Почему яйца на Пасху красные: библейская легенда. Обычай дарить крашеные яйца в пасху дошел из глубины веков Кто такая Мария Магдалина

Яйцо с первобытных времен было символом жизни. Загадочность сочетания столь простой формы со способностью скрывать под ней сложнейшие процессы, связанные с формированием организма, не оставляла равнодушными мыслящих людей во все века.

Яиц началась с посещения Марией Магдалиной Тиберия. Рассказывая в далеких от Палестины землях о чудесном воскрешении Христа, и она, и апостолы часто сталкивались с неверием. Так вышло и в этот раз. Император начал смеяться над Марией и, потешаясь, сравнил чудо воскресения с таким невозможным, с его точки зрения, фактом, как мгновенное изменение цвета подаренного ею белого яйца на красный. Не успела сойти с лица Тиберия веселая улыбка, как яйцо заалело у него в руках. Поверил ли римский владыка Марии или принял это чудо за какой-то неведомый фокус, история умалчивает, людям вообще свойственна недоверчивость именно тогда, когда происходит что-то настоящее. А вот иллюзиями мы почему-то охотно проникаемся.

Так получила свое начало история пасхальных яиц и возникла традиция их дарения на праздник Святой Пасхи. Сначала их красили исключительно в красный цвет, затем палитра расширилась, добавляя нарядности и общей атмосферы ликования всему праздничному столу. К тому же каждый цвет символичен: зеленый отражает Пасху как воскрешение и торжество жизни, голубой - устремление ввысь, желтый - солнечный свет веры.

Возникла традиция сохранять подаренные символы весь год - до следующего Святого воскресенья. Но соблюдать ее оказалось непросто - они хрупкие и скоропортящиеся. История пасхальных яиц была продолжена деревянными писанками, искусно разукрашенными узорами и христианскими символами. Каждое такое произведение народного искусства спорило с другим в красоте и мастерстве того, кто с божьей помощью трудился над его созданием. Этот подарок можно было хранить не один год и любоваться на него в те минуты, когда хотелось посмотреть на что-нибудь красивое.

Как каждое искусство, получило дальнейшее развитие и украшение пасхальных символов. За дело взялись лучшие ювелиры, славящиеся своим мастерством. Пасхальные - знаменитой фирмы, обретшей славу благодаря высочайшим художественным достоинствам своей продукции - стали символом эпохи. Безупречная скань, инкрустация, эмали и бриллианты сочетались с филигранно выполненными механизмами, наполнявшими произведения искусства. Каждый из ювелирных шедевров имел свое название и, кроме пасхальной смысловой нагрузки, нес подтекст, связанный с памятными событиям и датами. История пасхальных яиц конца XIX и начала XX веков прочно связана с именем исполнявшего заказы императорского дома. Многие его произведения можно увидеть в коллекции Эрмитажа и других музеев мирового уровня.

Но не всем быть великими ювелирами. И это не беда. Украшение яиц к пасхе своими руками помогает заранее настроиться на предстоящий праздник, его радостную и торжественную атмосферу. В этом деле можно и нужно проявлять фантазию, благо в наши дни продаются разнообразные наклейки и краски, облегчающие труд и придающие нарядность этим непременным атрибутам Великого дня.

Христос воскресе!

Личность Марии Магдалины окутана тайной. Евангелии рассказывает о ней довольно скупо. Существует множество предположений о том, какую роль она сыграла в жизни Христа. Но доподлинно известно лишь то, что Мария Магдалина была его ученицей, последовательницей и первой, кому он явился после своего чудесного воскрешения. Именно благодаря ей римский Император Тиберий проникся духом христианской веры и стал свидетелем чуда, подтвердившего воскрешение Спасителя.

Мария Магдалина кто она, блудница, царь Тиберий: блудница и подвижница христианской веры

О Марии Магдалине известно совсем немного. Она родилась в городе Магдала в Галилее. О том, как она стала последовательницей Христа, есть несколько версий. По одной из них Иисус излечил её от одержимости, изгнав из её тела бесов. По другой – он спас блудницу Марию от избиения камнями. В любом случае, признательность Марии была настолько велика, что она последовала за Спасителем и посвятила его учению всю свою жизнь.

