь после каждого этапа урока проводить небольшую рефлексию с привлечением каждого ученика принять в этом участие, пусть даже небольшое. Важно чтобы каждый ученик понял свою значимость в процессе урока, и постепенно привлечь его в учебный процесс и заинтересовать к изучению грамматического материала.

Следующее время, которое изучается -Present Continuous .

Название

времени

схема

Вспом.гл

Указ.времени

примеры

Present

Continuous

(настоящее

длительное

время)

действие происходит

в момент речи, в

определенный

момент в наст.времени

Are Ving

we,they)

(he,she,it)

X, + - ?

Not-

После всп.

Now (сейчас)

(в этот момент)

+ I am watching TV now.

Я смотрю телевизор сейчас.

He is watching TV now.

Он смотрит телевизор сейчас.

- I am not watching TV now.

? (wh) are youwatching TV

What are you doing now?

Настоящее длительное время, таблица № 1

Использование данной таблицы, позволит учащимся работать самостоятельно в парах и группах. Одна группа изучает, и затем знакомит класс с образование и употреблением, +, другая- отрицательных или? предложений.

Кроме этого, заполнение аналогичной таблицы возможно после изучения времени: записываются графы, а учащимся нужно заполнить её, (это элемент критического мышления). Для лучшего закрепления времени схемы образования предложений помогут лучше усвоить новый материал.

После изучения определенного времени можно предложить выполнить следующие задания:

Present Continuous

А)Выбери правильную форму глагола:

1 . The man … now. a) sing b) is singing c)sings

2. Mr.Smith … to the office. a) is walking b) walk c) are walking

3. Look! John … his bicycle. a) riding b) is riding c) rides

Б) употреби данные предложения в отрицательной форме :

1.The doctor is playing the guitar now.

2.The driver is sleeping .

3. The bakers are making bread now.

В) вставь Is , are : (вспомогательные глаголы)

1.The children ___doing the sum.

2.Ned ___watching TV.

3.The wind __blowing.

Г) составь предложения с Present Continuous:

a)Firemen, run to the fire engine.

b) John, cook dinner.

c) The teacher,teach now.

Д) Составь предложения, употребив нужное время:

    is playing tennis, she, now.

    Every day, the pupils, go to school.

    what, doing, you, are ?

Е) Употреби Present Simple, Present Continuous:

    She ___(make) bread every day.

    She __ (make) bread now.

    They ___(skate) now.

Очень часто на уроке раздаю учащимся каждому по одной карточке, у себя на столе на выбор предлагаю еще несколько. После выполнения своей карточки, учащиеся подходят и сами выбирают оставшиеся. Таким образом, ученики работают самостоятельно, у меня появляется возможность подойти, проверить, помочь.

    После того как будет изучено несколько времен можно смело применять следующие карточки:

А. Present Perfect-Continuous

2. were sleeping

Б. Future Simple

В. Present Simple

Г. Past Continuous

5. have been repeating

Д. Past Perfect

А. пишу (сейчас)

Б. пишу (уже… с…)

3. have been writing

В. написал (уже)

Г. пишу (регулярно)

Для закрепления фраз с глаголами, предлагаю следующее задание: соотнеси глагол с соответствующим словосочетанием.

VI Learn at the lesson

Write with a duster

Clean English texts

Ask on the blackboard

Работая с такой карточкой можно:

    Отработать употребление правильных и неправильных глаголов;

    Употребление множественного числа существительных;

    Употребление предлогов;

    Употребление антонимов.

Для успешного изучения образования и употребления вопросительных предложений предлагаю использовать следующую таблицу, составленную мной.

Continuous

Perfect Continuous

Does ___ V 1 ?

Are _____ V ing ?

Has ____ V 3 ?

Has ___ V ing ? been

Did _____ V 1 ?

Were ____ V ing ?

Had ______ V 3 ?

Had ____ been V ing ?

Will _____ V 1 ?

Shall ____ be V ing ?

Shall __ have V 3 ?

Shall ___ have been V ing ?

Сводная таблица общих вопросов времен действительного залога. Табл № 2

С моей точки зрения, самое главное, что следует запомнить: в общем вопросе в любом времени вспомогательный глагол ставится перед подлежащим, а смысловой остается без изменения.

