Вмф ссср корабельный состав. Большие противолодочные корабли вмф ссср. Вмф ссср в канун великой отечественной войны

Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…


Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» - специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».

Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» - цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле. Постоянное слежение за «вероятным противником» непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера - в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис - это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировались, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, - ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

Поющие фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);

- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
- вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.


Серия из двадцати* советских сторожевых кораблей начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.
*еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» - после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.
Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» - в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.


БПК "Сметливый" в Средиземном море. На заднем плане - Иджис-эсминец ВМС США "Мэхэн"

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

- 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);




Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокацинного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
- 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
- противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);

- 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
- изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).


Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» - 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» - чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана. Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.


Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год).
Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
- «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
- 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
- 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
- восемь торпед калибра 533 мм;
- морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.


Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.
Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.


СКР "Буревестник" и USS Yorktown (CG-48)


Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» - в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
- 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
- 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
- противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.


Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом - противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.


Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа - «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:

8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
- 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
- 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
- 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
- 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.


«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР.
Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед.
«Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля - комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.


В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа.
В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».

Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10 000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.


Что и говорить, ударный авианосец "Энтерпрайз" - цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая - для "выхода из игры" авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу "Энтерпрайза" обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? - идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле. Постоянное слежение за "вероятным противником" непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных "Фантомов" в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера - в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис - это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри - атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема - есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировались, как "Большие противолодочные корабли". Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза - один "Джордж Вашингтон" с БРПЛ "Полярис" мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев "Энтерпрайз".
Совершенно верно, уважаемый читатель, - ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с "убийцами городов", несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК - советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

Поющие фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 2 пусковые установки ЗРК М-1 "Волна" (боекомплект 32 зенитные ракеты);

- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
- вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.


Серия из двадцати* советских сторожевых кораблей начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении - впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды - маленький славный корабль мог применять свое оружие даже в шторм: острые "курносые" обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.
*еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках - мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля - опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК "Отважный" - после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.
Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести "поющих фрегатов" - в кормовом погребе "Отважного" сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.


БПК "Сметливый" в Средиземном море. На заднем плане - Иджис-эсминец ВМС США "Мэхэн"

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр "Беркут-А")

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

- 2 пусковые установки ЗРК М-11 "Шторм" (боезапас 48 ракет);
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

- 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);




Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку "дружественным" режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр "Кондор")

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокацинного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
- 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
- противолодочный ракетный комплекс "Вихрь" (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 "Шторм" (96 ракет);

- 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
- изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).


Противолодочные крейсера "Москва" и "Ленинград" стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа "Джордж Вашингтон" - 16 баллистических ракет "Полярис А-1" с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился "гибрид" с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор "Орион" и буксируемая гидроакустическая станция "Вега".

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он "больших противолодочных кораблей" - чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток "Москвы" и "Ленинграда" выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана. Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца "Москва" на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета "Полярис А-3" с дальностью стрельбы 4600 км - район боевого патрулирования "Вашингтонов" и "Этен Алленов" расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.


Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер "Ленинград" был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год).
Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. "Ленинград" после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а "Москва" был выведен в резерв в 1983 г., а списан - в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр "Буревестник")

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
- "пакетная" ПУ противолодочного комплекса "Метель" (4 ракетоторпеды);
- 2 пусковые установки ЗРК "Оса-М" малой дальности (боекомплект 40 ракет);
- 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
- восемь торпед калибра 533 мм;
- морские мины - до 20 шт. на верхней палубе.


Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.
Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации - "Буревестники" вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.


СКР "Буревестник" и USS Yorktown (CG-48)


Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, "Буревестник" проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам - американским фрегатам "Нокс" и "Оливер Х. Перри". Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят "Буревестник" гораздо лучше своих "Ноксов" и "Перри" - в 1988 году сторожевой корабль "Беззаветный" в грубой форме вытеснил ракетный крейсер "Йорктаун" из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР "Гарпун", разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр "Беркут-Б")

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса "Метель";
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 "Шторм" (боекомплект 80 ракет);
- 2 пусковые установки ЗРК "Оса-М" малой дальности (боекомплект 40 ракет)
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
- 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
- противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.


Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом - противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль - достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. "Букари" (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, "Букари" непрерывно "прочесывали" Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.


Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б - модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс "Раструб-Б" и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа - "Азов" получил вместо кормового ЗРК "Шторм" две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф - получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр "Удалой")

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:

8 ПУ противолодочного ракетного комплекса "Раструб-Б";
- 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны "Кинжал" (боекомплект 64 ракеты);
- 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
- 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
- 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.


"Удалой" был ошибкой руководства ВМФ СССР.
Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом "Полином", многоканальным ЗРК "Кинжал" для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия - от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед.
"Удалой" стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника - 1134-Б. По сравнению с "Букарем", БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС "Полином" серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля - комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, "Полином" давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств "Удалого". Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности - "Кинжал" имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.


В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа.
В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 - единственный представитель этого проекта "Адмирал Чабаненко" сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы "Кортик" и противокорабельные ракеты "Москит".