Мария Магдалина занимала равное место среди апостолов Иисуса. А в некоторых деяниях превосходила их любовью к нему и силой веры. Так известно, что когда все ученики, устрашившись, покинули Христа, Мария следовала за ним на Голгофу, участвовала в его погребении и стала первой, кому Христос явился после своего чудесного воскрешения из гроба.

После этого, она всюду проповедовала христианское учение, совершала чудеса и мирно скончалась в доме Иоанна Богослова в конце жизненного пути. Согласно другой легенде, она окончила жизнь отшельницей в холодной пещере, где десятки лет каялась за грехи, совершённые в молодости. Питали отшельницу ангелы, а наготу прикрывали лишь длинные волосы.

Похоронена Мария Магдалина была в турецком городе Эфес, где до сих пор свято почитается её могила. Но позже её мощи были перенесены в Рим, откуда разошлись по крупным храмам разных стран мира.

Мария Магдалина кто она, блудница, царь Тиберий: какие чудо произошло при встрече с Тиберием

Именно с деяниями этой святой связана традиция окрашивать яйца на Пасху. По приданию, римский царь Тиберий, заинтересовавшись христианским учением и услышав о проповедях ученицы Христа в Риме, пригласил её к себе накануне Пасхи. По существующей тогда традиции Мария принесла царю скромный дар – яйца.

Мария рассказала императору о жизни и учении Иисуса Христа, а также о его чудесном воскрешении. Недоверчивый правитель, указывая на принесённый Марией подарок, сказал, что скорее яйцо станет красным, чем оживёт мертвец. Святая с грустью ответила, что видела это собственными глазами, подала царю одной из них и произнесла: «Христос воскрес!». В тот же миг яйцо на ладони императора стало красным. Поражённый увиденным чудом Тиберий воскликнул: «Воистину воскрес!» С тех пор, эти слова стали традиционным приветствием верующих на Пасху.

Мария Магдалина кто она, блудница, царь Тиберий: версии и домыслы

Преданность и любовь Марии Магдалины своему учителю, ставит её на особое место среди его последователей и учеников. Её личности уделяется довольно много внимания в Евангелии. Это вызывает повышенный интерес у исследователей Библейских текстов.

В современном мире популярна теория об особых отношениях Марии и Сына Божьего. Есть даже предположение, что она была женой Иисуса и матерью его детей. Некоторые древние тексты утверждают, что это был духовный брак. И в результате непорочного зачатия родился сын Марии и Христа, положивший начало королевскому роду Меровингов. По другим сведениям, Иисус испытывал к Марии Магдалине обычные человеческие чувства, и у них родилось двое детей – сын Иосиф и дочь София.

Ни один из этих домыслов не имеет фактического или документального подтверждения и не признан официальной церковью. Однако, эти романтические идеи стали поводом для создания различных художественных произведений, книг и фильмов.

Имя Марии Магдалины - чуть ли не одно из самых известных библейских имен для современного человека. Только прославили его среди широкого круга людей, к сожалению, . На эту тему пишутся многочисленные статьи, снимают фильмы...

Но на самом деле история блудницы Марии, которая была женой Иисуса, не нова: еще в III веке среди еретиков-гностиков ходила легенда о возлюбленной Христа, хранившей все Его слова и поучения. Со временем появлялись новые и новые подробности, постепенно сложившиеся в предание о том, что от брачного союза Иисуса и Марии в итоге произошел род Меровингов – хранителей элитного знания и магических приемов, которыми якобы владел сам Христос.

К этой сомнительной легенде Церковь не имеет никакого отношения. Она знает совсем другую Марию Магдалину и почитает ее за совершенно иные заслуги.

«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е гг.

Грешница

Строго говоря, о Магдалине мы знаем мало. Родилась она в городе Магдала близ Капернаума на западном побережье Тивериадского озера в Галилее. Евангелие почти ничего не говорит о ее прошлом, и это деликатное молчание Библии породило в кругу исследователей две версии.