Косвенная речь , очень сложная тема в учебниках она изучается с 7 класса, использую схемы, которые с моей точки зрения способствуют усвоению темы. Хотя введение темы начинается с прошедшего времени, считаю, что лучше начинать изучение со слов автора в настоящем времени, когда происходят незначительные изменения: после этого можно переходить к употреблению предложений со словами автора в прошедшем времени.

И снова для лучшего усвоения темы косвенная речь, предлагаю следующие схемы.

Порядок слов в предложении в косвенной речи. Рисунок №2

Обозначения остаются прежними, квадратом обозначаются слова автора. При объяснении прибегаю к родному языку. Из схем четко вырисовывается, что в любом типе предложений после союзов сохраняется прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое и остальные члены предложения. Какой вид работы выполнять зависит от педагога, темы, цели урока, и, конечно же, опыта, умения работать с грамматическим материалом.

Итак, фразы выучены, времена тоже можно переходить к чтению текстов. Можно взять из текста несколько слов и попробовать угадать содержание текста - это элемент критического мышления.

Можно использовать следующие задания с учетом возрастных особенностей и особенностей класса.

    Докончи предложение и переведи;

    Учитель читает конец предложения, найди начало;

    Следующие задания учитель тоже выполняет и называет необходимое количество. При проверке учащиеся проверяют, ставя + - если правильный ответ и – если неправильный.

    Назови неправильные глаголы и их недостающие формы;

    Найди существительные и назови их единственное или множественное число;

    Найди неисчисляемые (исчисляемые) существительные;

    Найди прилагательные и образуй степени сравнения;

    Найди превосходную или сравнительную степени сравнения прилагательных;

    Найди слова, образованные при помощи суффиксов;

    Переведи с русского на английский;

    Найди предложение с определенным временем (зависит от того какое время глагола изучается);

Ребята любят работать с волшебными кружками, с одной стороны кружок цветной, с другой цифра. Можно использовать при употреблении множественного числа, изучении новой лексики.

Игра бинго тоже очень помогает при изучении материала.

Главное уметь заинтересовать учащихся.

При обучении грамматике необходимо сочетать и чередовать методы обучения, тем самым не позволяя учащимся потерять интерес к изучению грамматики.

Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.

Следующее, что нужно учесть – это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем.

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся при изучении грамматики? Можно ли наблюдать радость в их глазах, в выражении лиц, когда тема понята, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? И услышать слова: «Оказывается - это так легко! Спасибо за урок, все было понятно и интересно!»

Я убедилась на своём большом опыте, можно! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. И для того, чтобы учитель мог слышать такие простые и в тоже время многозначные слова, нужно продумывать все этапы урока, стараться преподносить грамматический материал в доступной, интересной форме с использованием различных грамматических заданий, а использование схем и таблиц помогает успешно овладевать грамматикой английского языка, вовлекает всех учащихся в работу, повышает их интерес к предмету «иностранный язык».

С

писок используемой литературы


    Послание Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».

    Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО,2004


Путём реализации идей 7 модулей Программы

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

В Послании Президента Республики Назарбаева, народу Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Сегодня возрастает потребность быстро реагировать на изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека адаптироваться в различных сферах жизни и деятельности на основе полученных знаний». Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей. Понимание, умение объяснять или описывать явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA и других международных исследованиях. Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех своих уроков я работаю над:

Созданием коллаборативной среды, что позволяет моим учащимся чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
Формированием саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.
Развитием критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые служат основанием к действию.
Оцениванием обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования учащихся.

Умениями современного школьника в изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, разговорниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на своих уроках условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.

