Причины двойственности людей. Двойственный характер природы человека Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

Школа выдвинула мнение, что каждый художник обладает инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, то это может иметь силу применительно к художнику как личности, но неприменимо к нему как творцу. Ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо ещё эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своём качестве художника он есть свой труд, а не человек.

Каждый творчески одарённый человек - это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств.

С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное, с другой - это внеличный человеческий процесс. Как человек он может быть здоровым или болезненным; поэтому его личная психология может и должна подвергаться индивидуальному же объяснению. В своём качестве художника он может быть понят единственно из своего творческого деяния. Ведь было бы грубой ошибкой пытаться возвести к личной этиологии манеры английского джентльмена, прусского офицера или кардинала. Джентльмен, офицер и князь церкви суть объективные, внеличные officia (латинский термин - обязанности - Прим. И.Л. Викентьева) с присущей им объективной же психологией. Хотя художник представляет собой противоположность всему официальному, всё же между этими двумя случаями существует потаённая аналогия, коль скоро специфически художническая психология есть вещь коллективная и никак не личная. Ибо искусство прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нём субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он может иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officium бремя, которое нередко до такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и всё, что придаёт цену обычной человеческой жизни, закономерно должно быть принесено в жертву.

При этих обстоятельствах менее всего удивительно, что именно художник - рассматриваемый в своей цельности - даёт особенно обильный материал для психологического критического анализа. Его жизнь по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нём борются две силы: обычный человек с его законными потребностями в счастье, удовлетворённости и жизненной обеспеченности, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания, с другой. Отсюда проистекает то обстоятельство, что личная житейская судьба столь многих художников до такой степени неудовлетворительна, даже трагична, и притом не от мрачного сочетания обстоятельств, но по причине неполноценности или недостаточной приспособляемости человечески личного в них.

Очень редко встречается творчески одарённый индивид, которому не пришлось бы дорого оплатить искру божью - свои необычные возможности. Самое сильное в нём, его собственно творческое начало, пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник, а для прочего остаётся слишком мало, чтобы из этого остатка могла развиться в придачу ещё какая-либо ценность.

Напротив, человек оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и бездумность или как бесцеремонный, наивный эгоизм (так называемый «автоэротизм»), как тщеславие и прочие пороки. Подобные несовершенства оправданы постольку, поскольку лишь таким образом Я может сэкономить достаточную жизненную силу. Оно нуждается в подобных низших формах существования, ибо в противном случае погибло бы от полного истощения. Присущий личному облику художников автоэротизм можно сопоставить с автоэротизмом незаконных или вообще заброшенных детей, которые с малолетства должны развивать свои скверные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воздействия своего безлюбого окружения.

Пожалуй, достаточно очевидно, что художник должен быть объяснен из своего творчества, а не из несовершенств своей натуры и не из личных конфликтов, которые представляют собой лишь прискорбные последствия того факта, что он - художник, т.е. такой человек, который несёт более тяжелое бремя, чем простой смертный. Повышенные способности требуют также и повышенной растраты энергии, так что плюс на одной стороне неизбежно должен сопровождаться минусом на другой.

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нём зачато и затем растёт и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление: это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребёнок к матери. Психология творческого индивида - это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей, Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гёте делает «Фауста», но некий психический компонент «Фауст» делает Гёте. Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, - безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинён своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ.

Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы».

Карл Юнг, Психология и поэтическое творчество, в Сб.: Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост.: Р.А. Гальцева, М., «Политиздат», 1991 г., с. 116-118.

Как известно, человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Как уникальный биологический вид, как Homo sapiens человек возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Данный процесс получил название антропосоциогенеза.

Человек по своей природе - целостное биосоциальное существо. Социальное не проистекает из биологического и не противостоит биологическому.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммированы возможности ее универсального, социально-деятельного развития.

Человек появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа; способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами; разумом для достижения и понимания мира; воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений.

Человек, будучи самым беспомощным из живых существ на Земле, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира. Следовательно, природа человека изначально двойственна: он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы.

Сам динамизм человеческой истории связан с развитием человеческого разума, в ходе которого создается «особый человеческий мир», в котором человек может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия человеческого развития рождает новую неудовлетворенность его двойственной природы и является источником дальнейшего развития.

Двойственность, дисгармония человеческого существования порождает потребности, отстоящие далеко от животных, т.е. в той мере, в которой человек тоже животное, потребности в удовлетворении жажды, голода, секса являются обязательными; но в той мере, в которой он очеловечен, – удовлетворения этих первичных потребностей недостаточно. Осмысление человека должно быть основано на анализе потребностей более высокого порядка, вытекающих из условий его существования: потребности общения, созидательности, преодоления, братства, любви, познания и др.