Первая группа богословов, преимущественно восточная, склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, которая, избавившись от своего недуга, бросила все и последовала за галилейским Проповедником. Евангелие как бы вскользь говорит, что Магдалина была одержима – из нее Спаситель изгнал семь бесов. А что такое одержимость? Это жуткое состояние, когда человек в той или иной степени находится под контролем темных сил. В своем крайнем выражении одержимость приводит к полному подчинению бесовской воле, поэтому избавление от такой страшной болезни воспринимается несчастным человеком как второе рождение на свет. Это освобождение стало праздником и для Марии. Вполне вероятно, что благодарность женщины Христу была настолько велика, что она решила посвятить Господу всю свою жизнь.

Вторая, западная, группа исследователей отождествляет Магдалину с блудницей, которую Христос спас от избиения камнями, и которая совершила очень трогательный поступок – когда Иисус обедал у одного из фарисеев, она припала к Его ногам, стала возливать на них дорогое благовонное масло, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос. Евангелие содержит три упоминания об этом эпизоде. По крайней мере, один из них приписывается Марии.

О том, что она могла быть женщиной легкого поведения, говорит и ее прозвище: слово «magadella» обозначает в талмудической традиции женщин с завитыми волосами. Подобного рода украшательством занимались именно гетеры. Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказывался святитель Дмитрий Ростовский – крупнейший русский систематизатор житий XVIII века. Аргумент ученого прост: если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница.

Но все это – лишь версии. Ясно лишь одно – после встречи с Христом жизнь Марии круто изменилась. Она полностью оставила свой прежний образ жизни, каким бы он ни был, и стала неразлучной спутницей Иисуса, помогая Ему и Его ученикам. Внимательное чтение Евангелия показывает, что она не была единственной ученицей Спасителя, – вместе с Ним ходили еще несколько женщин. Все они были ближайшими родственницами апостолов, в чьи обязанности входило создавать элементарный минимум бытовых удобств для членов апостольской общины.

Ученица

Среди учениц Спасителя Мария занимала особое место. Ее чаще всего упоминают евангелисты, рассказывая о спутницах апостолов. На первый взгляд, такое возвышение одной женщины над другими выглядит весьма подозрительным. Но непредвзятое чтение Писания показывает, что уважение, испытываемое к Магдалине другими членами первохристианской общины, было оправданным. Ее любили за столь искреннюю и горячую преданность Христу, какой, поначалу не имели даже многие апостолы. И вовсе не случайно Господь удостоил Марию чести стать первой, кто увидел Его воскресшим.

В отличие от большинства учеников, которые в день казни своего Учителя разбежались, перепуганные, еще в Гефсиманском саду, ученицы не побоялись быть схваченными солдатами, растерзанными толпой или обвиненными в соучастии в преступлениях, которые приписывались Иисусу. Их любовь была выше страха. Это они следовали за Спасителем до Голгофы, были там до самого момента Его смерти. Это они сняли Его тело с креста, оплакали и завернули его в погребальную ткань. И они же, вместе с Иоанном Богословом, Иосифом и Никодимом проводили своего Учителя в последний путь. Верили ли они в то, что Христос воскреснет? Вряд ли... Такую веру имела разве что Пречистая Богородица, которой было дано проникнуть сердцем в тайны домостроительства своего Сына. Остальные же были в очень подавленном состоянии. Мир в одночасье рухнул для них, и апостолы не знали, что им делать дальше. Они были поражены и растеряны.

Но если мужчины поддались унынию и страху, то женщины поступили иначе. Они знали, что Христос умер, они понимали, что Ему уже ничем нельзя помочь. И все же любовь их была столь велика, что они решили отдать Христу последнюю дань почтения – помазать Его тело миром – благовонным маслом. По традиции, это необходимо было делать в день похорон. Но поскольку Иисуса распяли накануне субботы, то погребение проходило в спешности: ведь в субботу нельзя было заниматься никакими делами. Христа положили в пещеру без омовения и бальзамирования, поэтому, когда суббота миновала, женщины поспешили завершить недоделанное. Зачем это было им нужно? Разве умерший нуждается в этом? Рассудок посчитал бы излишним подобные вещи, но великая любовь, которая горела в сердцах учениц, говорила обратное. Она подняла их среди ночи и звала к заветной пещере. Она словно бы говорила им: «Спешите! Вы увидите чудо, и ваша скорбь сменится на радость!».