Моя главная задача не только научить детей читать, писать, применять грамматические правила, а научить детей говорить, развивать их коммуникативные навыки. Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова английского языка в активном диалоге, поддерживать беседу. Для внедрения идей Программы в своей я часто использую парную и групповую формы работы. Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет мне в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение. На своих уроках я стараюсь включить такие задания, где бы учащиеся не могли обойтись без взаимодействия, диалога, так как диалог способствует развитию у детей умение обсуждать, договариваться, аргументировать, доказывать, соглашаться или не соглашаться. Например, на уроке «What do you want to be?» учащимся дается задание посредством ролевой игры показать, инсценировать понятие «professions». Выполняя задание, ребята выдвигают свои идеи, обсуждают, спорят, находят альтернативные решения, используют все доступные средства. В итоге каждая группа представляет инсценировку, где дети применяют всю освоенную лексику за урок. Для успешной диалогической беседы я даю установку на правильную постановку вопросов. Вопросы должны не только показывать уровень усвоения материала, но развивать мышление каждого ученика в отдельности. На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика. Например, вопросы на знания: «назови символы Лондона», на понимание — «опиши Биг Бен», «сравни Биг Бен и Байтерек». Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках английского языка. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Моим ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, прием «think-pair-share», синквейна, прием «Ideas basket» для отработки навыка критического мышления.

Также на своих уроках я применяю прием «Twistes» который очень полезен при работе над на начальной стадии изучения английского языка. Он позволяет мне активизировать память учащихся, вырабатывает фонетические навыки и способствует развитию различных видов памяти. Я использую данный приём в начале урока при проведении «Мозговой атаки». Например:

Three grey rabbits in the grass

Grow roses for us.

Giggling geese are playing games,

They are going to race.

"this", "that", "those", "these"

Are sitting in the trees.

Учащимся этот прием очень нравится, они активны на таких уроках, а когда лексический запас их становится достаточно развитым, они начинают сами составлять скороговорки для своих одноклассников. Детей увлекает атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно обсуждают содержание текстов, вопросов, загадок. Эта работа помогает вовлечь в активную работу даже самых пассивных учеников.

Благодаря курсам НЦПК «Орлеу» III (базовый уровень) я изменила свой взгляд на свою работу. А главное изменилась внутренне по отношению к своим учащимся. Составление среднесрочного плана помогает мне отследить внедрение всех семи модулей Программы. Я, как учитель английского языка на своих уроках использую разнообразные приемы обучения и способы оценивания, для динамического роста и развития своих учеников.

Большинство учеников заинтересовано в получении качественного образования, а использование традиционных форм поиска знаний сейчас уже недостаточно для достижения высоких результатов обучения. на своих уроках я использование ИКТ (мультимедийная доска, ноутбук, телефоны, планшеты) , что позволяет удовлетворить потребности современных детей. На своих уроках я активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные грамматические структуры, предоставляет возможность самостоятельного поискового чтения, практической выработке полученных знаний.

Особый акцент в своей преподавательской деятельности я ставлю на работу с талантливыми и одаренными учащимися, так как эта работа требует тщательной подготовки и продумывания плана работы. Включение заданий, заданий на опережение, индивидуальных работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. При решении задачи в группе, одаренный ученик не только решает сам, но и обучает других, показывает приемы всестороннего исследования. Моя работа с одарёнными детьми не ограничивается уроками. Также они участвуют в международных конкурсах «Бритиш Бульдог», внутришкольных, районных, дистанционных олимпиадах.

Но в своей работе надо учитывать и возрастные особенности детей, возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы. Организация работы в группе очень помогает мне в этом. Она учитывает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, атмосфера и сотрудничества на уроке дает возможность удовлетворить эту потребность. Большое значение имеют для подростка личные успехи в обучении, использование баллов вместо оценки помогает учесть чувство детей, ведь чувство успеха окрыляют, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Так как учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления, приемы критического мышления помогают активизировать учащихся и настроить их на изучение новой темы. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы и задача учителя выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей. На своих уроках я учу детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием. В результате: происходит отход от трансляции готовых знаний; механического запоминания, поверхностного обучения; использование методов воспроизводства, натаскивания. Учебные занятия строю так, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Процесс обучения направлен на становление учащихся независимыми, самомотивированными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, с формированной функциональной грамотностью.

Таким образом, задача формирования функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку, должна быть осуществлена в аспекте содержания Руководствуясь Национальным планом действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.

Я как учитель английского языка, языка международного масштаба ежедневно на своих уроках работаю над развитием функциональной грамотности путём внедрения и реализация в свою практику идей 7 модулей Программы.