В то время как тело подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать, какие потребности надо формировать, развивать и культивировать.

3. Понятия «индивид» и «личность»

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции. Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем выраженнее становятся их различия. Индивид индивидуализируется. Как индивиды люди отличаются друг от друга:

Морфологическими особенностями (цвет глаз, волос),

Психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Родившейся ребенок – индивид. Но он становится индивидуальностью по мере приобретения самостоятельности своего бытия в обществе.

Человек рождается индивидом, но в процессе общественной жизни приобретает социальные качества и становится личностью.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность – это человек, взятый в системе его индивидуальных характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми и определяющими нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немову).

Личность в психологии – это системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и в общении, которые характеризуют уровень и качество представляемых общих отношений в индивиде (по Петровскому).

Известна формула «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Личность из философского словаря – человек как участник исторического процесса, носитель социальных ролей и обладатель возможности выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы и самого себя.

Личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, воспитанный в обществе.

От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его возможностей. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Личностные факторы заявляют о себе в потребительском поведении. Каждый из нас воспринимает мир по-разному, используя в качестве исходящего материала ощущения, имеющие своей физиологической основой процессы нервной системы. Люди по-разному себя ведут в ходе принятия потребительских решений.

Деятели рынка широко используют различные личностные факторы для составления профилей потребностей, типичных жизненных стилей т.д., типов потребностей.

При этом они опираются на личностные теории, которые помогают им понять, почему люди такие, какие они есть, и почему они делают и поступают так или иначе.

«Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о другой».

Когда начались преследования и избиения евреев. Кстати. Если мы городские жители и люди умственного труда, половина наших знакомых из их числа. И в такие погромные полосы, когда начинаются эти ужасы и мерзости, помимо возмущения, стыда и жалости, нас преследует ощущение тягостной двойственности, что наше сочувствие наполовину головное, с неискренним неприятным осадком.

На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т. п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье.

Его растрепанные волосы зашуршали на подушке, когда он зашевелился, чтобы взглянуть на часы. Два часа утра. Уже два дня как он похоронил ее. Двумя глазами он смотрел на часы, двумя ушами слышал их тиканье, сжав губы - тоже две. Две руки его безвольно лежали на кровати.
Он пытался избавиться от этой навязчивой идеи - но все вокруг упорно распадалось на пары, утверждая всемирный, космический принцип двойственности, все вело на алтарь двоичности.

– То есть у всего, что ни случается на свете, всегда есть своя причина и свое следствие. Нет ничего изолированного, отдельного. Отсюда и двойственность мира: есть правда педагога, заставляющего днем и ночью зубрить заклятия, потому что они потом не раз и не два спасут тебе жизнь. И есть правда дисцития, у которого таких педагогов десяток, и каждый считает свой предмет единственно важным и нужным. И кто прав?
– Мм Оба.
– Вот именно. – Ристания устало прикрыла глаза и потерла виски, словно человек, у которого сильно болит голова. – Здесь и корень всех разногласий на земле. У каждого есть причина считать себя правым. И при столкновении двух правд побеждает
– Тот, чья правда вернее?
– Нет. Тот, кто готов ради этой правды идти на край света. И дальше.

Счастливая, принимала я твои ласки и видела, что твоя страсть не знает разницы между любимой и купленной женщиной, что ты предаешься своим желаниям со всей беспечной расточительностью твоей натуры. Ты был так нежен и чуток со мной, женщиной, приведенной из ночного ресторана, так дружески сердечен и рыцарски почтителен и в то же время так страстен в наслаждении, что я, пьянея от счастья, как десять лет назад, опять со всей силой почувствовала твою неповторимую двойственность высокую одухотворенность в любовной страсти, когда то покорившую меня, полуребенка.

Молчание
(Сонет)
Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь - двойственность таких соединены
Как вещь и тень, материя и свет.
Есть двойственное, цельное молчанье
Души и тела, суши и воды.
В местах, где поросли травой следы,
Оно гнездится, но воспоминанья
И опыт говорят: не жди беды -
Оно - молчанье жизни, нет в нем зла,
Невозвратимым мысль его назвала.
Но если тень молчанья вдруг предстала
И душу в те пределы увела,
Куда нога людская не ступала -
Доверься господу! Пора пришла.
Перевод В. Бетаки

Диадический характер человека очевиден. Более, чем какое-либо другое существо, которое мы знаем или предполагаем существующим, человек вовлечен в две сферы: Факт и Ценность. Двузначность одинаково неизбежна, верим ли мы в естественное или сверхъестественное происхождение человека. Если человек всего лишь продукт материальной трансформации, осознание им Ценности необъяснимо. Если же он результат сверхъестественного творения, его подчинение материальным законам кажется не имеющим причин. Этой двойственности должно быть уделено должное внимание в любой приемлемой антропологии.