И женщины живо ощутили, что обязательно должны идти! Они даже не думали, как отвалят тяжелый валун от входа в пещеру – они просто пошли, руководствуясь одной лишь любовью. Что было дальше – знают все. Мироносицы пришли к гробу и увидели, что камень, закрывавший вход, лежит поодаль, погребальное ложе пусто, а на его краю сидит ангел. Он и рассказал женщинам о Воскресении. И снова – испытание! Другой бы не поверил, посчитал бы увиденное галлюцинациями. А мироносицы – поверили! И кинулись в город, чтобы рассказать остальным апостолам о свершившемся чуде.

Магдалина узнала радостную весть несколько иначе, чем прочие женщины. Она пришла ко гробу раньше всех и, увидев, что он пуст, бросилась рассказывать об этом апостолам, посчитав, что тело Христа украли. Вернувшись к гробу вместе с Иоанном и Петром, она уже не застала ни остальных мироносиц, ни ангела. Постояв в растерянности, апостолы удалились, а Мария осталась одна, пытаясь хоть как-то осознать происходящее. И вот, невдалеке от пещеры она увидела человека. Подумав, что это хозяин виноградника, расположенного по соседству, женщина стала расспрашивать его, надеясь, что он расскажет хоть что-нибудь о судьбе похищенного тела. И в ответ вдруг услышала свое имя:

– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему; иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Это было прямое благословение иди на проповедь, и Мария пошла! Она стала первой, кто возвестил миру о том, что Христос воскрес. Сначала апостолы посчитали ее сумасшедшей. Некоторые из них ругали ее, некоторые жалели: мало ли что могло привидеться несчастной женщине после пережитого горя. Но несчастной Магдалина не выглядела. Наоборот, она вся сияла от радости и твердила лишь одно: «Я видела Господа». Позже, когда Христос явился всем апостолам, они устыдились того, что они не поверили Марии. А она еще сильнее стала свидетельствовать всем, что Господь воскрес.

Равная апостолам

После того, как Господь окончил свое земное служение и вознесся на небо, Мария ушла на проповедь. Местом ее подвига стал Рим – столица тогдашней мировой цивилизации. И везде, где бы ни звучало ее слово, она повторяла одну и ту же фразу: «Я видела Господа! Он воскрес!». Молва о необычной женщине, которая проповедовала на городских форумах, дошла в конечном итоге до императорского дворца. Правитель Тиберий решил лично послушать, о чем рассказывает Магдалина. Они встретились в присутствии многих вельмож, ученых и философов. Сначала беседа шла в дружеской атмосфере – императору понравилось учение, которое несли с собою христиане. Но стоило лишь Марии дойти до вести о Воскресении, лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:

– Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!

Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:

– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!

Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:

– Воистину Он воскрес!

Вот так, трудами простой женщины христианство распространялось по Италии. Состарившись, Мария перебралась в Малую Азию, где мирно окончила свои дни в доме Иоанна Богослова, которому помогала в проповеднических трудах. По одной из легенд, до своего обращения к Христу Мария и Иоанн были женихом и невестой, но в брак так и не вступили – Иоанн оставил все, последовав за Спасителем. Марии же предстояло пройти через омут греха, прежде чем она стала христианкой.

На Западе бытует другая версия жития этой святой женщины. После проповеди Мария направилась в Галлию – нынешнюю Францию. Там она нашла безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свое непутевое прошлое. Ее одежда истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла своими ушами слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Искреннее покаяние и усердные труды подвижницы были вознаграждены Господом – Он очистил ее сердце от греха и наполнил его благодатью. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней в пещеру священник. Он же и похоронил святую.

Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме – в базилике святого Иоанна Латеранского. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.