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров - лишь "вершина айсберга" системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами - замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 "Анчар". Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК "Полином" и противолодочные ракеты "Вихрь" с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию - американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета "один фрегат на одну русскую лодку". Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов "Нокс" и "Оливер Х. Перри", уникальные эсминцы типа "Спрюэнс" с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО - просто американские "близнецы" БПК пр. 1155 "Удалой".

Остается добавить, что идея "большого противолодочного корабля" умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10 000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.

Варяг (до 19 июня 1990 года - «Рига»), тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6

6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве
(заводской № 106), спущен на воду 25 ноября 1988 года.

В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован.
В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине.

В апреле 1998 продан компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $20 млн.
- при стоимости готового порядка 5-6 миллиардов долларов.
С 2008 года - переименован в «Shi Lang»


Основная информация

Тип: Авианесущий крейсер
Государство флага: Флаг Китая Китай
Порт приписки: Далянь
Строительство начато: 6 декабря 1985
Спущен на воду: 25 ноября 1988
Введён в эксплуатацию: не достроен
Современный статус: продан

Киев - тяжёлый авианесущий крейсер Северного флота Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР).

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе.
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после - разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали под музей.
В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь.

Основная информация
Тип: ТАКР

Верфь: Черноморский судостроительный завод в Николаеве (СССР, ныне Украина)
Строительство начато: 21 июля 1970
Спущен на воду: 26 декабря 1972
Введён в эксплуатацию: 28 декабря 1975
Выведен из состава флота: 30 июня 1993
Современный статус: Продан китайской компании в парк развлечений.

Минск - тяжёлый авианосный крейсер Черноморского флота ВМФ СССР, а позже - ВМФ России.

«Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 года.
Вступил в строй в 1978 году.
В ноябре 1978 года бы включён в состав Тихоокеанского флота.

В 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован.

В конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 22 марта 2006 года авианосец был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года авианосец снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней.

Основная информация
Тип: ТАКР.
Государство флага: Флаг СССР СССР.
Верфь: Черноморский судостроительный завод.
Спущен на воду: 30 сентября 1975.
Выведен из состава флота: 30 июня 1993.
Современный статус: Продан на развлекательный центр.

Новороссийск - авианосец Черноморского и Тихоокеанского флотов Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР) в 1978-1991 гг.

Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжелых транспортных вертолетов и базирование истребителей Як-38П.

Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.

15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Основная информация
Тип: авианосец
Государство флага: Флаг СССР СССР
Спущен на воду: 26 декабря 1978
Выведен из состава флота: 1991
Современный статус: продан Южной Корее

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»

(до 4 октября 1990 года назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но в последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде «Адмирал Горшков») - советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4, продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введен в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

Основная информация
Тип: Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 1143.4
Государство флага: Флаг России Россия
Спущен на воду: 1987
Выведен из состава флота: 2004
Современный статус: продан Индии 20 января 2004

«Ульяновск» (заказ С-107) - советский тяжёлый атомный авианосец водоизмещением 75 000 т, Проект 1143.7.

Заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 25 ноября 1988 года, строительство прекращено в 1991 году. К концу 1991 года была сформирована большая часть корпуса атомного авианосца, однако после прекращения финансирования готовый почти на треть корабль был разрезан на стапеле. Пошёл в переплавку и металл, предназначенный для второго корабля этого типа.

«Ульяновску», который должен был стать флагманом ВМФ, предполагалось иметь авиагруппу, включающую до 70 аппаратов, таких как вертолёты и самолёты Су-27К, Су-25, Як-141 и Як-44. Корабль оснащался двумя катапультами, трамплином и аэрофинишёром. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175×32×7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».

Предполагалось построить 4 корабля. 4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской № 107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.

Основная информация
Тип: Тяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага: Союз Советских Социалистических Республик СССР
Порт приписки: Севастополь
Современный статус: утилизирован

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Он же «Советский союз» (проект),
он же «Рига» (закладка),
он же «Леонид Брежнев» (спуск на воду),
он же «Тбилиси» (испытания))
- тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2009 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море.

Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» (проект 61, код NATO - Kashin).

На 2009 год в составе Черноморского флота ВМФ Российской Федерации находится лишь один (СКР «Сметливый») из 20 кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1962 по 1973 года. Остальные 19 кораблей в настоящее время списаны и разобраны на металл.

№ Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Флот
1. Комсомолец Украины Николаев 15.09.1959 31.12.1960 31.12.1962 24.06.1991 Ч
2. Сообразительный Николаев 20.07.1960 04.11.1961 26.12.1963 03.07.1992 Ч,С
3. Проворный Николаев 10.02.1961 21.04.1962 25.12.1964 21.08.1990 Ч
4. Огневой Ленинград 05.05.1962 31.05.1963 31.12.1964 25.04.1989 Б,С
5. Образцовый Ленинград 29.07.1963 23.02.1964 29.09.1965 30.06.1993 Б
6. Одарённый Ленинград 22.01.1963 11.09.1964 30.12.1965 19.04.1990 С,Т
7. Отважный Николаев 10.08.1963 17.10.1964 31.12.1965 12.11.1974† Ч
8. Славный Ленинград 26.07.1964 24.04.1965 30.09.1966 24.06.1991 Б
9. Стройный Николаев 20.03.1964 28.07.1965 15.12.1966 12.04.1990 С
10. Стерегущий Ленинград 26.07.1964 20.02.1966 21.12.1966 30.06.1993 Т
11. Красный Кавказ Николаев 25.11.1964 09.02.1966 25.09.1967 01.05.1998 Ч
12. Решительный Николаев 25.06.1965 30.06.1966 30.12.1967 01.11.1989 Ч
13. Смышлёный Николаев 15.08.1965 22.10.1966 27.09.1968 22.02.1993 С
14. Строгий Николаев 22.02.1966 29.04.1967 24.12.1968 30.06.1993 Т
15. Сметливый Николаев 15.07.1966 26.08.1967 25.09.1969 - Ч
16. Смелый Николаев 15.11.1966 06.02.1968 27.12.1969 05.03.1988 Ч,Б
17. Красный Крым Николаев 23.02.1968 28.02.1969 15.10.1970 24.06.1993 Ч
18. Способный Николаев 10.03.1969 11.04.1970 25.09.1971 06.01.1993 Т
19. Скорый Николаев 20.04.1970 26.02.1971 23.09.1972 22.11.1997 Ч
20. Сдержанный Николаев 10.03.1971 25.02.1972 30.12.1973 29.05.1991 Ч
21. DD51 Rajput (Надёжный) Николаев 11.09.1976 17.09.1977 30.11.1979 04.05.1980 Индия
22. DD52 Rana (Губительный) Николаев 29.11.1976 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982 Индия
23. DD53 Ranjit (Ловкий) Николаев 29.06.1977 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983 Индия
24. DD54 Ranvir (Твёрдый) Николаев 24.10.1981 12.03.1983 30.12.1985 28.10.1986 Индия
25. DD55 Ranjivay (Толковый) Николаев 19.03.1982 01.02.1986 01.02.1986 15.01.1988 Индия

Противолодочные крейсера-вертолётоносцы.

Москва - продан Индии, разрезан на металлолом.

Ленинград - увели на буксире в Индию, где разделали на металл.

Крейсера проекта 1164

«Москва» - (бывшее название - «Слава») является флагманом Черноморского флота

«Маршал Устинов» - входит в состав Северного флота.

«Варяг» - флагман Тихоокеанского флота.

«Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов»)

В 1993 году вошёл в состав ВМС Украины, решение о его достройке было принято в 1998 году, но ввести его в строй Украина не может, и потому крейсер стоит у пирса, рассматриваются варианты продажи крейсера.

Итого:
-Из СЕМИ тяжелых авианесущих крейсеров готов к защите России ОДИН.
Пять ПРОДАНЫ.
Один утилизирован.

Из двух Противолодочных крейсеров-вертолётоносцев
ПРОДАНЫ ДВА.

Из 20 БПК (проект 61)
19 кораблей списаны и разобраны на металл.

Из четырех ракетных крейсеров проекта 1164
3 действующие.
1 на предпродажной стадии.

P.p.s.:
ПОСТРОЕННЫЕ и строящиеся корабли и подлодки ВМФ России:
за последние годы:
Пр. 20380 «Стерегущий» Россия, 2008 г. Корвет--- 2 построены +2 строятся
Пр. 22460 «Рубин» Россия 2009 г. ПСКР --- 1 построен
Пр. 22350 «Адмирал Горшков» Россия 2011 г. Фрегат --- 2 строится (не путать с одноименным авианосцем "А. Горшков"!))
Пр. 21630 «Буян» Россия 2007 г. МАК (малый артиллерийский корабль) --- 1 построен в 2006 г. +2 строятся
Пр. 20370 Россия, 2001 г. Катер Связи --- 4 построены
Пр. 20180 «Звёздочка» Россия, 2007 г. ПТС --- 1 в 2007 г. +1 строится В серии ожидается 5-6 шт. минимум
Пр. 20120 Россия, 2008 г. Экспериментальная ДЭПЛ 1 построена СФ - Б-90 «Саров»
Пр. 18280 Россия, 2004 г. Корабль Связи 1 построен «Адмирал Ю. Иванов»,+1 в постройке. ССВ, то есть разведчик
Пр. 11711 «Иван Грен» Россия, 2012 г. БДК(большой десантный корабль) 1 строится +5 в перспективе БалтФ
Пр. 16810 Россия, 2007 г. Глубоководный аппарат 2 построены "Русь" и "Консул"
Пр. 14230 «Сокжой» Россия, 2002 г. ПК 2 построены
Пр. 1244,1 «Гром» Россия, 2009 г. СКР 1 в 2009 г. ныне "Бородино", учебный корабль
Пр. 1431 «Мираж» Россия, 2001 г. ПК 3 БФ – 2, КФ – 1.
Пр. 1166,1 «Гепард» Россия, 2001 г. МПК 2 построены "Татарстан" и "Дагестан" Серия - 10.
Пр. 1244,1 «Гром» Россия, 2011 г. Фрегат 1 к 2011 г.
Пр. 266,8 «Агат» Россия, 2007 г. МТ 1 построен БФ (=пр.02268 "Адм. Захарьин" сдан на ЧФ)
Пр. 10410/2 «Светляк» СССР, 1987 г. ПК, всего построено около тридцати, из них с начала 2000-х примерно десять штук. 1 строится.
Пр. 955/А «Борей»/«Касатка» Россия, 2007 г. РПКСН 1 построен + 3 строятся, готовится к закладке 1
Пр. 885 «Ясень» Россия, 2010 г. ПЛАРК 1 уже почти построена. 1 строится. Планируется к закладке еще 1 в течении года.
Пр. 677 «Лада» Россия, 2010 г. ДПЛТ 1 построена. 3 строятся.
Пр. 10830 «Калитка» Россия, 2003 г. АГС 1 построен