Мы можем вновь напомнить об этом в терминах различения между Сущностью и Существованием (глава 25 Второго тома). Есть два пути рассмотрения человека: первый - видеть его как то, из чего он состоит; второй - видеть его как то, что он есть. В первом случае, который мы называем его существованием (экзистенцией), он участвует в мировом процессе, в котором он имеет свое место и функцию для исполнения. Во втором - в том, что мы называем Сущностью (Эссенция) - человек является чем-то уникальным, что известно и непознаваемо, поскольку это не факт, и беспредельно, потому что это зеркало, в котором отражается бесконечность всего мира. В предыдущем томе мы подошли к утверждению: Существование беднее по своему содержанию, чем Сущность, - идентифицируя Существование с Фактом и Сущность - с Ценностью.

Теперь мы должны пойти дальше и заявить, что в нас имеет место противоположность конечного и бесконечного. Человек, как часть существования, есть актуальный факт, который не может быть другим, чем он есть. Человек, как Сущность, есть Бытие -и как таковое может расти или убывать. Он может быть в согласии со Вселенной или же быть поглощенным ею. Экзистенция ограничена пределами Жизни и Смерти. Сущность пребывает в других пределах - между Реальностью и Нереальностью.

Человек противоречив. Это хорошо известная дилемма. Наша связь с Существованием непрочна - и, однако, это все, что мы знаем. Наша Сущность надежна, но знать ее мы не можем. И все же мы глубоко сознаем разделенность собственной природы. Мы сознаем двумерное беспокойство, представляющее нашу главную заботу; и, однако, мы столь же не способны постичь нашу главную заботу, нашу разделенность и нашу противоречивость, что бессильны перед ними.

Человеческая природа разделяется на два исключающих друг друга поля. Первое сосредоточено вокруг неизбежных нужд нашего существования, оно может быть названо "ограниченным беспо койством", так как остается в пределах познаваемых миров и, сверх того, в областях, примыкающих к самому человеку. Второе -поле тотального беспокойства, устремленного к тайне Целого. Мы все испытываем это тотальное беспокойство. Мы можем повернуться от него к ограниченным задачам нашего повседневного существования, но беспокойство останется в качестве неразрешимого противоречия, ощущаемого всем нашим существом.



В некотором смысле ассоциирование Существования с Фактом, а Сущности - с Ценностью является правильным. Факт - это то, что мы можем узнать путем существования. Ценность - это то, о чем мы выносим суждение и с чем мы соглашаемся посредством нашего сущностного качества. Тем не менее мы должны быть осторожны и не рассматривать их как идентичные. Существование не ограничивается Фактом: Ценности входят в него и трансформируют его. Мы видели это при изучении нами Классов Сущности (глава 35), где обнаружили также, что Ценность реализуется благодаря своей связи о Фактом.

Две стороны человеческой природы неразделимы; подобно сиамским близнецам, ценой их разделения, вероятно, была бы смерть одной из них или даже обоих. Мы должны принять взаимодополнительность двух терминов человеческой диады и научиться жить с этим. Мы испытываем нашу двумерную природу как если бы на нас действовали две противоположные силы. Имеет место центробежное действие, которое устремляет нас как в сторону великих миров, так и внутрь, в недоступные глубины нашей собственной сущности. Есть и центростремительное действие, удерживающее нас в непосредственно осязаемом настоящем моменте, в котором мы живем. Каждое из этих действий нашей натуры предъявляет к нам бескомпромиссное требование. Существование ненадежно, Сущность еще не реализована. Ограниченный в своих действиях и безграничный в своей жажде познавания человек должен принять эту несовместимость двух натур не как слабость, но как основное условие своей реальности. Он должен выйти за диаду; но он окажется способным к этому, лишь согласившись с ней. Если он ищет пути игнорировать диаду, он теряет свой контакт с Реальностью.

Диада натур является проекцией в человеческую ситуацию дуализма универсального, который присущ самой природе существования. В свою очередь, этот дуализм проецируется в структуру человеческих существ: мужской и женский пол формируют диаду, которая репродуцирует фундаментальное деление людей. Говоря в общем, мужчина центробежен и стремится к творческой активности, уводящей его из непосредственного и актуального. Женщина, в основном, центростремительна - с тенденцией к консервативной, деятельности, коренящейся в актуальном. Эти различия затемняются сравнительной редкостью завершенных, законченных как мужчин, так и женщин. Большинство людей представляет смесь двух характеров. Это - не дефект, поскольку обе природы - одна в качестве активной, другая скрытая - присутствуют во всех человеческих существах.