На заставке: Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. Иванов А. 1834-1836

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она единственная не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. «Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. «Женщина, почему ты плачешь?» — спрашивают они.

«Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

«Женщина, почему ты плачешь? — говорит ей Иисус. — Кого ищешь?»

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».

«Мария!» — вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

«Учитель!» — воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

«Я видела Господа! Он говорил со мной!» — с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

«Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» — это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

«Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая».

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа! Он говорил со мной». С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая «много трудилась для нас».

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

«Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая».

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ СВЯТАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

Мария Магдалина, исцеленная Иисусoм Христом от страшного недуга (семи бесов), возродилась к новой жизни, сделалась образцом служения Христу, за что была вознаграждена: Христос раньше других явился ей по Своем Воскресении и по Его повелению она стала первой вестницей и проповедницей Воскресения Христова. Натура пылкая, впечатлительная, искренняя, преданно и и бескомпромиссно любящая своего Спасителя – такой предстает нам Мария Магдалина в Евангелии.

Любовь привела ее не только к Иисусу Христу – чудотворцу, прославленному и воспетому младенцами, но и к ногам Иисуса–Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного в момент казни даже учениками. Любовью Мария победила страх.

Апостолы после ее откровения находились в томительном состоянии. Многие из них не поверили ей, как, впрочем, не поверили и и двум ученикам, которым Иисус явился по дороге в Эммаус. Тогда же Иисус Христос явился всем одиннадцати, собравшимся на вечери, упрекнул их за неверие, жестокосердие и повелел: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. (Марк 16,12.13)

Вместе с апостолами, из дома в дом, из одной земли в другую, шла и Мария Магдалина, повторяя первое радостное благовестие: ХРИСТОС ВОСКРЕС! Добравшись до Италии, она добилась возможности быть принятой самим римским императором Тиверием.

По древней восточной традиции, и у иудеев в частности, первое посещение знатного лица сопровождалось подношением ему даров. И бедные подносили богатым взращенные в их местности плоды или яйца птиц. . Она передала его в дар императору со словами “Христос воскрес!”, при которых яйцо в ее руке окрасилось в красный цвет, после чего Мария и начала свою проповедь.

Насколько она была убедительна, можно судить по последствиям: согласно преданию, император Тиверий расправился с теми, кто осудил Иисуса Христа – римским прокуратором Понтием Пилатом и иудейским первосвященником Каиафой.

Существует мнение, что об Иисусе из Назарета Тиверий был осведомлен еще до прихода Марии Магдалины - оповестил его сам Понтий Пилат, отправивший в Рим донесение с подробными свидетельствами о благочестивой жизни Иисуса Христа и чудесах, им явленных, вплоть до Воскресения из мертвых. Было ли то следствием искреннего раскаяния Пилата, или другие причины побудили его сделать донесение, неизвестно. Но сам документ свидетельствуется древнейшими писателями.

Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением Марией Магдалиной императору Тиверию яйца со словами “Христос воскрес!”, в подражание ей и при воспоминании о Воскресении Христовом, стали дарить друг другу красные яйца, при этом возглашая “Христос воскрес! – Воистину воскрес!” Так обычай распространился у христиан повсюду, и яйцо стало символом христианской Пасхи - воскресения мертвых и возрождения в жизнь вечную.

После Италии Мария Магдалина направилась в Малую Азию, в город Ефес, где, по преданию, помогала евангелисту Иоанну Богослову. Там же она почила и была захоронена. В 9 веке нетленные и прославленные мощи ее были перенесены в Константинополь, в церковь при монастыре св. Лазаря. Наиболее вероятная версия дальнейших событий предполагает, что во время разграбления Константинополя крестоносцами мощи святой были увезены и впоследствии разделены по храмам в разных местах Европы и Ближнего Востока.

Частицы мощей находятся и среди святынь гефсиманского храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. День памяти святой 22 июля/4 августа.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 1
Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующи, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

КОНДАК, ГЛАС 3
Предстоящи преславная у креста Спасова, со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

Поднесение даров Марией Магдалиной Римскому императору Тиберию. Картина художника Верещагина из Храма Марии Магдалины в Гефсиманской обители.