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Сегодня иностранный язык становится реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности. Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной речью. Это способствует значительным изменениям в практике обучения иностранному языку, где доминирующим подходом становится коммуникативный подход, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность, поэтому мы используем на уроках следующие современные педагогические технологии:

Дискуссии; ролевые и деловые игры проблемной направленности; ситуационный анализ исследовательские; поисковые; метод проектов; использование ИКТ. Выполнение на уроке английского языка разнообразных коммуникативных заданий, несомненно, может способствовать этому процессу, поскольку в ходе решения коммуникативного задания учащиеся приходят к осознанному пониманию необходимости овладевать разнообразными средствами общения. Наиболее эффективными становятся те уроки, где используются нестандартные формы и приёмы работы: индивидуальная, парная, групповая работа с использованием аутентичных материалов, обучающих программ, аудио-, видеоприложений, песен, произведений детского фольклора.

Урок - игра, урок – соревнование, ролевая игра – формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к самосовершенствованию Такие формы деятельности позволяют формировать личностные результаты: Формирование коммуникативной компетенции; Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, метод проектов, видеопутешествия и т.д.Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках использую видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции Великобритании и англоговорящих народов. Просмотр фильмов, таких как «Лондон» и др. Вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле. На основе полученной информации учащиеся выполняют учебный проект. Проблемы, рассматриваемые учащимися самые разнообразные от исторических памятников до культуры поведения, обычаев и праздников. В группы по разработке описания исторических объектов или по составлению туристических маршрутов включаются учащиеся с разным уровнем подготовки. Поэтому каждому находится задание по – силам. Продуктом проектов становятся и газеты, экскурсионные маршруты, буклеты. А для их составления необходимо пользоваться информацией, часто на английском языке. И как следствие, частое обращение к словарям, запоминание иностранных слов, формирование навыка построения диалога, т. К. Учащиеся готовят вопросы к выступающим.

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – основа развития универсальных учебных действий Информационная грамотность – неотъемлемая часть общей культуры личности. Она тесно связана с проблемой непрерывного образования и самообразования, предполагает развитие общеучебных умений – самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, анализировать её, делать аргументированные выводы. Мультимедиаприложения, обучающие компьютерные программы, онлайн- тесты помогают осуществлять контроль и самоконтроль после каждого юнита.

Драматизация, инсценировка – средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся Развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует интеграция основного и дополнительного образования. Ребёнок может попробовать себя в разных ролях.

На основе полученной информации учащиеся выполняют учебный проект. Проблемы, рассматриваемые учащимися самые разнообразные от исторических памятников до культуры поведения, обычаев и праздников. В группы по разработке описания исторических объектов или по составлению туристических маршрутов включаются учащиеся с разным уровнем подготовки. Поэтому каждому находится задание по – силам. Продуктом проектов становятся и газеты, экскурсионные маршруты, буклеты. А для их составления необходимо пользоваться информацией, часто на английском языке. И как следствие, частое обращение к словарям, запоминание иностранных слов, формирование навыка построения диалога, т. К. Учащиеся готовят вопросы к выступающим. Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно . Такие задания могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям. Однако из опыта работы следует, что у учащихся недостаточно развиты устная и письменная речь, коммуникативные процессы, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. В процессе обучения английскому языку актуализация функциональной грамотности в сфере коммуникации является одной из основных задач образования. Анализ методической литературы показывает, что из четырех видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма, на долю аудирования приходится самое меньшее количество времени, уделяемого на уроке иностранного языка, хотя с точки зрения практического владения иностранным языком аудирование занимает положение, не менее важное, чем говорение. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и прежде всего, слуховой памяти, в столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.
Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая – вслух или про себя, - человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Большинство методистов считают, что на начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, тексты следует строить на знакомом языковом материале. Лишь на продвинутом этапе можно включать неизученный языковой материал. Следует формировать умения догадываться о значении слов, явлений, а также понимать смысл фраз и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов. Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е Школа должна подготовить учеников к овладению иностранным языком в автономном режиме. Автономное овладение предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать её; ставить адекватные цели и задачи; находить необходимые средства; оценивать результаты; осуществлять самокоррекцию; нести ответственность за принятие решений и их выполнение. При таком подходе мы можем осуществить требования нового стандарта образования, но, безусловно, главная роль отводиться УЧИТЕЛЮ.