Дополнительность полов - их полная взаимозависимость и в то же время полная противоречивость - также должна быть принята. Противоположный взгляд, которого сегодня многие придерживаются, утверждающий, что различие является только физиологическим, в корне ложен. Но столь же ошибочно и убеждение в том, что мужской пол превосходит женский и призван доминировать над ним. Принцип дополнительности включает в себя равенство, но не идентичность. Равенство мужчин и женщин состоит в их взаимной необходимости друг для друга. Ни мужчина, ни женщина, сами по себе, не могут быть завершенными существами. Эта истина, столь очевидная в физиологическом смысле - в акте воспроизводства, - не менее справедлива для всех других областей. Мужчина и женщина думают и чувствуют по-разному, понимают по-разному, судят по-разному; и кроме как в своей совокупности они не обладают ни объективным мышлением, ни чувствованием, ни пониманием или суждением. Парадокс состоит в том, что, будучи противоположны по природе, они должны не соглашаться, -однако именно их несогласие является условием их взаимопонимания.

Гармония диады состоит в принятии противоречия вместе с осознанием дополнительности. Это должно служить основанием союза между полами - только таким путем становится возможной завершенная человеческая структура. Сексуальная природа человека является следствием его двойственной природы. Она отлична от сексуальности животных, хотя и предвосхищается в моногамном спаривании определенных видов. Различие проистекает из глубокой потребности человека стать лицом к лицу с собственным противоречием и принять их. Он не может быть удовлетворен тем, что он есть, и он не может отказаться от этого. Он не может достичь того, к чему стремится, и в то же время не может перестать стремиться к этому.

Путем распределения противоречия между полами возникает сила, уникальная по своему качеству. Она может быть описана как свадьба Сущности и Существования, посредством которой преодолевается их разделение без разрушения их различия. Одно из следствий этого союза - преображенная ситуация, касающуюся времени и пространства.

Человеческая диада манифестируется в полах; в то же самое время она присутствует в непроявленном виде в каждой человеческой Самости. Это - воистину человеческая характеристика, поскольку Семейство Самостей человека колеблется между Сущностью и Существованием, с одинаковым притяжением к каждому из полюсов. Принятие этой рискованной и ненадежной ситуации является первым условием узнавания Себя как потенциальной Души, несущей внутри себя семя Индивидуальности.

Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время основательно отличающееся от них. Аристотель определял человека, как «политическое животное» (правильнее сказать – «полисное», т.е. общественное «животное»). Аристотель определяет социоприродную характеристику человека. Отличия человека обнаруживаются уже в морфологической сфере (морфология – биологическое учение о формах и строении животных) - это такие очевидные признаки, как: прямохождение, наличие руки (пальцев рук), умение изготавливать орудия труда. Но поскольку у некоторых животных тоже есть аналогичные или похожие признаки и свойства, возникает вопрос о том, в какой же, если не морфологической, области следует искать существенные отличия между человеком и животными?

Один из вариантов ответа на этот вопрос пыталась дать эволюционная теория Ч.Дарвина, основанная на принципе развития и причинности. Она выводила человека из животного и тем самым отбросила гипотезу о божественном творении. Теория эволюции описывала переход к человеку как плавный и постепенный: от обезьяны к человеку. Однако, появление человека – это не просто возникновение нового вида, это возникновение принципиально нового способа существования.

Определенное значение для объяснения появления человека имела марксистская теория, согласно которой, социальное, так же как и человеческое, является результатом возникновения трудовой деятельности. Человек есть совокупность общественных отношений – это социальная сущность человека, утверждал К.Маркс.

Человек принадлежит природе, и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют свою роль механически. Это противоречие своего бытия и своей природы человек разрешает не только в процессе познавательной деятельности, но и в процессе предметно-практической жизнедеятельности.

Гуманитарный подход в философских концепциях, ориентированных на идею человека, определяет человека, прежде всего, как носителя разума. Для гуманитарного подхода характерно понимание человека как незавершенного и развивающегося существа. Человеком не рождаются, а становятся.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

Изучение новой дисциплины философия является основанием гуманитарной.. в предлагаемом издании по курсу философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес Анаксимен

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Философская проблематика
Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

Арабская средневековая философия
Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

Возрождения в XIV- XVI вв
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Связей объективного мира
В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.

Социальные проблемы философии
8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Современности
К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры: Определение культуры Значения устойч

Темы эссе и докладов
1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

Заключение
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

Философия
Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101 Монастырск