ПЛАНИРУЮТСЯ К ПОСТРОЙКЕ:
Пр. 677 «Лада» Россия, 2010 г. ДПЛТ 3 строятся 4 к 2015 г. Планируется постройка 20-25 пока.
Пр. 955/А «Борей»/«Касатка» Россия, 2007 г. РПКСН 1 + 3 заложены Планируется постройка от 5 до 8
Пр. 885 «Ясень» Россия, 2010 г. ПЛАРК 1 строится, 1 заложена Планируется постройка минимум 10
Пр. 20180 «Звёздочка» Россия, 2007 г. ПТС 1 в 2007 г. +1 строится 6 в перспективе
20380 «Пр. Стерегущий» Россия, 2008 г. Планируется постройка 20
Пр. 21630 «Буян» Россия, 2007 г. МАК 1 в 2006 г. +2 строятся КФ
Планируется постройка от 5 до 7-15 до 2020 г.
Пр. 22350 «Адмирал Горшков» Россия, 2011 г. Фрегат 1 строится + 1 заложен Планируется постройка 20

Ссылки в дополнение:
1) Атомная подводная лодка "проекта 210" "Лошарик"построена в 2003 году
http://www.newsru.ru/russia/12aug2003/losharik.html
2) В 2008 году на вооружение Каспийской флотилии (КФ) России поступили два малых десантных катера «Серна» и 1 на ЧФ (план - 30 штук) Всего построено 7 штук, один в постройке.
http://prospekta.net.ru/np11770.html
3) Сторожевой корабль нового поколения для Пограничной службы спущен на воду
http://www.itar-tasskuban.ru/news.php?news=2302
всего заказ для ПВ - 20 кораблей этого типа, в ноябре 2009 сдан сторожевой корабль-ледокол для ПВ, водоизмещением 1000 т.
плюс для ПВ ещё заказ 30 катеров ПСКА пр.12200 "Соболь" и 20 катеров пр.12150 "Мангуст", плюс новые патрульные катера "Спрут" и пограничные сторожевые корабли "Мираж"(не путать с ракетным катером "Мираж")
4) Программа восстановления тяжелых ракетных крейсеров типа "Киров" (проект 1144 и его модификации).
Сейчас в составе ВМФ РФ находится один атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Обсуждается возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев».По словам Владимира Поповкина, Минобороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трех таких кораблей: один из них будет на Тихоокеанском флоте и два – на Северном.
http://www.oborona.ru/1001/1010/index.shtml?id=4213

Дополнение к списку.
Для ВМФ РОССИИ ещё строятся:
*Базовый тральщик проекта 12700 "Александрит" . В настоящее время строится два корабля этого проекта.Прим.- тральщики-искатели мин, а не обычные МТ
* Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 "Дюгонь".
В настоящее время строится один корабль этого проекта, анонсирован заказ до десяти "Дюгоней".
*Судно связи проекта 18280 . В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ в общей сложности двух судов проекта 18280.
*Спасательное судно проекта 21300С.В настоящее время строится одно судно данного типа, анонсирован заказ в общей сложности четырех судов проекта 21300С.
*Спасательное судно "Игорь Белоусов"
Строится ОАО "Адмиралтейские верфи". Заложено 24 декабря 2005 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год.
*Морской транспорт вооружения проекта 21130 "Дискант". В настоящее время строится один корабль этого проекта. Заложен в 2008-м сдача в 2011.
*Морской транспорт вооружения (поисково-транспортное судно) проекта 20180. В настоящее время строится один корабль этого проекта.
*Крановое судно-погрузчик проекта 20360 "Дубняк" . В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ двух "Дубняков".
*Опытовое судно проекта 11982 . В настоящее время строится одно судно."селигер" Заложено 8 июля 2009 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год.
*Морской спасательный буксир проекта 22030 . В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ трех таких буксиров. Сдача первого - 2011 год.
*Морской спасательный буксир проекта 745МБ "Морж" . настоящее время строится два корабля этого проекта (в модификации 745МБ), анонсирован заказ в общей сложности четырех "Моржей".
*Малое гидрографическое судно проекта 19910 .Головное судно ("Вайгач") вошло в состав флота в 2008 году. В настоящее время строится одно судно этого типа, анонсирован заказ в общей сложности четырех судов проекта 19910.
*Большой гидрографический катер проекта 19920 (19920Б) . Головной катер этого проекта БГК-2090 вошел в состав флота в 2008 году. В настоящее время строится один катер данного типа.
*Рейдовый буксир проекта 90600. С 2003 года построено 18 буксиров проекта 90600 (в том числе один для ВМФ РФ). В настоящее время строится 2 судна этого проекта, анонсирован заказ ВМФ РФ в общей сложности пяти буксиров.
* Кроме этого заказаны:

ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"" (г. Калининград) Океанографическое судно проекта 22010 2013 год
ОАО "Восточная верфь" (г. Владивосток) Десантный катер 2011 год
ОАО "Окская судоверфь" (г. Навашино, Нижегородская обл.) Крановое судно-погрузчик проекта 20360 2010 год
ОАО "Хабаровский судостроительный завод" Два морских спасательных буксира проекта 22030 2011 год
ОАО "Зеленодольский завод им. А. М. Горького" (г. Зеленодольск, Татарстан) Два морских спасательных буксира проекта 745МБ 2010 и 2011 годы
Астраханский судоремонтный завод Рейдовый буксир проекта 705Б 2011 год
ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла"" Два рейдовых буксира проекта 90600 2010 и 2011 годы
ОАО "Сокольская судоверфь" (п. Сокольское, Нижегородская обл.) Рейдовый катер проекта 1388НЗ 2010 год
ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции" (г. Благовещенск, Амурская обл.) Две самоходные баржи 2009 и 2010 годы
35-й судоремонтный завод (г. Мурманск) Катер проекта 1394 2010 год.

"/>

В течение 1990-х годов второй в мире по величине Военно-Морской Флот СССР фактически был сокращен в несколько раз по количеству и тоннажу кораблей. На примере крупнейших кораблей ВМФ СССР - авианесущих крейсеров - мы подтвердим или опровергнем вину руководства Новой России в развале ВМФ СССР. Без интерпретаций. Только факты. В первой части нашего "разбора полетов" мы говорили о том наследстве, которое осталось от ВМФ СССР на момент развала Союза. Теперь поговорим о том, что было дальше...

Напомню, что в остатке по авианесущем на момент распада Союза мы имели 4 боевых корабля, 2 корабля в строительстве на Николаевском судостроительном заводе и 2 корабля в ожидании серьезного ремонта. Плюс вертолетоносец "Ленинград" уже списанный из состава ВМФ. Для начала предлагаю посмотреть что стало со строящимися тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" и первым отечественным настоящим авианосцем - атомным "Ульяновском". К слову, на "Ульяновске" планировалась установка первых паровых катапульт в отечественном ВМФ. Еще из нюансов - на "Ульяновске" оставался боекомплект противокорабельных "Гранитов" (не путать с "Гранатами") - такой же как на "Адмирале Кузнецове" и "Варяге". Итак... 1 ноября 1991 г. строительство авианосца остановлено. В течение ноября стало ясно, что ВМФ России не планирует вести платежи Черноморскому судостроительному заводу в г.Николаев. Без оплаты вести необходимые для строительства ТАКР "Варяг" (готовность 65-75% по разным оценкам) и АТАКР "Ульяновск" (готовность 18-20% по разным оценкам, освоено 29000 тонн корпусной стали) стало невозможно. Заводу нужно было жить и недостроенный АТАКР пр.11437 "Ульяновск" по решению Совмина Украины №69-р утилизирован заводом начиная с 4 февраля 1992 г. (демонтаж корпуса завершен до конца 1992 г.). Могла ли Россия спасти первый отечественный атомный авианосец? Сложный вопрос. Я думаю нет. Это фантастика. Почему? Последние несколько лет нефть стоит в несколько раз дороже, чем тогда. Сколько современная Россия строит крупных кораблей в год? Ответ - ни одного... В несколько раз нефть дороже.. Ни одного... Давайте будем реалистами...

Недостроенный корпус АТАКР пр.11437 "Ульяновск", 6 декабря 1990 г., ССЗ в г.Николаев, стапель "0" (фото - Владимир Пучков).

Идем дальше. "Варяг". Готовность 68-75%. Еще немного и корабль можно было бы выводить на швартовые, а следом и на ходовые испытания и выводить с Черного моря на Север. Так же в ноябре 1991 г. прекращено строительство корабля из-за неплатежей ВМФ России. Достройка корабля и передача отечественному ВМФ была вполне возможна - с украинской стороны неразрешимых препятствий тому не было. Только финансовые проблемы. В 1995 г. "Варяг" исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов министерства обороны России. После длительных переговоров корабль продан в Макао. Случилось это в апреле 1998 г., покупатель - компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн. Цель покупки - парк аттракционов. Корабль в итоге оказался в Китае , где достраивается как первый китайский авианосец начиная с 2002 г. Летом этого 2011 г. китайский авианосец Shi Lang должен приступить к испытаниям. Могли ли мы спасти "Варяг"? Я считаю, что да, могли. Что для этого было нужно?
- во-первых, понимание необходимости такого корабля для ВМФ России - было оно или нет - мы не знаем - возможно, что было понимание ненужности - это так же нельзя не учитывать, и это вопрос прежде всего к руководству ВМФ страны.
-а во-вторых, финансовые возможности - и они были! В конце концов был газ и была нефть... в которых кровно заинтересована Украина и через зачеты по которым чуть позже мы получили оттуда несколько стратегических бомбардировщиков из наследства СССР.

Авианосец «Shi Lang» ВМС Китая в достройке, 6 апреля 2011 г. (фото - Polar lean camel, http://www.fyjs.cn).

Противолодочный крейсер-вертолетоносец "Москва" - он же тогдашний флагман Черноморского флота России - старейший отечественный авианесущий корабль. 18 ноября 1972 г. летчик испытатель Дексбах именно на авианесущий крейсер "Москва" совершил первую в СССР посадку самолета на палубу корабля - это был вертикально взлетающий Як-36М - прототип "штурмовика" Як-38. В 1975 г. корабль серьезно горел, потом больше года стоял в ремонте. В ноябре 1993 г. крейсер "Москва", основным авиационным вооружением которого были противолодочные вертолеты Ка-25, совершил последний выход в море. В 1995 г. по возрасту (28 лет) корабль выведен в резерв и переклассифицирован в плавказарму ПКЗ-108. 7 ноября 1998 г. бывший крейсер выведен из состава ВМФ России и в 1997 г. продан на лом в Индию (как и крейсер "Ленинград" в 1995 г.). Тут вот вопрос неоднозначный - боевая ценность корабля и ранее вызывала сомнения - например, основное противолодочное вооружение корабля - ракетный комплекс "Вихрь" мог стрелять ракетами только с ядерными боевыми частями. Были и другие особенности. Без серьезной модернизации, скорее всего, корабль был не нужен в современном ВМФ СССР и России. К тому же решение о судьбе крейсеров этого типа принималось до 1991 г.

Крейсер "Ленинград" пр.1123 в ожидании разделки на корабельном кладбище в г.Аланг, Индия, конец 1990-х годов.

Вот мы и приблизились к самым скандальным авианесущим - трем крейсерам проекта 1143 и крейсеру проекта 11434 "Адмирал Горшков" (бывший "Баку" и он же будущий Vikramaditya). давайте начнем с последнего. Корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР в конце 1987 г. и являлся последним кораблем проекта 1143 с сохранением элементов первоначальной "неавианосной" компоновки. Т.е. это был последний именно "авианесущий ракетный крейсер". На корабле предполагалось базирование самолетов вертикального взлета и посадки Як-141. Як-38 не устраивали ВМФ СССР и самолеты этого типа планировалось в ближайшее время списать в утиль (выполнено в 1992 г.), заменив новыми сверхзвуковыми Як-141. Но один Як-141 разбился осенью 1991 г. как раз на ТАКР "Адмирал Горшков". Продолжение испытаний Як-141 руководство ВМФ посчитало разорительно-расточительным и свернуло программу. Бог им судья. К слову, часть технологий Як-141 много позже использована при создании новейшего F-35... ну это скорее о метаморфозах отечественного ВПК, чем о ВМФ... А наш "Адмирал..." продолжал службу на Северном флоте. В 1993 г. корабль поставили в ремонт в поселке Роста под Мурманском. Там 2 февраля 1994 г. на корабле случился пожар, который полностью вывел из строя одно из двух машинных отделений. Но несмотря ни на что корабль был отремонтирован! В те годы в том хаосе! И в июле 1995 г. участвовал в параде в Североморске и даже совершал некие учебные эволюции. Но чудес не бывает - в том же году в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста на долговременное хранение. А в июле 1999 г. ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 в легкий авианосец для ВМС Индии - Vikramaditya. Кто виноват и можно и нужно ли было? Руководство ВМФ или руководство страны? Были ли деньги на серьезный ремонт и модернизацию? Вот тут можно спорить долго - и до недавнего времени курсировали слухи о том, что Инлия будет "кинута" и "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пополнит ряды ВМФ России. Правды ради отмечу, что это лишь слухи инспирированные для решения финансовых вопросов с всё-таки кинутой (но только на деньги и сроки) Индией.

Бывший ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущий авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото осени 2009 - март-апрель 2010 г. (http://chhindits.blogspot.com).

"Киев", "Минск" и "Новороссийск"... криминальное трио. Все три корабля в 1994-1996 годах проданы на металл и по цене металолома южнокорейским и китайским компаниям. При каких обстоятельствах и как и почему? В августе 1991 г. была решена судьба "Киева" - корабль был выведен из боевого состава флота в резерв. Сколько у нас случаев возврата из резерва в боевой состав в период расцвета могущества ВМФ СССР в 1970-1980-е годы? По кораблям такого класса ни одного. Т.е. списали фактически. К тому же помним, что основное вооружение ТАКР такого типа - "штурмовики" Як-38 в 1992 г. сняты с вооружения и по износу и по плохим ТТХ. И не было никаких планов в могучем еще ВМФ СССР на модернизацию ТАКР пр.1143 типа "Киев". Один готов в общем... фактически при СССР. Хронология дальнейших событий:
- 26 октября 1992 г. на ТАКР "Киев" поднят Андреевский флаг ВМФ России;
- 28 августа 1993 г. - флаг ВМФ России спущен - корабль разоружен и передан для продажи или разделки отделу фондового имущества ВМФ.
- 28 августа 1994 г. - ТАКР "Киев" продан китайской частной фирме и 20.05.2000 г. уведён буксиром «Дэу» в Шанхай, где прошёл переоборудование под плавучий туристический развлекательный центр, коим до сих пор и является на радость китайской детворе и туристам. Китайский монумент НАШЕМУ ФЛОТУ!!!

ТАКР "Киев" пр.1143, 1985 г.

"Минск" и "Новороссийск" базировались на Тихом океане. Напомню, что в 1991 г. "Минск" начали готовить к переходу на судостроительных завод в Николаев для ремонта (не работало 50% двигательной установки крейсера). 31 августа 1992 г. на "Минске" спустили флаг ВМФ и уже в октябре крейсер прибыл к месту консервации (в отстой) в бухту Постовая в Советской Гавани. 20 октября 1995 г. "Минск" уведен буксиром в Южную Корею для разделки на метал. А в 1998 г. ТАКР "Минск" перепродан китайской компании и после проведения комплекса работ с 27.09.2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). Второй китайский музей ВМФ СССР! Помните реплику одного из ведущих в "Дне радио", обращенную в коридор?

ТАКР "Минск" - развлекательно-туристический центр в Шэньчжэнь, Китай

Из песни слов не выкинешь: "Малая земля, товарищи, друзья...". ТАКР "Новороссийск" :
- по 1990 г. проходил двухгодичный ремонт;
- 28 января 1991 г. - проходил испытания после ремонта, сдела некоторые задачи, но полностью возвратить корабль в строй после ремонта не удалось...
- май 1991 г. - корабль выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР . Точка.
- январь 1993 г. - при нахождении в отстое на корабле в машинном отделении случился пожар.
- 30 июня 1993 г. - ТАКР "Новороссийск" разоружен и исключен из состава ВМФ России.
- январь 1996 г. - ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металл...

ТАКР "Новороссийск" пр.11433, 1982-1983 г.г.

Прервемся... В третьей части мы расскажем как сложилась судьба единственного боевого авианесущего корабля современного ВМФ России - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и подведем итоги и по кораблям и по персоналиям, занимавшим посты и принимавшим решения... Это будет завтра.

Потери и приобретения флота после второй мировой войны, Развитие ВМФ СССР после второй мировой войны, Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Человек и советский ледокол (фото второй половины XX века).

ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ФЛОТА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Потери Военно-Морского Флота СССР за годы войны составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Флот потерял 150 крупных кораблей и подводных лодок, около 700 других кораблей, катеров и вспомогательных судов, около 5 тыс. самолетов.

Однако эти потери восполнялись построенными в стране кораблями (корабли также поставлялись по ленд-лизу и достались в качестве трофеев) и новым обученным офицерским составом.
Так, к концу Второй мировой войны корабельный состав советского флота по численности кораблей был уже вдвое больше, чем в начале войны.
Всего на 3 сентября 1945 года в ВМФ СССР числился 361 надводный корабль специальной постройки.

По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил итальянские, немецкие и японские корабли, а также большое количество технической документации.

РАЗВИТИЕ ВМФ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Сразу же после окончания войны Советским правительством был взят курс на ускоренное развитие и обновление военно-морского флота. В период конца сороковых-начала пятидесятых годов в состав флота вошло большое количество новых и современных кораблей и подлодок всех типов. Устаревшие корабли довоенной постройки проходили модернизацию.

Большое внимание было уделено подготовке личного состава флота: совершенствовалась организация и повышался уровень боевой подготовки. Был принят во внимание опыт Великой Отечественной войны. Учебные пособия и уставы были переработаны и разработаны новые. Ко всему прочему, была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Во всем мире продолжали совершенствовать ракеты различных классов для поражения целей в любой среде и на любом расстоянии. СССР не оставался в стороне. Так противолодочные корабли получили ракеты-торпеды и реактивные бомбометы.

Развитие ядерных технологий привело к тому, что в советском подводном кораблестроении определились два главных направления: создание подводных дальнобойных ракетоносцев и многоцелевых атомных подлодок для выполнения комбинированных задач. Также было признано необходимым создание авианосцев для выполнения боевых задач в Мировом океане.


Всплытие подводной лодки

В середине пятидесятых годов был принят курс на строительство мощного ракетно-ядерного флота, который смог бы действовать в Мировом океане. Так, 12 августа 1957 года был спущен со стапелей первый советский подводный атомоход «Ленинский комсомол».

Позже были спроектированы и построены различные противолодочные корабли, началось внедрение палубной авиации. Так, в шестидесятые годы был построен первый советский крейсер-вертолетоносец. Активно велись исследования в области создания кораблей с динамическими принцами поддержания: на подводных крыльях и на воздушной подушке, — а также различных кораблей, используемых в десантных целях.

В дальнейшем корабли постоянно совершенствовались, создавались новые ракетоносцы, также вступали в строй многоцелевые подводные лодки. Проблема с внедрением на палубы авиации была решена: создано большое количество авианесущих кораблей, с возможностью вертикального взлёта и посадки самолетов. Также строились надводные корабли с атомной энергетикой.
Флот получил современные десантные корабли и тральщики.

Основой ударной мощи флота стали атомные подводные лодки с дальнобойными баллистическими ракетами.

Морская авиация заняла важное место в ВМФ, так как резко возросло значение противолодочной авиации, способной вести эффективный поиск и уничтожать подводные лодки врага в Мировом океане. Главной задачей морской авиации стала борьба с атомными подводными ракетоносцами вероятных противников.

Конечно, и надводные корабли не утратили своей важности: их мобильность, огневая мощь и способность вести боевые действия в Мировом океане увеличились. Поиск и уничтожение подлодок могли выполнять также и противолодочные крейсеры, и некоторые большие противолодочные корабли.

На вооружении стояли такие авианесущие крейсеры, как «Москва», «Баку»,«Ленинград», «Минск», «Киев», «Новороссийск»; быстроходные противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины», «Адмирал Виноградов», «Красный Кавказ», «Николаев» и др., а также сторожевые корабли типа «Бодрый».

Подлодка К-22 «Золотая рыбка»
Самая быстрая в мире подлодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 км/ч (42 узла). За дороговизну постройки эту титановую лодку прозвали «Золотая рыбка».

Другую большую группу надводных кораблей постепенно стали формировать ракетные крейсеры и катера —вследствие развития ракетного оружия и радиоэлектроники, что расширило возможности этого рода сил, придав им новые качества и функции.

Одним из ярких примеров мощи советского флота могли служить атомные ракетные крейсера «Киров» и «Фрунзе». Эти крейсеры имели превосходные условия для экипажа, что позволяло им месяцами не заходить в базы.

Неатомные ракетоносные корабли с ракетами различного назначения также стали важной частью флота. Наиболее примечательными из ракетных крейсеров были «Варяг», «Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Слава», а также несколько других.

Малые ракетные корабли типа «Зарница» и ракетные катера типа «Кировский комсомолец» могли осуществлять задачи по уничтожению надводных судов противника не только в закрытых морских театрах, но и в прибрежных районах океанов.

В семидесятые годы флотеполучил десантные корабли на воздушной подушке. Они были предназначены в основном для перевозки десантных подразделений сухопутных войск, морской пехоты и их боевой технике.

Появились большие десантные корабли, оснащенные специальными помещениями для личного состава, а также трюмами и площадками для размещения различной военной техники. Часть малых десантных кораблей были вооружены скорострельной десантной артиллерией, которая позволяла отражать атаки с воздуха.

Также большие изменения произошли в береговой артиллерии. Из нее были сформированы ракетно-артиллерийские войска, способные поражать цели на расстоянии 300-400 километров.
Морская пехота, в свою очередь, была изменена коренным образом: она стала располагать плавающей и высокопроходимой бронетехникой различных типов (танки, бронетранспортеры, разведывательные и инженерные машины и т.д.).

Также различные новые качества приобрели суда вспомогательных типов. Почти все типы вспомогательных судов прошли модернизацию и перевооружение.


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» и ракетный крейсер проекта 1164.

СОСТОЯНИЕ ВМФ СССР НА КОНЕЦ 1980-Х ГОДОВ

Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков: «Гонка вооружений в целом, и в частности военно-морских, начата и взвинчивается не нами. Наш могучий океанский ракетно-ядерный флот был создан по решению ЦК КПСС и Советского правительства в ответ на развертывание флотами США и НАТО ракетно-ядерного оружия, нацеленного на нашу страну.
...Сегодня, когда мы уже имеем флот, являющийся одним из сильнейших в мире, оглядываясь назад, отчетливо видишь, какой же колоссальный труд вложен в него нашими замечательными учеными и конструкторами, инженерами и рабочими. Можно сказать, что наш флот создан трудом всего советского народа».

На конец восьмидесятых годов в состав ВМФ СССР входило свыше сотни эскадр и дивизий, численность личного состава которых составляла более 450 тыс. человек. Морская пехота насчитывала почти 13 тыс. пехотинцев.

Расходы на военно-морской флот в СССР по состоянию на 1989 год достигли 12,08 млрд рублей, из которых 3 млрд было затрачено на закупку кораблей и катеров и более 6,5 млрд — на техническое оснащение.

В боеготовом состоянии находилось 160 надводных кораблей, способных выполнять продолжительные операции в Мировом океане и дальних морских зонах, а также 83 стратегических атомных подводных ракетоносца, 113 многоцелевых атомных подлодок и свыше 250 дизель-электрических.

Из книги Павлова А.С. «Советский ВМФ 1990-1991»:
«СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).»

В 1991 году на судостроительных предприятия в СССР строились два авианосца (из них один атомный), одиннадцать подлодок с баллистическими ракетами, а также 18 многоцелевых атомных и семь дизельных подлодок. Ко всему прочему, было заложено десять эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и большое количество менее крупных кораблей всех типов.

Своего пика ВМФ СССР достиг в 1985 году, тогда состав флота насчитывал в сумме 1561 кораблей и по своему боевому потенциалу уступал лишь ВМФ США.


Пункты базирования ВМФ СССР, 1984 год

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |